Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия: историографический экскурс 9 глава




И, наконец, для воспитания и совершенствования самостоятельного, критического, рационального и креативного мышления нет лучшего способа, чем серьёзное, систематическое и последовательное изучение истории философии, античной в частности.

Однако самое главное – изучение истории античной философии создает фундамент, необходимый как для понимания дальнейших путей развития философии, так и для участия в размышлениях о человеке и мире, без которых никак не может и не желает обойтись культурное человечество.

 


ГЛОССАРИЙ

Адиафора Айтия Акразия Алетейа Анамнезис Ананке Андрейа Апейрон Апория Архе Атараксия Атом Гносис Дианойя Дике Докса Дюнамис Катарсис Категория Кинесис Космос Логос Логос / мюфос Мегалопсюхия Месос Метафизика Мимесис Морфе Мюфос Нейкос Ноэзис Нус Ойсия Пайдейя Пистис Пневма Поэсис Праксис Псюхе Сома София Софросине Телос Теория Техне Тиме Тюхе Филия Философия Фронезис Фюсис Хюле Эвдемония Эйдос Эйкасия Энергия Энтелехия Эпистеме Эпохе Эрос Эстезис Этос

ГЛОССАРИЙ

Глоссарий всё чаще становится неотъемлемой формой монографических изданий, эффективен в самых различных отраслях академического знания и, наконец, это необходимый стандарт учебников для ведущих современных университетов. Особенно важен глоссарий для курса «История европейской философии» и курса «Античная философия» в частности, поскольку греческие и латинские термины весьма многозначны и в большинстве своём использовались, используются и будут использоваться в философии, как бесконечном проекте. Многие из этих терминов успешно «работают» сегодня в широком научном и культурном контекстах. Большая часть текстов греческих философов была переведена на латынь, а затем на новоевропейские языки, и поэтому изначально греческие термины были «латинизированы». В глоссарии после русского названия слова следует исходное греческое, а затем латинская транскрипция. В конце определений некоторых терминов есть ссылка на другой термин, близкий, или, наоборот, противоположный по смыслу. То есть, многие термины связаны концептуально, тематически или контекстуально.

Разумеется, что количество терминов греческой и римской философии значительно больше, чем содержит представленный глоссарий. Здесь определены только греческие термины. В последующих изданиях номенклатура понятий будет расширяться как в греческом, так и в латинском «сегментах». В то же время наиболее частотные и значимые для всей традиции античной философии понятия здесь присутствуют. Некоторые из слов не встречаются в украиноязычных и русскоязычных словарях по философии и потому представляют особый интерес. Все формулировки определений являются концептуальными и авторскими. Термины глоссария корреллированы с текстом лекций. Работа с глоссарием – важная и необходимая часть подготовки студентов к практическим занятиям, самостоятельной работе и подготовке к экзаменам. Каждый студент в ходе подготовки к зачёту должен дополнить глоссарий несколькими новыми терминами в собственной авторской интерпретации для качественного выполнения курсовых работ по античной философии.

Адиафора – adiafora (adiaphora), термин стоической философии, указывающий на моральную индифферентность (безразличие).

Айтия – aitia (aitia), «четыре причины», различение, данное Аристотелем в «Физике», соответственно четырём ответам на поставленный вопрос относительно того, почему нечто существует. Материальная причина (hyle) это то, из чего состоит вещь,формальная причина (morfe) это принцип, структура вещи, действующая причина (dynamis) это фактор, налагающий определённую форму на данную материю,целевая причина (telos) это результирующая составляющая вещи. Например, материальной причиной этого стула является дерево, из которого он сделан, формальной причиной будет «лекало», по которому он сделан, действующей причиной будет плотник, сделавший этот стул, целевой причиной оказывается то, что на этом стуле можно сидеть, для чего, собственно, он и был создан. Что касается живых существ, то Аристотель считал, что душа составляет формальную, действующую и целевую причины, а тело есть лишь материальная причина. См. Дюнамис, морфе, телос, хюле.

Акразия – akrasia (akrasia), буквально – «скверная смесь», греческий термин для обозначения несдержанности эмоций, желаний или слабости воли. Это совокупность условий, в которых люди действуют противоречиво и непоследовательно, полагая, что они обладают абсолютно правильным знанием относительно правоты своих действий. Сократ считал, что добродетельные поступки происходят вследствие непосредственного усмотрения блага (добра), то есть вопреки «акразическому» воздействию. См. Софросине.

