Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия: историографический экскурс 3 глава




PAIDEIA: ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОСТИ
И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Enkyklios paideia: содержание и систематика

Пайдейя и философия

Trivium і quadrivium – первая дифференциация образовательных практик

От Пайдейи к Энциклопедии: поздняя античность

От Пайдейи к Энциклопедии: Средневековье и Новое время



Enkyklios paideia: содержание и систематика

Очень важную роль в формировании философии и организации непрерывности древнегреческой философской традиции играла уникальная система образования – paideia. Благодаря рациональному характеру образовательных процедур формировался особый тип мышления. Определяющими чертами этого мышления были: универсальность (включённость всех известных регионов светского знания в «круг образования»), системность (взаимосвязанность и взаимодополнительность филологического цикла, математических дисциплин, астрономических, музыкальных и эстетические знаний), энциклопедизм (универсальный подход к знанию), эрудиция (знание культурной традиции путём освоения мифологии и эпоса, через поэмы Гомера и Гесиода). Такие особенности обусловили достаточную свободу от прежних «доксических», мифологических в своей основе объяснений мира. Это стало также одной из причин появления интеллектуальных предпосылок для последующей критической рефлексии собственно философского (и научного) мышления.

Важное значение для греческой, а впоследствии и мировой культуры имело появление многочисленных интеллектуальных сообществ, кружков, а затем и институциализированных школ в V в. до н. э. в Афинах. Именно в это время там формируется культурный архетип интеллектуала / интеллигента, готового заплатить даже жизнью за обретение истины, «бытии-в-истине»: таковы Сократ, Платон, Исократ, Диоген и многие другие мыслители Древней Греции.

Paideia – наиболее общее понятие для обозначения как воспитания, так и образования, вплоть до самых высоких его ступеней (как мы сказали бы сегодня, включая начальную школу и высшее образование). Достаточно часто это понятие встречается в Греции уже в классическую эпоху: в диалогах Платона, Аристофана (пьеса «Облака).

Греческое словосочетание γκύκλιος παιδεία – (произносящееся на латинице (транскрибируемое как) как enkyklios paideia), буквально означает «закруглённое», «всестороннее», «всеобщее», «гармонизированное» образование; «главное, основное знание». В начале своего формирования система paideia включала в себя две части. Элементарный курс (названный позже, уже в латинской терминологии – propaideia, откуда затем произойдет философский термин «пропедевтика» – «введение в философию») состоял из: основ грамматики, предполагалось обучение письму и чтение простых текстов. Далее шёл более сложный и обширный курс, рассчитанный на «продвинутых» учащихся. Этот курс собственно и назывался enkyklios paideia (т. е., буквально, «круг образования», от греч. kyklos – «круг» и paideia – «образование, воспитание»). Здесь необходимо было усвоить навыки и знания по арифметике, геометрии, музыке, астрономии, а также научиться приёмам комментирования текстов и ознакомиться с риторским искусством.

В Древней Греции в классический период существовали частные и государственные школы. Кроме гуманитарных и математических дисциплин, в образовательной системе, в зависимости от той или иной школы, в рамках enkyklios paideia присутствовали: военное дело, гимнастика и «мусические искусства».

Пайдейя и философия

Количество и разнообразие педагогических практик в греческих полисах, городах-государствах свидетельствует о высокой общей культуре древних греков. Здесь можно сделать упрощённую классификацию множества античных школ. Тогда нужно выделить философские школы (Сократ) – развивавшие искусство ведения отвлечённых, теоретических бесед (диалектику) и риторические школы (Исократ) – разрабатывавшие искусство составления разных видов речей – судебных, политических и эпидектических (показательных, торжественных) и культивировавшие искусство спора (эристику). Помимо этого существовали медицинские школы (Гиппократ). Формировалась устойчивая традиция создания школ. Это, несомненно, было качественно новым и очень важным этапом в развитии образовательных институтов в античности. Впоследствии многие школы становились научными центрами. Афинская школа философии непрерывно существовала фактически тысячу лет – беспрецедентный в истории культурный феномен.

