Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурные элементы правовой нормы




Структура правовой нормы ~ это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Выделяют три элемента правовой нормы:

1. Гипотеза.

2. Диспозиция.

3. Санкция.

Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства, условия (время, место, субъект­ный состав и т.п.), при наличии или отсутствии которых реализуется норма.

Диспозиция - это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающий при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

Санкция - это элемент нормы права, предусматривающий по­следствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть негативными (наказание) или позитивными (поощрение).

Каждый из названных элементов имеет в правовой норме свое место и выполняет свою роль.

Без гипотезы правовая норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Виды правовых норм

Норма права - это общеобязательное, формально определен­ное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Многогранность общественных отношений обусловливает многообразие правовых норм.

Можно выделить следующие основные виды правовых норм:

1. По функциональным особенностям:

Исходные нормы.

Исходные нормы определяют основы правового регулирова­ния общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направле­ния. К ним относятся декларативные нормы провозглашающие прин­ципы, дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.

Общие нормы.

Общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права.

Специальные нормы.

Специальные нормы присущи отраслям права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений.

2. По предмету правового регулирования:

Конституционные.

Гражданские.

Административные и т.п.

3. По методу правового регулирования:

Императивные.

Императивные нормы содержат властно-категоричные пред­писания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении. Ха­рактерны для публичного права.

Диспозитивные.

Диспозитивные нормы предполагают свободы выбора поведе­ния. Характерны для гражданско-правовых отношений.

Поощрительные.

Поощрительные нормы стимулируют социально полезное по­ведение.

—— Рекомендательные.

Рекомендательные нормы предлагают наиболее приемлемый вариант поведения.

4. По времени действия:

Постоянные.

—- Временные.

5. По характеру правовой нормы.

Материальные.

Процессуальные.


 

 

УРОК № 11 Практическая работа №3

Изучение признаков и структуры правовой нормы (Приложение 1)

УРОК № 12 Практическая работа №4

Изучение классификации правовых норм по различным критериям (Приложение 1)

УРОК № 13 Практическая работа №5

Изучение классификации правовых норм по различным критериям (Приложение 1)

 

ПЛАН УРОКА № 14

Раздел 8. Формы права

Тема: Источники права. Система нормативных актов в Республике Беларусь

 

Цели урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие об источниках права, системе нормативных актов в Республике Беларусь, действии нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

 

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: лекция с элементами беседы

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко

Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «источники права», «форм права», «нормативный правовой акт».

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1 Формы (источники) права

2. Нормативный акт - основная форма права

3. Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь

4. Преемственность в праве. Рецепция права

5. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц, во времени, в пространстве.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Какие формы права Вы запомнили?

2. Как Вы понимаете «иерархия правовых актов»?

3. Какой нормативный правовой акт в Республике Беларусь считается наивысшим?

4. Как Вы понимаете преемственность в праве?

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 188-193.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...