Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое и правовое сознание




Политическое сознание – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы социальных групп, государств, стран, а также знания, представления, чувства, связанные с отношениями между классами, нациями, государствами, деятельностью органов государственной власти. Политическое сознание возникает вместе с появлением классов и государства. Главный вопрос политики – вопрос об устройстве государственной власти и её использовании. Цель любой политики – завоевание власти и её использовании в экономических и других интересах социальных групп или общества. Наиболее чётко интересы социальных групп выражают политические партии. В концентрированной форме политические идеи выражены в уставах, программах, манифестах, декларациях партий, где определены цели, задачи и методы политической деятельности.

Политическая идеология выполняет две основные функции: 1) интегрирующую, заключающуюся в объединении людей, 2) мобилизующую, состоящую в стимуляции людей к определённым действиям. В условиях демократизации общества важен вопрос о политической культуре людей. Она имеет такие показатели: 1) полнота и точность политических знаний, 2) характер политических чувств, к которым относятся патриотизм, интернационализм, национализм, уважение к государственным символам и др., 3) уровень политического мышления (умение анализировать ситуацию с учётом всего многообразия противоречивых факторов и определять направления её развития), 4) степень политической интуиции (способность в сложной изменчивой ситуации быстро найти оптимальное решение), 5) характер политических действий (законные и противозаконные, мирные и немирные, демократические и автократические и др.).

Правовое сознание – это совокупность идей и теорий, обосновывающих юридические законы, а также знание их людьми и отношение к их исполнению, представления о гражданских правах и обязанностях, работе правоохранительных органов. Правосознание неразрывно связано с политическим сознанием и возникает вместе с возникновением государства.

Основная функция правосознания – регулирование поведения и деятельности людей с помощью категорий «законно» и «противозаконно». Соблюдение законов контролируется правоохранительными органами государства, к которым относятся прокуратура, полиция, суд, тюрьма. В случае необходимости эти органы прибегают к принуждению и наказанию. Правовая регуляция бывает успешной, если она подкрепляется моральной регуляцией, когда человек убеждён, что выполнение данного закона есть добро. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надёжнее отличных законов.

Одной из важных задач общества является формирование высокой правовой культуры граждан. Её компоненты: 1)правовые знания, 2) правовые чувства (достоинство, независимость, свобода, долг, ответственность), 3)умение использовать законы и совершать правовые акты, 4) законопослушность (выполнение законов).

Мораль

Мораль – отражение общественного бытия и деятельности людей в форме нравственных понятий, представлений, чувств: добра и зла, хорошего и плохого, приличного и неприличного, справедливого и несправедливого, морального и аморального, совести, долга, чести, гордости, вины, стыда и др. Мораль, или нравственность, проявляется в отношениях человека к другим людям, семье, народу, родине, другим народам, природе, самому себе. Мораль изучается философской дисциплиной – этикой. Главный вопрос этики – что такое добро и в чём заключается нравственное (добродетельное) поведение людей.

Основная функция морали – внутреннее регулирование поведения людей. Моральная регуляция имеет два отличия от правовой. Во-первых, рамки морали шире, чем рамки права. Имеется огромное количество действий, которые юридически не наказуются, но осуждаются морально (невежливость, многие виды обмана, супружеская неверность и т.п.). Во-вторых, мораль имеет неинституционный характер, т.е. соблюдение её норм не контролируется государственными органами. Силами, заставляющими человека выполнять эти нормы, служат, с одной стороны, чувство совести, а с другой – общественное мнение либо в виде одобрения, либо порицания вплоть до презрения.

Мораль – самая древняя форма общественного сознания, она возникла в первобытном обществе вместе с возникновением человека, а нравственность – его неотъемлемое качество. В целом мораль имеет общечеловеческий, групповой и исторический характер. В ней существуют такие нормы, которые необходимы для всех людей и для всякого общества. Такие общечеловеческие нормы морали часто фиксировались в религиозных текстах в виде заповедей «не убий», «не укради» и др.

