Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия: историографический экскурс 1 глава




 

Особенности античной философской традиции

Современная научная мысль является продолжением той рациональной интеллектуальной традиции, которая возникла более двух с половиной тысяч лет тому назад в Древней Греции. В те далёкие времена нельзя было очевидным образом отделить одну форму мысли от другой, что определялось ситуацией синкретизма, слитности и недифференцированности знания. Тем не менее, философия с самого начала претендовала на некую привилегированную позицию. На то было несколько причин.

Во-первых, предметом философии был мир в целом, отсюда – универсальность и энциклопедизм древних философов. Во-вторых, философия оказалась той формой мысли, которая применяла критический анализ не только по отношению ко всем другим областям научного знания, но прежде всего осуществляла критическую рефлексию своих собственных оснований. Собственно говоря, именно этот познавательный принцип – радикальная критика непосредственно самих принципов и методов философского познания – образовал эпистемологический фундамент новоевропейской науки.

Благодаря мировому значению древнегреческой культуры в целом и философии в особенности, систематическое представление о возникновении и трансформациях греческой философской мысли необходимо для тех, кто сегодня получает высшее образование. История философии, и в особенности история древнегреческой философии – основа образования для всех, кто профессионально изучает философию.

Специфика греческой философии по отношению к другим философским традициям заключается, прежде всего, в предельной и постоянной саморефлексии. Для греческого философа практически отсутствовали внешние авторитеты. Самоочевидными были принципы: «негарантированности» знания, неангажированности философского знания религией (мифом) и административной властью. Открытость для рациональной критики, любознательность (аристотелевская фраза – «философия начинается с удивления») – создали условия для недогматической, постоянно развивающейся продуктивной теоретической формы интеллектуального освоения мира, что способствовало и практическому преображению познанного мира.

То, что сегодня называют глобализацией, то есть постоянное управляемое расширение и распространение технологических, экономических, научных, политических, социальных евро-атлантических стандартов, является результатом развёртывания принципов греческой теоретической (философской, научной и политической) мысли во времени.

Достаточно хорошо известно, что философская мысль почти одновременно появилась в трёх отдалённых регионах древнего мира: в Индии, Китае и Греции. Однако именно греческая философская традиция в основополагающих чертах и принципах осталась неизменной и системообразующей также для мировой современной политической, социальной и культурологической теоретической деятельности. Мистические, символические элементы философии и морально-этические качества философа весьма существенны и сегодня для индийской и китайской философской традиции. Европейская философия приняла и усилила греческую интеллектуальную традицию. Историчность, рациональность и дистанцированность теории и морального дискурса от личности самого философа – неотъемлемые принципы западной философии.

Герменевтическая открытость текстов
античных философов

Определённую трудность при изучении греческой философии, особенно на ранних её этапах, представляют так называемые «фрагменты», которые состоят из нескольких отдельных фраз, вырванных из контекста философского произведения, или содержат лишь несколько страниц навсегда утерянной книги. Более того, некоторые фрагменты дошли до нас не в первоначальном виде, но в пересказах, точных или не вполне точных цитациях в произведениях более поздних авторов.

Иногда первоначальный фрагмент и его цитацию в более позднем тексте другого автора разделяют несколько веков. Отсюда эффект искажения первоначального высказывания (говоря профанно, эффект «испорченного телефона»). Понятное или неясное истолкование первоначальной мысли в более поздних философских текстах явно требует научного комментария.

Стоит заметить, что вплоть до Аристотеля греческие философы сочетали концептуально-теоретический дискурс с мифопоэтическим стилем изложения мысли, и это создаёт определённые трудности для аутентичного истолкования текстов, подчас неоднородных стилистически и терминологически. Здесь важно восстановить не только первоначальный философский текст, но и контекст, исторический, социокультурный и собственно философский. Именно на раннем этапе формирования философии важно видеть различие между знанием, пониманием и объяснением, различать гипотезу и окончательную истину.

Открытость для интерпретации оказывается не слабостью, а силой древнегреческой мысли. Благодаря своей многозначности и бесконечной продуктивности смыслов в ходе истолкования, греческая философия привлекала таких выдающихся философов, как Гегель, Ницше, Хайдеггер, Деррида и другие.

