Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон диалектической противоречивости




 

Этот закон служит ядром диалектики, поскольку он раскрывает причину, движущую силу развития, отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» Согласно ему, развитие всех систем происходит путём раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции – диалектические противоположности, взаимодействие которых, с одной стороны, определяет данную систему как нечто целое, а с другой – служит причиной её развития. Данный закон именуется ещё законом единства и борьбы противоположностей, так как он имеет два аспекта: 1)в сущность любой системы входят противоположности, 2)взаимодействие, или борьба, противоположностей обусловливает развитие. Термины «борьба» и «взаимодействие» используют как синонимы. Две взаимодействующие противоположности составляют противоречие. Следовательно, причина развития – наличие противоречий. Гегель писал: «Противоречие – вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить» (26,с.280).

Если рассматривать систему в статическом состоянии, отвлекаясь от её развития, то можно усмотреть в ней различные элементы, связи, отношения и не всегда можно заметить присутствие противоречий. Но когда мы рассматриваем систему в развитии, мы непременно обнаруживаем в ней наличие борющихся противоположностей.

Противоположности не тождественны элементам системы, в каждую из противоположностей входит много элементов. Например, в организме протекают миллионы химических реакций, но все они составляют две группы – реакции ассимиляции (синтеза) и диссимиляции (распада). Не все противоположности являются диалектическими. Например, «верх и низ стола», «правая и левая стороны дома», «чёрное и белое» – просто противоположности. К диалектическим относятся только те противоположности, которые взаимодействуют и тем самым обусловливают развитие.

Для диалектических противоположностей характерны такие свойства: объективность существования, наличие сходства и различия в их содержании, взаимодействие, взаимообусловленность. Последнее означает, что противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, они существуют только в составе данного противоречия. Это свойство выражают понятием «единство». Такое единство имеется всегда, пока существует данная система. Оно в наличии и когда противоположности уравновешены, и когда одна из противоположностей является ведущей, преобладающей. Противоположности и борются, и отрицают друг друга, но существуют только вместе. Собственники и наёмные работники, производители и потребители, мужчины и женщины, возбуждение и торможение в нервной системе, познание и практика, чувственное и рациональное в познании – ни что из перечисленного не может существовать без своей противоположности.

Любая система представляет собой сложное образование. Поэтому она выступает как единство противоположностей не в одном, а во многих отношениях и включает в себя некоторую совокупность противоречий. Выделяют следующие виды противоречий: внутренние и внешние, основные (определяющие) и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Под антагонистическими понимают противоречия между социальными группами, у которых различие в интересах больше, чем сходство (рабы - рабовладельцы, предприниматели - рэкетиры, террористы - законопослушные граждане и др.). Существуют также конструктивные и деструктивные противоречия. Первые из них, разрешаясь, приводят к прогрессу системы, вторые – к её регрессу или даже разрушению. Например, противоречие между слишком благоприятной средой и организмом привело к регрессу кишечных паразитов. Борьба стяжателей или склочников друг с другом и с другими членами коллектива может разрушить его.

 

Рис.5

 

Согласно закону диалектической противоречивости, развитие систем происходит этапами. На каждом этапе выделяются две фазы: 1)фаза возникновения и развёртывания основных противоречий, 2)фаза разрешения этих противоречий. Во вторую фазу система качественно преобразуется и при прогрессивном развитии переходит на более высокий уровень организации, а при регрессивном развитии – на более низкий (см. рис.5). На новом уровне возникают свои противоречия, они обостряются, затем разрешаются и так далее. Если после кризиса и регресса система преобразуется так, что в ней станут преобладать конструктивные противоречия, то регресс может смениться прогрессом. Например, установление тоталитарных режимов в Германии, Испании, Италии было регрессом, который впоследствии сменился прогрессивными демократическими преобразованиями.

