Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Как выстроена система оказания помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии, в волгоградской области




Часть 2. КАК ВЫСТРОЕНА СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА И ДЕТЕЙ С ВЫЯВЛЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Модель оказания помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии имеет чёткие цели и задачи, включает ожидаемые результаты, эффективные технологии. Результаты работы, в том числе проведение мониторингов потребностей родителей, а также оценки родителями результатов работы показывают, что работа имеет положительные результаты.

В систему оказания помощи семьям, воспитывающим детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии входят:

9 учреждений социальной защиты населения;

 18 учреждений здравоохранения;

 16 образовательных организаций – государственных и муниципальных (опорных учреждений).

Для координации деятельности организаций, преодоления разобщённости, повышения эффективности работы были образованы рабочая группа и координационный совет, разработаны Порядок реализации мероприятий, регламент межведомственного взаимодействия, в общей сложности – более 17 нормативных правовых актов, программ, положений, форм, проектов договоров и соглашений.

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области был назначен ответственным за реализацию Комплекса мер, а ГБУ Волгоградский ППМС-центр – ресурсным центром по двум направлениям: по ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

На ресурсный центр возложены следующие функции:

- методическая деятельность: осуществление работы по анализу, систематизации и подбору эффективных методик и технологий оказания помощи семье с проблемным ребенком, организация работы по проведению конференций, семинаров, круглых столов, форумов со специалистами, осуществляющие работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

- деятельность по координации служб, включающая в себя различные виды управляющих функций и действий – планирование, прогнозирование, анализ, моделирование, организация, координация, принятие решений, контроль, оценка;

- деятельность по материально-техническому обеспечению служб: планирование и организация деятельности по обеспечению служб необходимыми материальными ресурсами.

Следует отметить, что создание сети опорных школ позволило повысить доступность получения помощи семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью, проживающими в районах Волгоградской области.

Основными функциями опорных школ являются:

- информационно-просветительская деятельность по разъяснению основных принципов, направлений деятельности, миссии, цели и задач, перечне услуг, предоставляемых службой;

- деятельность по осуществлению комплексной медико-психолого-педагогической диагностики, оценки развития и состояния ребенка, комплексной оценки причин, приводящих к отклонению в развитии; функциональной диагностики позитивных и негативных тенденций в развитии ребенка;

- деятельность по психолого-педагогическому консультированию, помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ или инвалидностью, реабилитации ребенка;

- профилактическая деятельность с семьями детей групп биологического и социального риска для создания оптимальной социальной ситуации развития ребенка;

- деятельность по психолого-педагогическому информированию семьи проблемного ребенка и его окружения;

- развивающая деятельность: работа по развитию познавательных, социально-эмоциональных, творческих потребностей детей, обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.

Для того, чтобы каждая семья могла воспользоваться необходимой психолого-педагогической и социальной помощью, опорные школы развиваются, пополняются новым оборудованием, расширяется сеть консультационных пунктов в Волгограде и Волгоградской области, в том числе в детских поликлиниках. Специалисты повышают свою квалификацию, в том числе в передовых организациях других регионов России.

 

Специалисты, работающие в команде

В службах работают педагоги-психологи, социальные педагоги, на основе междисциплинарного взаимодействия привлекаются клинический психолог, дефектолог, логопед, педиатр, детский невролог, детский психиатр и другие специалисты.

Одной из важнейших задач является развитие профессиональных компетенций специалистов, способных оказать эффективную помощь детям с ОВЗ на разных этапах их жизни: каждому специалисту необходимо овладеть новыми эффективными технологиями оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью от 0 до 7 лет, ориентированными как на работу с ребенком, так и с семейной системой в целом.

Поэтому планами учреждений предусмотрены мероприятия, предполагающие развитие профессиональных компетенций специалистов, способных оказать эффективную помощь детям с ОВЗ на разных этапах их жизни, а также их родителям, за счет специально организованного обучения и оказания им систематической консультативно-методической помощи.

С целью повышения профессиональной компетентности только в 2019 году 26 специалистов Волгоградского региона прошли обучение на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данное обучение позволило специалистам повысить уровень собственных профессиональных знаний о специфике работы с семьями, имеющими детей с инвалидностью или ОВЗ, освоить новые технологии работы с семьей и ребенком.

    По завершении обучения на региональных семинарах-практикумах была организована диссеминация полученного опыта среди специалистов организуемых опорных школ.

Проведённая работа позволила создать единое информационно-методическое пространство на территории Волгоградского региона.

Для обеспечения более широкого охвата специалистов региона, которые могут принять участие в распространении опыта и освоении новых технологий работы с семьями, а также принимая во внимание сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в регионе, обучающие мероприятия в 2020 году планируется организовать в формате видеоконференции с использованием дистанционных средств обучения. Обучение будет включать теоретические ориентировки в проблеме, но основной акцент будет сделан на демонстрацию новых методов и технологий работы, обсуждение показателей эффективности сопровождения семьи, воспитывающего ребенка с особыми потребностями. Обучающиеся в дистанционном формате специалисты могут получить ряд заданий для освоения новых технологий обучения, поделиться приобретенным опытом на следующих запланированных сеансах видеоконференцсвязи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...