Фундаментальным принципом нравственности служит так называемое золотое правило: «(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Это правило, возникшее примерно одновременно в VI в. до н.э. в конфуцианстве, буддизме и древнегреческой философии, обычно признавалось как важнейшая моральная истина. Значение золотого правила состоит в том, что оно безошибочно позволяет каждому человеку определить, является ли данная норма нравственной и, следовательно, может ли она быть всеобщей. Для этого человеку, поменяв мысленно себя местом с другими, необходимо ответить на вопрос, принял ли бы он эту норму, если бы она применялась другими по отношению к нему самому. Если да, то, значит, норма нравственна и общезначима, т.е. её должны соблюдать все (не совершать насилия, не красть, не обманывать и т.д.).

Помимо общезначимых существуют нормы, распространимые на некоторые социальные группы и связанные с характером их деятельности. Существуют врачебная, педагогическая и даже воровская этика. Исторический характер морали состоит в том, что в ходе развития общества одни нормы сохраняются, обеспечивая преемственность в развитии морали, а другие меняются. Добро – это то в поведении людей, что способствует нормальному существованию и развитию социальной группы или общества. То, что было целесообразным, полезным в одно историческое время, становится нецелесообразным в другое время. В результате этого представления о добре и зле тоже меняются, иногда прямо противоположным образом. Например, в условиях группового брака 10 тыс. лет назад связь женщины с многими мужчинами и наоборот считалась нравственной. Сейчас же, в условиях единобрачия, такая связь считается аморальной, а нравственным выступает однолюбие.

 

 

Эстетическое сознание

Эстетическое сознание – это отражение бытия в форме эстетических понятий, представлений, чувств: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, изящного, грациозного, гармоничного, комического, героического, трагического и др. Эта форма сознания изучается философской дисциплиной – эстетикой. Основная её категория – прекрасное. Поэтому кратко эстетику можно определить как учение об освоении мира по законам красоты. Главное эстетическое чувство – это чувство наслаждения красотой мира. Способность чувствовать красоту называется художественным вкусом. Он присущ всем людям, но в разной степени. Художники, поэты и другие деятели искусства обладают наиболее выраженной способностью чувствовать красоту мира, другие её эстетические свойства и выражать их в своих творениях.

Ни один человек не останется равнодушным к вопросу: что такое прекрасное? И хотя вопрос этот возник вместе с цивилизацией, он далеко не решён и сейчас. Существует огромное разнообразие мнений о сущности прекрасного. Не имея возможности из-за ограниченного объёма этой книги рассмотреть их, мы остановимся на наиболее убедительной, по нашему мнению, концепции. Она разработана отечественным учёным и писателем И.А.Ефремовым в книге «Лезвие бритвы» применительно к объяснению красоты человеческого тела (7).

Эта концепция связывает прекрасное с целесообразностью элементов сложных систем. Красота – высшая форма целесообразности, совершенства. То, что способствует стабилизации системы, её устойчивости против вредных воздействий, выживаемости, развитию, – оценивается как красивое. Такое истолкование близко к пониманию прекрасного как наибольшей полноты жизни, которое ранее было выработано Н.Г.Чернышевским. «Прекрасное есть жизнь, – писал он, – прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» (8,с.59).

Если принять за аксиому, что основа красоты – целесообразность, то критериями физической красоты человека будут способность к деятельности и продолжению рода. Под деятельностью здесь понимается совокупность тех действий, которые совершали наши далёкие предки для сохранения жизни (бег, борьба, охота, лазание по деревьям, метание камней, плавание, длительная ходьба и др.). Это связано с тем, что чувство физической красоты возникало и фиксировалось в генах уже у животных и затем у наших предков. Чувство красоты являлось компасом в выборе партнёра и было неразрывно связано с физической страстью. То, что было наиболее целесообразно, наиболее нужно организмам для успешного существования и продолжения рода, закладывалось в подсознании как привлекательное и проявлялось в сознании людей как прекрасное. Чувство красоты тела человека противоположного пола относится к тому, что К.Юнг назвал коллективным бессознательным. Поэтому все люди, независимо от опыта, образования, социального положения, интуитивно чувствуют и правильно оценивают красоту тела человека противоположного пола, хотя и не всегда могут дать этому рациональное объяснение. Притом, красоту мужского тела более объективно могут оценить женщины, чем мужчины, и наоборот, красоту женского тела – мужчины.

