Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания современной научной картины мира. Антропологический кризис как явление техногенной цивилизации. Понятие и системная природа глобализации. Эпоха «глобализма» и проблема и сохранения и разв




Тема № 6

Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания современной научной картины мира. Антропологический кризис как явление техногенной цивилизации. Понятие и системная природа глобализации. Эпоха «глобализма» и проблема и сохранения и развития национальной государственности и культуры.

 

Описание развития на отдельных уровнях организации бытия, атрибутивных свойств многообразных объектов мира, как правило, осуществлялось в классической науке в рамках отдельных научных дисциплин. Долгое время оставался открытым вопрос о том, как перейти от одного уровня к другому, на который наука не давала убедительных ответов до поры до времени.

Новый подход к решению данного вопроса возник с середины ХХ в., когда появилась реальная возможность объединения представлений об основных структурных уровнях организации (неживом, живом и социальном) в единую, целостную картину мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Эти принципы учитывают специфику каждой конкретной отрасли знания и в то же время выступают в качестве некоторого инварианта в многообразии различных дисциплинарных онтологий. Если кратко характеризовать тенденции синтеза современных научных знаний, то они могут быть выражены в стремлении построить научную картину мира на основе принципа глобального (универсального) эволюционизма.

Эволюционные идеи, идеи развития имеют достаточно длительную историю, и первая их интерпретация была дана в рамках философского знания (см. выше). Постановка данной проблемы в науке была осуществлена позднее. Наиболее полную разработку принцип эволюции получил в биологии и стал ее фундаментальным положением со времен Ч. Дарвина, хотя до настоящего времени он не был доминирующим в естествознании. Дело в том, что в качестве науки-лидера выступала физика, которая транслировала свои парадигмальные установки в соседние отрасли знания. Но физика на протяжении большей части своей истории не включала в явном виде в число своих фундаментальных постулатов принцип развития. Представления же биологии, касающиеся живой природы, не рассматривались как базисные основания мироздания. Поэтому, участвуя в построении научной картины мира, биология, тем не менее, долгое время не претендовала на то, чтобы ее идеи и принципы приобрели универсальный характер и применялись во всех других областях исследования.

Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной как раз и реализуются в современной науке в концепции глобального эволюционизма. Его идеи позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих во всех сферах реальности - неживой, живой природе и обществе.

Глобальный эволюционизм представляет собой принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Хотя это принципиальный аспект в понимании глобального эволюционизма, но он не исчерпывает содержания данного принципа, не раскрывает механизмов взаимосвязи отдельных структурных уровней материального мира. Сам эволюционный подходов ХХ столетии приобрел новые черты, отличающие его от классического эволюционизма ХIХ в., который задавал, скорее, идею развития, нежели системные характеристики развивающихся объектов. Новое содержание в концепцию глобального эволюционизма было внесено в 40-50-х гг. ХХ в., когда были развиты идеи общей теории систем. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристичной прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей как в рамках определенной системы, так и между системами разной степени сложности. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы. Формирование самоорганизующихся систем можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода «синхронный срез» некоторого этапа его эволюции. Что касается эволюции, то она может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой («диахронный срез»). В результате анализ эволюционных характеристик оказывается неразрывно связан с системным рассмотрением объекта.

Глобальный эволюционизм можно рассмотреть как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет идею развития на все сферы бытия (устанавливает универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но и преодолевает ограниченность феноменологического описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного анализа. Идеи глобального эволюционизма получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира.

Наряду с биологией в обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад такие естественнонаучные дисциплины как астрономия, синергетика, биосферная концепция В. И. Вернадского.

В 20-х гг. ХХ столетия в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения, которое было связано с именем В. И. Вернадского и которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. Своим учением о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский фактически продемонстрировал неразрывную связь планетарных и космических процессов. Осознание этой целостности имеет непреходящую эвристическую ценность, поскольку во многом определяет стратегию дальнейшего развития человечества.

Наряду с эволюционной теорией существенную роль в обосновании глобального эволюционизма внесла концепция расширяющейся и раздувающейся Вселенной. Согласно этой концепции полагалось, что приблизительно 15-20 млрд лет назад из точки сингулярности в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной, которая вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходило синтезирование тяжелых элементов. После превращения звезд в красные гиганты, они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах. Из газово-пылевых облаков образовывались новые звезды, и возникало многообразие космических тел.

Модель расширяющейся Вселенной существенно трансформировала представления о мире, ибо она включала в научную картину мира идею космической эволюции. Тем самым возникала реальная возможность описать в терминах эволюции неорганический мир, обнаруживая общие эволюционные характеристики различных уровней его организации и, в конечном счете, построить на этих основаниях целостную картину мира. В середине ХХ столетия идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с возникновением концепции раздувающейся Вселенной, в рамках которой предпринимались попытки охарактеризовать наиболее загадочный этап в развитии Вселенной, охватывающий промежуток времени от нуля - условного момента «Большого взрыва», до сотых долей секунды. Ключевым элементом концепции раздувающейся Вселенной было представление о так называемой инфляционной фазе – фазе ускоренного расширения. После колоссального расширения окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц.

Новая теория позволяла рассматривать наблюдаемую Вселенную лишь в качестве малой части Вселенной как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого числа эволюционирующих Вселенных.

