Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовное бытие. Основные аспекты сознания




 

В предыдущих параграфах мы рассмотрели материальное бытие. Дальнейшая наша задача будет заключаться в раскрытии особенностей духовного бытия. Последнее представлено различными видами сознания. Поскольку мы имеем достоверные данные лишь о человеческом сознании, то оно и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения. Предварительно отметим, что сознание – величайший и до сих пор необычайно загадочный дар бытия человеку. Проблема сознания является, несомненно, самой трудной познавательной проблемой из всех проблем философии, науки и культуры вообще. Это обусловлено, по крайней мере, тремя обстоятельствами.

Первое из них – суверенность сознания. Сознание данного человека непосредственно дано только ему и никому другому. Никто не может прямо проникнуть в душу другого человека. О содержании сознаний других людей мы можем судить только на основе анализа их речи и поступков. Второй фактор, обусловливающий трудности в изучении сознания по сравнению с изучением материальных объектов, – его идеальность, т.е. бесплотность и бестелесность. Сознание не обладает физическими и химическими свойствами (массой, весом, зарядом, валентностью и др.), которыми обладают материальные объекты. Поэтому его нельзя поместить в пробирку, взвесить на весах, измерить термометром или вольтметром, выделить с помощью химического реактива и т.п.

Сознание непосредственно невозможно зарегистрировать объективными методами. С помощью приборов можно зафиксировать лишь параметры мозговых физиологических процессов, служащих носителем сознания (величину электрических потенциалов нервных клеток, частоту их возбуждения, пространственную структуру возбуждённых нейронов и др.). Само же сознание дано человеку исключительно в виде внутренних субъективных переживаний. Поэтому при изучении сознания совершенно незаменим метод самонаблюдения, или интроспекции. Он и даёт каждому из нас представление о сознании, о собственной душе. Третья трудность в изучении сознания связана с его необычайной сложностью и изменчивостью.

Хотя сознание – самый трудный предмет изучения, но в то же время и самый интересный. Как справедливо отмечал О.Бальзак, «жизнь человеческой души является самой волнующе прекрасной и самой великой вещью на Земле». Отмеченные трудности в изучении сознания не являются непреодолимыми. Интроспекция, изучение деятельности и речи людей, их мозговых процессов позволили философии и науке получить определённые знания о сознании, его структуре и функциях.

Диалектический подход к проблеме сознания предполагает его рассмотрение в следующих основных шести аспектах. Феноменологический аспект показывает, что входит в состав сознания. Здесь мы выделяем сенсорно-перцептивную сферу. Она представлена такими психическими явлениями, как ощущения, восприятия, представления (см.§2 главы 13). Человек и высшие животные обладают способностью оперировать представлениями и на основе имеющихся представлений создавать новые. Такая способность называется наглядно-образным мышлением. Например, ребёнок, ещё не владеющий речью и понятийным мышлением, способен так переместить предметы, чтобы достать нужную игрушку.

В сознание ещё входит мотивационная сфера. Её база – потребности, или нужда организма и личности в факторах, необходимых для существования и развития. Осмысленные потребности есть желания, а устойчивые желания называются интересами.

Следующая сфера – эмоционально–волевая. Эмоции и чувства – это положительно или отрицательно окрашенные переживания (удовольствие и неудовольствие), обусловленные удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Обычно переживания, связанные с физиологическими потребностями, называют эмоциями, а обусловленные духовными и социальными потребностями, - чувствами (честь, совесть, долг, патриотизм и др.). Иногда термины «эмоции» и «чувства» используют как синонимы. Воля – способность из нескольких конкурирующих потребностей выбирать ту, которая важнее, и преодолевать препятствия на пути её удовлетворения. Функции воли: 1)предохранение человека от деградации – переключения на незначительные, но легко достижимые цели; 2) преодоление препятствий на пути к цели.