Покажем далее общий характер обсуждаемого закона. Предварительно отметим, что согласно Гегелю, познать суть какого-либо объекта - значит, раскрыть его основные противоречия. В неживой природе действуют противоречия между силами притяжения и отталкивания, положительными и отрицательными электрическими зарядами, веществом и полем, ассоциацией и диссоциацией атомов и молекул. Наличие этих противоречий обусловливает эволюцию неорганической материи, смену геологических образований, возникновение новых космических объектов, эволюцию галактик и метагалактик.

Своя система противоречий имеется в органической природе. Основным противоречием функционирования служит противоречие между ассимиляцией и диссимиляцией. В организме в силу второго закона термодинамики самопроизвольно протекают процессы распада структур и макромолекул. Чтобы организм мог существовать и сохранять свою целостность, разрушающиеся структуры должны вновь воссоздаваться на основе генетического кода. Поэтому в целом обмен веществ есть единство распада и синтеза. У человека примерно половина белков заменяется за 80 дней, ежедневно разрушается 350-500 млрд. эритроцитов и столько же создаётся вновь. Где-то до 22-24 лет в человеческом организме количественно преобладает синтез, и организм растёт, с 24 до 45 лет синтез и распад примерно уравновешены, после 45 лет деструкция всё больше и больше преобладает над синтезом, что проявляется как старение и дряхление организма.

Если в результате действия внешних или внутренних вредных факторов (инфекция, радиация, генетические поломки и др.) деструкция превышает меру, то в качестве реакции на неё возникает процесс компенсации и защиты. Например, повышение температуры подавляет размножение бактерий. В целом болезнь есть единство повреждения и защиты. Если преобладает первая противоположность, то болезнь прогрессирует, если вторая – наступает выздоровление, при их равновесии наблюдается хроническое течение болезни. Задача врача – ослаблять первую и усиливать вторую противоположность, что выражается в заповеди «Не навреди».

Основным противоречием развития в живой природе служит противоречие между изменчивостью и наследственностью. В результате изменчивости (мутаций) некоторые организмы приобретают новые полезные признаки. Эти организмы обладают преимуществом в борьбе за существование по сравнению с теми, которые не приобрели эти признаки. Так возникает противоречие между более и менее приспособленными организмами. Формой его разрешения выступает борьба за существование и естественный отбор – преимущественное выживание более приспособленных организмов, в результате чего вид совершенствуется.

Для общества основным противоречием служит противоречие между производительным силами и производственными отношениями. Ещё существуют противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, социальными группами, государствами. Свои противоречия существуют в сфере экономики, политики, искусства, науки, техники, быта. В своей совокупности они обусловливают развитие общества и в конечном счёте смену общественно- экономических формаций.

Деятельность и развитие человека также обусловлены особыми противоречиями: между уровнем потребностей и величиной дохода, между любовью к членам своей семьи и степенью её материальной обеспеченности, между объёмом знаний и желанием знать больше, между мечтой и действительностью и др. Любое чувство, любой мотив, движущие человеком, имеют в своей основе противоречие. Так, чувство робости или страха – это противоречие между сложностью проблем и своими представляемыми возможностями, честолюбие – противоречие между самооценкой и оценкой личности окружающими. В нормальных условиях эти противоречия разрешаются путём самосовершенствования личности.

Диалектика, как говорилось, рассматривает объекты как единство противоположностей. Характернейшая черта метафизики заключается в односторонности: она обращает внимание на одну противоположность, преувеличивает или абсолютизирует её значение, соответственно преуменьшая или игнорируя роль другой противоположности. Поскольку противоречие имеет две стороны, то метафизики впадают либо в одну, либо в другую крайность. Поэтому метафизические крайности, так сказать, ходят парами, например, сенсуализм и рационализм, корпускулярная и волновая гипотезы света, волюнтаризм и фатализм и др. Рано или поздно, однако эти крайности преодолеваются в диалектическом синтезе объективных моментов прежних односторонних концепций.

