Урок 2. Музыкальный образ. Музыкальная интонация.
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов. Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл. · Сергей Васильевич Рахманинов не оставил никаких пояснений к своей фортепианной Прелюдии до-диез минор. Но набатные аккорды, открывающие эту пьесу, напоминают о суровой скорби. В середине пьесы тяжёлые звучания сменяются подвижной, беспокойной музыкой, выражающей смятение, романтический порыв. И потом снова - тревожные удары огромного колокола. Перед нами будто развёртывается некая драматическая сцена. Можно было бы подставить под эту музыку какой-либо конкретный сюжет. Но нужно ли это? Не лучше ли отдать себя во власть волнующей музыки: пусть она расскажет о силе страстей, о мужественном человеке - мятущемся, борющемся, протестующем, неудержимо стремящемся к счастью. Образы неудержимой энергии, воли, порывы взволнованного человеческого сердца захватывают нас в музыке Двенадцатого этюда Скрябина. Порывистые ритмы, выпуклая мелодия, изобилующая широкими скачками, выразительно скорбная гармония - всё вместе взятое создаёт единый образ огромной трагической мощи. Ни одно из названных произведений не опирается на литературную программу, не носит узко изобразительного характера. Но идейно-эмоциональный смысл их, реальное образное содержание доходит до сердца слушателя, захватывая и волнуя его.
Музыкальный образ – это условный персонаж музыкального произведения. Богатые выразительные средства музыки позволяют создавать самые разные образы: образы-портреты, образы-сцены, образы-пейзажи, образы-настроения. В зависимости от содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Музыкальные образы воплощаются в специальных музыкальных построениях, которые называют темами. Музыкальная тема -это построение, которое выражает законченную музыкальную мысль и служит основой развития всего произведения или его части. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка означают возникновение нового образа – близкого по содержанию или прямопротивоположного. В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном – единственном образе. Только маленькая пьеса (миниатюра) может быть едина по образному содержанию. Например, прелюдия, этюд. В более крупных жанрах часто воплощается и более сложное жизненное содержание, им присуще большее количество героев и событий. Например, в операх, балетах, симфониях. Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир претворился в русской музыке: · реальный и фантастический, · лирический и эпический, · драматический и комический. Это ряд музыкальных сказочных портретов («Гном», «Баба – Яга» из «Картинок с выставки» Мусоргского), музыкальных пейзажей («Волшебное озеро» Лядова, морские пейзажи Римского – Корсакова из сюиты «Шехеразада»). · В следующем музыкальном фрагменте из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова мы услышим несколько тем-образов, тем-персонажей из сказки Пушкина.
Один образ – призывный, активный ритм, восходящий фанфарный мотив мелодии по звукам трезвучия – рисуют Золотого петушка. Другой образ – волшебный, таинственный, манящий. Как змея, ползёт линия мелодии, её извилистый рисунок похож на тончайший восточный узор. Всё звучит неустойчиво, незавершённо, мелодия без начала и без конца. Это – Шемаханская царица. Третий образ – картинный: прозрачные, звенящие звуки медленно плывут в вышине, переливаются оттенками разных красок-тональностей на фоне низких басов. Это – образ Звездочёта. Образ каждого героя легко узнаваем благодаря целому комплексу музыкально- выразительных средств – типу мелодики, определяемому по ритмическим, интонационным, регистровым, тембровым особенностям. Одним из важнейших средств в создании музыкального образа является музыкальная интонация. Интонация – в переводе с латинского означает «громко произношу», «произношу нараспев». Музыкальная интонация – это верный эмоциональный тон, который помогает исполнителю выявить содержание музыкального произведения. Великий русский певец Ф. И. Шаляпин считал, что «в правильной интонации, в окраске слова и фразы вся сила пения». Резкий контраст в речи героев можно слышать в симфонической сказке Римского – Корсакова «Шехеразада». · Во вступлении к 1 части герои характеризуются двумя разными типами речи: Султан Шахриар имеет грозные, повелительные мотивы на нисходящих квартах в низком регистре у медных духовых инструментов: · В теме Шехеразады – интонации увлекательного повествования звучат в мелодии солирующей скрипки на фоне арф плавными секундовыми секвенциями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|