Рациональная сфера сознания, или сфера понятийного мышления, представлена понятиями, суждениями и умозаключениями. Эту сферу, называемую ещё разумом, подробнее рассмотрим в §2 главы 13. Наконец, важнейшим компонентом сознания выступает самосознание – способность выделять себя из окружающего мира, критически оценивать свои поступки и на основе этого самосовершенствоваться. Самосознание предполагает сопоставление образа Я с определённым желаемым Я, вынесение самооценки и – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.

Неотъемлемой стороной каждой из пяти сфер сознания служат способности. Так, сенсорно-перцептивная сфера представлена не только ощущениями и восприятиями, но и способностями к их формированию; рациональная сфера кроме понятий, суждений и умозаключений включает в себя и способности к их формированию. Совокупность всех способностей человека в современной науке обозначается термином «интеллект». Интеллект – это не отдельная сфера сознания, а операциональная (формообразующая) сторона любой её сферы. В структуре сознания интеллекту принадлежит особое место. Его функция состоит в формировании психических образов и состояний. Эффективность психической, в том числе мыслительной, деятельности определяется в первую очередь именно интеллектом.

Таким образом, по своему составу сознание есть совокупность многообразных психических явлений, объединённых чувством персонального Я. Сознание контактирует и взаимодействует с огромной сферой бессознательного. Все психические явления из сферы сознания могут погружаться в бессознательное, и наоборот, бессознательные переживания могут становиться сознаваемыми. Поэтому понятие «психика» имеет больший объём, чем понятие «сознание». В сознание не входят бессознательные психические явления. Понятия же «психика человека» и «душа» имеют одинаковый объём. В тех случаях, когда речь не идёт о конкретном составе духовного мира человека, а последний рассматривается в целом и противопоставляется либо внешнему миру, либо телу человека (т.е. материальным образованиям) допустимо использовать понятия «сознание» и «душа» как равнозначные. В религиозной философии преимущественно используется термин «душа», а в материалистической – «сознание».

Кроме понятий «сознание», «психика», «душа», существует ещё понятие «дух». Это понятие является весьма многозначным и используется в следующих смыслах: 1)в физиологическом смысле - как вдыхаемый и выдыхаемый воздух (отсюда выражение «испустить дух»), а также как запах (например, пахучие духи); 2)как характеристика уровня активности человека (высокий дух, подъём духа, героический дух и т.п.); 3)как доминирующий компонент внутреннего мира человека, наиболее выраженная потребность (творческий дух, дух отваги, дух предпринимательства, дух наживы); 4)как часть человеческого сознания (например, в классическом рационализме это разум, в экзистенциализме - воля); 5)как момент или ипостась Бога, заключающиеся в его животворящей силе (Дух Святой в христианской философии); 6)как нематериальный компонент бытия, как совокупность всех идеальных явлений; в этом смысле понятие «дух» совпадает по объёму с понятиями «идеальное» и «сознание» (философы материалистической ориентации признают существование только субъективного духа – человеческого сознания, а представители объективного идеализма, например Гегель, постулируют наличие ещё и объективного духа – мирового сознания, которое служит творцом и управителем мира. В данной работе понятие «дух» используется как противоположность понятию «материя» и равнозначный понятиям «идеальное», «сознание» в их материалистическом истолковании.

Обладают ли сознанием животные? Нет, они обладают природной предпосылкой сознания – животной психикой, в которой отсутствуют воля, разум, самосознание, а имеющиеся в ней компоненты качественно отличаются от тех же компонентов человеческого сознания.

Онтологический аспект сознания показывает, чем служит сознание по способу своего бытия. В рассмотрении этого аспекта обнаруживается принципиальное отличие между идеализмом, современным диалектическим материализмом и вульгарным материализмом. Первый утверждает самостоятельное, субстанциальное (вне и до материи) существование сознания (в виде либо мировой, либо индивидуальной души). Второй полагает, что сознание существует лишь как свойство или функция высокоорганизованной материи – человеческого мозга (физиологические процессы головного мозга – носитель сознания). Материализм допускает существование и других, неизвестных ещё, материальных носителей сознания. И идеализм и диалектический материализм признают идеальность сознания. Вульгарный же материализм положение об идеальности сознания отрицает и считает его разновидностью материи. Так, в середине XIX в. немецкий философ К.Фогт писал, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени».