 

 

§17.Закон перехода количественных изменений
в качественные и обратно

 

Данный закон раскрывает механизм возникновения новых качеств, отвечает на вопрос: «Как происходит развитие?». Он формулируется с помощью категорий качества, количества, меры, скачка. Многие авторы вслед за Гегелем определяют качество как «тождественную с бытием определённость». При этом предполагается, что предмет обладает одним качеством и, «теряя своё качество, перестаёт существовать» (27,с.327). Такой подход представляется неудовлетворительным, поскольку качество здесь отождествляется либо с самим предметом, либо с его сущностью. Если бы объект обладал лишь одним качеством, то при всяком качественном изменении он бы исчезал и на его месте возникал бы совсем другой объект. Мы же видим, что объекты, качественно изменяясь в ходе развития, остаются самими собою. Например, человек проходит этапы детства, юности, молодости, зрелости, старости, но остаётся при этом самим собой. Объект перестаёт быть самим собой лишь тогда, когда он утрачивает свою сущность.

Качество есть существенное свойство – способность объекта проявлять свою сущность при взаимодействии с другими объектами. Поскольку любой объект неисчерпаем, то он обладает бесконечно многими качествами. В процессе развития одни качества исчезают, другие возникают, третьи остаются прежними. Именно благодаря сохранению определённых качеств сохраняется и сам предмет как таковой.

Количество – это степень, или величина, развития качества. Нет чистого качества или чистого количества, самих по себе. Есть только объекты, которые обладают и качествами, и количествами. При сравнении объектов качества выступают как такие свойства, которые отличают объекты одного класса от объектов другого класса. Например, качество – это то, что отличает яблоки от груш, огурцы от помидоров, мужчин от женщин, студентов от школьников и т.д. Количество – это такое свойство, которое отличает объекты внутри однородного класса. Объекты, тождественные качественно, отличаются своими количествами. Количества выражаются в различных категориях математики, которая исследует количественные отношения в отвлечении от качеств объектов. К количественным показателям, которые устанавливаются путём счёта, измерения и вычисления, относятся число, величина, размер, объём, скорость, интенсивность, концентрация и др.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть ступень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К.Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». В наибольшей мере сейчас математизированы физика, кибернетика, технические науки, астрономия, химия, в меньшей мере геология, биология, психология, медицина, социальные науки. Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза – это фаза количественных изменений, вторая – качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое. Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и рН крови, концентрации веществ и др.) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений – это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений – это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В молекуле прибавление или убавление одного атома приводит к качественному изменению вещества (пример: ОН – гидроксильная группа, Н2О – вода, Н2О2– перекись водорода). Изменение скорости тела, летящего над Землёй, приводит к изменению характера движения: при скорости 7910 м/с тело не падает на Землю, а движется по круговой орбите; при скорости 11189 м/с тело покидает орбиту Земли, а при 16662 м/с возможен межзвёздный полёт. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке.

Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера – это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости – интервал от 00 до 1000 С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта – попустительством, чрезмерная гибкость в общении – беспринципностью, чрезмерная гордость – зазнайством и т.п. Поэтому правы были древние мыслители, говоря, что всё должно быть в меру. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Одно из определений культурного человека могло бы быть таким: культурный человек – это такой человек, который во всём соблюдает меру. Это касается питания, занятий физкультурой, особенностей одежды и обуви, причёски, употребления парфюмерии и косметики, использования шуток и острот, продолжительности труда, отдыха, развлечений и др.

Категория меры имеет огромное методологическое значение для биологии и медицины – дисциплин, которые в условиях распространения биотехнологий, возникновения особо опасных заболеваний, снижения безопасности жизни во всех странах интересны и имеют значимость для всех без исключения людей. В этих науках категория меры служит основой для разработки содержания важнейшего для них понятия – понятия нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для здорового состояния. Отклонения показателей от нормы – это симптомы болезни, по которым ставится диагноз. Таким образом, без знания нормы невозможна диагностика, а, значит, и лечение. Поэтому важнейшая задача медико-биологических наук состоит в дальнейшей разработке теории нормы, выявлении индивидуальных и возрастных границ нормы и создании точных методов её определения.

Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого. Поэтому Гегель назвал развитие узловой линией мер. В одних случаях мера имеет точные, вполне определённые границы, например, температурная мера воды в состоянии «жидкость». В этих случаях мера может быть выражена числом. В других же случаях границы, отделяющие одно качество от другого, точно установлены быть не могут. Кто может точно определить, когда кончается молодость и начинается зрелость, когда кончается зрелость и начинается старость? Это обстоятельство было использовано ещё некоторыми античными философами для отрицания наличия качественных различий вообще. Они придумали софизмы «куча» и «лысый»: «Одно зерно – не куча, два зерна – не куча, с какого количества зёрен их можно назвать кучей?»; «Если у человека выпадают волосы, то с какого их количества его можно считать лысым?» Поскольку никто точных чисел назвать не может, то, по мнению этих философов, существуют лишь количественные различия, но не качественные. Этот вывод неверен. Качественные различия существуют, хотя резких границ между качествами может и не быть. Это обусловлено особенностями соответствующих объектов и процессов.

Казалось бы, этот спор с метафизиками является чисто терминологическим: имеются определённые изменения, а как их назвать – количественными или качественными – не имеет значения. Дело обстояло бы так, если бы не одно обстоятельство. Приобретая новое качество, система преобразуется и переходит в новое состояние. В нём она подчиняется не только прежним законам, но и новым – специфическим законам. Например, в состоянии болезни организм подчиняется не только общефизиологическим, но и специфическим законам – законам этиологии и патогенеза, представляющим сущность болезни. Отрицание качественного отличия болезни от здоровья означает и отрицание наличия специфических закономерностей болезни, а без их знания не может быть ни правильной диагностики, ни лечения. Таким образом, метафизические представления о развитии как чисто количественных изменениях играют отрицательную методологическую роль в отношении познания и практики.

 

 

§18.Закон диалектического синтеза
(отрицания отрицания)

Этот закон раскрывает связь старого с новым и общую структуру процесса прогрессивного развития. Окружающий мир представлен развивающимися системами. Изучая его, мы обнаруживаем вызванную борьбой противоположностей беспрестанную смену одних состояний и объектов другими. Переход от старого состояния к новому называется отрицанием. Возникшее новое состояние содержит в себе свои противоречия, которые, разрешаясь, вызывают отрицание и этого состояния и т.д.

Наиболее крупные отрицания связаны с возникновением на базе физической других, более сложных, форм движения материи – химической, биологической, социальной. В рамках каждой из них имеются свои отрицания. В живой природе это возникновение новых видов животных и растений, в развитии общества – смена одних поколений другими, переходы от одного типа цивилизации к другому, в технике – смена одних машин и устройств другими, более совершенными, в духовной жизни – смена научных теорий, художественных стилей и т.п.

Итак, в любой сфере бытия мы обнаруживаем цепь следующих друг за другом отрицаний. Чем же является отрицание по своему содержанию? Существует два типа отрицания: метафизическое, или деструктивное, и диалектическое, или конструктивное. Если, например, зерно пшеницы попадает в неблагоприятные условия и разрушается, то это есть метафизическое отрицание, или полное уничтожение старого. Если же зерно попадает в благоприятные условия, прорастает и возникает растение, то это будет диалектическое отрицание. Метафизическое отрицание означает конец развития, чаще всего оно происходит под влиянием внешних факторов. Диалектическое отрицание представляет собой такую смену состояний, которая предполагает возможность дальнейшего развития. По своему содержанию оно представляет собой единство уничтожения и сохранения. Это единство обозначают термином «снятие». Везде, где происходит прогрессивное развитие, мы наблюдаем, что новое, диалектически отрицая старое, снимает и включает в себя положительные моменты этого старого.

Так, растение, отрицая семя, включает в себя его генетический код и потом транслирует в других семенах; новые биологические виды включают в себя полезные для выживания качества старых видов; более высокая общественно- экономическая формация использует для своего развития производительные силы предыдущей формации; новые научные теории аккумулируют правильные моменты прежних теорий.