Говоря о становлении античной классической системы образования, нужно отдать должное и софистам, учителям Сократа. Они создали и осуществили первый значительный гуманитарный проект – paidein anthropos, «воспитание людей». В кругу софистов даже существовало своеобразное учебное пособие под названием «Двойные речи», где основные темы софистических бесед были рубрифицированы и к каждой теме прилагалось доказательство истинности исходных тезисов, а затем опровержение этого доказательства. Такая двусмысленность увлекала весьма многих, и некоторые софисты неплохо зарабатывали, подвизаясь в качестве «учителей мудрости» (что, собственно, на греческом и будет «sophisthai»).

Для архаической греческой эпохи, но, впрочем, и позже, в эпоху расцвета античной классической культуры, формирующим и нормирующим первопринципом является arete (доблесть) в его героическо-аристократической трактовке. Одна из важнейших задач воспитания заключалась в том, чтобы давать городу юношество, способное эффективно служить государству/полису в военное и мирное время и тем поддерживать непрерывность его существования.

Позднее осознаются, воспитываются и усиливаются еще два дополнительные необходимые качества: ergon – «доблестный труд» и paideia как идеал образованности, а в дальнейшем – учености и совершенства, интеллектуального (ноэтического) и эстетического (kalokagatia). Отчасти это объяснялось тем, что после поражения Афин (от Спарты) требовались усилия, чтобы восстановить былое моральное и культурное превосходство.

Для Древней Греции очевидна фундаментальная связь философии и воспитания. Под углом зрения «государственности» частный характер древнего афинского воспитания оказывался недостаточным и должен был быть дополнен системой общественного (государственного) воспитания / образования. Однако государственные деятели не имели представления о том, как это необходимо организовать. Замысел и воплощение идеи общественного воспитания и образования состоялись благодаря существованию многочисленных философских и риторских школ.

Философия в течение нескольких веков формировалась в креативной среде эллинской культуры, где нравственные принципы (ethos), любовь к мудрости (philosophia), эстетизация среды обитания и стремление к универсальной образованности (paideia) достигли высшего культурного синтеза. Можно сделать вывод, что философия в целом и философское образование в частности получили значительный импульс благодаря взаимодействию и взаимодополнительности этического, ноэтического, эстетического и образовательного принципов.

Целью философского образования становится aleteia (истина непредметного, невещественного, неэмпирического плана). Уже ко времени расцвета софистики (середина V в. до н. э.) формируется целостный образовательный канон enkyklios paideia.

В XX веке выдающийся немецкий философ и знаток античной культуры Мартин Хайдеггер показал глубинное значение феномена греческого образования. В работе «Учение Платона об истине» он связывал значение слова «образовывать» с фундаментальными понятиями платоновской онтологии. Если согласиться с утверждением Платона о том, что «идеи» являются праформами и «образцами» для всех вещей и видов деятельности, то «образовывать» значит «выставлять образец и устанавливать предписание».

Другим значением «образования» являлась функция формирования и развития уже имеющихся у учеников задатков. Образование даёт обучающемуся эталон / образец, по которому организуется каждое действие по усвоению знаний.

В конечном счёте, epistemе (знание) и mathesis (научное познание), paideia (воспитание/образование) и praxis (деятельность) становятся определяющими факторами развития образования и знания, которые неуклонно трансформировались в направлении универсализма и энциклопедизма. Если сравнить «круг знаний» софистов и Сократа и «круг знаний» Аристотеля и Теофраста, то очевидным станет трансформация гуманитарного образца от морально-этического дискурса и риторики к системе наук, где гуманитарное знание сосуществует с естествознанием.