В настоящее время вульгарный материализм проявляется в отождествлении сознания то с нервными импульсами, передающими информацию в мозгу, то с испускаемыми мозгом электромагнитными излучениями и элементарными частицами. Вульгарно-материалистическая тенденция представлена в учении «научного материализма», сформировавшегося в конце 50-х гг. XX в. в США и Австралии. Его представители Г.Фейгл, Д.Амстронг и другие отрицают специфику сознания как субъективной реальности и отождествляют духовные явления с нейрофизиологическими процессами. Они полагают, что психология должна стать частью физики, а «ментальные» термины (сознание, эмоции, мышление, воля и др.) должны быть заменены точными физическими терминами. Хотя основную установку «научного материализма» принять нельзя, но следует отметить, что это учение значительно стимулировало исследование материальных основ сознания, ввело в обсуждение проблемы сознания новейший материал нейрофизиологии, генетики, кибернетики.

Иногда встречаются удивительные гибриды вульгарного материализма с идеализмом. Так, некоторые авторы фиксировали массу тела умирающих людей и обнаружили, что в момент смерти она уменьшается на несколько грамм. Именно такова, по их мнению, масса души, покидающей тело. В действительности же душа ни массой, ни другими физическими свойствами не обладает. Не может она и существовать вне тела. Изменение массы тела в этих опытах, если они достоверны, может быть объяснено, например, выдыханием так называемого остаточного воздуха, увеличением интенсивности излучения тела в результате окислительных процессов и другими биофизическими причинами.

Гносеологический аспект сознания показывает, чем оно является по своему содержанию. С позиций познавательного реализма, сознание есть отражение бытия до уровня сущности, содержанием сознания служат знания о внешнем мире и самом человеке. Агностицизм отвергает возможность глубокого познания мира, а скептицизм сомневается в этом.

Исторический аспект сознания заключается в вопросе о том, как оно возникло. Объективный идеализм считает, что мировое сознание существует вечно, а человеческая душа – его творение или частица. Субъективный идеализм, признавая сознание единственной реальностью в мире, снимает вопрос о его возникновении. С точки зрения современного материализма, сознание возникает как результат развития свойства отражения на уровне социальной формы движения материи, и главным фактором перехода от психики животных к сознанию человека послужила предметная деятельность, в особенности труд.

Функциональный аспект показывает, что по своему назначению сознание есть фактор управления поведением и деятельностью человека. Понимание сознания как отражения недостаточно. Сознание есть не только отражение наличного бытия, но и информационное творчество нового бытия. Под действием своих потребностей и на основе отражения внешнего мира человек в своём сознании формирует модель будущего бытия и программу его реализации.

Социологический аспект показывает, что в обществе из социально значимых элементов индивидуальных сознаний (но не вне людей) формируется особое духовное образование – общественное сознание. Фактором, обеспечивающим его единство, служит система общественной коммуникации. Общественное сознание представляет интересы социальных групп и соответственно регулирует их поведение и деятельность.

Подводя итоги, можно сказать, что с точки зрения идеализма, сознание есть духовная реальность, которая творит или упорядочивает мир, управляет его развитием или влияет на него. С позиций же современного материализма, сознание есть возникшая в процессе общественно-исторического развития функция человеческого мозга, заключающаяся в идеальном целенаправленном отражении имеющейся действительности и в моделировании будущей действительности, осуществляющая управление деятельностью человека, социальных групп и в силу этого изменяющая природное и социальное бытие.