Чувство красоты человеческого тела – это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов поколений, направленный на выбор наиболее совершенного, универсального, выгодного для борьбы за существование и продолжение рода.

Покажем это более конкретно. Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные чистые глаза, яркие губы – всё это, – как верно отмечает И.А.Ефремов, – прямые признаки здоровья и одновременно красоты. Прямая осанка, высокая посадка головы выражают активность, энергию человека, а большие, широко расставленные глаза есть не что иное, как показатель большой стереоскопичности зрения, позволяющей определять глубину плана (7,с.105-110). Хорошее развитие мышц – признак силы, энергии и выносливости.

Для мужчин красивыми являются широкие плечи, узкие бёдра, прямые ноги. Широкие плечи означают хорошее развитие мышц плечевого пояса. Узкие бёдра позволяют достигать большей ловкости движений, гибкости и скорости бега, чем широкие. К большой и длительной нагрузке хорошо приспособлены прямые длинные ноги.

Для женщин признаками красоты служат длинная гибкая шея, высокая грудь, означающая хорошее развитие молочных желёз, тонкая талия, широкие бёдра. Длинная шея позволяла женщине как охранительнице детей хорошо осматривать местность и замечать опасность, а широкие бёдра обеспечивали нормальное протекание родов. За счёт расширения таза женщины потеряли часть ловкости и скорости бега, что, однако, компенсировалось тонкой и гибкой талией.

У мужчин рельефность мышц и худощавость красивы, что указывает на отсутствие лишнего веса и большую выносливость. У женщин же эти черты не считаются красивыми. Они должны обладать более значительной толщиной жировой ткани, чем мужчины. Это «предусмотрено» природой для того, чтобы в условиях голода, который не был редкостью у наших предков, женщины могли иметь запас энергии и питания для вынашивания и вскармливания ребёнка. Притом, запас жира откладывается преимущественно в нижней части тела. Он служит тепловой и противоударной защитой плоду и вместе с тем создаёт очаровательную округлость и законченность форм, так восхищающих наш эстетический вкус. Наряду с этим, излишняя полнота – уже признак некрасивости. «Если девушка толста, – отмечал Н.Г.Чернышевский, – это род болезненности, знак рыхлого сложения, и народ считает большую полноту недостатком» (8,с.60).

Все указанные выше признаки являются красивыми, не будучи чрезмерными. В противном случае качество красоты утрачивается. Например, гипертрофированное развитие мышц у некоторых представителей бодибилдинга не является красивым. Чрезмерная мышечная масса снижает выносливость в беге, ходьбе, плавании, борьбе, физической работе и поэтому она нецелесообразна.

Правильные представления о физической красоте человека могут искажаться условиями воспитания, при которых внушаются ложные понятия о прекрасном. «В описаниях красавицы в народных песнях не найдётся ни одного признака красоты, – писал Н.Г.Чернышевский, – который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе. Совершенно другое дело светская красавица. Здоровье, правда, никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья – вследствие этого румянец на щеках и цветущая здоровьем свежесть продолжают быть привлекательными и для светских людей; но болезненность, слабость, вялость, томность также имеют в глазах их достоинство красоты, как скоро кажутся следствием роскошно-бездейственного образа жизни» (8,с.60-61). Сказанное показывает, что здоровье – одно из условий и компонентов красоты. Верно и обратное утверждение, сделанное Н.Г.Чернышевским: «Если жизнь и её проявления – красота, то очень естественно, что болезнь и её следствия – безобразие» (8,с.62).

