Урок 11. Основные приемы развития в музыке.
Развитие – это любое изменение темы. Она может меняться полностью или частично. Существуют различные способы развития. Вот некоторые из них: повторение, секвенция – означает точное повторение темы. Оно чаще всего встречается в песнях, когда одна и та же мелодия повторяется с разными словами. · Примером повторения темы может служить песня Шуберта «В путь», написанная в простой куплетной форме. Каждый куплет в точности повторяет мелодию предыдущего, только текст меняется. С помощью повтора передаётся монотонное журчание воды (ручья), который сопровождает в пути юношу. Простодушные стихотворения Вильгельма Мюллера, вряд ли надолго удержали бы внимание читателя. Однако гений Ф. Шуберта открыл в них столько нежности и трагичности (трагический – потрясающий, полный страданий), что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки. Песня «В путь», открывает цикл «Прекрасная мельничиха». Мы ярко ощущаем и приподнятое настроение героя, который, отправляясь в странствие, поёт свою жизнерадостную песню, и вращение мельничного жернова, подчинённого непрерывному движению стремительной воды. Герой отправляется в путь; большинство своих песен он будет петь «на ходу». И всё, что встретит он в своём нелёгком путешествии - любовь, надежду, восторг, разочарование, - он будет переживать как бы в ритме своего собственного шага - то упруго-стремительного, то горестно-тяжёлого. Секвенция – это повторение темы на разной высоте через одинаковый интервал. Тема или её часть может повторяться точно или приблизительно. · Пример: Шуман «Дед Мороз». Тема сначала звучит в ля миноре, затем переходит в ре минор.
Форма произведения трехчастная. Музыка I части грозная и суровая, важная и решительная, сердитая и хмурая, похожая на тяжёлую четкую поступь Мороза. Она звучит в низком регистре, с акцентами, создается впечатление того, что Дед Мороз рассердился и начал стучать посохом. В средней части характер музыки меняется. Она изображает порывы ветра, зимнее ненастье. Как будто зимний волшебник начал дуть и сзывать метели и вьюги, так что не на шутку можно испугаться! Музыка этой части стремительная, встревоженная и беспокойная. В среднем разделе II части она становится загадочной, тёмной, сердитой и немного страшноватой. Третья часть – реприза возвращает нас к образам I части. · Ещё один пример - пьеса Шумана «Смелый наездник». Первое проведение темы звучит в ля миноре. Второе проведение темы звучит здесь в низком регистре и в Фа мажоре. Вариационное развитие – повторение темы с различными изменениями. Этот способ часто применяется в народной музыке - песнях и танцах. · Например - в пьесе А. Дюбука.
Урок 12. Кульминация как этап развития.
Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом - устойчивым оборотом. Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать свое благоухание ночной прохладе. Мелодии тоже «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины - кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу.
Рассмотрим два фрагмента из балета П. Чайковского «Щелкунчик»: · Сцена «Рост ёлки» в 1 действии балета и «Па-де-де» во 2 действии. В 1 действии: Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гроссфатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь, и комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается и обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер, но сейчас он уже не крёстный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой, и в комнате всё начинает меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, а ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Музыкальное развитие в этой сцене строится на основе восходящего секвенционного повторения музыкальных фраз и мотивов, которые вскоре достигают кульминации. Этот приём «изображает» ёлку, увеличивающуюся в размерах. · Во 2 действии нежная преданность Клары побеждает колдовство, освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость. «Па-де-де» - парный танец – сразу начинается с кульминации, высшей точки мажорной гаммы. Это кульминация-вершина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|