 

§7.Сознание и мозг.
Проблема моделирования психики

 

Более двух тысяч лет назад было обосновано положение о том, что многообразные духовные процессы, которые вначале называли душой, а позднее стали именовать сознанием, есть функция мозга. С тех пор из всех частей тела человека именно мозг привлекал особенно пристальное внимание исследователей. Было установлено, что мозг – это сложнейшая система, состоящая из многих миллиардов нервных клеток – нейронов. Каждый из них находится в контакте со многими другими, все они вместе с окончаниями органов чувств (рецепторами) и эффекторными нейронами, идущими к мышцам и внутренним органам от головного и спинного мозга, образуют сложнейшую сеть с неисчислимым множеством связей. Информация в мозгу передаётся с помощью нервных импульсов – электрических сигналов с амплитудой около 0,1 вольта.

О том, что мозг – носитель сознания, свидетельствуют данные медико-биологических наук. Так, травматология показывает, что механические воздействия на мозг (удары, ранения, травмы) могут приводить к обратимым изменениям сознания, к его нарушениям и даже к утрате сознания (вследствие сильной черепно-мозговой травмы человек может превратиться в слабоумного). Вместе с тем подобные травмы других органов, и даже ампутация некоторых из них, не приводят к значительным нарушениям сознания.

О связи сознания с мозгом говорят и данные психофармакологии, изучающей действие психотропных веществ. Среди последних известны седативные вещества, устраняющие тревогу (настой валерьяны, седуксен, диазепам), возбуждающие (кофеин), эйфоризирующие, вызывающие в данный момент радостное настроение (этиловый спирт, наркотики), галлюциногены (наркотики), психомиметики, вызывающие сумасшествие. В большинстве случаев эти вещества действуют в различных участках мозга на контакты нейронов, изменяя их проводимость.

Последние десятилетия наука занимается выявлением мозговой локализации психических функций, т.е. установлением того, какие мозговые образования осуществляют тот или иной психический процесс. Вначале у животных, а в настоящее время и у человека хорошо установлено мозговое представительство эмоций. Производя электрическое раздражение соответствующих участков мозга (через электроды – тонкие платиновые или серебряные проволочки, введённые в мозг) можно вызвать заданные эмоции (страх, гнев, удовольствие и др.).

Выявление мозговой локализации ощущений позволило достичь определённых успехов в протезировании органов чувств. Так, при протезировании органа зрения создана установка, в которой изображение воспринимается миниатюрной телекамерой и преобразуется электронной системой в совокупность электрических сигналов. Последние направляются на матрицу из нескольких сот точечных электродов, контактирующих под черепом с затылочными долями мозга слепого человека. При одновременной стимуляции мозга через множество электродов у ранее слепого человека могли возникать простые зрительные образы (вертикальные и горизонтальные полосы, геометрические фигуры, знаки шрифта Брайля).

Магистральным направлением в исследовании проблемы «сознание и мозг» служит работа по расшифровке нейродинамических кодов психических явлений. Она основывается на информационной концепции психики и идеального, разработанной отечественным философом Д.И.Дубровским (5). Согласно ей, психическое (идеальное) есть непосредственно данная личности информация, информация как таковая, а материальным носителем этой информации служит нейродинамический код – конкретный мозговой процесс, в котором воплощено данное психическое явление.

К примеру, при восприятии квадрата возбуждается определённая группа распределённых в пространстве мозга нейронов, каждый из которых даёт импульсы определённой частоты. Данная нейронная активность и переживается человеком как образ квадрата. Если воспринимается круг, то возбуждается уже другой ансамбль нейронов. Свой мозговой код соответствует не только каждому чувственному образу, но и любому психическому явлению, в том числе понятию, т.е. мысленному образу. Скажем, когда мы мысленно произносим слово «кошка», то ему соответствует своя мозаика нейронной активности, а когда – слово «бегать», то возникает другой узор нейронной активности. Выявление соответствия между особенностями мозговой активности (частотой импульсов, числом и распределением возбуждённых нейронов, величиной электрических потенциалов и др.) и содержанием переживаемых при этом психических явлений и составляет задачу расшифровки мозговых кодов сознания.