Формирование философского видения мира

Важным моментом в изучении курса древней философии, и греческой философии в особенности, оказалась историческая эпоха перехода от мифологической картины мира к научной и философской. Нарративно-сюжетное объяснение возникновения космоса в символах, характерное для мифа, постепенно вытесняется понятийным теоретизированием. Постепенно божественные силы и богоявления (кратофании) вытесняются как объяснительные модели и заменяются законами природы.

Изначальной и ключевой темой для большинства греческих философов был космос. Истолкование вещей и явлений как непосредственно природных («естественных») начал, мира как он есть, без отсылки к эмоционально-волевым качествам и мотивациям сверхъестественных существ – главное достижение греческой философии. Именно в это время (VI – V века до н. э.) как раз возникают первые философские теории и тексты.

Переходному периоду «от мифа к логосу» посвящены соответствующие разделы учебного пособия. Большое значение имеет также этап формирования афинской школы философии – становление классического этапа, благодаря чему и терминологически, и систематически философия оформилась в качестве самостоятельной академической дисциплины. Благодаря появлению греческой науки и философии произошла «эмансипация» рационального описания мира от мифопоэтического, религиозного. Подобного рода процесс гораздо позже немецкие мыслители именовали Entzauberung («разволшебствление», «расколдовывание» – Шиллер), Entgotterung («расбожествление» – Вебер).

Понятие «философия», первоначально этимологически понимавшееся как «любовь к мудрости», в классический период меняет смысл. На первый план теперь выходит значение философии как дисциплинарно и иерархически организованной системы знания («теоретическая» и «практическая» философия у Аристотеля, например). Помимо космоса и природы возникают и другие темы: познание, человек, государство, благо и красота. Вместе с расширением тематического поля соответственно меняется и философская картина мира.

Открывая новые тематические и методологические горизонты, переходя из одной исторической эпохи к другой, вплоть до сегоднешнего дня, увеличивая количество специальной терминологии, философия остаётся устойчивой, систематической, продуктивной формой критического, саморефлексивного движения свободной мысли. Она открыта к любым интеллектуальным, социальным и этическим вызовам времени.

Необходимо заметить, что не все философы и даже не все школы, существовавшие в античную эпоху в Греции и Риме, рассмотрены на страницах учебного пособия. Это обусловлено, прежде всего, ограниченным объёмом учебного материала и методическим задачам обучения – самостоятельно работать с любыми философскими текстами. Рассматриваются философские взгляды отдельных философов, школ, направлений, являющихся базисными, именно они определяют дальнейшее развитие философии вплоть до настоящего времени.

Предмет и методы истории философии

Предметом истории философии являются философские тексты, комментарии к ним, философские системы, школы, философские направления в их концептуальной, методологической и временной взаимосвязи, а также круг фундаментальных непреходящих философских проблем. История философии – это дисциплина, изучающая процесс становления философского знания в его развитии и культурно-историческом контексте. Важную роль в изучении историко-философского процесса играют методы познания (методология истории философии).

Методы истории философии достаточно разнообразны, в зависимости от поставленной задачи они могут быть избирательными либо комбинироваться: сравнительный анализ (компаративистика); герменевтический подход, классификация (систем, школ, направлений), историко-культурная реконструкция и другие. Разумеется, этим списком не исчерпывается набор приёмов и методов реконструкции философской мысли. Единственно «правильного» метода не существует. Здесь очень важно найти меру, например, герменевтического, исторического и компаративного подходов.

История философии – это, прежде всего, история идей, а не свод жизнеописаний философов. Перечисление исторических фактов, дат, списки произведений – это социокультурный фон, необходимый, но далеко не достаточный для понимания теоретического содержания философских текстов. Жанр исторической биографии не должен подменять интеллектуальное содержание философских произведений. Однако адекватная реконструкция теорий не может быть произведена без учёта лингвистической, историко-культурной, религиозной, политической и эстетической реальностей каждого конкретного философского текста. Важно выявить индивидуальность каждого философа, одновременно указывая на концептуальные инварианты античного философского дискурса.

Важно также избегать модернизации при реконструкции текстов. То есть при описании и анализе первоисточников следует избегать использования современной терминологии и принципов классификации. Например, нельзя классифицировать греческих философов по таким группам, как «материалисты», «объективные идеалисты» и «субъективные идеалисты» и т. д. Это упрощает и значительно искажает «философский ландшафт». На наш взгляд, необходимо избегать некорректного употребления более поздних латинских средневековых терминов, таких как «субстанция», «cубстрат» в современных историко-философских исследованиях аристотелевской «Метафизики». Такая замена приводит к модернизации и, следовательно, искажению смысла и коннотаций, например, изначально греческого термина «oisia» (лат. «substantia»).

