Структурные элементы правовой нормы
Структура правовой нормы ~ это упорядоченная совокупность элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Выделяют три элемента правовой нормы: 1. Гипотеза. 2. Диспозиция. 3. Санкция. Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства, условия (время, место, субъектный состав и т.п.), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Диспозиция - это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающий при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Санкция - это элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть негативными (наказание) или позитивными (поощрение). Каждый из названных элементов имеет в правовой норме свое место и выполняет свою роль. Без гипотезы правовая норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Виды правовых норм Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Многогранность общественных отношений обусловливает многообразие правовых норм. Можно выделить следующие основные виды правовых норм: 1. По функциональным особенностям: — Исходные нормы. Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. К ним относятся декларативные нормы — провозглашающие принципы, дефинитивные - содержащие юридические понятия и др. — Общие нормы. Общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права.
— Специальные нормы. Специальные нормы присущи отраслям права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений. 2. По предмету правового регулирования: — Конституционные. — Гражданские. — Административные и т.п. 3. По методу правового регулирования: — Императивные. Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении. Характерны для публичного права. — Диспозитивные. Диспозитивные нормы предполагают свободы выбора поведения. Характерны для гражданско-правовых отношений. — Поощрительные. Поощрительные нормы стимулируют социально полезное поведение. —— Рекомендательные. Рекомендательные нормы предлагают наиболее приемлемый вариант поведения. 4. По времени действия: — Постоянные. —- Временные. 5. По характеру правовой нормы. — Материальные. — Процессуальные.
УРОК № 11 Практическая работа №3 Изучение признаков и структуры правовой нормы (Приложение 1) УРОК № 12 Практическая работа №4 Изучение классификации правовых норм по различным критериям (Приложение 1) УРОК № 13 Практическая работа №5 Изучение классификации правовых норм по различным критериям (Приложение 1)
ПЛАН УРОКА № 14 Раздел 8. Формы права Тема: Источники права. Система нормативных актов в Республике Беларусь
Цели урока: 1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие об источниках права, системе нормативных актов в Республике Беларусь, действии нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения; 3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: лекция с элементами беседы Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право. Ход урока: 1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия 2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы. 3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «источники права», «форм права», «нормативный правовой акт». 4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения: 1 Формы (источники) права 2. Нормативный акт - основная форма права 3. Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь 4. Преемственность в праве. Рецепция права 5. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц, во времени, в пространстве. 5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы: 1. Какие формы права Вы запомнили? 2. Как Вы понимаете «иерархия правовых актов»? 3. Какой нормативный правовой акт в Республике Беларусь считается наивысшим? 4. Как Вы понимаете преемственность в праве? 6. Обобщение и систематизация новых знаний 7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 188-193.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|