Благодаря тому, что положительные моменты предшествующих состояний сохраняются в новом состоянии, возможна преемственность в развитии, т.е. связь нового со старым. Если бы всё старое полностью уничтожалось, то каждый раз природе или обществу приходилось бы всё создавать заново, и развития бы не было. Но его не было бы и в том случае, если бы негативные моменты старого не отбрасывались. Таким образом, развитие возможно благодаря диалектическому характеру отрицания – единству сохранения и уничтожения.

Если метафизическое отрицание имеет место в человеческой деятельности и культуре, то оно часто именуется термином «нигилизм» (от лат.«нихил» – ничто). Нигилизм обычно присущ реакционным социальным силам и проявляется в отрицании этических норм (Ницше), форм политической организации (анархизм) и особенно часто в уничтожении произведений искусства и философии. Примером нигилистического отношения к культуре была позиция «Пролеткульта» – организации, существовавшей в первые после Октябрьской революции годы. Пролеткультовцы полагали, что пролетариат должен полностью отбросить старую культуру и создать совершенно новую. Представитель Пролеткульта поэт В.Кириллов писал:

 

Мы во власти мятежного страстного хмеля;

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра – сожжём Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

В 30-е и 40-е гг.XX в. нигилистическое отношение к культуре было свойственно немецким фашистам, которые, презрев существующие ещё со времён Гиппократа нормы врачебной этики, проводили острые опыты на людях, умертвили десятки тысяч душевно больных людей, сжигали книги с произведениями Гегеля, Гёте, Гейне.

Ярким художественным воплощением принципов деструктивного и конструктивного отрицания служат образы Мефистофеля и Фауста из поэмы Гёте «Фауст». Своё кредо Мефистофель выразил так:

 

Я отрицаю всё – и в этом суть моя.

Пригодна лишь на то, чтоб с треском провалиться,

Вся эта дрянь, что на земле живёт.

Уж лучше бы ей вовсе не родиться.

Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, -

Стремленье разрушать, дела и мысли злые,

Вот это всё – моя стихия.

Критика Мефистофеля не содержит ничего конструктивного. В отличие от неё критика Фауста созидательна. Фауст отвергает лишь ненужное, устаревшее и борется за новое, прогрессивное.

Итак, развитие включает в себя ряд следующих друг за другом отрицаний. Какова же общая структура процесса развития? Наблюдая такие циклические процессы, как смену дня и ночи, чередование времён года, смену поколений животных и людей, многие древние мыслители пришли к идее круговорота в мироздании. Представители древнегреческой школы пифагорейцев даже «вычислили» так называемый мировой год (10800 лет), в течение которого мир совершает полный цикл и всё возвращается в исходное состояние. Положение о движении всего мира по кругу отстаивали также стоики и Ницше. В XVIII в. эта идея получила особенно большое распространение в социальной философии и оформилась в теорию изменения общества как движения по замкнутому кругу. Итальянский философ Дж.Вико (1668-1744) полагал, что всякая цивилизация, пережив периоды детства, юности, зрелости и старости, погибает; на её месте может возникнуть новая цивилизация, которая, пройдя названные этапы, тоже перестаёт существовать и т.д.

Теория круговорота – это метафизическая концепция, абсолютизирующая момент цикличности, повторяемости в развитии. В структуре всеобщего движения цикличность существует в двух формах: 1)как относительно самостоятельный процесс, например, чередование дня и ночи или работа мотора; в этом случае развития нет, а имеется просто круговое движение; 2)как момент сложного процесса развития, например, смена поколений животных в ходе естественного отбора. Во втором случае цикличность сочетается с восходящим, поступательным движением, переходом от простого к сложному. Сочетание цикличности (круга) и поступательности (восходящей прямой) и даёт развитие. Впервые это положение глубоко обосновал Гегель. Он показал, что развитие происходит не по кругу и не по прямой, направленной вверх, а по восходящей спирали. Почему же так происходит?