Одной из сложных проблем истории философии является попытка «приведения к единому знаменателю» многозначных греческих понятий: космос, демиург, логос, номос, нус, архе и других. В особенности это касается словосочетаний, часто содержащих в себе и символическую и понятийную составляющие. Едва ли разнообразные понятия могут быть окончательно «конвертированы» в некую единую понятийную систему. Однако семантический анализ терминов, логическая классификация и систематизация стали важной частью историко-философского исследования.

Любая, не только историко-философская научная работа, предполагает применение таких методов, как систематизация и классификация. Эти методы показаны в этой работе и моделируются в ходе учебного процесса.

Необходимо особо остановиться на таком методе, как герменевтический, который наиболее адекватен, на наш взгляд, для работы именно с античными текстами. Одной из фундаментальных задач истории философии является аутентичная реконструкция как отдельных философских текстов и концепций, принадлежащих тому или иному автору, так и всего идейного комплекса, принадлежащего определённой культуре и эпохе. Выделение этапов «предпонимания», «понимания», «объяснения», определение «контекста», «текста», проблемы «герменевтического круга» служат более точному и адекватному представлению о смыслах и тенденциях развития историко-философского процесса. Студенты должны знать способы выделения текста и контекста. Также необходимо уметь разделять функции и компетенцию таких познавательных процедур, как описание, понимание, объяснение, познание. История философии контекстуальна, требует общей эрудиции, достаточного знания античной истории и культуры, истории развития греческого и латинского языков. Здесь с очевидностью работает «исторический императив», напоминая об изначальной историчности всякого знания, в том числе и философского.

Прежде чем интерпретировать философские тексты, необходимо внимательно прочесть и усвоить их содержание хотя бы «в первом приближении», то есть научиться, по крайней мере, адекватно их пересказывать, проводить простейший тематический, компаративный и структурный анализ, что предполагает знание базовой терминологии. Это позволяет схематически воспроизводить концепцию того или иного философа, школы, направления. Настоящее учебное пособие помогает подготовиться к решению вышеперечисленных задач.

Проблема периодизации античной философии

История мировой философии предполагает выделение периодов – временных интервалов, характеризующихся специфическими темами, стилями, методами и способами постановки философских проблем. Существуют разные основания выделения конкретных периодов развития философской мысли. Обычно следуют классификационному принципу распределения отдельных этапов мировой философской мысли, в соответствии со стандартами, как они сложились в исторической науке. Чаще всего история философии представляется таким образом: древняя философия (индийская, китайская, античная (средиземноморская)), средневековая философия (индийская, китайская, восточно-христианская патристика, западная схоластика, арабо-мусульманская философия), философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, философия Просвещения, немецкая классическая философия, философия XIX века, философия XX века, современная философия, постсовременная философия, иногда – постмодернизм (80 – 90 гг. XX в. – начало XXI в.). Определение временных (исторических) границ и соответствующих периодов пока остаётся предметом научных дискуссий. Выделение последних периодов в самостоятельные единицы представляет собой отдельную проблему. Как видно, данная периодизация очевидным образом «европоцентрична». Это объясняется тем, что философия (впрочем так же, как и наука) в качестве рациональной формы знания возникла в Древней Греции, развивалась и достигла наибольшего влияния в мировом масштабе именно как специфически «европейский проект». Наиболее влиятельными в истории мировой философии являются такие европейские мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Ницше, Хайдеггер и другие «первооткрыватели» фундаментальных («вечных») философских проблем.

Проблема классификации периодов философии – особая научная проблема. В первую очередь возникает вопрос об основании деления исторических эпох. Какие события и принципы здесь ключевые: военно-политические, экономические, социальные, стилистические, или связанные с кардинальными изменениями в религиозном сознании? Однозначного ответа здесь нет. Для прояснения критериев периодизации надо познакомиться с античной историей и методологическими инструментами учебного курса по истории философии.

Упрощённая схема периодизации истории античной философии может быть представлена таким образом.

1. Протофилософия

2. Доксографический период (доксография, досократики)

3. Классический период античной философии (афинская школа философии)

4. Эллинистическая философия

Разумеется, что среди историков философии нет консенсуса относительно количества периодов и точности в определении границ. Это предмет широких научных дискуссий. Но это не влияет на выделение наиболее важных этапов в генезисе античной философской мысли.