Красота человека как личности включает в себя ещё и нравственную, интеллектуальную и трудовую красоту. Идеал человека, как правильно полагал Гегель, – развитие и проявление всех человеческих способностей и всех индивидуальных сил во всех направлениях и сторонах. Создание условий для такого развития и должно служить главной целью демократического общества.

Виды и функции искусства. Высшим выражением эстетического сознания служит искусство. Если наука и философия отражают мир в форме понятий и законов, то искусство – в форме художественных образов. Художественный образ – это не только воспроизведение каких-либо явлений, но вместе с тем их нравственная и эстетическая оценка. Такой оценки нет в научном познании. Наука воспроизводит общее в виде общего, а искусство – в виде единичного, что придаёт художественному произведению конкретность и жизненную наглядность. Как отмечал В.Белинский, «учёный доказывает, а художник показывает, и оба убеждают, каждый по-своему». Искусство возникает в первобытном обществе. К настоящему времени сложились следующие виды искусства: 1)прикладные, в которых эстетическая деятельность сочетается с производственной и бытовой (промышленной, бытовой, городской дизайны, архитектура и др.), 2) изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), 3) выразительные (музыка, танец), 4) зрелищные (театр, кино, эстрада, цирк), 5) искусство слова – художественная литература.

Из всех сфер общественного сознания искусство наиболее полифункционально. Из его функций можно отметить следующее. Активация личности – искусство даёт людям удовольствие и даже наслаждение, сочувствие собственному положению, вдохновение, силу, уверенность в себе. Вызывая подъём духа, искусство помогает людям в борьбе с жизненными трудностями. Вместе с тем оно помогает преодолевать депрессию, отчаяние, безнадёжность и в результате этого обладает психогигиеническим и психотерапевтическим действием, способствует сохранению психического и физического здоровья. Уже сложились такие виды эстетотерапии, или арттерапии, как библиотерапия, музыкотерапия, психодрама (лечебные спектакли).

Воспитательная функция – производя эстетическую, нравственную, а иногда и политическую, оценку моделируемых в художественных произведениях явлений, искусство прививает человеку художественный вкус, учит его понимать прекрасное, активно выступать на стороне добра и быть нетерпимым к злу.

Познавательная функция – будучи художественной моделью мира, искусство даёт людям самые многообразные знания о нём. Искусство является более глубоким отражением жизни, чем её непосредственное восприятие. Сходство художественного образа с оригиналом является сущностным, а не зеркальным. Недаром художники говорят, что на хорошем портрете человек больше похож на себя, чем в повседневной жизни. Искусство отражает всё бытие, но основным его предметом служит человеческая душа, проблема жизненного назначения человека, его долга, счастья и смысла жизни. Поэтому искусство и является таким притягательным для нас. Искусство нельзя считать низшей ступенью познания по сравнению с наукой. Это два разных типа познания. Помимо эстетической окрашенности картины мира искусство отличается от науки большей оперативностью, оно раньше науки реагирует на запросы жизни. Например, кризисное состояние нашего общества к середине 80-х гг. XX в., накануне перестройки в первую очередь отразилось в искусстве.

Как может развиваться искусство в будущем? Во-первых, будут совершенствоваться имеющиеся виды искусства. Например, кино станет объёмным с применением лазерной техники. Во-вторых, с развитием науки и техники, вероятно, будут появляться новые виды искусства. Сейчас, к примеру, много поклонников получает светомузыка, развивается электронный вернисаж. В третьих, может измениться способ воздействия на человека. Если будут расшифрованы мозговые коды сознания, то информация может вводиться в мозг не через органы чувств с помощью адекватных раздражителей, как сейчас, а непосредственно в нервные центры. Возможно, при этом будет достигаться полная иллюзия присутствия. Наконец, с применением компьютеров допустимо возникновение искусства с обратной связью, когда зритель может влиять на ход представления и быть его участником. В содержательном отношении искусство, несомненно, будет становиться всё более интеллектуальным и философски насыщенным.