Trivium і quadrivium – первая дифференциация образовательных практик

В римской культурной традиции, благодаря усилиям стоиков, в особенности Панэтия (185 до н. э. – 110 до н. э.) и Посидония (166 до н. э. – 50 до н. э.), а затем Марка Туллия Цицерона (106 до н. э. – 43 до н. э.) и Марка Теренция Варрона (116 до н. э. – 27 до н. э.) неуклонно возрастает морально-этическая составляющая философского дискурса. Так, постепенно, связь философии, культуры и образования, сконцентрированная прежде в греческом понятии paideia, реализуется в римской культуре, трансформируясь в латинскую систему образования и приобретая дополнительное значение «гуманитарности / гуманистичности», что фиксируется латинским термином humanitas.

В эпоху эллинизма идеальной моделью становится воспитание самостоятельности и способности к политической деятельности. В качестве основной цели тогда ставилась задача научить человека преуспевать в своем роде деятельности. Cо времен Цицерона был принят в Риме и далее продолжал существовать на всем протяжении Средних веков образовательный канон artes liberales или septem artes liberales (римский эквивалент греческого типа образования – enkyklios paideia), включавший «гуманитарный цикл» – trivium (диалектика, риторика и грамматика) и «точные науки» – quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Философия (у Платона и Аристотеля синонимично использовалось также слово «диалектика») полагалась высшей формой греческой образованности, при этом являясь методологически организованной и рефлексивной (осознанной) критикой необразованности как «незнания». Уже пифагорейцы отделяли «незнающих» (акусматиков), непосвященных, допущенных лишь к выслушиванию сакральных истин, «акусм», от «знающих» (математиков), тех, кто знает. Греческое слово mathema в тот исторический период означало и знание, и науку, и сам процесс изучения. Об этом можно судить по значениям таких слов: mathemathike – наука, познание, собственно математика; mathesis – изучение, познание; mathetes – ученик.

Очевидна близость «математического» и «классического» образования при сравнении таких выражений, как enkyklia mathemata и enkyklios paideia, что засвидетельствовано у Фукидида.

Сократ противопоставляет незнающего, «филодокса», т. е. «любителя мнений», знающему, «философу», т. е. «любителю знания». Того же взгляда придерживался и его ученик Платон.

С такой же постановкой проблемы «знания-незнания» связано различение alethes (истины) и pseydos (лжи) у Аристотеля.

Разумеется, что ясного разделения между «рациональным» (философским, научным дискурсом) и «иррациональным» (мифопоэтическим дискурсом) в античности не было. Нужно отметить, что даже в классической античной философии «знание» множеством нитей еще связано с «мифом» (например, диалоги Платона). Основной инвариантной познавательной формой в мифе, науке и философии было понимание и объяснение взаимосвязи вещей и явлений невидимых сил природы. В мифе это божественные силы и воздействия (кратофании), а в философии и науке это – закон (номос) природы или космоса.

Цель всех античных познавательных форм – обнаружение и описание целостной «системы мира вещей». Различие познавательных позиций заключалось в создании специфичных картин мира: мифопоэтической, научной и философской. В различных терминах и схемах миф (в символах и образах), философия и наука (в понятиях) объясняют природу. По-разному в них происходит объяснение причин и следствий явлений: в мифе – ассоциативная связь, в философии и науке – логическая. Дерзкая успешная попытка – перейти от незнания к знанию – стала движущей силой развёртывания всех рациональных «объяснительных моделей» бытия.

От Пайдейи к Энциклопедии: поздняя античность

Античная культура – не только благодатная сфера изучения мифологии, истории древнего мира, истории литературы, эстетики, истории философии. Некоторые формы этой культуры и сегодня актуальны и «производящи», без них невозможно представить себе реализацию основополагающих для современного общества интеллектуальных проектов. Это, прежде всего, энциклопедии и энциклопедические словари, которые стали неотъемлемой и ключевой формой хранения и трансформации научного знания, функционирования высшего образования и развития науки в целом. Такая интеллектуальная форма сохранения и преумножения рационального знания была создана греками и римлянами, продолжалась на протяжении всего латинского средневековья, в новое время и интенсивно развивается сегодня. Креативный и организационный триумф средиземноморского энциклопедизма совпал с эпохой Просвещения. Кратко проследим этот сложный и удивительный путь.