Важную роль в обосновании идей глобального (универсального) эволюционизма сыграла синергетика, занимающаяся изучением систем, состоящих из большого числа частей, взаимодействующих между собой, согласованным состоянием процессов самоорганизации в системах различной природы.

Синергетика как теория самоорганизации выявляла существенные закономерности развития мира. Рассмотрение всех объектов как самоорганизующихся систем, обладающих открытостью, нелинейностью, неравновесностью, создавало научно обоснованную возможность преодолеть разрыв между представлениями о живой и неживой природе. Идеи синергетики приобретали важное мировоззренческое и методологическое значение. Благодаря им обосновывались представления о развитии физических систем и открывались новые возможности для выяснения взаимосвязей между основными этажами мироздания – неживой, живой и социальной материей. Если до синергетики не было концепции, относящейся к классу не философских, а научных теорий, которая позволяла бы свести в единое целое результаты, полученные в различных областях знания, то с ее возникновением появились принципиально новые условия формирования целостной общенаучной картины мира.

В современной науке появились естественнонаучные данные, позволяющие обосновать универсальный характер эволюции. Глобальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и системности, предстает как особый принцип, характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняющий возникновение новых структур. Он дает возможность рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе функционирования нашей Вселенной. Глобальный эволюционизм может быть представлен как базисный принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на основе этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.

В начале XX века немецкий философ Освальд Шпенглер написал книгу «Закат Европы», повествующую о том, что Европа клонится к своему закату и упадку. В начале XXI века приходится констатировать, что метастазы заката стали распространяться по всему миру. В последнее время всё чаще отмечается та роковая черта, к которой подошел вид Homo Sapiens. В ряду глобальных вызовов современности первостепенное значение приобретает антропологическая проблема, понимаемая многими мыслителями как антропологическая катастрофа – более опасная, чем даже экологическая и демографическая. Деградация стала процессом планетарным. То, что происходит сегодня, в первую очередь в рамках западной культуры, есть процесс вырождения человека как биологического (homo) вида и разумного (sapiens) существа, и эта смертоносная болезнь распространяется по всей планете.

Антропологическая катастрофа – есть крайнее проявление кризиса современного человека и человечества, выражающееся в:

- негарантированности судьбы человека, его настоящего и будущего;

- подрыве биологических основ человеческого бытия;

- измельчании и деградации человека, неслыханной его порчи, духовном оскудение;

- расчеловечивании человека, возможности наступления постчеловеческого будущего

Сегодня мы стали свидетелями произошедших в мировоззрении людей каких-то глубинных сдвигов, колосcальных изменений. Например, люди всегда знали, что существуют иррациональные силы бессознательного, всевозможные сексуальные извращения, безумие….

Однако вплоть до XX века общество относилось к этим сторонам жизни недоброжелательно и даже репрессивно. Во все эпохи и во всех культурах существовали универсальные «табу», налогавшие категорические запреты (табуированное поведение, табуированная лексика). Кровосмешение, гомосексуализм, нарциссизм, внебрачные или внесемейные связи и т. п. – рассматривались как отклонения от природы вещей и патология. Они осуждались обычаем, моралью и религией, потому что вели к вырождению человеческого рода, преследовались юридически. Вплоть до предания смерти.

Теперь, наоборот, данные феномены человеческого поведения стали доминирующей темой СМИ, художественного творчества, кино, всячески культивируются и поощряются. Бурный рост науки и техники ставит человеческую природу в экстремальные условия.

Признаки антропологического кризиса и его проявления:

Материализация.

Суть – в уродливо одностороннем развитии общества, когда главной и единственной его целью становится улучшение материальных условий в ущерб всему остальному. Гедонизм – новая идеология западного мира, гедонизм пронизывает все сферы жизни общества.

Гедонизм –направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Появляется и утверждает себя в массовом сознании теория «экономического человека», рассматривающая человека только как участника рыночного процесса. Единственная мотивация «экономического человека» – эгоистическая погоня за комфортом и наслаждением. Его разум направлен на оптимизацию прибыли и повышение эффективности своей деятельности, на усиление своего господства над окружающей средой и извлечение из неё максимальной выгоды.

Польская исследовательница М. Оссовская выделяет такую черту «экономического человека» как мышление в денежных категориях. «Время - деньги», «Копейка рубль бережёт», «Бедный дурак – дурак, богатый дурак - богач» – аксиомы и заповеди такого рода людей. У американцев есть шутка: «Если у вас есть проблемы, которые нельзя решить с помощью денег, то у вас нет проблем». В этой фразе вся суть западного мировоззрения. Деньги превратились в диктатора современного общества. Всё подчиняется власти денег, а страсть к наживе становится главным смыслом бытия. За деньги можно купить всё: славу, здоровье, красоту, почёт, любовь, образование… Всё – есть товар.

Неоправданно высокий уровень потребления стал единственной, абсолютной целью общества. Причем речь идет именно о материальном потреблении, потреблении как универсальной религии. Потребление становится единственным смыслом всей деятельности человека.

Вещизм уверенно вытесняет из жизни интерес к внутреннему содержанию человека, заменяет честь, достоинство, мораль. Следствием вещизма стало то, что люди стали превращаться в живых роботов, с упрощенным духовным миром, зато с хорошей производительностью труда. Духовные ценности исчезают или извращаются. Люди перестают понимать, для чего они живут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...