Античная философия:
историографический экскурс

Первые систематические сочинения по истории древнегреческой философии появляются лишь во II – III вв. (Секст Эмпирик, Диоген Лаэрций), хотя уже у Платона и тем более Аристотеля имеются элементы историко-философского анализа. Это связано с обоснованием своей точки зрения и обязательной более или менее развёрнутой полемикой с идеями других философов.

Наиболее полным дошедшим до нас трудом по истории античной философии является сочинение «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэрция (иногда Лаэртия, Лаэртского), (первая половина III в. н. э.). Диоген описал и систематизировал философские учения, содержавшиеся в 300 философских произведениях, принадлежавших более чем 200 авторам. Впрочем, с точки зрения современной историко-философской науки, это сочинение не является научным текстом, поскольку создано на основе биографического подхода, где отсутствуют анализ и критика в строгом смысле этого слова. Автор излагает и биографические сведения, и исторические анекдоты, связанные с жизнью того или иного философа, и легенды. Тем не менее, нужно признать, что это ценнейший труд по истории генезиса древнегреческой философии.

На протяжении последующих веков сочинения по истории философии носили характер либо сугубо биографический, либо эклектический или фрагментарный. Первым исследователем, создавшим всеобъемлющую, систематизированную историю философии, представленную в виде развивающейся, эволюционирующей специфичной интеллектуальной традиции, был выдающийся немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.). В «Лекциях по истории философии» он изложил историю философии не в виде перечня биографий и пересказа содержания классических текстов, историографических комментариев к ним, но представил философию в виде непрерывного, каузального, логически взаимосвязанного, хотя и внутренне противоречивого поступательного процесса, для которого характерны развитие, приращение и углубление философского знания.

Очевидным недостатком системы Гегеля было то, что он исходил из установки панрационализма, настаивая на конечной интерпретации всех философских теорий и понятий в терминах классического рационализма. «История философии есть для Гегеля единый и потому необходимый процесс восхождения духа к самому себе. История философии вовсе не голая череда разнообразных мнений и учений, сменяющих друг друга», – констатирует Хайдеггер в своей работе «Гегель и греки».

Биографический подход и концептуальный, генерализирующий подход представляют собой два противоположных подхода в истории философии. Первый – предельно фактографичен и описателен. Второй – упрощает и унифицирует сложный и индивидуальный путь развёртывания философских идей. Необходимо находить компромиссное решение, избегая упрощенной фактографии и отказавшись от «насилия метода».

История философии представляет собой историю метафизических и методологических идей. Таких, которые, несмотря на постоянно растущую историческую дистанцию, всегда актуальны и значимы для естествознания, гуманитарного знания и культуры в целом, выходя далеко за пределы собственно философии. Созданные древнегреческими мыслителями философемы всегда служили и будут служить генераторами оригинального творческого мышления. Такие понятия, как «логос» Гераклита, «атом» Демокрита, «утопия», «идея» и «парадигма» Платона, «энергия», «мимесис», «энтелехия» и «катарсис» Аристотеля, «экстасис», «эманация» неоплатоников и многие другие широко использовались и используются не только в сфере собственно философии, но и в более широких научных и культурных контекстах.

ПРОТОФИЛОСОФИЯ

Миф и философия

Мифологическая и философская картины мира

К вопросу о причинах возникновения философии:
«Почему «философия» и «почему в Греции»?

Греческий полис и условия формирования
философского мышления

Древнегреческая наука и становление
философского мышления

Рациональный характер античной науки

Философское изучение «природы»

О непрерывности философской интеллектуальной традиции

Миф и философия

Для архаического сознания, каковым можно считать эпоху Гомера и Гесиода, содержание мифа оказывается вполне реальным. Мифы, наряду с магией и обрядом, функционируют как нормативные и институциональные средства поддержания устойчивости общества и социального контроля. Миф санкционирует и объясняет существующий в мире (космосе) и обществе (полисе) порядок. Более того, мифотворчество является важнейшей созидательной и творческой деятельностью, без которой невозможно представить себе существование античной культуры.