Алетейа – alhqeia (aletheia), истина, соответствие высказывания тому положению дел, которое существует в реальности. Точный, ясный и в пределе абсолютный анализ вещей и процессов. Для определения природы истины необходимо выявить степень соответствия высказывания о предмете и самого предмета. В ходе определения истины нужно обнаружить необходимые связи, логичность, последовательность, обоснованность высказывания. Уже Платон указывает на фундаментальное различие между doxa простым мнением (обыденным знанием) и epistheme подлинным знанием (научным знанием, рациональным знанием, логически доказанным знанием). Согласно Аристотелю, истина заключается в пропозициональном суждении, чья логическая структура точно отражает природу вещей. Существует множество теорий истины, например, прагматическая, семантическая и др. В латинской схоластике для обозначения истины использовался термин veritas. См. Гносис, дианойя, докса, ноэзис, эпистеме.

Анамнезис – anamnhsiV (anamnesis), «припоминание забытого», термин для обозначения работы памяти как источника человеческого познания. Сократ утверждал, что благодаря припоминанию математические истины устанавливаются независимо от данных чувственного опыта, aisthesis. Платон учил, что самые фундаментальные истины могут быть получены только посредством воспоминания тех знаний, которые изначально имеются в «глубинах» памяти разумной части человеческой души. В зрелых произведениях Платона анамнезис трактуется как способность людей припоминать идеи или эйдосы, то есть неизменные изначальные формы вещей. Анамнезис рассматривается как высшая способность прямого усмотрения очевидных истин разумной частью души до того, как она соединилась с телом. Главная цель философского припоминания усмотрение «истин», устойчивых образов идей, которые душа якобы «созерцала» непосредственно, находясь вблизи идей, до того, как обрела физическое тело. Платон доказывал, что именно припоминание является единственно верным источником нашего познания математических и моральных истин (диалоги «Менон», «Федон», «Теэтет», «Государство»). См. Алетейа, ноэзис, эстезис.

Ананке – anagkh (ananke), необходимость, термин для обозначения причинно-следственной неизбежности, т. е. чего-то такого, что никогда не может произойти иначе, чем произошло. У греков ананке (как внешне обоснованная определённая последовательность событий) противопоставляется тюхе, как персональной судьбе-удаче. См. Тюхе.

Андрейа – andreia (andreia), термин для обозначения храбрости, смелости, мужества, непоколебимости намерений и действий; готовности человека разумно пойти на риск ради значимого результата. Согласно Платону, это необходимая ценность, присущая воинам в идеальном государстве, и жизненно необходимое качество для социального и персонального осуществления добродетельной деятельности.

Апейрон – apeirwn (apeiron), буквально «бесконечный», термин из философии Анаксимандра, указывающий на безграничность и недифференцированность бытия (природы, материи). Неоплатоники трактовали апейрон как материальный принцип любых изменений.

Апория – aporia (aporia), буквально – «безвыходное положение», термин, указывающий на затруднения интеллектуального порядка, головоломку. Аристотель обычно использовал это слово для обозначения в отдельности правдоподобных, но в целом противоречивых утверждений. Согласованность таких утверждений посредством рассмотрения альтернативных решений, как он считал, и есть главная задача философии.

Архе – αρχή (arche) одно из первых понятийных обозначений первоначала как такового. Считается, что Фалес Милетский первым начал размышлять о первоначале, «архе», хотя и не использовал этого слова. Согласно Аристотелю, проблема первоначала была древнейшей и основной темой размышлений ранних греческих философов и закрепилась затем в истории философии. Сам термин «архе» (arche) используется гораздо позже и зафиксирован в текстах пифагорейца Филолая (конец V – начало IV вв. до н. э.). Это понятие весьма многозначно: «начало», «первоначало», «принцип», «отправная точка», «начало в пространстве и времени», «начало как причина чего-либо», «начало как власть». Корень слова оказался весьма продуктивным в плане создания научной терминологии. Можно вспомнить – архаичный, археология, архетип, анархия (то есть «без-началие») и многие другие. См. Фюсис.

