В ходе занятия студент должен
знать: · Методы и способы оценки уровня резистентности детей различного возраста. · Методы и способы оценки уровня функционального состояния детей различного возраста. · Методы и способы выявления хронических заболеваний или пороков развития детей различного возраста. · Показатели ЧСС детей различного возраста. · Показатели ЧДД детей различного возраста. · Показатели АД детей различного возраста. · Показатели гемоглобина у детей различного возраста. · Показатели поведенческих реакций у детей различного возраста. понимать: · Роль резистентности, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка. · Роль функционального состояния, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка. · Роль хронических заболеваний и пороков развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка. · Основные причины снижения резистентности и показателей функционального состояния у современных детей. · Проблему «часто болеющих детей». уметь: · Проводить оценку уровня резистентности детей до года. · Проводить оценку уровня резистентности детей старше года. · Проводить оценку уровня функционального состояния детей. · Проводить оценку уровня компенсированности хронических заболеваний или пороков развития.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: Вопросы для самоподготовки: · Современные методы и способы оценки уровня резистентности детей различного возраста. · Современные методы и способы оценки уровня функционального состояния детей различного возраста. · Современные методы и способы выявления хронических заболеваний или пороков развития детей различного возраста.
· Знать показатели ЧСС детей различного возраста. · Знать показатели ЧДД детей различного возраста. · Знать показатели АД детей различного возраста. · Знать показатели гемоглобина у детей различного возраста. · Перечислить показатели поведенческих реакций у детей различного возраста. · Какова роль резистентности, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка? · Перечислить основные причины снижения резистентности и показателей функционального состояния у современных детей. · Понятие о группе «часто болеющих детей».
Содержание: Резистентность считается: 1 ) высокой (0 заболеваний в год, Иоз - 0); 2 ) средней (1–3 заболевания в год, Иоз < 0.33); 3) низкой (4–7 заболеваний в год, Иоз – 0.33-0.6); 4) очень низкой (8 и более раз в год, Иоз > 0.65). В случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (Иоз). Он равен отношению количества перенесенных острых заболеваний к числу месяцев наблюдения:
Количество острых заболеваний Иоз = ---------------------------------------------- Число месяцев наблюдения
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний и индекс частоты острых заболеваний 0,33 и выше.
Критерии включения детей в группу часто болеющих (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 1986)
Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований, на основании анализа поведения и адаптационных возможностей организма, при проведении функциональных проб, а так же путем сравнения показателей основных функциональных систем с нормативными параметрами (частота сердечных сокращений, частота дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина крови и др.).
При комплексной оценке состояния здоровья этот критерий в обязательном порядке включает определение следующих функциональных параметров: 1. ЧСС, 2. ЧДД, 3. уровень АД, 4. уровень Нb в периферической крови, 5. описание поведенческих реакций в раннем возрасте (до 7 лет). Функциональное состояние оценивается как: · нормальное, когда показатели соответствует возрастной норме, а поведение без отклонений; · ухудшенное, когда показатели на границах возрастной нормы и/или имеются незначительные отклонения в поведении; · плохое, когда показатели за пределами возрастной нормы и/или имеются выраженные отклонения в поведении.
Частота сердечных сокращений у здоровых детей.
Показатели внешнего дыхания в состоянии относительного покоя у детей.
Нормальные показатели гемоглобина у здоровых детей разных возрастов.
Величина АД у здоровых детей.
Оценка поведения и группы риска: · Без отклонений. Если все параметры поведения имеют положительную характеристику, ставится оценка «поведение без отклонений» · Незначительные отклонения (группа внимания) – отклонения в поведении по 1 показателю. · Умеренные отклонения (группа риска) – отклонения в поведении по 2-3 показателям. · Выраженные отклонения (группа высокого риска) – отклонения в поведении по 4-5 показателям. · Значительные отклонения (диспансерная группа) – отклонения по 6 и более показателям. Параметры поведения детей 1-го года жизни: 1. Преобладающее эмоциональное состояние: · • положительное; · • отрицательное; · • неустойчивое; · • малоэмоциональное.
