Народные предания как источник знаний о прошлом.
Народные предания являются важным источником, потому что отражают народные представления о самой ранней истории. У нас отражаются события о соседних племенах, народах. О том что обры славян пленили и обрам платили потом дань. Предание про Владимира красное солнышко. О садко, что он был в Новгороде. И под водой был. Эти предания связаны с реальными историческими событиями. Владимир защищал землю русскую от печенегов, строил укрепления. Формирование госу-ва, появление дружин это этап формирования военной аристократии. У всех народов есть героический эпос. Влади́мир I Святосла́вич — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.. В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира», к его временам относится время подвигов трёх богатырей. Эпический образ князя Владимира в былинах — обобщённый, в нём «совмещены» также некоторые более поздние правители, но есть и ряд черт исторического Владимира Святославича. Новгород – большой торговый город, на юге такой торговли не было ладимир Красное Солнышко — мифологизированный образ великого князя в русских былинах. Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015) Креститель. В мифо - политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горычыча. Тугарина, Идолища и т.п.). В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) “почестен пир”, на нем наедаются, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения. Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют Владимира “красным солнышком” и “ласковым князем”, и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным хтоническим силам, обычно существам змеиной природы (ср. мифы о Змее, пожирающем или грозящем пожрать Солнце), и “солярность” эпитета имени Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы. Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех - членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их. Князь Владимир — глава и хозяин своей малой, княжеской семьи и всего богатырского круга. Былины не раз упоминают его жену Апраксию (Евпраксию, Опраксу, Апраксеевну и т.п.) — королевишну, и один из былинных сюжетов посвящен тому, как Добрыня Никитич и Дунай едут к литовскому королю и сватают Апраксию в жены Владимиру (в этом же сюжете упоминается и ее сестра Настасья, ставшая женой Дуная и вместе с ним погибшая). Апраксия в одних случаях — достойная жена своею мужа, гостеприимная, ласковая и мудрая (иногда, когда Владимир ссорится с богатырями, она поддерживает последних и способствует примирению Владимира с ними); в других случаях она оказывается “злой”, недостойной женой, симпатии которой обращены к Тугарину. В былине о Чуриле при дворе Владимира она так увлеклась красавцем-стольником, что загляделась и, разрезая мясо, порезала себе руку (ср. сходный эпизод в связи с библейским Иосифом Прекрасным); своего мужа князя Владимира она упрашивает сделать Чурилу постельником и т.п.
Вопрос № 11. ПВЛ Историографическое содержание. Одной из древнейших и популярнейших форм древнерусского литературного творчества было летописание. Возникнув в XI веке, оно продолжалось вплоть до XVIII. Древнерусские летописи сохранились в большом количестве списков и редакций. Древнейший, дошедший до нас свод, имеет такое заглавие: " Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть ". Этот свод в том или ином виде читается в начале практически любого позднейшего летописного сборника. Наиболее ценными являются два его древнейших списка. Один содержится в так называемом Лаврентьевском летописном своде 1377 г. Здесь он продолжен описанием преимущественно севернорусских событий вплоть до 1305 г., связанных с историей Суздаля. Другой список "Повести временных лет" читается в так называемой Ипатьевской летописи, написанной в 20-х годах XV в. и содержащей описание южнорусских событий в Киевской и Галицко-Волынской Руси вплоть до 1292 г. Более древние своды, предшествовавшие "Повести временных лет", до нас не дошли. Этот памятник русского летописания привлекает внимание ученых начиная с XVIII века. Однако одним из главных вопросов был и остается сегодня вопрос о его литературной истории Концепция Шахматова может быть сведена к четырем тезисам: 1) ПВЛ нельзя считать результатом работы одного только игумена Сильвестра, имя которого проставлено в заключающей ее Лаврентьевский список записи: он лишь переработал более ранний текст; 2) ПВЛ - многослойное литературное произведение, возникшее благодаря трудам нескольких поколений летописцев; 3) работа над ПВЛ началась еще в XI веке; 4) известная нам по Лаврентьевскому и Ипатьевскому спискам ПВЛ представляет собой свод других более ранних сводов XI-XII вв., которые не сохранились. Это повествовательное полотно состоит из двух частей - вступительной, без хронологических примет, и собственно летописной, согласованной с хронологией, то есть разделенной на погодные записи. Согласно Шахматову, Нестор-Летописец углубил и расширил историографическую основу своего рассказа, ипользовав многообразные литературные и устные источники и стремясь рассмотреть историю славян и Руси в контексте всемирной истории и промысла Божия о судьбах человечества.
