Целое и часть, система и элемент
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Ещё на заре цивилизации возникло мнение, что понять тот или иной объект – значит, узнать, из чего он состоит. Недаром ребёнок, стремясь понять новую игрушку, старается разобрать её. Желание уяснить устройство мироздания породило проблему целого и части. Целое – это единство взаимодействующих частей. Целое и часть соотносятся между собой как единое и многое, сложное и простое. Части обладают относительной автономией, самостоятельностью, они могут выполнять определённые функции в составе целого. Наряду с этим целое управляет частями. В истолковании соотношения целого и части имели место две противоположные позиции – меризм (от греч. мерос – часть) и холизм (от греч. холос – целое). Первая концепция преувеличивала роль частей и толковала свойства целого как сумму свойств его частей. Согласно же холизму, целое есть нечто большее, чем сумма частей, и это большее – нематериальный непознаваемый фактор целостности, который объединяет части в единое образование и направляет его функционирование и развитие. Применительно к живым организмам некоторые авторы этот фактор именовали жизненной силой, иногда – энтелехией. Учение о том, что непознаваемая жизненная сила определяет функционирование и развитие живых организмов называется витализмом. Обе отмеченные выше концепции о соотношение частей и целого играют отрицательную методологическую роль в познании. Меризм, не признавая качественного отличия целого от частей, не позволяет раскрыть качественную специфику целого. Но и холизм, считая «фактор целостности» непостижимым, тоже её не раскрывает и даёт лишь видимость объяснения причин целостности. Так, например, витализм в биологии оказался совсем неплодотворным. Диалектический подход преодолевает недостатки меризма и холизма: целое в количественном отношении есть сумма частей, а в качественном отношении оно больше этой суммы; новые качества целого возникают за счёт взаимодействия частей.
В ХХ веке способ рассмотрения объектов в понятиях «целое – часть» получил серьёзное углубление и обогащение в системном подходе, который стал одним из доминирующих в современной науке. Основными для него служат понятия системы, элементов, структуры. Система – это комплекс взаимодействующих элементов, где связи между ними сильнее связей между элементами и средой. В определённой области взаимодействий системы являются неделимыми. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения. Но при ином способе изучения сам элемент может представляться уже как система. Например, атомы для химика – неделимые элементы молекул, а для физика-ядерщика – системы, включающие в себя элементарные частицы. Таким образом, система и элемент относительны. Раньше мыслители надеялись выделить простейшие, далее неделимые, компоненты целого. Сейчас стал преобладать взгляд, что абсолютно простых элементов ни в одной сфере бытия не существует, имеются только более простые и менее простые, более сложные и менее сложные системы. Бытие – бесконечная система систем. Когда изучается сразу несколько структурных уровней объекта, то используется понятие подсистемы. Например, организм – система; пищеварение, дыхание, выделение в нём – подсистемы; желудок, лёгкие, нервные образования, почки и др. – элементы. В зависимости от характера связей между элементами выделяют суммативные и целостные системы. Примерами первых служат штабель досок, куча камней и другие конгломераты. Связи в них между элементами носят внешний и случайный по отношению к элементам характер, а свойства системы практически равны сумме свойств элементов. В отличие от суммативных целостные системы обладают выраженными системными эффектами – принципиально новыми интегративными качествами, которых нет у элементов и которые составляют специфику целостности.
Целостные системы, в свою очередь, подразделяют на неорганичные и органичные. Примеры первых – часы, автомобиль, молекула; вторых – живой организм, популяция, общество. Первым присущ слабый характер системных связей, вторым – сильный. Элементы первых систем взаимосвязаны, вне связи с целым теряют ряд свойств, но всё же могут выделяться и существовать как самостоятельные объекты. Органичные системы не допускают обособления элементов: в отрыве от целого их элементы вообще не могут существовать, например, сердце вне человека, ветка вне дерева, человек вне общества. Целостность органичной системы предполагает наличие в ней особого блока управления, прямые и обратные связи между ним и подсистемами. Такие системы гомеостатичны, обладают саморегуляцией: они сами поддерживают свои показатели на нужном уровне. Причинность в таких системах имеет в основном вероятностный характер, большим значением в них обладает целевая причинность. Этот тип систем характеризуется развитием, в ходе которого в них порождаются новые уровни организации. Каждый такой уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новые качества. Органичные системы характеризуются открытостью: постоянно обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой. При изучении таких систем необходимо не только зафиксировать структуру и системные качества целого, но и выявить процессы изменения структуры и качеств по мере развития этого целого. Сказанное показывает, что понятие системы шире по объёму, чем понятие целого. Системами являются не только целостные, но и суммативные образования. Совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы есть её структура. Например, атом состоит из ядра и электронов, удерживаемых на определённых расстояниях от ядра электрическими силами (связями). Биологическая клетка включает в себя ядро, митохондрии, рибосомы и другие органоиды, удерживаемые цитоплазмой и мембранами. Структурность- это внутренняя расчленённость бытия, бесструктурных образований нет ни в материальном, ни в духовном бытии.
