Правотворчество, понятие, принципы, основные виды и стадии
Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество - это процесс создания и развития действующего права как единой и согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения. По своей сущности Правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в общеобязательные юридические предписания. Правотворчество - это активная, творческая, государственная деятельность, это важнейшее средство управления обществом, это показатель цивилизованности общества. Правотворческой деятельности современных государств присущи следующие принципы: /. Демократизм. Характеризуется степенью участия граждан в правотворческом процессе. 2. Законность. Правотворческая деятельность должна осуществляться в рамках Конституции и законов. Принцип законности предполагает строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых актов. 3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность Правотворческой деятельности на обеспечение и защиту прав и свобод личности. 4. Профессионализм. Участие в правотворческой деятельности компетентных, профессионально подготовленных, имеющих большой опыт работы квалифицированных специалистов. 5. Научность. Использование в правотворческой деятельности достижений науки и техники. 6. Гласность. Открытость правотворческого процесса для широкой общественности. Выделяют следующие основные виды правотворчества: /. Непосредственное правотворчество народа путем референдума. 2. Правотворчество государственных органов. Говоря о стадиях правотворческого процесса, имеется в виду законотворческий процесс - процесс принятия законов. Правотворческий процесс, в отличие от законотворческого процесса, кроме законов имеет своей "продукцией" правовые обычаи, судебные прецеденты и нормативные договоры.
Законотворческий процесс включает следующие стадии: /. Законодательная инициатива. Закрепленное в Конституции Республики Беларусь право внесения предложения о принятии закона или законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы принадлежит (ст. 99 Конституции Республики Беларусь) Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. 2. Обсуждение законопроекта. Доведение законопроекта до необходимого качества, устранив противоречия, неточности, пробелы и пр., путем обсуждения в Палате представителей и Совете Республики. 3. Принятие закона. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Затем закон предоставляется Президенту на подпись. 4. Опубликование закона. Заключительная стадия законотворческого процесса - официальная публикация принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом, специальных изданиях, газетах.
ПЛАН УРОКА № 19 Раздел 10. Правотворчество и законодательство Тема: Систематизация законодательства Цели урока: 1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о систематизации нормативных правовых актах, видах систематизации.. 2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
Тип урока: комбинированный Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право. Ход урока: 1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия 2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы. 3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «систематизация», «кодификация», «консолидация», «инкорпорация». 4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения: 1. Систематизация нормативных правовых актов 2. Виды систематизации
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы: 1. Есть ли необходимость в систематизации? 2. Чем отличается консолидация от кодификации? 3. Чем отличается инкорпорация от учета? 6. Обобщение и систематизация новых знаний 7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 193-197. Материал для лекции преподавателя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|