Атараксия – ataraxia (ataraxia), термин, использовавшийся Пирроном и Эпикуром для обозначения состояния спокойствия, уравновешенности, невозмутимости, безмятежности. Отрешённость от чувства беспокойства, одиночества, тревоги, возбуждения и боли. Это определённая ступень самопознания, она указывает на высшее качество состояния свободы. Атараксия – это достижение умом состояния гармонии, уравновешенности, сбалансированности, она свидетельствует о том, что сделан решающий шаг для достижения подлинного сверхчувственного наслаждения гедоне (не путать с принципом гедонизма, как предельного чувственного наслаждения в философии киренской школы). См. Акразия.

Атом – ἄτομος (athomos), согласно Демокриту, существуют лишь атомы и пустота. Athomos, греч., – неделимый, латинская калька – individuum, откуда «неделимый» субъект познания и действия, в современном смысле – «индивидуальный». Иногда Демокрит именует атомы «плотными телами» (nasta). Он утверждает, что атомы тождественны по своим характеристикам бытию, но как бы расщепленному и «распыленному» в бесконечно пустом пространстве. Атомы обладают следующими характеристиками: мельчайшие неделимые тела; в отдельности не могут быть восприняты органами чувств; они не произошли, но существуют вечно; не обладают никакими качествами, отличаясь лишь формой, величиной и расположением в пространстве; число атомов – бесконечно; они могут изменять свое местоположение, то есть находиться в движении, благодаря пустоте, что создаёт возможность движения атомов.

Гносис – gnwsiV (gnosis), термин для обозначения познания в самом широком смысле. У Аристотеля включает в себя точное познание (или научное знание) – episteme и познание вещей физического мира, базирующееся на чувственном опыте, – aisthesis. Начиная со II в. н. э., в христианских общинах гностиков термин приобрёл также значение мистического религиозного способа познания и, главным образом, Богопознания. Эквивалентом этого греческого термина в схоластике было слово cognitio. См. Э пистеме, эстезис .

Дианойя – διáνοια (dianoia), тип мышления, который находится между доксой (doxa), как рационально не обоснованным мнением и ноэзисом; элементарное интеллектуальное понимание, способность, благодаря которой происходит математическая деятельность ума. У Платона рассудочные суждения (dianoia) имеют более высокий эвристический статус, чем doxa. См. Докса, ноэзис.

Дике – dikh (díke), объективное и беспристрастное распределение меры добра и зла, будь то награда или наказание. Платон рассматривал её как гармонизирующую функцию при осуществлении выбора жизненного пути. Аристотель выделял два аспекта дике: распределяющий и возмещающий, также считая, что принцип справедливости лежит в основании социальной стратификации.

Докса – doxa (doxa), мнение, принятие какого-либо высказывания на веру, без доказательств и без критики даже тогда, когда истинность утверждения далеко не очевидна. Квази-знание, которое мы получаем в результате чувственного восприятия мира, в отличие от подлинного знания, полученного в результате рациональной аргументации. Согласно Платону, doxa – это ограниченная форма осведомлённости познающего субъекта относительно чувственно воспринимаемого мира, когда схватывается лишь поверхностная, изменчивая, феноменальная и незначительная его часть. Платон противопоставлял мнению рационально обоснованное знание (episteme). В логических работах Аристотеля этот термин использовался для того, чтобы сделать различение между случайной (вероятностной) и необходимой истинами относительно вещей и мира. В латинской схоластике в таком контексте использовался термин sententia. См. Алетейя, дианойя, ноэзис, э пистеме.

Дюнамис – dunamiV (dynamis), греческий термин, указывающий на силу, мощь. Это понятие использовали досократики в отношении качеств или характеристик материальных элементов. Аристотель использовал это понятие для обозначения потенциальности или способности вещей подвергаться изменениям. Это то, что может быть или должно быть, в противоположность тому, что есть на самом деле. По Аристотелю, это предрасположенность, тенденция к реальной проявленности вещи или явления. В неоплатонической традиции, напротив, термин использовался для обозначения персонифицированного каузального фактора. В средневековой латинской схоластике понятие переводилось как potentia. См. Кинезис.

Катарсис –kaqarsiV (katharsis) – освобождающее очищение, первоначальная этимология слова – «очищение от чувства вины и осквернённости». В философском употреблении, начиная с Пифагора, Гераклита и Платона, термин имел разные значения, но у Аристотеля закрепился в значении способа эстетического (замещающего) переживания. При восрятии музыкальных и драматических произведений происходит освобождение от аффектов.