 

Религия

Религия (от лат. «религио» – набожность, святыня) – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. В состав религии входят религиозные понятия и представления (Бог, ангелы, рай, ад и др.), религиозные чувства и настроения, религиозные действия, или культ (молитвы, обряды). Религия зародилась в рамках мифологии в виде анимизма. Постепенно представление о духах, находящихся в самой природе, преобразовалось в представление о богах, находящихся в ином мире, вне природы и воздействующих на неё (политеизм). Магические действия, практиковавшиеся первобытными людьми, сложились в сложный религиозный культ. Впоследствии возникает монотеизм – вера в единого Бога, которому присущи такие атрибуты, как всемогущество, всеведение, абсолютная доброта и др. По аналогии с отношениями «отец – дети» Бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель людей. Вначале была вера в добрых и злых духов. На стадии монотеизма Бог воплощает в себе только добро, а носителем зла считается дьявол.

Бог понимается и как блюститель нравственности и почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить Бога, привлечь его в помощники сочетается с бескорыстным его почитанием, стремлением следовать высокому образцу. В зависимости от состава верующих выделяются племенные, национальные и мировые религии. К последним относятся буддизм, христианство и ислам. Каждое из этих верований распространено среди представителей многих национальностей.

По вопросу о содержании религиозных представлений существует принципиальное расхождение между теологами, или богословами, и атеистами. Первые полагают, что религиозные представления правильны и даны людям Богом через божественное откровение, через священные писания и через природу, в которой воплощена его мудрость.

Атеистические взгляды на религию сводятся к следующему. Религия является фантастическим отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Главная причина возникновения религии – бессилие людей перед лицом природы и беспомощность перед слепыми силами общества. Непреодолимые обычными способами стихийные силы природы и общества, вызывающие болезни, голод, несчастья, несправедливость, угнетение, представляются преодолимыми с помощью Бога. Поэтому религия не только результат бессилия, но и попытка преодолеть его иллюзорными средствами. Религиозный культ как раз и есть система действий, направленных на использование Бога в своих целях (обеспечить себе и своим близким здоровье, благополучие, хороший урожай, успех в делах, победу в войне и т.д.).

В возникновении религиозных воззрений существенную роль играют психологические факторы. Такие эмоции, как страх, отчаяние, горе, одиночество, разочарование склоняют человека к религиозной вере. Поэтому религиозность усиливается с возрастом, с болезнями, с жизненными утратами, с крушением жизненных планов, т.е. по мере потери жизненных сил и земных надежд. Усиливается религиозность и во времена социальных кризисов. В последние пятнадцать лет в нашей стране такие сферы культуры, как наука, искусство, мораль, здравоохранение, массовый спорт, приходили в упадок, и только религия укрепляла свои позиции и завоёвывала признание. В укреплении религии важен и такой социальный фактор, как заинтересованность в ней господствующих социальных групп, поскольку религия, как правило, проповедует смирение, а часто и идею божественного установления власти.

Как сложная сфера культуры религия выполняет много функций: мировоззренческую, регулирующую, интегративную., компенсаторную, психотерапевтическую. Мировоззренческая функция состоит в том, что, создавая общую картину мира, во главе которого Бог, религия определяет смысл человеческой жизни как выполнение воли Бога и спасение своей души. Воспитательная функция религии заключается в том, что с помощью торжественной обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга. Религия всегда отстаивала общечеловеческие нормы морали, и часто они фиксировались в религиозных текстах в виде заповедей. В отстаивании общечеловеческих норм морали, несомненно, заключается положительная роль религии.

Регулирующая функция религии состоит в том, что она строит систему норм, которые должны выполнять верующие в разных сферах их жизни. Благодаря интегративной функции религии единоверцы чувствуют себя частицами целого и могут мобилизоваться на различные массовые движения. Нередко национально-освободительные движения шли под религиозным флагом, но бывали и случаи преследования религиозными фанатиками иноверцев и еретиков.