 

Рис.6

 

В одном цикле развития можно выделить три ступени. Гегель назвал их «тезис», «антитезис», «синтез». Исходная ступень – старое качество. В силу действия внутренних противоречий оно отрицается новым. Это новое состояние также имеет свои противоречия и под их действием подвергается отрицанию. Второе отрицание служит отрицанием первого, или отрицанием отрицания. Поэтому в результате второго отрицания происходит возврат системы к старому состоянию. Но, поскольку и при первом и при втором отрицании в силу его диалектичности позитивные моменты отрицаемого в основном сохраняются, а негативные отбрасываются, то возврат к старому осуществляется не в плоскости круга, а на качественно более высоком уровне (см. рис.6). Например, при исследовании сущности света вначале была выдвинута идея о том, что он есть совокупность движущихся частиц, корпускул. Затем возникла противоположная идея, согласно которой свет есть поток непрерывных волн. В XX в. обнаружили, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Противоречие двух противоположных взглядов разрешилось путём их синтеза в новой теории, которая рассматривает свет как единство корпускулярных и волновых свойств. Ещё пример: семена растений – растения – новые семена, видоизменённые естественным отбором.

В связи с тем, что на третьей ступени развития происходит объединение моментов двух предыдущих ступеней, обсуждаемый закон именуется ещё законом диалектического синтеза. Благодаря этому синтезу с каждым циклом происходит рост содержания системы, его обогащение, а также ускорение развития, повышение его темпов. Поэтому наиболее наглядной моделью прогрессивного развития будет конусообразная спираль, расширяющаяся кверху, где одновременно есть движение и вширь и вверх.

Из всех законов диалектики обнаружение действия закона отрицания отрицания наиболее сложно. Действие закона диалектической противоречивости обнаруживается в каждом пункте развития, закон перехода количества в качество выявляется при рассмотрении одного этапа, а закон отрицание отрицания – при рассмотрении по крайней мере одного цикла (или двух этапов, включающих три ступени). Например, если мы возьмём один год из жизни человека, то едва ли обнаружим на этом отрезке действие закона отрицания отрицания. Но если мы бросим взгляд на всю жизнь человека, то увидим, что она представляет собой своеобразную спираль: первый виток – дошкольный период, второй – школа, третий – вуз, следующий – профессиональная деятельность и т.д. На каком-то этапе жизни фокус наших интересов перемещается на детей и, как поётся в известной песне, «вновь мы с ними пройдём детство, юность, вокзал и причалы; будут внуки потом, всё опять повторится сначала».

Почему данный закон не именуется просто законом отрицания? Если бы он так назывался, то в нём фиксировалось бы только то, что в процессе развития происходит смена старого новым. А это было бы неполной характеристикой развития. Когда же мы говорим «отрицание отрицания», то подразумеваем, что в результате второго отрицания осуществляется синтез положительных моментов развития и возникает спиралевидность – происходит повторение некоторых существенных черт старого на более высоком уровне, в более развитом состоянии.

Закон отрицания отрицания определяет методологические принципы правильной, или конструктивной, критики, которая играет существенную роль в развитии демократического общества. Критика должна быть не апологетической (восхваляющей, фиксирующей лишь положительные моменты) и не нигилистической (деструктивной, фиксирующей лишь отрицательные стороны), а конструктивной. Последняя базируется на двух принципах – объективности и конструктивизма. Критика должна раскрыть и положительные и отрицательные стороны так, как они имеют место в рассматриваемом объекте. Она должна содержать также план, программу устранения негативных моментов и наращивания позитивных. Именно такая критика способствует развитию культуры и совершенствованию общества. В СССР преобладала апологетическая критика, в начале 90-х годов XX в. в России превалировала деструктивная критика, теперь наступило время конструктивной критики.

Кроме рассмотренных трёх законов диалектики, называемых часто основными, существует ещё ряд законов, выражаемых с помощью парных категорий (законы связи единичного и общего, необходимости и случайности, сущности и явления и др.). К их рассмотрению мы и переходим.