Такая работа впервые в мире начала проводиться в нашей стране под руководством Н.П.Бехтеревой параллельно с диагностическими и лечебными мероприятиями у больных с вживлёнными в мозг множественными электродами. Определённые результаты получены в области расшифровки мозговых кодов произносимых слов и элементарных умозаключений. Полученные коды хорошо описаны и обладают предсказательными возможностями: испытуемый мысленно произносит слова, а оператор в другой комнате с помощью приборов регистрирует мозговую активность, сравнивает её с ранее установленными кодами и правильно определяет, какие слова «произносил» испытуемый. Совсем недавно такие приёмы «чтения мыслей» могли бы показаться фантастикой, но сейчас они становятся реальностью.

Расшифровка мозговых кодов сознания может иметь большие социальные последствия. Одна из перспектив в этом отношении – качественное изменение форм коммуникации, взаимопонимания и сплочённости людей. Несмотря на все достижения цивилизации, социального благоденствия не наступило. Войны, развязанные, казалось бы, самыми демократическими странами, рост преступности, аморализм свидетельствуют о неразумности общества на данном этапе. Возможно, существующие формы коммуникации просто не позволяют людям достичь нужного для торжества гуманизма уровня взаимопонимания, сплочённости, милосердия, жалости, любви, великодушия. Может быть, именно методики, основанные на расшифровке мозговых кодов сознания, и позволят достичь такого уровня. Вряд ли можно установиться какие-либо принципиальные ограничения для непосредственной «передачи» психических образов и состояний от одного человека к другим людям путём фиксации мозгового кода у одного человека, включения его в систему общественной коммуникации и искусственной активации этого же кода у других людей. Д.И.Дубровский предполагает, что расшифровка кода со временем приведёт к повышению степени открытости сознания (уменьшению его суверенности), что может существенно повлиять на формы коммуникации, а через них на систему социальной самоорганизации в целом. Можно вообразить возникновение принципиально нового типа сознания – коллективного, или планетного, сознания, носителем которого станут соединённые средствами коммуникации и компьютерами нервные системы людей. Расшифровка мозговых кодов открывает возможность непосредственного управления психикой человека и, следовательно, его действиями, что может иметь и отрицательные последствия в условиях недемократических режимов.

Может ли сознание существовать вне мозга и вне тела человека? Такая возможность ещё в древности признавалась в мифологии (см.§1 главы 1), а затем в религии. В последнее время некоторые авторы говорят о существовании души вне тела на основе свидетельств людей, переживших клиническую смерть. Американский автор Р.Моуди в книге «Жизнь после смерти», обобщая рассказы 1500 «умерших» и «оживших» людей, отмечает, что в момент умирания человек слышит неприятный шум, громкий звон, затем перемещается по длинному тоннелю, в конце которого сияет свет. При этом он ощущает, что находится вне своего физического тела и смотрит на себя со стороны. Он встречает ранее умерших родственников и друзей. В его памяти возникают главные события прожитой жизни. Далее он чувствует, что подходит к границе между земной жизнью и жизнью будущей. Иногда он сопротивляется уходу из этой жизни, иногда испытывает блаженство, наконец, наступает чувство радости от воссоединения со своим телом. Характерно, что описание почти всех ощущений, о которых пишет Моуди, мы находим и в сообщениях других авторов (чёрный коридор, ослепительный свет, видение себя со стороны, встречи). Моуди полагает, что приведённые описания свидетельствуют о существовании души вне тела.