На протяжении нескольких веков в этой культуре соприсутствуют миф и философия. Этот период продолжается приблизительно с VII по IV вв. до н. э. Фактически во всех сочинениях Платона мифологемы и философемы соседствуют и дополняют друг друга. Его диалоги «Пир», «Федр», «Тимей» не только включают в себя мифологему как объясняющую модель, но смысловым и конструктивным центром в них оказывается миф. Аристотель и другие академические философы минимизировали или даже исключили миф из своих текстов, но позднее, у стоиков и неоплатоников, мифологемы вновь обретают конструктивный объяснительный характер. Тем не менее, нарративная («рассказовая») форма знания играет важнейшую роль в становлении философии.

Мифология и философия имеют фундаментальные точки соприкосновения. Миф – это знаковая система, в терминах которой не только воспринимается, но описывается и интерпретируется весь мир видимых вещей, явлений, невидимых сил и причинно-следственных взаимосвязей. Поэтому, говоря кратко, миф – это образно-символическое описание мира. Характерной чертой мифологии является универсальность. Философия также претендует на то, чтобы объяснить первопричины универсума, законы его существования, генетические связи вещей и явлений. Философия – вид универсального рационального знания. Это понятийный способ описания мира.

Базовыми отличиями философии от мифологии оказываются рефлексивность и критический способ мышления, что отсутствует в мифологии и затем в религии. В основе мифологического миропонимания находится принцип веры и господствует неизменная традиция. Философия – это критический, рефлексивный, систематический, рациональный вид универсального описания мира и его базисных оснований. Мифологическое знание тем основательнее, чем ближе к воспроизведению изначальных нарративных и символических объяснительных форм. Философское знание утверждается лишь путем критического осмысления или опровержения предшествовавших философских взглядов, концепций и методов. Миф – ретроспективен и консервативен с доминирующей «охранительной» функцией.

Философия – актуальное и радикально «разрушительное» знание, прежде всего по отношению к своим собственным основаниям, «философским предрассудкам», преграждающим путь к более глубоким уровням знания и самопознания. Философия, чтобы не быть догматичной (то есть, чтобы ни в коем случае не стать «нефилософией»), критически выстраивает себя самоё, а опосредованным образом и новую идеологию, эстетические и моральные ценности эпохи. Философы это те, кто первыми «регистрируют» и дают глубокую интерпретацию симптомов кризиса (в самом широком смысле, от экономики и политики до культуры и личности). Интенсивное развитие философского знания как раз и обусловлено осмыслением причин и следствий эпохального культурного «разрыва». Возвращаясь к происхождению греческой философии, отметим, что философское знание (episteme) начинает постепенно входить в противоречие с мифологической верой (pistis), «до-верием». Философия пытается опровергнуть мифологическое знание, и это ей удаётся.

Характерной чертой философского миропонимания, в отличие от мифологического, является язык описания и объяснения. Основополагающей единицей мифа является символ, проявляющий себя всегда в какой-либо конкретной образно-знаковой оболочке (Зевс, Океан, Гея, Уран и проч. как репрезентации «божественного»). Философская теория производит деперсонификацию «божественного». Законы и силы мыслятся и описываются с помощью абстрактных понятий – таких, как «апейрон», «логос», «нус», «эйдос», «номос», «атом» и др.

Кроме содержательной разницы между двумя типами языков (символическое содержание в мифах и понятийное в философских концепциях), есть ещё фундаментальное различие синтаксического плана: символы, метафоры, образы, которыми оперирует миф, связаны ассоциативно, то есть на основании внешних или случайных сходных характеристик. В то время как понятия философской теории соединены на основе причинно-следственной связи, обеспеченной формально-логическим описанием.

Содержание и смыслы мифа для человека архаической эпохи всегда реальны и даже сверхреальны, поскольку мифологическое, «изначальное» время «первично», следовательно, более фундаментально, чем современное положение дел. Миф посредством сюжетов, символов, метафор и образов конституирует онтологический горизонт бытия. Явления природы, жизнь человека, вещи и отношения – изменчивы, вторичны, они находятся «на поверхности» и производны от мифологического «прасобытия», культурного архетипа.

Например, в иудео-христианской мифологии Адам и Ева обладают более высоким антропологическим и онтологическим статусом, нежели любой иной человек, Адам – «праотец» всех мужчин, а Ева – «праматерь» всех женщин. В определённом смысле Адам и Ева вечны и неизменны, как «образцы», «модели». Архетипичны не только люди. «Первородный грех» (по крайней мере, в его библейском варианте) есть некая «первичная» фатальная ситуация, определяющая всегда и всюду другие последующие исторические, конкретные «грехопадения».