Восполняя людям их неудовлетворённость земной жизнью надеждой осуществить свои желания в загробной жизни, религия выполняет компенсаторную функцию. Благодаря ей человек утешается и успокаивается. Вследствие компенсаторной функции религия обладает психотерапевтическим действием: религиозное утешение (как и любое другое) стабилизирует психику, снижает остроту стрессов, тоски, отчаяния и тем самым способствует сохранению психического и физического здоровья.

Атеисты считают религиозное утешение иллюзорным, а названную функцию иллюзорно-компенсаторной, поскольку, по их мнению, загробный мир и Бог не существуют. И в этой функции атеисты усматривают негативную роль религии: если бы человек не имел религиозной иллюзии, он бы больше стремился реализовать свои цели в земной (единственной) жизни. Вера в вечную загробную жизнь, которой нет, обесценивает земную жизнь, превращает её почти в ничто.

Какое мировоззрение – религиозное или атеистическое – даёт больше возможностей для развития человека. Теологи полагают, что религиозное, поскольку оно, по их мнению, указывает человеку правильный путь и даёт ему заступничество и помощь Бога. Атеисты же считают, что религия сужает возможности человека, поскольку возлагает надежды на помощь сил, которых в действительности нет. Современные атеисты не отрицают большого значения веры, но человек, по их мнению, должен рассчитывать и верить в реальные силы (самого себя, своих родственников, друзей, политические и экономические преобразования, науку), да и здесь он должен проявлять реализм и разумный скептицизм. Таким образом, современные атеисты двояко оценивают роль религии: её воспитательную и психотерапевтическую функции они считают позитивными. Положительную роль, на их взгляд, играют регулирующая и интегрирующая функции, когда они направлены на прогрессивные цели. Иллюзорно-компенсаторная функция, по мнению атеистов, является негативной.

Расходятся богословы и атеисты и в вопросе о дальнейших перспективах религии. Первые полагают, что религия будет всегда, более того, возникновение гуманного общества они связывают именно с укреплением религиозности. Атеисты же считают, что по мере демократизации и гуманизации общества, устранения ситуаций, вызывающих страх, отчаяние и безнадёжность, потребность в иллюзорном утешении будет снижаться, и в будущем религия отомрёт. Социологические исследования показывают, что влияние религии постепенно ослабевает. ХХ век называют даже «веком отхода от религии» (15,с.8). С 1900 по 2000 год процент неверующих в Бога в мире возрос с 0,3 до 20; число неверующих в 2000 г. составило 1208 млн. человек от 6044 млн. живших на планете.

Важной проблемой религиозной философии служит проблема бытия Бога. Некоторые теологи полагают, что вера в существование Бога не нуждается в её обосновании разумом. Однако большинство религиозных мыслителей с этим не соглашаются и считают необходимым на каждом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих и доказывать положение о существовании Бога. С этой целью выдвинуты следующие обоснования.

Космологическое доказательство (Аристотель, Лейбниц): раз существует следствие – мир, то должна быть породившая и движущая его причина, или конечная основа всех вещей и явлений (Бог). Фома Аквинский это доказательство формулировал так: если брать движение во всей его полноте, то нельзя не прийти к признанию «перводвигателя»; если всё в мире имеет причину, то должна быть «первопричина» – Бог. Доказательство неубедительно: 1)если признать, что всё имеет причину, то и Бог имеет свою причину и является созданным или порождённым, а не вечным, 2)если же считать нечто существующим вечно, никем не созданным и ничем не порождённым, то таковым следовало бы признать природу, существование которой очевидно, а не Бога, чьё существование ещё требует доказательства. С точки зрения современного материализма, цепи причинно-следственных связей, обусловливающих появление конкретных вещей и явлений, не имеют ни начала, ни конца, а причина всех видов движения коренится во взаимодействии противоположностей (см. §§ 2 и 9 гл.14; мир же в целом существовал всегда и никем, и ничем не порождался.

