Список литературы. Понятие социальной реальности. Общество как развивающаяся система. Социальные противоречия, конфликты, реформы, революции. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации. Основные
Список литературы 1 Гвишиани Д. М. . Глобальные проблемы и роль науки в их решении //Вопросы философии. – 1979. -№7. 2 Гвишиани Д. М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. –1981. - № 3. 3 Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы //РЖ (сводный реферат) Социальные и гуманитарные науки. -1994. - № 3. -С. 39-54. 4 Глобальные проблемы в рамках ООН /Под ред. П. Тейлора и А. Дж. Р. Грум. - М., 1990. 5 Глобальные проблемы человечества (обзор ж-ла “Futurist”). - М., 1990. 6Игнатьев В. Н. . Проблема человека и “мировая проблематика” //Вопросы философии. –1981. -№ 3. 7 Капица П. Л. . Научный и социальный подход к решению глобальных проблем //Вопросы философии. –1977. -№ 1. 8. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. /А. Кинг, Б. Шнайдер. –М., 1991.
Тема № 7 Понятие социальной реальности. Общество как развивающаяся система. Социальные противоречия, конфликты, реформы, революции. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии (марксистская концепция социума, концепция социального действия Вебера, модель социума Т. Парсонса и др. )
Одной из основных форм бытия Универсума является бытие общества, составляющее предмет особого раздела философского знания – социальной философии. Приступая к рассмотрению социальной философии, обратим внимание на ряд проблемных ситуаций, свидетельствующих о ее диалектически противоречивом характере и определяющих дискуссионность и актуальность рассматриваемых в ней проблем. Первая проблемная ситуация касается времени возникновения социальной философии. В истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания, результаты которого прямо или косвенно сказывались на характере деятельности человека, отношениях между людьми, формах самоорганизации и регуляции жизни социума. С возникновением философии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания, оставаясь, однако, длительное время на периферии внимания профессиональных философов. Вплоть до середины XIX столетия социальная философия находилась в процессе перманентного самоопределения, связанного с поиском собственного предметного ареала в рамках как общефилософского знания, так и комплекса формирующихся социально-гуманитарных наук. Произошедшая в XIX веке институционализация этих наук, приведшая к созданию социологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др., способствовала кристаллизации предмета, структуры, проблемного поля и социокультурных функций социальной философии, ставшей в ХХ столетии одним из основных компонентов философского знания. Тем самым, в вопросе о времени возникновения социальной философии можно выделить две точки зрения, бытующие в научной и учебной литературе. Первая из них связывает начало социальной философии с древностью, прежде всего, с древнекитайской философией, носившей «практически заземленный характер» и ориентированной на осмысление бытия человека в коллективном социуме, сохранение его стабильности, соотносят это явление также с философией Древней Греции, рассматривавшей человека и общество как органичные компоненты упорядоченного и самоорганизующегося Космоса. Вторая точка зрения связывает становление социальной философии с возникновением дисциплинарно организованного знания о человеке и обществе в рамках конкретных социальных и гуманитарных наук и разграничением предметного поля социально- научного и социально-философского познания. По мнению сторонников этой точки зрения, говорить о становлении социальной философии как относительно самостоятельного раздела философского знания, можно только применительно ко второй половине XIX – началу XX веков.
Следует отметить, что эти две точки зрения принципиально не противоречат друг другу, поскольку социальная философия смогла окончательно определиться только на фоне самоопределения и институционализации конкретных гуманитарных наук, а все предшествующее развитие философских представлений об обществе и его динамике являлось своего рода прелюдией для ее оформления. Вторая проблемная ситуация, касающаяся становления социально-философского знания, связана с определением ее предмета. В частности, в литературе распространено мнение о том, что социальная философия предполагает рефлексию над обществом и его элементами в их историческом развитии, раскрытие закономерностей существования и динамики всех основных сфер общественной жизни и социального бытия человека. Это определение, на первый взгляд, амбивалентно, так как предполагает обращение к анализу, хотя и взаимосвязанных, но принадлежащих к различным формам бытия Универсума феноменов – как бытию социальных структур, учреждений и институтов, так и бытию человека в обществе. Однако это противоречие видимое. Дело в том, что социальная философия самым тесным образом связана с социальными и гуманитарными науками, предмет которых не совпадает. Предмет социальных (обществоведческих) дисциплин – социологии, экономики, политологии, связан с раскрытием законов и механизмов функционирования самого социума. Предмет гуманитарных наук, идеалом которых Г. Риккерт считал исторические науки, предполагает раскрытие мотивационных факторов и ценностно-смысловых параметров бытия человека как личности в обществе. Третья проблемная ситуация в социальной философии связана с существованием различных подходов к определению ее структуры. Так, широкое распространение получила точка зрения, согласно которой социальная философия включает в себя весь комплекс философских