Крупный отечественный реаниматолог В.А.Неговский полагает, что отмеченные психические явления свидетельствуют не о путешествиях души в потустороннем мире, а о наличии особого состояния сознания (системы иллюзий и галлюцинаций, аналогичных сновидениям). В процессе умирания человек может воспринимать те или иные внешние явления. Наряду с этим может происходить и растормаживание следов памяти, порождающее разные образы. Подобные переживания наблюдаются не только в состоянии клинической смерти, но и при многих других патологических процессах. Нет ничего необычного и в том, что оживлённые люди в разных странах переживали сходные сюжеты. Динамика изменения и распада функций мозга, зависящая, в частности, от кислородного голодания и действия токсических продуктов, имеет свою последовательность, общую для всех людей. В силу общности изменений мозга сходными были и переживания людей. Таким образом, имеется материалистическое научное объяснение переживаемых пациентами видений. Надо ещё отметить, что Моуди не оригинален в своих взглядах: он воспроизвёл древние анимистические представления о самостоятельном существовании души. Только если древние люди пришли к выводу о существовании души вне тела на основе истолковании сновидений и обмороков, Моуди для этого вывода использовал истолкование переживаний пациентов, переживших клиническую смерть.

С проблемой «сознание и мозг» связана ещё одна проблема, порождённая НТР, - проблема моделирования психики, или «искусственного интеллекта». Её философские аспекты таковы: Могут ли в будущем искусственные системы (компьютеры) решать творческие задачи и сравниться в этом отношении с человеком? Могут ли они приобрести сознание и стать личностями? Большинство философов отрицательно отвечает на эти вопросы и полагает, что искусственные системы всегда будут работать по внешней программе, творческие же задачи и ответственные решения останутся за человеком. Однако некоторые авторы полагают, что никаких пределов в моделировании психики нет, и в будущем искусственные информационные системы даже приобретут сознание и станут личностями, на планете будет два разума – естественный и искусственный.

Сторонники этой точки зрения приводят один сильный аргумент: поскольку в мире нет ничего непознаваемого, то рано или поздно тайна зарождения сознания и мозговых механизмов его функционирования будет раскрыта; последнее же позволит воссоздать сознание в искусственных системах. Может, однако, обнаружиться, что сознание способно существовать лишь на белково-нуклеиновой основе. Так что дискуссия продолжается. Среди тех, кто признаёт возможность создания искусственного интеллекта, одни считают, что он будет дружественным, а другие думают, что он станет враждебным естественному. Особую точку зрения развивал известный хирург и нейрокибернетик Н.М.Амосов. Он считал, что в отдалённом будущем человек сам откажется от своего тела и мозга, и его сознание перейдёт в более совершенную материальную форму. Оппоненты Амосова называют такой исход самоубийством человечества, поскольку, по их мнению, вся культура человека неразрывно связана с его телесностью.

 

 

Возникновение сознания

Некоторые метафизические материалисты – представители так называемого гилозоизма (Д.Дидро, Ж.Робине), – испытывая затруднения в объяснении возникновения сознания, объявили всю материю одушевлённой. Они считали, что ощущением обладают человек, животные, растения и даже камни. Сторонники концепции биопсихизма (Э.Геккель и др.) несколько сужали сферу психического. Психика, по их мнению, присуща всему живому (людям, животным и растениям). Наконец, Р.Декарт признавал наличие психики только у человека, а животные, по Декарту, – лишь сложные автоматы, которые ничего не ощущают. Современная наука не признаёт полностью истинной ни одну из этих концепций, но обнаруживает в них глубокие догадки: в гилозоизме – о том, что всей материи присуще свойство отражения (а не ощущения, как считали гилозоисты), в биопсихизме – об особом, информационном, типе отражения в биологических системах, в учении Декарта – о качественном отличии сознания от психики животных

Современная наука признаёт, что вся материя обладает свойством отражения, которое развивается, совершенствуется вместе с развитием материальных систем и высшей формой которого является сознание. Отражение – это воспроизведение свойств одного объекта в другом при их взаимодействии. Примеры простейших видов отражения: отпечатки пальцев на бумаге, образ в зеркале, фотография, следы на снегу. Важной характеристикой отражения служит объективность - соответствие структуры образа структуре оригинала. В процессе развития свойства отражения это соответствие повышалось. Если образ соответствует сущности отражаемого объекта, самому главному в нём, то это адекватное отражение (от лат.адекватное – вполне соответствующее), если же он соответствует лишь каким-то внешним сторонам и проявлениям объекта, то это неадекватное отражение.