Телеологическое доказательство (Сократ, Платон, стоики, Цицерон): в природе всё устроено настолько целесообразно, что это можно объяснить лишь замыслом и деятельностью сверхъестественного разумного и всемогущего существа, которое упорядочило все явления. Доказательство неудовлетворительно по трём причинам: 1)целесообразность и приспособленность, наблюдающиеся в живой природе (строение органов, форма тела, окраска растений и животных и др.) имеют относительный характер и объясняются по теории Ч.Дарвина естественным отбором в процессе борьбы за существование, а не действием какой-то надприродной силы; попавшие в иную среду животные теряют свою приспособленность (например, рыбы, оказавшиеся в воздушной среде), 2)в природе существуют явления (ураганы, землетрясения, извержения вулканов и др.), которые служат причиной гибели массы живых существ и которые не могут быть признаны целесообразными, 3)ещё больше нецелесообразности и даже абсурдности в жизни общества (голод, межнациональные распри, терроризм, войны, наркомания, СПИД и др.); объяснение обилия страданий в мире наказанием, которому Бог подвергает грешников, неудовлетворительно в связи с тем, что в одинаковой мере с грешными подвергаются тем же страданиям и глубоко верующие люди, а также дети вплоть до младенцев.

В настоящее время предпринимаются попытки дополнить основания телеологического доказательства. Отмечается, что возникновение Земли, биосферы и человека стало возможным благодаря сочетанию определённых физических условий, существовавших после Большого Взрыва. К таким условиям, в частности, относятся значения фундаментальных (мировых) физических констант: постоянной Планка, скорости света в вакууме, гравитационной постоянной, массы и заряда протона и электрона и др. Рассчитано, что если бы значение хотя бы одной из мировых констант было изменено в пределах 10-15%, то не могли бы образоваться такие устойчивые образования, как ядра, атомы, звёзды, галактики. Не могла бы в этом случае возникнуть и земная форма жизни.

В современной науке упомянутые идеи вошли в содержание так называемого антропного принципа. Надо отметить, что весьма часто встречается неверная интерпретация этого принципа. Некоторые авторы утверждают, что, поскольку биосфера и человек возникли, то Творец специально подобрал нужные величины физических констант, чтобы это произошло. Вывод неверен.

Правильная формулировка антропного принципа: физические параметры нашей Метагалактики таковы, что стало возможным возникновение человека; если бы условия были иными (какими они вообще могут быть, наука пока не знает), то развитие Метагалактики пошло бы по другому пути, возникли бы иные материальные структуры и, возможно, иные формы жизни. Нужно ещё помнить, что известные сейчас законы относятся к нашей Метагалактике, а что происходит в других метагалактиках, мы пока не знаем. Возможно, наш физический мир – только один из возможных миров.

На интересовавший всегда людей вопрос о том, случаен или закономерен человек во Вселенной, с учётом принципа единства во всяком событии необходимости и случайности (см.§7 главы 14) можно, по-видимому, дать такой ответ: способность материи к самоорганизации закономерно порождает разумные существа, но их конкретная форма, в том числе и человека, случайна как результат взаимодействия множества факторов неорганической, органической и социальной эволюции; в Космосе существует множество типов разумных существ, обладающих как сходством, так и различием между собой.

«Онтологическое доказательство обосновывает существование Бога, исходя из понятия Бога как реальности, совершеннее которой нельзя помыслить ничего. Представить такую реальность, такое существо не имеющим реального бытия – означало бы впасть в противоречие, мысля величайшее и всесовершенное существо лишённым совершенства существования» (6,с.326). Это рассуждение содержит логическую ошибку – круг в доказательстве, доказательство бытия Бога основывается на замаскированном признании его существования: Бог – самая совершенная реальность (т.е. Бог существует), следовательно, он обладает и таким совершенством, как существование. Приведённое выше рассуждение показывает, что существует только понятие Бога, но не он сам. Недаром даже один из виднейших теологов всех времён Фома Аквинский отклонил это «доказательство».

В психологическом доказательстве (Декарт) утверждается, что все народы знают религию и её главную идею – идею Бога, которая не могла быть выработана самими людьми из-за несовершенства их разума. Доказательство неубедительно в связи с тем, что в мире наряду с религиозными людьми немало и атеистов и верования многих людей имеют своим объектом не единого всесовершенного Бога, а множество антропоморфных и даже зооморфных сверхъестественных существ.