 

 

Единичное и общее

 

Окружающий мир существует в виде бесконечного разнообразия предметов, процессов, явлений. Наблюдения показывают, что в мире нет совершенно одинаковых объектов, каждый из них уникален, неповторим. Степень уникальности повышается по мере усложнения объектов. Многообразие мира, различие между объектами выражается с помощью категории единичного. Единичное – это конкретный объект во всей неповторимой совокупности его свойств. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается или именем собственным (Пушкин, Москва, Солнце и т.п.) или с помощью указательного местоимения и понятия (этот дом, то дерево и т.п.).

Однако бесконечное многообразие – лишь одна сторона бытия. Другая его сторона – общность, сходство предметов и явлений. Мир – единство различия и общности. Если нет двух абсолютно сходных объектов, то не существует и абсолютно различных вещей. Сходство объектов выражают с помощью категории общего. Общее – это те свойства и отношения, которые присущи определённому классу объектов. Общее познаётся в ходе абстрагирования в виде понятий и обозначается нарицательными именами (человек, растение, причина, болезнь и др.). Поскольку свойства и отношения вне объектов не существуют, то общее обозначает также соответствующий класс объектов. Например, понятие «растение» характеризует те признаки, которые присущи всем растениям, а также обозначает множество всех существующих растений.

Кроме категории общего используется понятие всеобщего – предельно широкого общего, которое уже нельзя подвести под более широкое понятие. Например, конкретный стул – единичное, мебель – общее, материальный предмет – всеобщее. По своему содержанию единичное богаче общего. Например, горох (единичное) включает в себя все признаки растения вообще и, кроме того, особые признаки бобовых растений. Общее – это часть, нередко сущность единичного. То, чем одно единичное в данном классе объектов отличается от другого, называется особенным. Таким образом, единичное – это общее плюс особенное.

По проблеме соотношения единичного и общего шёл многовековой спор между «номинализмом» и «реализмом». Согласно первому, мир представлен лишь единичными объектами, а общее существует лишь субъективно – в виде имён и понятий. Противоположный взгляд – общее существует объективно, самостоятельно, вне единичных объектов и творит их. Общее, по мнению «реалистов», - это идеи, предшествующие вещам. Обе позиции являются односторонними. Правильное решение проблемы заключается в двух принципах: 1) общее существует объективно, но только в единичных вещах, 2) каждое единичное обязательно содержит в себе общее. Например, берёза, дуб, клён содержат в себе общие признаки дерева, а дерево вообще, следовательно, объективно существует лишь в виде этих общих признаков, воплотившихся в берёзе, дубе, клёне и т.д.

Одна из закономерностей развития состоит в переходе единичного в общее. Всякое новое возникает вначале в виде единичных явлений. И если эти единичные явления соответствуют потребностям развития системы, то они увеличиваются в числе и приобретают статус общего. Так, отдельные полезные мутации, накапливаясь в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида в виде новых признаков. Новые способы лечения, положительно зарекомендовавшие себя, со временем становятся достоянием всех врачей. Так возникали нормы морали, новые моды и т.д. Ходу развития соответствует ход познания: оно движется от знания единичного к знанию общего. Затем происходит возврат к познанию единичного, но уже на основе знания общего. Конечный итог познания – знание общего во всех его единичных конкретных проявлениях

Знание взаимосвязи общего, особенного и единичного имеет большое методологическое значение для организации эффективной деятельности. В процессе практической деятельности, преобразуя бытие, человек имеет дело с единичными объектами. Важно учитывать, что единичное – это единство общего и особенного. Знание общего (если общее – сущность) определяет характер, качество воздействия на объект, а знание особенного определяет количественные параметры этого воздействия. Деятельность будет эффективной лишь при учёте и общего и особенного. Например, врач имеет дело с двумя пациентами – взрослым и ребёнком, страдающими одинаковым инфекци<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...