Категория –kathgoria (kategoria), буквально «высказывание, признак», термин, обозначающий наиболее общие понятия, отражающие базисные характеристики бытия. У Аристотеля это: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание всего десять категорий. В средневековой схоластике аристотелевские категории имеют название «универсалий» (universalia). Учение о категориях специфицировано и развито в немецкой классической философии (Кант, Гегель).

Кинесис –kinhsiV (kinesis), термин для обозначения передвижения вещи, изменения местоположения чего-либо. Некоторые философы-досократики (милетцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) считали движение неотъемлемой характеристикой бытия, другие (элеаты) считали, что его не существует. Согласно Аристотелю, любое изменение происходит вследствие действия некоторой причины, он рассматривал kinesis как актуализацию определённой потенциальности dynamis. См. Дюнамис.

Космосκόσμος (kosmos), символизирует в мифе и эпосе ещё в дофилософскую, гомеровскую эпоху порядок, упорядоченность как основополагающее качество вселенной, гармоничный порядок целого, состоящего из множества различных вещей. Понятие противоположное по смыслу – «хаосу», то есть чему-то принципиально неупорядоченному. Мир, согласно мнению греческих рапсодов, драматургов, художников и мыслителей, имеет совершенную, упорядоченную, гармоничную форму. В тысячелетней традиции античной философии сосуществовали различные представления о космосе. Платон, например, разделял в эпистемологическом плане космос, в качестве kosmos noetos, то есть, «умопостигаемый», «интеллигибельный», «трансцендентальный» мир чистых вечных форм (идей), и kosmos aisthetos, представляя его в качестве «сенсибельного», чувственно воспринимаемого мира.

Логос –logos (logos), рациональное космическое организующее начало, разум-закон, «умное слово» как ключевое понятие греческой, а затем и христианской философии для описания мира-космоса. Гераклит, впервые использовавший термин логос, придавал ему онтологическое значение (нематериальное начало, закон и принцип организации мира). У Платона термин логос приобрёл эпистемологическое значение. Позднее стоики придавали логосу деятельностно-операциональный и креативный характер. Их термин «семенные логосы» (logoi spermatikoi) указывает на множественный причинно-генетический характер происхождения и существования вещей. Здесь мы видим возврат к онтологическому истолкованию разумного начала мира. В латинской схоластике эквивалентом логосу является ratio. См. Мюфос.

Логос / мюфос –logos / muqos (logos / mythos), противоположность рационального и мифо-символического описания мира. Противопоставление логоса и мифа – это указание на порядок разделения между двумя способами объяснения мира. Знание «по мифу» нарративно – имеет «рассказовую» форму «истории», персонифицировано, базируется на каком-либо сюжете и представлено в образно-символической форме. Знание «по логосу» обеспечивает правильность ясного рационального рассуждения (episteme), даёт точное представление о сущности и порядке вещей. Выражение «от мифа к логосу», встречающееся в историко-философской литературе, есть философская метафора, которая указывает на генезис философского знания через преодоление мифо-религиозной формы осмысления мира.

Мегалопсюхия –megaloyucia (megalopsychia), термин для обозначения величия и благородства души, одной из высших добродетелей и моральных ценностей в этике Аристотеля. См. Псюхе.

Месос – mesoV (mesos), средина, срединный путь, сердцевина. У Пифагора это слово означало состояние равновесия между двумя крайностями. Только удержание этого баланса противоположностей могло быть условием достижения человеком состояния гармоничного существования. Аристотель считал, что лишь придерживаясь правила середины, можно уберечься от чрезмерности, ведущей к порочности.

Метафизика – τα μετα τα φυσικά (metaphysic),раздел философии, предметом которого являются исключительно теоретически познаваемые первопринципы бытия. К разряду метафизических проблем относятся: вопрос о природе существования Бога, пространства, времени, причинности, единства и разнообразия вещей, происхождения добра и зла, души, разума, познания, тела и мира в целом. Происхождение термина связано с переписыванием и реноминацией произведений Аристотеля, произведённой Андроником Родосским. Сочинение без обложки, и поэтому из-за утраты заглавия было именовано Андроником буквально так: «работа, следующая по порядку за той, которая называется «Физика» (ta meta ta physika), откуда и появился знаковый для западной философии термин – «метафизика». См. Философия.