Вторым после теоретических «доказательств» источником заключений о существовании Бога служат свидетельства религиозно-мистического опыта. Последний включает в себя впечатления некоторых людей об имеющемся, по их мнению, непосредственном контакте с Богом – о божественном откровении, в ходе которого осуществляется, на их взгляд, постижение наиболее сокровенных тайн бытия. В процессе такого откровения соответствующие лица могут испытывать определённые видения, слышать голос Бога или голоса ангелов, чувствовать любовь Бога, его совершенство и т.д. Однако составляющие мистического опыта как и псевдофакты квазинаук неповторимы, невоспроизводимы, статистически недостоверны и не могут считаться научными фактами (о сущности научного факта см.§9 гл.12) подобно сюжетам наших сновидений. В связи с этим атеисты квалифицируют составляющие мистического опыта как форму самообмана либо в виде иллюзий и галлюцинаций, возникающих в условиях сильной психологической установки на заранее ожидаемый результат, либо в виде неверного истолкования своего психического состояния. Например, глубокое аутогенное состояние может представляться испытывающему его человеку как слияние с Божеством, а интуитивная догадка как божественное озарение, или откровение (о научном понимании интуиции см.§2 гл.12).

Ещё один источник заключений о бытии Бога – ссылки на существование чудес. Чудо – по религиозным верованиям – это необычайное явление, совершенное сверхъестественной силой или особыми людьми с её помощью. Чудо предполагает нарушение законов развития событий, т.е. естественного хода процессов, и свидетельствует, по мнению верующих, о всемогуществе Бога. В качестве чудес часто признаются исцеления тяжело больных людей, иногда воскрешения умерших, управление природными стихиями (ураганами, землетрясениями и др.). Чаще всего вызывание чуда признаётся за святыми людьми, которые в связи с этим именуются чудотворцами.

Наука отрицает возможность нарушения законов бытия (о законах см.§1 гл.15). Суть науки заключается именно в признании того, что всё в мире протекает согласно законам, раскрывать которые она призвана. Главным содержанием науки является знание законов. Признание чуда означает ликвидацию науки. При достаточно глубоком научном изучении явления, представлявшегося ранее чудом, оно теряет таинственность и обнаруживает естественные причины. Другое дело, что в силу неисчерпаемости мира в каждый исторический период времени люди обязательно имеют дело с такими явлениями, причины и механизмы возникновения которых ещё неизвестны. Притом, чем шире сфера познанного, тем больше у неё площадь соприкосновения с неизвестным. И это неизвестное следует познавать, а не объявлять чудом.

Таким образом, ни теоретические «доказательства», ни свидетельства мистического опыта, ни ссылки на чудо с точки зрения науки не могут быть признаны достаточным основанием для признания бытия Бога. Это одна из причин того, что дискуссия между верующими и атеистами продолжается много веков. Богословы не дали удовлетворительного ответа на два вопроса: 1)почему, несмотря на всемогущество, всеведение, мудрость, доброту и справедливость Бога, существуют зло и страдания невинных людей, например, младенцев? 2)почему, если Бог един, существует много видов религии и много представлений о богах, почему он как мудрый управитель мира не мог доходчиво, ясно и убедительно объяснить всем людям свою программу, ведь даже земные правители обязаны это делать?

В настоящее время некоторые отечественные философы вновь после Фомы Аквинского говорят о необходимости синтеза религии и науки. Думается, однако, что такой синтез принципиально невозможен, иначе он бы уже произошёл за века существования этих сфер культуры. Наука главным критерием истины считает практическую проверку, а религия – веру, наука базируется на фактах, а религия – на эмоциях страха перед будущим и перед смертью. Наука признаёт подчинённость всех явлений законам, а религия допускает возможность их нарушения (чуда). Несмотря на то, что объективный идеализм и религия не имеют ни одного бесспорного подтверждения, они обладают мощным союзником – неистр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...