Основная концепция ПВЛ: все события зависят от провидения, воли Бога (провиденциализм). Когда люди обращают свои помыслы к Бога – благоденсвие. В более поздних летописях – Княжеская власть дана самим Богом. «Повесть…» замышлялась как труд именно исторический. В «Повести…» воспроизводятся две версии начала Руси: миграция славян и руси с верховьев Дуная из Норика по традиционному Дунайско-Днепровскому пути, и миграция славян, варягов и руси по Волго-Балтийскому пути. При этом само понятие «варяги» осмысливается трояко: как все население от Дании до Волжской Болгарии, как одно племя наряду с другими прибалтийскими, как совокупность прибалтийских племен. Противоречия: выявлению источников сохранившихся летописных сводов помогают наблюдения над хронологическими нестыковками и противоречиями. Уже в «Повести…» помимо Константинопольской космической эры (5508 лет от Сотворения мира до Рождества Христова), имеется эра, Расходящаяся с Константинопольской на 4 года, а также «Антиохийская эра» (5500 лет). Ряд известий записаны по специфической «болгарской эре». Для ПВЛ характерно стилистическое разнообразие. Это обусловлено принадлежностью отдельных летописных статей к той или иной жанровой форме. Стиль летописца отличается главным образом сжатостью, лаконичностью. Большое внимание уделено в ПВЛ чудесным явлениям - прежде всего, в виде небесных знамений. Обычно они трактуются как знак, предвещающий беду и вместе с тем повод для опровержения суждений суеверных людей.
Летописец немало размышляет об источнике добра и зла считает. Добро, как и наказание людям за грехи, творится по воле Божией. Источником же вражды, измены и всяких недобрых дел являются козни дьявола.
Вопрос № 1. Государственная школа В русской историографии государственная школа сложилась в 40-е годы XIX века. Эта школа в рамках либерального направления сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Ее представители выступают как носители идей русского либерализма. Государство рассматривалось ими как субъект и двигатель исторического процесса. Признание ведущей роли государства нашло отражение в теории «закрепощения и раскрепощения сословий», характеристике государства как органа внесословного и внеклассового. Гражданская история стала основным предметом русской историографии. Ученые государственной школы рассматривали историю как науку самопознания. Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) Основные труды: «Взгляд на юридический быт древней России», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории» и др. Он проходил из старинного, но не богатого дворянского рода. Получил домашнее воспитание. Он окончил юридический факультет первым кандидатом права. Почти десять лет Кавелин служил в Министерстве внутренних дел и канцелярии Комитета министров. Теория: целостность и единство исторического процесса, постепенное изменение вследствие внутренних причин, взаимосвязь всех явлений и процессов. Явления истории связанны между собой, вытекают одно из другого. История России он, писал он, являет с половины 9 до 18 в. изменение форм государственного быта, суть которых в постепенном упадке родственных отношений и развитии государственных, а также развитии личности. Основы государственности лежат в первоночальном быту и обстоятельствах, в которых он развивается, т.е. в кровном, родственном быте «русских славян». Содержание русской истории Кавелин представлял как переход от родовых отношений к вотчинным (семейным) и государственным (личностным). Т.о. государство являлось результатом исторического развития, высшей формой общественного образования, при которой создаются условия для духовного и нравственного развития всего общества. Первейшей задачей истории он поставил изучение истории государства, его правовых норма и институтов.Факт образования государства для Кавелина является наиважнейшим моментом русской истории. Это результат, с одной стороны, естественного, закономерного хода развития общества, с другой – воплощения основной идеи исторической жизни русского народа, проявления его духовной силы.
КП возникло из домашней власти и развивалось по ее образцу, поддерживалось не насилием, а сознанием. Крепостной не раб, а тот кого нужно наставлять. Суть политической систему России – это сильная централизованная власть, самодержавие. В основе его лежал патриархальный быт. Если быт определяет содержание общественного развития, то «двигает» его личность. Первое проявление мысли о достоинстве человека и человеческой личности Кавелин связывал с принятием христианства, которое признало нравственное и умственное развитие человека с целью жизни всех народов. Петр великий царь. Творец новой Р. Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) из старинного дворянского рода, получил хорошее домашнее. Проф. Мгу. Исторический процесс Чичерин представлял как смену общественных союзов, постепенно возводящих человеческое общество к установлению «нравственно-юридически целого», примиряющего все области духа, - государству. Он выделял три ступени в развитии общества. 1) патриархальный быт. В основе его кровное родство. Люди связаны общим происхождением. При развитии личности кровные связи постепенно теряют свое значение и общественное образование разрушается 2) гражданское общество (средние века). Основывается на началах свободы личности и частного права. Общественные связи опирались на вотчинное право землевладельца, либо свободный договор, либо личное порабощение одного лица другим. 3) создание высшей формы общественного союза – государство. Но у России свои особенности: 1) специфика природно-географических условий: безграничные степенные простраства, отсутствие естественных преград, однообразие природы, малочисленность населения, рассеянность его по равнине. 2) восточные славяне не имели такого источника развития правовых и гражданских институтов, как Западная Европа в лице Рима. Они были оторваны от древнего образованного общества. Государство. Государства и на Западе, и в России появились одновременно, при переходе от Средних веков к Новому времени. Большую роль в образовании государства Чичерин отводил внешнему фактору, татаро-монгольскому игу. 3 процесса в образовании государства: 1) приведение в статическое состояние государства на Руси 2) собрание земель 3) сосредоточение власти в руках князя Община. Гос. власть, полагал он, не только являлась создателем сословий в России и их корпоративных организаций, но и современной ему сельской общины. Особенностью исторического развития России является образование государства сверху, его крайняя централизация, решающая роль правительства в организации общественной жизни, что нашло свое отражение в закрепощении сословий, создании сельской общины, формировании русского народа.
Вопрос № 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|