Хотя Платон и Аристотель обладали энциклопедическими познаниями в подлинном смысле этого слова, тем не менее, свои обширные знания в сжатой и систематической форме (то есть энциклопедические формально) они не пытались составлять. И только Спевсипп, ученик Платона, его племянник и первый схоларх (он возглавлял платоновскую Академию с 347 по 339 гг. до н. э.) в IV в. до н. э. создал труд, подобный «энциклопедии». К сожалению, от этого сочинения Спевсиппа почти ничего не осталось, сохранились до нашего времени лишь небольшие фрагменты, касающиеся математики и биологии, но об этом произведении есть упоминания других античных авторов. Собственно «энциклопедический» характер греческая научно-педагогическая система enkyklios paideia обретает уже на почве римской культуры. Первым римским энциклопедистом можно считать Марка Теренция Варрона, чьё сочинение «Науки» (Disciplinae) вышло в конце I в. до н. э. и было посвящено описанию свободных искусств (septem artes liberales): грамматике, риторике, диалектике, геометрии, арифметике, музыке, астрологии, а также медицине и архитектуре. Это сочинение не сохранилось.

Греческие и римские мыслители изначально стремились к тому, чтобы собрать воедино всё множество известных им знаний. Однако это была очень сложная задача – систематизировать и обобщить научное содержание в одном произведении. Наиболее удачной попыткой в этом направлении стала энциклопедическая работа римского учёного Плиния Старшего – 37-томная «Естественная история» («Naturalis Historia»). Этот труд копировался во множестве рукописей в эпоху поздней античности и в Средние века. Римские мыслители и ученые создали прецедент систематического универсального образования / знания / науки, охватывавшего все известные тогда области знания. Они «выровняли» все дисциплины, отбросив принцип иерархии знаний (высшую ступень которой занимала философия), что было присуще греческой философии. Учёный и государственный деятель поздней античности Кассиодор (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator, V – VI вв.) обладал выдающейся эрудицией и создал фактически первый всеохватывающий свод знаний в рамках христианской культуры. Среди многих его сочинений на разнообразные темы были также его энциклопедические сочинения «О науке и искусствах» («De artibus libris ас disciplinis liberalium litterarum») и «Руководство к изучению божественной и светской литературы» («Institutiones divinarum et saecularum litterarum»).

От Пайдейи до Энциклопедии:
Средневековье и Новое время

В начале средневековья в ходе восстановления средиземноморской античной образованности и научной энциклопедичности появляется книга под названием «Этимологии». Автором этой работы был святой Исидор Севильский (Isidorus Hispalensis 560 – 636 гг.). «Этимологии» – это содержательно настоящий энциклопедический труд, составленный на основе античных научных представлений. Книга состоит из 20 разделов, посвящённых разнообразным формам знания. Первые три тома посвящены семи свободным искусствам (тривиум – грамматика, риторика и диалектика; квадривиум – арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Затем следовали разделы по медицине, праву, хронологии, священному писанию и обрядам, Богу, ангелам и святым, церкви и ересям, языкам, народам и царствам, этимологиям, человеку, чудесам и знамениям, зверям и птицам, частям света, географии, архитектуре, камням и металлам, земледелию, военному делу, кораблям, одежде, пище, инструментам и предметам мебели.