Мимесис – mimhsiV (mimesis), подражание, греческий термин для обозначения имитации или репрезентации чего-либо. Эстетический опыт, согласно Аристотелю, в своей основе носит миметический (подражательный) характер. См. Поэзис.

Морфе – morfh (morphe), форма как структурная или фигуративная характеристика вещи. У Аристотеля это наиболее значимая из четырёх первопричин (форма, движение, цель, материя). Форма – это базисная причина по отношению к другой причине – материи (hyle), поскольку именно она конституирует вещь, и благодаря этому способствует окончательному соединению материальной и формальной причин. Латинские термины «форма» (forma) и «материя» (materia) широко распространены были в схоластической средневековой философии. Это связано с латинскими переводами работ Аристотеля. Позднее эти латинизированные термины перешли и в новоевропейские издания Аристотеля. См. Айтия, хюле.

Мюфос – muqos (mythos), миф, символическое, нарративное описание вещей и явлений во всех архаческих культурах. У греков термин миф обозначал речь, повествование, рассказ как средство описания событиий, происхождения чего-либо (возможно, даже мира в целом). В греческой философии мифологическое описание является противоположностью рационального объяснения. Отсюда у Платона противопоставление мифа и логоса (mythos contra logos) с очевидным предпочтением философского логоса, как рациональной познавательной способности. См. Логос.

Нейкос – neikoV (neikos), вражда, взаимная ненависть, тотальный конфликт. В философии Эмпедокла это космическая сила, инициирующая всеобщее разногласие, разъединение, борьбу, и является диаметральной противоположностью другого космического начала – любви (filia). См. Филия.

Ноэзис – nohsiV (noesis), термин для обозначения интуиции и мышления. Это оперативное мышление без помощи дискурсивной способности разума (nous) выступает как характеристика дианойи (dianoia). Согласно Платону, эта форма осознанности репрезентирует высший уровень человеческого познания. Исходя из этого положения, Плотин развивает описание деятельности души в мире. У Аристотеля ноэзис представляет собой комбинацию и сочетание ноэм (простых мыслеформ). Позже Гуссерль использовал этот термин для того, чтобы выразить характеристику интенциональности ментальных актов. См. Дианойа.

Нус –nouV (nous), термин для обозначения ума, разума, интеллекта. У Анаксагора нус – это организующее начало для всего космоса. Для Платона существовало два значения нуса: кроме космического «интеллектуально-организующего» принципа он также рассматривал умственную деятельность как функцию бессмертной души, как врождённую индивидуальную разумную способность, присущую каждому человеку. Аристотель рассматривал нус как способность получения обобщённого знания. У Плотина нус – вторая нисходящая ступень по отношению к непознаваемому первоединому – благу. Поэтому у неоплатоников нус обладает характеристиками и статусом чистого мышления космического масштаба, именно в нём содержатся вечные, нематериальные идеи. В латинской схоластике близким по смыслу является понятие intellectio.

Ойсия (усия) – ousia (ousia), сущность, «то из чего». Термин для обозначения сущности чего-либо. Устойчивая совокупность основополагающих принципов, лежащих в основе всякой вещи. Базисные неизменные характеристики вещи в противоположность её меняющимся качествам. Независимая ни от каких внешних обстоятельств структура вещей. То, что остаётся всегда постоянным и самоидентичным при любых изменениях. У Аристотеля ousia наиболее фундаментальная из десяти категорий, «чтойность» вещи, ключевая категория, посредством которой можно наиболее адекватно описать вещь, объект. В латинской схоластике этот аристотелевский термин переводился как «субстанция» (substantia) или «эссенция» (essentia). Значительно позднее Спиноза и Гегель также использовали понятие «субстанция» в построении своих философских систем.

Пайдейяπαιδεία (paideia), точнее ἐγκύκλιος παιδεία (на латинице – enkyklios paideia), греческое словосочетание буквально означает «закруглённое», «всестороннее», «всеобщее», «гармонизированное» образование, «основополагающее знание». В начале paideia включала в себя две части: элементарный, начальный курс (названный позже, уже в латинской терминологии propaideia, откуда собственно и происходит философский термин «пропедевтика», то есть – «введение в философию») включая основы грамматики, так происходило обучение письму и чтению простых текстов. Далее шёл более сложный и обширный курс. А вот этот курс собственно и назывался enkyklios paideia (т. е., буквально, «круг образования», от греч. kyklos – «круг» и paideia – «образование, воспитание»). Здесь необходимо было усвоить навыки и знания по арифметике, геометрии, музыке, астрономии, а также научиться приёмам комментирования сложных текстов, и потом уже происходило знакомство с риторским искусством.