В своём развитии отражение прошло три основных этапа. Первый – отражение в неживой природе. На этом этапе отражение не играло существенной роли, оно просто сопровождало физические и химические процессы. Второй этап – отражение в биологических системах. Здесь роль отражения кардинальным образом меняется. Результат отражения – информация – используется для управления и регулирования. Можно сказать, что возникновение жизни – это возникновение информационного отражения.

В рамках этого этапа выделяются две ступени. Первая – допсихическое отражение, или раздражимость, – целесообразная реакция организма на раздражение, не сопровождаемая ощущением (например, движение частей растения при освещении). На более высокой ступени эволюции возникает психическое отражение, когда организм не только реагирует, но и ощущает, имеет внутренние переживания. В дальнейшем в процессе эволюции психическое отражение развивается, обеспечивая более тонкое приспособление организмов к среде. Ощущения дифференцируются, возникают восприятия, представления, потребности, эмоции. Третий этап в развитии отражения – отражение в социальной системе. Здесь отражение принимает форму человеческого сознания.

Каким же образом осуществился переход от психики животных к сознанию человека? Это произошло в ходе общего процесса возникновения человека.

Данный процесс называется антропогенезом. Имеются ненаучные версии происхождения человека. Наиболее разработанной научной теорией антропогенеза является учение, созданное на основе произведений двух учёных: книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871) и работы Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Согласно этой теории, человек является вершиной биологического древа, последним звеном в развитии живых организмов на планете Земля. Человек произошёл от обезьяны. Главный фактор, обусловивший переход от животного к человеку, - это труд, или преобразование природы. Животные не преобразуют природу, они только могут её стихийно изменять. Преобразовательное отношение к миру – главное качество человека.

В результате труда человек приобрёл новые качества, которых не было у животных. Но биологическая организация человека – его тело, законы генетики, физиологии, биохимии, биофизики, белково-нуклеиновый субстрат тканей – в человеке сохранились. В результате человек стал биосоциальным существом, воплотил в себе единство биологического и социального начал. Можно сказать, что человек имеет социальную сущность и биосоциальную организацию, или природу.

Рассмотрим теперь процесс антропогенеза более подробно. Вначале отметим, что для возникновения человека имелись три природные предпосылки: 1) психика животных, в которую входили ощущения, восприятия, представления, потребности, эмоции; это как бы «малая душа», на основе которой потом возникнет «большая душа» - человеческое сознание; 2) орудийная деятельность животных – использование обезьянами палок, камней, других предметов для удовлетворения своих потребностей; такая деятельность – это ещё не труд, но природная предпосылка труда; использование предметов животными носило случайный и эпизодический характер, а человеческий труд без орудий деятельности невозможен; 3) биологическая сигнализация - использование животными акустических и двигательных сигналов для передачи эмоциональных состояний; на базе этой сигнализации впоследствии возникла человеческая речь.

Каким же образом на базе указанных предпосылок возникло разумное существо? Главный фактор такого возникновения – трудовая деятельность. Здесь мы отметим несколько моментов. Во-первых, труд был стимулом к изменению анатомии наших животных предков. Трудовая деятельность не могла осуществляться на той анатомической основе, которая была у животных. Как разрешение этого противоречия происходило изменение анатомии наших предков. Они перешли к прямохождению, передние конечности освободились для труда и превратились в руки. Произошли и другие анатомические изменения. Можно сказать, что анатомия человека – это анатомия древней обезьяны, преобразованная трудом.

Во-вторых, труд был также стимулом к развитию речи. Речь была необходима для согласования действий, поскольку труд имел коллективный характер. Речь требовалась также для передачи производственного и социального опыта. Вначале предлюдьми использовались звуковая и визуальная биологическая сигнализация, однако она была недостаточной, поскольку не имела предметного характера, а выражала эмоциональные состояния. На базе этой сигнализации у наших предков постепенно формировалась членораздельная речь, которая не только выражала эмоции, но и обозначала предметы, их свойства, связи и отношения. Возникновение речи означало появление качественно нового – социального – способа передачи опыта. Если раньше вся информация передавалась лишь генетически и индивидуальный опыт животных терялся (приобретённые признаки не наследовались), то теперь с помощь речи накопленные знания стали передаваться от поколения к поколению, что стало одним из условий социального прогресса. Прогресс ускорился, когда на основе устной возникла ещё и письменная речь.