Эрос – это космическая связь явлений, вещей и в то же время индивидуальная любовная связь, которая всегда вторична. «Священный камень» (омфалос) имеет космическое происхождение, его «сила», «энергия», сакральные, целительные и другие качества определены его «божественным» происхождением.

Тотем: тотемное животное, птица, насекомое обладают сверхъестественной силой и могут передавать эту силу некоторым людям. Тотем – «истинный первопредок», он всегда есть нечто большее, чем просто животное, всегда соединен с каждым конкретным животным (и человеком) невидимой символической (энергетической) связью.

«Тайны» мифологического универсума доступны только прошедшему инициацию «посвященному»: жрецу, шаману, колдуну, пророку. Это не просто знание, но «тайнознание», «сверхзнание», которое близко связано с магией, дающей силу и власть над людьми и силами природы. Мифологическое знание эзотерично.

Философское знание экзотерично, то есть открыто любому, в отличие от мифологического эзотеричного «тайнознания», «зашифрованного» и недоступного для неофитов. В отличие от мифа, для философии нет запретных тем, нет «табу», нет «теменоса» – сакрального круга, за который не может, вернее, не смеет проникнуть обычный человек и его мысль. К тайнам философии может приобщиться любой желающий и целеустремлённый ум. Никакой «избранности» и «эксклюзивности» здесь не существует (исключением является разве что философская школа Пифагора).

Миф, в отличие от философии, хотя и является одновременно «практическим» и «умозрительным» способом освоения мира, в то же время выводит своё происхождение «свыше». Кроме того, он непременно ритуализирован, миф и ритуал неотделимы друг от друга. Постепенно некоторые мифы теряют свою культовую значимость и превращаются в нарративные эпические и другие художественные формы (например, сказки, комиксы, мультфильмы). Эти формы уже не обладают прежними магико-ритуальными мирообъясняющими и универсальными значениями, они в большей степени развлекательны. Меняется не только сама форма мифа; после того, как он теряет функции эзотерического, сакрального, онтологического и космологического мирообъясняющего характера, изменяется и его содержание.

Мифологическая и философская картины мира

Миф открывает эпоху «больших нарративов», «метарассказов», «метаповествований». Тогда сами исторические события и рассказ о них были тождественны, и даже, более того, пересказ какой-либо истории о «деяниях богов» оказывался первичной данностью, реальностью, «образцом», с которым впоследствии сравнивалась актуальная действительность и всегда корректировалась в соответствии с мифом.

Мифологии, мифологические «системы» в различных культурах достаточно уникальны. При этом в мифах содержаться инварианты. То есть имеются «сквозные» сюжеты, функции, «схематизм» отношений, структуры, символизм, что позволяет говорить о функциональной, аксиологической, антропологической симметричности мифов народов мира. Более того, в результате многолетних исследований французский антрополог К. Леви-Строс пришёл к выводу, что такая симметрия существует не только в горизонте синхронии (то есть для мифов одной и той же временной эпохи), но и в плане диахронии (симметричны мифологические структуры отдалённых во времени культур). То есть между мифом архаического, первобытного племени и современным «буржуазным мифом» (формы которого наглядно присутствуют в кино, телевизионных сериалах, индустрии моды, рекламе, политике и т. д.) есть симметрия. Французский учёный показывал это, выделяя во всех без исключения мифах так называемые «бинарные оппозиции»: «добро-зло», «природа-культура», «мужское-женское» и проч.

Мифологии разнообразны в плане сложности взаимоотношений между богами, количеством функций, формой сакральных иерархий. Также немаловажную роль играли культурная и социальная устойчивость народа, носителя мифа. Например, греческая и римская мифологии, как показала история, оказались наиболее значимыми для мировой культуры, благодаря широкому распространению культурных текстов и достижениям средиземноморской цивилизации. Мифы постоянно дополнялись новыми сюжетами, видоизменялись, эволюционировали, размывались и забывались. Поэтому всегда нужно помнить о том, что мифогенез есть длительный, сложный, внутренне противоречивый процесс (сосуществование нескольких различающихся вариантов одного и того же мифа). Кроме того, адекватное понимание мифа без участия в обрядовой и ритуальной части «живого мифа», что было неотделимо от нарративной, «рассказовой», текстуальной части, невозможно, так утверждают современные учёные. Одного рационального подхода мало, чтобы понять многосложное и многослойное психо-эмоциональное сакральное действо, каким является миф, по крайней мере, в мифопоэтическую эпоху.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...