Труд Исидора Севильского пользовался авторитетом и популярностью. Сохранилось более тысячи рукописных (!) экземпляров «Этимологий». Ещё позже словосочетание еnkyklios paideia в средневековой латинской учёной традиции стало обретать значение «полного свода знания, универсального словаря» (латинизированное – cyclopedia, encyclopedia). Известны также другие средневековые энциклопедические сочинения. Такими были по своему содержанию книги: «Библиотека» («Bibliotheca») патриарха Фотия (IX в.), и «De proprietatibus rerum» (1240) Бартоломео де Гранвилля, включавшая в себя научные знания из теологии, философии, медицины, астрономии, хронологии, зоологии, ботаники, географии, минералогии, а также «Speculum Majus» (1260) Винсента из Бове.

Номинально слово «энциклопедия» («киклопедия») появилось в названии соответствующего словаря почти через тысячу лет, в 1541 г. В этом году в Базеле голландский гуманист, учёный, математик и астролог Иоахим Стерк ван Рингелберг (Joachimus Fortius Ringelbergius, 1499 – 1556 гг.) издал книгу под названием «Lucubrationes vel potius absolutissima kyklopaideia». Позднее, также в Базеле, в 1559 году хорватский гуманист, учёный, теолог, философ Станислав Паво Скалич (1534 – 1573 гг.) издал книгу под названием «Encyclopaedia seu orbis disciplinarum tam sacrarum quam prophanarum epistemon» («Энциклопедия, или знание о мире наук»). Хотя в содержательном отношении эти две книги далеко и не соответствовали классической энциклопедии или энциклопедическому словарю, тем не менее, термины «киклопедия» и «энциклопедия» уже бесповоротно вошли в мировую научную, академическую лексическую сокровищницу. Во вненаучном контексте, в профанном словоупотреблении наиболее ранним является использование слова «энциклопедия» в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532).

В 1728 г. в Лондоне Эфраимом Чемберсом в двух томах была опубликована «Циклопедия: или универсальный словарь искусств и наук» (Cyclopaedia: or, An Universal Dictionary of Arts and Sciences). Это по существу в содержательном и структурном плане и была «энциклопедия».

И лишь в конце XVIII века во Франции появляется всемирно знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», многотомное, иллюстрированное рисунками, чертежами и схемами систематизированное собрание всевозможных научных результатов, издававшееся в 1751 – 1780 годах Дидро и Д’Аламбером.

Количество многотомных энциклопедий и специализированных энциклопедических словарей сегодня огромно. Без них не мыслится существование высшего образования и науки. Благодаря новейшим информационным технологиям и Интернету существует множество «сетевых» словарей и энциклопедий в режиме «on-line». Беспрецедентно и эффективно расширяется международный энциклопедический Интернет-проект «Wikipedia». Это по сути «народная Интернет-энциклопедия», один из многих многофункциональных, открытых каждому пользователю информационных ресурсов, принять участие в «строительстве» которого может любой желающий (обладающий необходимыми знаниями по соответствующему предмету).


 

ДОСОКРАТИКИ

Ионийская философия

Милетская школа

Пифагорейская школа

Элейская школа

Гераклит

Эмпедокл

Анаксагор

Демокрит

Софисты


 


Термин «досократики» не безоговорочно принят историками античной философии, поскольку очевидны хронологические и типологические неясности как самого феномена «античности», так и его составляющих. Это, впрочем, можно отнести и к определению периодов средневековой европейской философии («ранняя схоластика», «поздняя схоластика») или, скажем, проблема хронологии и таксономии в случае выделения «современной философии» и «постсовременной философии». Что касается досократического периода или «доксографии», то многое объяснимо благодаря фрагментированному характеру первоисточников: отдельным фразам, группам фраз, частям текстов без названий и повреждённых страниц. Первое наиболее полное собрание фрагментов было издано в 1903 году немецким исследователем Гансом Дильсом «Die Fragmente der Vorsokratiker». До сих пор это издание остаётся авторитетным и фундаментальным в области истории античной философии. Изучению античной философии и феномену древнегреческой культуры уделяли большое внимание Гегель, Ницше, Шпенглер, Йегер, Хайдеггер, Лосев, Аверинцев, Деррида.