Элементы и структура представляют собой диалектические противоположности, а система есть их единство. Эти противоположности взаимодействуют: характер связей между элементами зависит от количества и свойств последних. Свойства же элементов в определённой мере зависят от структуры целого. Качества системы определяются как элементами (их свойствами и количеством), так и структурой. Определяющая роль в формировании качеств системы принадлежит всё же элементам: свойства элементов определяют и характер структуры, одни элементы создают одну структуру, иные – другую. Долгое время представлялось, что размышления о понятиях целого и части, сложного и простого, интересны только философам и некоторым учёным-теоретикам. Положение в корне изменилось в результате двух обстоятельств: 1)учёные убедились, что изучаемые ими объекты – сложные многоуровневые системы; 2)были созданы сложные технические системы (телефонной связи, радионавигации, вычислительных операций и др.), состоящие из сотен тысяч и миллионов элементов. В связи с этим системно-структурные исследования широко распространились в биологии, математике, лингвистике, психологии, кибернетике, технических и других науках. В настоящее время познавательное и технологическое освоение органичных саморазвивающихся систем составляет передний край науки и технологического развития.
Литература 1.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.,1998 2.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд-е 2-е.М.,1997 3.Введение в философию: Учебник в 2-х ч..Ч.2.М.,1989 4.Хакен Г. Синергетика. М.,1980 5.Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследования//Психологический журнал.1990.№6 6.Философия: Учебник /Ред. В.Д.Губин. - М.,1996 7.Ефремов И.А. Лезвие бритвы//Собр.соч.в 5-ти т.Т.4.М.,1988 8.Чернышевский Н.Г. Избр.филос.соч.,т.1.М.,1950
9.Евстифеева Е.А. Феномен веры и активность сознания// 10.Чанышев А.Н. Трактат о небытии//Вестник МГУ. 11.Лем Ст. Сумма технологии. М., 1968 12.Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии 13.Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма// Вопросы философии.1999.№2. 14.Костецкий В.В. Философические речи. Тюмень, 2000 15.Тульский М. Изменение религиозной принадлежности населения 16.Вольф Р.П. О философии: Учебник/Пер. с англ.- М.,1996 17.Губанов Н.И. Категорията идеално и възможноста за интерпретирането й с помощта на понятието информация//Философска мисъл.1987.Кн.7 18.Шестакова М.А. Истина как ценность//Вестник МГУ. Сер.7. 19.Дэвис П. Суперсила. М., 1989. 20.Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира// 21.Грюнбаум А. Новая критика теологических интерпретаций физической космологии//Вопросы философии. 2002. №№4,5. 22.Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития// 23.Кочергин А.Н.,Плесский Б.В., Уёмов А.И. Философский лабиринт: 24.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. М., 2001 25.Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998 26.Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.I.М.,1974 27.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.,1998. Гл.9 28.Царегородцев Г.И.,Ерохин В.Г. Диалектический материализм и
[1] Термин «эволюция» используется в двух смыслах: 1)как синоним «развития», например, биологическая эволюция – развитие живых организмов; в этом случае каждый этап эволюции включает в себя две фазы – количественных и качественных изменений; 2)для обозначения только фазы количественных изменений, вторая фаза в этом случае именуется революцией. В этом параграфе понятие «эволюция» используется в широком смысле - как синоним развития. [2] Подробнее этот принцип излагается нами в §8 главы 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|