В третьих, трудовая деятельность послужила стимулом к развитию разума. Труд являлся преобразованием природы. Вначале предлюди, как и животные, ориентировались в мире на основе чувственных образов – ощущений, восприятий и представлений. Но чтобы преобразовывать природу, необходимо было постигать причины явлений и существенные связи между ними (законы), которые непосредственно в чувственных образах не даны. На базе чувственного отражения стало возникать понятийное мышление, позволявшее более глубоко отражать мир. В формах мышления отражалась предметно-практическая деятельность. Человек много раз повторял одни и те же операции, при этом последовательность действий фиксировалась в понятиях, выражаемых словами возникающего языка, и превращалась в логику мышления.

Язык и разум являлись достоянием не отдельного человека, а всего общества. Поэтому благодаря языку и разуму сознание формировалось и развивалось как духовный продукт жизни общества. Осваивая язык, новые поколения вместе с ним приобретали логику мышления, знания, умения, нормы поведения. Таким образом, кардинальным фактором в возникновении сознания было общение. Оно и в настоящее время служит необходимым условием становления сознания каждого индивида. Дети, в раннем возрасте оторванные от общества и выросшие вместе с животными, не обладают речью, понятийным мышлением, самосознанием, а в своём поведении имитируют выкормивших их животных. Известно более 40 таких случаев.

В четвёртых, труд был стимулом к развитию самосознания и воли. В процессе труда человек противопоставлял себя предметам и процессам природы. Используя свою мускульную силу и орудия труда, он преодолевал сопротивление природных процессов. Практическое противопоставление привело к способности и мысленно выделять себя из окружающей действительности, оценивать свои собственные качества и действия, то есть практическая деятельность лежала в основе возникновения самосознания. Самосознание – способность выделять себя из окружающего мира, критически оценивать своё поведение и на основе этого самосовершенствоваться. А необходимость преодолевать сопротивление природных, а в последующем и социальных процессов, формировала волю людей.

В пятых, труд был стимулом к развитию нравственности. Трудовая деятельность, как уже отмечалось, имела коллективный характер. Она формировала такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, уважение интересов других людей. Фрагментарно обрисованные выше процессы формирования речи, мышления, самосознания, воли, нравственности выступали компонентами единого процесса преобразования психики животных в сознание человека.

 

 

Активность сознания

 

Важнейшей характеристикой сознания служит его активность. Акцентирование внимания на активном характере сознания всегда составляло сильную сторону идеализма. Материализм же вплоть до середины XIX в. недостаточно учитывал активность сознания, понимая последнее как простое созерцание, зеркальное отражение мира. Однако идеализм сильно преувеличивал и даже абсолютизировал принцип активности сознания, полагая, что оно непосредственно влияет на мир. Так, в религиозных концепциях мировое сознание, или Бог, творит материальный мир из ничего и управляет его развитием. У Гегеля то же самое делает абсолютная идея, а у Фихте – сознание субъекта. В отличие от этого современный материализм полагает, что сознание активно, но эта активность проявляется посредством функционирования мозга и деятельности человека. Можно выделить несколько форм активности сознания.

Избирательность и целенаправленность отражения. Человек не одинаково воспринимает разную информацию, преимущественно он воспринимает и запоминает те сведения, которые затрагивают его потребности и отвечают его интересам. Пример: идёт неинтересная лекция, уровень внимания студентов невысок, но как только преподаватель сообщает что-то, непосредственно касающееся студентов, уровень внимания сразу возрастает. То же самое и при исследовании

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...