Ионийская философия

Преодоление «власти мифа» стало возможно благодаря появлению самостоятельных форм научного и философского мышления. Это был длительный процесс, точный порядок и характер которого установить очень сложно ввиду отсутствия достоверных данных, прежде всего, текстов. Несомненное влияние на систематический и энциклопедический стиль последующих мыслителей оказали произведения Гомера, Гесиода, орфиков и многих других, к сожалению, неизвестных поэтов, эпических авторов. Помимо этих предтеч греческой философии нужно упомянуть о так называемых «семи мудрецах», списки которых очень сильно разнятся в зависимости от того или иного источника. Называются имена, прежде всего, Фалеса, Бианта, Питтака, Солона, а также Анахарсиса (скифа по происхождению), Клеобула, Периандра, Хилона. Отдельные мысли-афоризмы, приписывавшиеся им: «мера превыше всего», «познай самого себя», «толпа – глупа» и прочие относятся скорее не к философским рассуждениям, а к морализаторским сентенциям, характерным для традиционных типов культуры.

Всё же собственно философская традиция появилась в конце шестого – начале пятого века до новой эры на территории греческих поселений в Малой Азии. В основании этого интеллектуального движения оказалась деятельность ионийских философов, прежде всего – милетской школы. Натурфилософия Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена развивается на почве синкретизма, неотделимости науки и философии.

В VII – VI вв. до н. э. ионийские колонии греков на западном и юго-западном побережье Малой Азии были главным центром эллинской культуры. Неудивительно, что греческая наука и философия впервые заявили о себе именно на этих территориях. Фалес, Пифагор, Ксенофан (считавшийся основоположником философии элеатов), Гераклит – уроженцы Ионии.

Первой философской школой в истории не только греческой, но и европейской философии была милетская школа. Она просуществовала более ста лет и исчезла не потому, что был исчерпан ее интеллектуальный потенциал, но из-за того, что после поражения греков в 494 г. до н. э. Милет был сожжен персами. Даже за столь короткое историческое время в Милете и других ионийских полисах была заложена основа рационального способа осмысления мира и впервые поставлен вопрос о первопричинах бытия («природы»).

Милетская школа

Фалес из Милета (625-547 до н. э.), основатель древней натурфилософской традиции европейской философии, считался, кроме того, одним из тех, кого древние греки называли «мудрецами». Его имя наиболее часто упоминается в различных версиях списка «семи мудрецов», куда входили столь известные деятели, как Биант, Питтак, Солон Афинский, Клеобул, Периандр, Анахарсис (скиф по происхождению), а также некоторые другие личности.

Фалес был не только мудрецом, философом, но также астрономом, геометром, метеорологом, т. е. первым европейским ученым. Он был первым мыслителем, который задался вопросом о природе бытия, о том, что является неизменной первоосновой мира, первопричиной изменения вещей. Фалес был первым, кто на вопросы: «Откуда происходят все вещи? Куда они исчезают? Какова природа вещей?» – ответил так, как до него не отвечал еще никто.

До него, и это характерно для образа мышления всей мифопоэтической эпохи, ответы на такого рода вопросы сводились к указанию на желания, волю и действия каких-то конкретных богов. Фалес же изменил кардинальным образом и тему, и постановку вопроса, и сами принципы «теоретизирования». Он отказался от интерпретации мира в теоморфных («богообразных») терминах и попытался мыслить и истолковывать мир исходя из него самого, промысливая мир, который изменяется по своим собственным, «природным» законам.

Его наиболее значительное произведение называлось «О природе» (peri to physis), которое, правда, не сохранилось полностью (уцелели лишь немногочисленные фрагменты, в виде цитат присутствующие в более поздних сочинениях греческих философов). Предметом философствования Фалеса, как и других досократиков, была «природа» (physis). Наиболее достоверными фрагментами, принадлежащими Фалесу, считаются такие: «Вода есть начало всего» и «Магнит и янтарь имеют душу (ибо притягивают к себе предметы)».

