Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правотворчество, понятие, принципы, основные виды и стадии




Правотворчество - это деятельность государственных орга­нов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Правотворчество - это процесс создания и развития дейст­вующего права как единой и согласованной системы общеобязатель­ных норм, регулирующих общественные отношения.

По своей сущности Правотворчество есть возведение государ­ственной воли в закон, в общеобязательные юридические предписания.

Правотворчество - это активная, творческая, государственная деятельность, это важнейшее средство управления обществом, это по­казатель цивилизованности общества.

Правотворческой деятельности современных государств при­сущи следующие принципы:

/. Демократизм.

Характеризуется степенью участия граждан в правотворческом процессе.

2. Законность.

Правотворческая деятельность должна осуществляться в рам­ках Конституции и законов. Принцип законности предполагает строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубли­кования нормативно-правовых актов.

3. Гуманизм.

Этот принцип предполагает направленность Правотворческой деятельности на обеспечение и защиту прав и свобод личности.

4. Профессионализм.

Участие в правотворческой деятельности компетентных, про­фессионально подготовленных, имеющих большой опыт работы ква­лифицированных специалистов.

5. Научность.

Использование в правотворческой деятельности достижений науки и техники.

6. Гласность.

Открытость правотворческого процесса для широкой общест­венности.

Выделяют следующие основные виды правотворчества:

/. Непосредственное правотворчество народа путем рефе­рендума.

2. Правотворчество государственных органов.

Говоря о стадиях правотворческого процесса, имеется в виду законотворческий процесс - процесс принятия законов. Правотворческий процесс, в отличие от законотворческого процесса, кроме законов имеет своей "продукцией" правовые обычаи, судебные прецеденты и нормативные договоры.

Законотворческий процесс включает следующие стадии:

/. Законодательная инициатива.

Закрепленное в Конституции Республики Беларусь право вне­сения предложения о принятии закона или законопроект в законода­тельный орган. Право законодательной инициативы принадлежит (ст. 99 Конституции Республики Беларусь) Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, об­ладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч че­ловек.

2. Обсуждение законопроекта.

Доведение законопроекта до необходимого качества, устранив противоречия, неточности, пробелы и пр., путем обсуждения в Палате представителей и Совете Республики.

3. Принятие закона.

Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голо­сов от полного состава каждой палаты. Затем закон предоставляется Президенту на подпись.

4. Опубликование закона.

Заключительная стадия законотворческого процесса - офици­альная публикация принятого нормативного акта в особых, предусмот­ренных законом, специальных изданиях, газетах.

 


ПЛАН УРОКА № 19

Раздел 10. Правотворчество и законодательство

Тема: Систематизация законодательства

Цели урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о систематизации нормативных правовых актах, видах систематизации..

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко

Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «систематизация», «кодификация», «консолидация», «инкорпорация».

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1. Систематизация нормативных правовых актов

2. Виды систематизации

 

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Есть ли необходимость в систематизации?

2. Чем отличается консолидация от кодификации?

3. Чем отличается инкорпорация от учета?

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 193-197.

Материал для лекции преподавателя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...