Пистис – pistiV (pístis), религиозная вера. Наиболее общий термин для обозначения системы наличных верований или субъективно окрашенного мифологического и религиозного мировосприятия. См. Эпистеме.

Пневма –pneuma (pneuma), слово, возникшее в архаическую эпоху, у досократиков это термин для обозначения ветра, дыхания, а затем и нематериального связующего принципа материальных и нематериальных вещей. Пифагорейцы считали пневму универсальным началом, придающим космосу структурность, ритмичность и динамизм. Позднее Аристотель воспринимал её буквальным образом (как в архаичной протофилософской мысли). Стоики приписывали пневме квази-божественное космологическое значение. Позднее в христианстве возникает такая отрасль теологии, как пневматология (учение о природе и происхождении духовных сущностей). См. Псюхе.

Поэсис – poihsiV (poiesis), у Аристотеля термин для обозначения такого рода творчества, которое имеет определённую цель (telos), в отличие от нетелеологической деятельности (praxis). Наивысшая степень поэзиса достигается благодаря искусности (techne) и мастерству (компетенции и профессионализму). См. Праксис.

Праксис –praxiV (praxis), практическая деятельность, действие, производящая активность, реальный поступок. По смыслу понятие praxis противоположно понятию poiesis (поэзис как творческая деятельность). Согласно Аристотелю, практические действия являются объектом морального суждения. Этические поступки совершаются в результате хорошо продуманного выбора. См. Поэзис.

Псюхе – yuch (psyche), душа, в древнегреческой философии – это автономное деятельное, бессмертное, организующее нематериальное начало всех живых существ. Местоположение души – тело (soma), в отличие от него душа – нематериальна, это основополагающий принцип жизни и место локализации сознания (разума). В архаических культурах душа ассоциируется с «жизненным дыханием», вся природа одушевлена (анимизм, панпсихизм). В философии досократиков душа понималась субстанциально (сущностным образом) как самодостаточное и однородное целое. Пифагорейцы считали, что душа представляет собой наиболее устойчивый элемент жизни человека, она неуничтожима и самотождественна. Платон выделял три части (уровня) души: вожделеющую, аффективную и разумную. Аристотель представлял душу человека как единство растительной, животной и разумной частей. В неоплатонизме yuch– это прежде всего космический принцип (Мировая Душа). В христианской философии средних веков душа (anima) рассматривается в основном как вместилище разумных способностей (intellectus, ratio). См. Сома.

Сома – σῶμα (soma), происходит от греческого глагола σῴζω (sоzо) – «хранить», «охранять», «беречь от опасности или деструкции»; уже у Гомера это обозначение тела как целого; тело может быть живым или мёртвым, тело человека (или животного) всегда «материально» и является противоположностью «нематериальной», бессмертной душе (psyche) или уму (nous). См. Псюхе.

София –sofia (sophía), мудрость, термин для обозначения одной из высших интеллектуальных способностей разумной части души. Преимущество мудрости как ценности очевидно при сравнении с практической философией. София, в противоположность фронезису (phronesis), проявлена только у тех немногих, кого Платон описывает как правителей (философов) идеального государства. См. Философия, фронезис.

Софросине – swfrosunh (sophrosune), умеренность, сдержанность, самообладание, моральное благоразумие, выдержка. Термин для обозначения способности к разумному самоконтролю над чувственными импульсами и желаниями. Согласно Платону, личность, обладающая добродетелью самообладания, способна подчинять стремление к удовольствию (чувственное желание) устремлениям разума. Платон утверждал, что именно эта добродетель является нравственной демаркационной линией, отделяющей элиту – воинов и правителей (философов) от остального населения в идеальном государстве. У Аристотеля sophrosune – одна из добродетелей, высшая среди моральных ценностей, поскольку позволяет сделать правильный (разумный) выбор между двумя опасными крайностями. См. Акразия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...