Эти краткие и не вполне ясные афористические высказывания, казалось бы, не вполне достаточны для того, чтобы претендовать на интеллектуальный переворот в истории мысли. Однако отказ от традиционного «теологического», повторяющего непреложные истины, догматического истолкования природы вещей, как их объясняет миф, как раз и позволил всем мыслителям после Фалеса иметь дело уже с отчасти «расколдованным», «расбожествлённым» миром. Дальнейшие попытки такого рода уже происходили, невзирая на мифологическую традицию и любые другие авторитеты. Такой неавторитарный тип мышления оказался весьма продуктивным, необходимым предварительным условием возникновения философии и академической науки. Характеристиками такого мышления с самого начала стали свобода, рефлексивность, критичность, рациональность (понятийный язык и логическая форма языка описания вещей и явлений).

Конечно же, нет достаточных оснований утверждать, что под понятием «вода» Фалес подразумевал некую абстрактную сущность. В то же время «вода» – это не есть нечто только чувственно воспринимаемое, «эмпирическая жидкость». Скорее всего, «вода» у Фалеса – философема, «водная стихия», пронизывающая все вещи. Возможно, он пришел к пониманию этого, наблюдая за трансформациями жидкости: в газообразном (парообразном) виде или же становясь твёрдой (кристаллическая форма снежинок и льда. Кроме того, вода – это универсальный источник жизни, что очевидно в отношении существования рыб, растений, земноводных, птиц, животных и человека. Вода для Фалеса оказалась именно тем «первовеществом», «первоосновой», «праматерией», которая даёт возможность для существования отдельных вещей и мира в целом.

Философема воды в качестве «первостихии» (греч. stoicheion), вместе с такими же «первоэлементами» (лат. elementa), как воздух, земля, огонь, дерево, металл, – несет в себе отпечаток мифологического представления о первоосновах мира. Но все же «вода» Фалеса – это также и первое понятие (квазипонятие), результат абстрагирования, отвлечения мысли от вещной, чувственно воспринимаемой конкретики материальных объектов.

Немаловажно и то, что «вода» стала одним из первых обозначений первоначала как такового, «архе». Согласно Аристотелю, и с этим нельзя не согласиться, проблема первоначала оказалась древнейшей и основной темой размышлений не только ранних греческих философов, но и закрепилась в истории философии. Сам термин «архе» (arche) используется гораздо позже, в текстах пифагорейца Филолая (конец V – начало IV вв. до н. э.). Это понятие весьма многозначно: «начало», «первоначало», «принцип», «отправная точка», «начало в пространстве и времени», «начало как причина чего-либо», «начало как власть». Корень слова оказался весьма продуктивным в плане создания научной терминологии. Можно вспомнить – архаичный, археология, архетип, анархия (то есть «без-началие») и многие другие.

В последующем философы, так или иначе, пытались прояснить вопрос: «Что есть первоначало?» Ответы в различных вариантах и являются отправной точкой философских дискуссий на всём протяжении развития античной философии. Отсюда происходит и онтологическая проблематика как неотъемлемая часть философского знания.

Анаксимандр (610 – 540 до н. э.), соотечественник и современник Фалеса, также прославился своими познаниями в астрономии, метеорологии и географии. Первоначалом, считал он, является апейрон (apeiron), нечто неограниченное, бесконечное, но всё же вещественное. Возможно, что под апейроном Анаксимандр понимал «вещество вообще», некую нейтральную «вещность», не сводимую ни к одному из четырех первоэлементов: воде, земле, воздуху или огню. К тому же он, задолго до Дарвина, выдвинул оригинальную гипотезу относительно эволюционного развития, утверждая, что люди произошли от неких живых существ, подобных рыбам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...