взглядов на общество. Эта позиция характерна для авторов большинства учебных пособий, которые в состав социальной философии включают социальную онтологию, философию истории, философию культуры, философию политики, экономическую философию, философию права, морали, религии, образования и др. Второй подход рассматривает социальную философию исключительно как социальную онтологию, отличая ее от философии истории и философии культуры. Основанием для подобного рассмотрения является идущая от позитивизма традиция, согласно которой проводилось различие между социальной анатомией и социальной физиологией, социальной статикой и социальной динамикой. В частности, о следовании данной традиции свидетельствует известное учебное пособие А. Г. Спиркина, в котором вся система философских знаний об обществе характеризуется как «основы социальной философии и философии истории». Особенность четвертой проблемной ситуации в определении специфики социальной философии состоит в наличии у нее, как считают некоторые авторы, двух основных интерпретаций социального мира – рефлексивной (научно-рефлексивной) и ценностно- нормативной (валюативной). Рефлексивное постижение социума предполагает анализ мира в его объективной логике и ставит задачу познать социальный мир так, как он предстает в интерсубъективном сознании – независимо от личностных предпочтений познающего. Что же касается валюативного осмысления социальной действительности, то оно имеет предметом не мир сам по себе, а его значение для человека, и соотносит общественные явления с ценностями человеческого существования. Наконец, обратим внимание еще на одну значимую проблемную ситуацию в интерпретации социальной философии. Ее анализ должен помочь нам в выяснении характера связи между социальной философией и социально-гуманитарными науками, а также в определении принципиальных задач социальной философии в познании общества. Специфика социальной философии как формы познания общества и его феноменов определяется наличием у нее, как и у философии в целом, двух интенций, подмеченных еще в древности: эпистемной, выражающейся в стремлении к достижению истинного знания, и софийной, воплощающейся в ценностно-императивных и оценочных суждениях о сущности и значении происходящего в мире. Существование этих ориентаций, о которых говорил еще древнегреческий мыслитель Парменид, определяет своеобразие философского знания одновременно и как специфически научного, и как мировоззренческого, выходящего за рамки канонов научных дисциплин, следование которым является обязательным для социально-гуманитарных наук. В частности, А. Шопенгауэр подчеркивал, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Применительно к социальной философии эта ситуация означает: в отличие от социально- гуманитарных наук для нее естественно и позитивно сосуществование различных (зачастую, казалось бы, несовместимых) парадигм, исследовательских программ, теоретических моделей общества.
Социальная реальность - является фундаментом в классической социологии, оно производно от таких понятий как: социальное действие, социальное взаимодействие, социальное отношение и т. д. Данное понятие позволяет более точно изучать социальные проблемы и находить пути их решения с позиции социологии. Данное понятие было охарактеризовано Э. Дюркгеймом. С его точки зрения это - социальные факты. Дюркгейм призывал что, социальные факты должны изучаться другими социальными фактами. Социальная реальность - подобна физической реальности, существует объективно и представляет собой способы мышления деятельности, чувствования, распространенные в обществе и существующие вне индивидов, оказывая на них принудительное действие. Социальная реальность – это ценности и нормы, которые регулируют социальное взаимодействие в обществе и которые индивиды или группы руководствуются в своей повседневной жизни. Сорокинотмечал, что социальная реальность - это социальное явление. Социальное явление – это взаимодействие между людьми, социальная связь имеющая психологическую природу и реализующую через сознание индивидов. В современной социологии на ряду с данным понятием широко используется понятие синоним абстрактное понятие общества, такое понятие как социальное пространство, социальное поле, социальная жизнь. Общее понятие социальная реальность – это аналитически выделяемая из всех явлений охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми. Социальная реальность- это во многом не видимый мир, сеть социальных отношений, взаимодействий пронизывающих осязаемый мир. Особенности социальной реальности отличающие её от других видов: (физическая, биологическая, психическая). Социокультурная реальность – которая управляет взаимодействие между людьми. Социальная реальность имеет парадоксальный характер, парадоксальная с точки зрения логики физических явлений например (близко - далеко, высоко-низко). Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии её собственных законов, тенденций, которые обусловлены природой этой реальности. В отличии от законов психики единичного индивида логики развития социологии-это логика кооперации, коллективности, согласованности. Ведущим способом социальности является культурно символическая коммуникация, предполагающая наличие множество смыслов и их интерпретации. Итоговое определение социальной реальности– это особая реальность имеющая символически культурное содержание, она развивается согласно своей логике. Законы социальной жизни – это законы интеграции, координации людей, обеспечение порядка, предсказуемости и само возобновлением сетей социальных взаимодействий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|