Урок 6. Музыкальные портреты детей в советской музыке.
Музыка может передавать не только настроение, но и черты характера человека. У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни. Сколько есть плаксивых, капризных девчонок, да и мальчики, особенно если они ещё маленькие, иногда добиваются своего слезами. Их тоже называют плаксами. Теперь сравним две первые пьесы. Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передаёт всхлипывания и взвизгивания капризули. В пьесе «Злюка» похожая мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов - жёстких, сердитых, злых, колючих. У злюки такой колючий характер! Злюка ведь не может быть красивой, поэтому и музыка звучит так резко и некрасиво. Даже если у девочки-злюки симпатичное лицо, но она сердитая, недобрая, она не будет никому нравиться, с ней не захочет никто дружить. Какая колючая и некрасивая музыка. Третья пьеса, которую я вам сыграю, называется «Резвушка». Резвушкой называют девочку - непоседу, попрыгунью, ей так трудно усидеть на одном месте. Слово резвушка происходит от слова резвая - то есть быстрая, живая, игривая. Вот и пьеса «Резвушка» - подвижная, живая, весёлая, шаловливая. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Всё бы ей веселиться, прыгать да бегать! Музыка такая быстрая, резвая, лёгкая, полётная, шаловливая, озорная. Мелодия то спускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает. Вот как, похоже, может музыка передать черты характера, портрет человека: плаксы, злюки или резвушки.
· Послушаем ещё одну пьесу композитора Д. Кабалевского, в которой очень похоже передан характер человека. Она называется «Упрямый братишка». Что такое упрямство, вы знаете? Какого ребёнка мы называем упрямым? Да, упрямый ребёнок делает всё по-своему и не соглашается ни на какие уговоры взрослого. Так и в этой пьесе - упрямый братишка всё время твердит своё. Эта музыка очень похожа на разговор. Когда мама уговаривает ребенка, она сначала пытается объяснить ему то, что хочет, спокойно, терпеливо, говорит ласково и тихо. Так и в музыке. Если ребенок не слушается, мама начинает говорить настойчивее, громче, пытается убедить его. Так и в этой пьесе. Упрямый ребенок отвечает как бы на одном звуке, однообразно бубнит своё. (Исполняет 4-й такт. ) Как похожа эта музыка на речь! Мама снова пробует убедить упрямца, но ребёнок перебивает её, не слушает. (Исполняет 9-13-й такты. ) А в конце пьесы, как вам кажется, уговорила мама упрямого сына сделать, что она просила? Упрямый мальчик так и не согласился с мамой, не послушался её. Он что-то капризно выкрикнул напоследок. А когда его мама уговаривала, он как будто твердил всё время: «Нет, нет, нет! » или «Не хочу! » Вот как музыкальные интонации похожи на слова! Подобные пьесы с изображением характеров детей есть и в «Детском альбоме» Г. Свиридова. Послушаем две пьесы из этого альбома: Кого они вам напоминают? · Свиридов «Упрямец». Музыка пьесы рисует картинку непростого разговора. Да-да, это не просто портрет капризного ребенка, а самый настоящий диалог. Ведь упрямиться в одиночестве, без зрителей, совсем неинтересно. Две чередующиеся фразы в разных регистрах подражают голосам ребенка и взрослого. Один голос словно пытается уговорить, второй стоит на своем. А заканчивается пьеса совсем невесело. Как вы думаете, стоило ли упорствовать?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|