Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическое пособие. «Организация службы оказания помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии»




 

Комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области

Государственное бюджетное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

«Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

Методическое пособие

«Организация службы оказания помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии»

Волгоград 2020

Авторы-составители:

Судакова Наталья Александровна, директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра,

Косьяненко Людмила Юрьевна, заместитель директора ГБУ Волгоградского ППМС-центра,

Быкадорова Нина Алексеевна, методист ГБУ Волгоградского ППМС-центра.

 

Методическое пособие основывается на опыте организации созданных в Волгоградской области служб оказания помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии (названия служб могут быть различными). Оно содержит описание технологии функционирования таких служб, а также принципы и подходы к оказанию помощи детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Надеемся, что наш опыт поможет вновь создаваемым службам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие.

Почему вопрос совершенствования  системы помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии, стал актуальным в Волгоградском регионе?

1. Общие положения.

1. 1. Кто обращается в службы и с какими проблемами?

1. 2. Цель, задачи работы служб.

2. Как выстроена система оказания помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии, в Волгоградской области.

3. Содержание основных направлений деятельности служб.

3. 1. Информационно-просветительское направление.

3. 2. Развитие клубов родительской взаимопомощи.

3. 3. Помощь семье в создании для ребенка с нарушениями в развитии благоприятных и безопасных условий, а также поддерживающей среды для самой семьи.

3. 4. Обучение родителей созданию дидактических пособий и возможностям их использования с учетом специфики заболевания ребенка.

3. 5. Интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников в процессе досуговой деятельности.

3. 6. Нормализация внутрисемейной атмосферы, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих), в кризисной семье.

Заключение.

Приложения.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Почему вопрос совершенствования  системы помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии, стал актуальным в Волгоградском регионе

Необходимость совершенствования системы оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), вызвана тенденцией роста числа детей с ОВЗ как в Волгоградской области, так и в целом по Российской Федерации. Планом Десятилетия детства на 2018 – 2027годы была предусмотрена всесторонняя поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Однако, несмотря на значительную работу по оказанию квалифицированной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам, к началу 2019 года в региональной системе поддержки семей с детьми вышеуказанной категории были выявлены следующие нерешённые проблемы.

В первую очередь, это недостаточная согласованность действий различных служб и ведомств, невысокая эффективность межведомственной координации их деятельности, которая значительно снижала результативность предупреждения и профилактики инвалидизации детства. Результаты проведенного в 2017-2018 годах опроса родителей показали, что доминирующими на тот момент являлись услуги социально-экономического характера: льготы, компенсации, пенсии, ежемесячные выплаты, оплата проезда и т. п. На их фоне было крайне мало услуг по коррекции психоэмоциональной и волевой сферы, по социально-педагогическому и психологическому сопровождению семей.

Проблема недостаточной организации межведомственного взаимодействия была связана с еще одной проблемой – недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, о возможности получения различного рода услуг в учреждениях различных ведомств.

Действующая система помощи была недостаточно освещена в современных источниках информации, в том числе в сети интернет, а представленная информация разобщена на отдельных информационных ресурсах. Для региона необходимо было создать единый информационный ресурс, где аккумулировалась бы информация различных ведомств о системе существующей помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, а также оказывалась бы консультационная и методическая помощь родителям.

Еще одной актуальной проблемой являлась необходимость развития профессиональных компетенций специалистов, способных оказать эффективную помощь детям с ОВЗ на разных этапах их жизни. Перед специалистами была поставлена цель: овладеть новыми эффективными технологиями оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью от 0 до 7 лет, ориентированными как на работу с ребенком, так и с семейной системой в целом.

Кроме того, учреждения, оказывающие помощь семьям с детьми с ОВЗ, практически не имели специализированного оборудования, разработанного специально для детей с нарушениями в развитии, в то время как для эффективной ранней реабилитации детей необходим широкий набор специализированных технических, игровых средств, дидактических материалов, а также специальных методических пособий для специалистов по применению данного оборудования. Сдерживающим фактором развития реабилитации детей некоторых категорий являлось недостаточное оснащение учреждений современной компьютерной техникой, отсутствием методик работы с инвалидами.

Существующая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, была выстроена в большей степени с уклоном в медицинскую модель, когда за реабилитацию ребенка берутся компетентные специалисты, родители же, не получая достаточных психолого-педагогических знаний, вынуждены были занимать более пассивную позицию, перекладывая ответственность на специалистов.

Несмотря на функционирование в регионе ряда учреждений, сопровождающих семьи с детьми с ОВЗ, помощь зачастую была территориально недоступной для семей (большая территория региона, организации удалены от места жительства семей, наличие в семьях маленьких детей с ОВЗ).

Стоит отметить и проблему смещения " центра тяжести" оказываемой помощи: в центре внимания специалистов оказывается ребенок с ОВЗ, в то время как семья, будучи целостной системой, порой выпадает из поля зрения. Такая ситуация увеличивала риск возникновения внутрисемейных конфликтов как в супружеской паре, так и в детско-родительской подсистеме.

    Обсудив выявленные проблемы, заинтересованные в их решении ведомства сделали вывод, что оставление данных проблем без внимания может привести к необратимым отрицательным последствиям, прежде всего, к неприятию в семье ребенка с ОВЗ, распаду семейной системы, и в худшем варианте, к отказу от ребенка.

Было принято решение о том, что в регионе необходимо:

1. Сделать более эффективной координацию действий специалистов различных организаций путём создания координационного совета, который будет способствовать становлению и развитию системы помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью, через определение идеологии оказания комплексной помощи семье и ребенку с ОВЗ, содействие развитию и расширению системы помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, развитие межведомственного взаимодействия и социального партнерства как основного механизма реализации целей и задач системы комплексной помощи.

2. Разработать и апробировать такие программы обучения (просвещения) родителей, которые способствовали бы активизации реабилитационного потенциала семьи; подготовить специалистов к реализации этих программ.

3. Создать и развивать сеть опорных школ на базе образовательных организаций различных муниципальных районов Волгоградской области с целью оказания своевременной квалифицированной помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ посредством проведения коррекционных занятий, консультирования, профилактических мероприятий.

4. Разработать и реализовывать программы для всей семьи, включая обоих родителей (законных представителей), здоровых братьев и сестер, а также организовать службы по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска (далее – Службы) и клубы родительской взаимопомощи, снижающие риски эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

В решении этих и других задач региону помогло участие в конкурсном отборе комплексов мер субъектов Российской Федерации по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей, проведенном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В результате реализации комплекса мер мы ожидали следующих результатов:

90% семей повысят компетентность в вопросах воспитания, образования, реабилитации (абилитации) ребенка с ОВЗ и инвалидностью; 80% детей к возрасту 7 лет значительно улучшат основные показатели развития;

95% руководителей и специалистов организаций разной ведомственной принадлежности, осуществляющие работу по оказанию активной поддержки родителям детей-инвалидов и детей с ОВЗ, разовьют профессиональные компетенции в области оказания ранней помощи семьям за счет специального обучения;

повысится эффективность межведомственного взаимодействия организаций, включенных в процесс оказания помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ОВЗ;

повысится доступность получения помощи семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ, а также доступность информации о возможности получения помощи;

повысится эффективность помощи, оказываемой семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ОВЗ, а также детям раннего возраста, за счет развития профессиональной компетентности специалистов и оснащения учреждений специализированным оборудованием;

98% родителей будут удовлетворены предоставленной им помощью.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...