2. Сон: · • засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями); · • характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, прерывистый); · • длительность сна (укороченный сон, чрезмерно длительный сон, соответствующий возрасту). 3. Аппетит: · хороший; · неустойчивый; · плохой; · повышенный; · избирательное отношение к пище; · отказ от пищи. 4. Бодрствование: · • характер бодрствования (активное бодрствование, пассивное, малоактивное); · • характер взаимоотношений с взрослыми и детьми (положительные взаимоотношения, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные). 5. Отрицательные привычки (раскачивание, сосание пальца, пустышки и др.) 6. Индивидуальные особенности: · • застенчив, обидчив, контактен, навязчив, инициативен, ласков, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вял, утомляем; · • другие особенности (вписать). Параметры поведения детей 2-3 лет 1. Настроение: · • бодрое; · • спокойное; · • раздражительное; · • подавленное; · • неустойчивое. 2. Сон; · • засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); · • характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный); · • длительность сна (укороченный сон, длительный, соответствующий возрасту). 3. Аппетит: · • хороший; · • неустойчивый; · • плохой; · • повышенный; · • избирательное отношение к пище; · • отказ от пищи. 4. Характер бодрствования: · • активное бодрствование; · • пассивное. 5. Индивидуальные особенности: · • социальные связи (контактен, доброжелателен, агрессивен); · • познавательные потребности (любознателен и пр.); · • индивидуальные проявления (застенчив, обидчив, ласков).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание: 1. Работа в кабинете участкового педиатра: оценка резистентности и функционального состояния детям и подросткам. 2. Экскурсия в научно-исследовательскую лабораторию подростковой медицины. Мастер-класс по углубленному обследованию подростков.
Задание к самостоятельной работе:
1.Оценить резистентность, функциональное состояние и поведение ребенка (до 3-х лет):
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: Основная литература: 1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с. Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с. [Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/ 2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с. [Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
Дополнительная литература: 1. Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004. 2. Виноградов А.Ф. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. – Тверь, 2004. 3. Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с. 4. Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред. Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с. 5. Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с. 6. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006. 7. [Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD –ROM). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com. каталог медицинских ресурсов INTERNET 2.«Медлайн», 3.e-library, 4.Каталог «Корбис», 5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru 6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)
Знание студентом основных положений темы занятия: Примеры тестов исходного уровня:
1. Какой уровень резистентности имеется у ребенка в возрасте 3 лет, перенесшего за последний год 4 острых заболевания? а. Высокий б. Средний * в. Низкий. г. Очень низкий 2. Какой уровень резистентности имеется у ребенка в возрасте 3 лет, перенесшего за последний год 9 острых заболевания? а. Низкий. * б. Очень низкий. в. Высокий г. Средний 3. Какой уровень резистентности имеется у ребенка в возрасте 8 лет, перенесшего за последний год 1 острое заболевание? а. Низкий. б. Высокий * в. Средний. г. Очень низкий 4. Как следует оценить функциональное состояние ребенка если показатели данного критерия находятся на верхней границе возрастной нормы и имеются незначительные отклонения в поведении? а. Хорошее * б. Ухудшенное. в. Плохое 5. Как следует оценить функциональное состояние ребенка если показатели данного критерия находятся на в пределах средних возрастных норм, но имеются выраженные признаки невротизации личности ребенка? а. Ухудшенное. б. Хорошее * в. Плохое Вопросы и типовые задачи заключительного уровня: 1. К какой группе здоровья Вы отнесете ребенка 3-х лет имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: неотягощен. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет. ОТВЕТ: I группа. 2. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2-х лет, имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен биологический. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Гипертрофия миндалин 2 степени. ОТВЕТ: II группа. 3. К какой группе здоровья следует отнести ребенка в возрасте 1-го года имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен генеалогический, индекс = 1.6. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 3 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет. ОТВЕТ: II группа. 4. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2 лет 6 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: не отягощен. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: хорошее. Имеется искривление носовой перегородки без нарушения внешнего дыхания. ОТВЕТ: I группа. 5. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 1 года 3 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен социальный. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: низкая. Функциональное состояние: хорошее. Сколиоз 1 степени. ОТВЕТ: III группа.
Тема 7.СУММАРНАЯ ОЦЕНКА КРИТЕРИЕВ ЗДОРОВЬЯ. ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ.
Практическое занятие по диагностике уровня здоровья ребенка с использованием карты индивидуального развития (ф 112/у), на приеме здорового ребенка. Составление индивидуального меню детям с различными заболеваниями. Составление индивидуального режима дня детям разных групп здоровья. Цель занятия - комплексная оценка состояния здоровья позволяет провести более полное обследование ребёнка для выяснения и устранения причин, приводящих к изменениям в его развитии. Для сохранения здоровья и гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень здоровья и выставить группу здоровья. Студент должен: знать: · Факторы оределяющие уровень здоровья · Критерии характеризующие уровень здоровья · Группы здоровья. понимать: · Основные теории формирования здоровья детей · Методику отбора детей в группы здоровья с учетом комплексной оценки состояния здоровья и возраста ребёнка. уметь: · На основании проведения комплексной оценки состояния здоровья и возраста ребёнка оценить группу здоровья.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки: · История учения о здоровье. · Современные теории формирования здоровья. · Факторы, определяющие уровень здоровья. · Оценка физического развития детей различных возрастов. · Количественно-качественная оценка нервно-психического развития детей до 6-летнего возраста с определением групп развития. · Критерии, характеризующие состояние здоровья детей. Комплексная оценка состояния здоровья. · Распределение детей по группам здоровья.
Содержание:
Схема исследования и оценки критериев здоровья.
Читайте также: AST-тесты по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|