Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Николай Рыленков




Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносила мне с           полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!


         Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково.

По-русски «мама»,

По-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба»

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба!

         Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

· А. Дейнека «Мать». Это картина русского художника Александра Дейнеки

Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

· К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде». И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

· О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми». А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

    А теперь перед вами портрет русского композитора П. И. Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес. Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

· Чайковский «Мама» - самый добрый и любимый человек в жизни каждого. Музыка передаёт её ласковые интонации речи через мажорный лад, неторопливый темп, закругленный рисунок мелодических фраз (legato).

Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).

Когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира.

Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди.

         Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери.

2. Нет милее дружка, чем родима матушка.

3. При солнышке тепло, при матушке добро.

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

    Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви.

· Пример из вокальной лирики - Гаврилин Песня «Мама».

 

Ласковые эмоции могут быть обращены к любому живому существу.

· Свиридов «Ласковая просьба».


Ласковая просьба

Котик мой любимый,

Котик добрый Вася!

Прислонись головкой

К моему плечу!

Не вздыхай так грустно

И не вырывайся! –

Я с тобою вместе

Так побыть хочу!

 

Ласковый мой котик,

Скучно тебе разве?

Ты меня царапнул –

Это ведь любя?

У меня есть просьба:

Ты не вырывайся! –

Я из рук не выпущу

Всё равно тебя


  Урок 4. Эпические портреты в музыке.

В переводе с греческого " эпос" имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы представляют конкретных героев, события, истории, природу. Эпос тоже опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху.

· Познакомимся с певцом-гусляром из оперы-былины Римского-Корсакова.

Песня Садко " Ой ты, темная дубравушка" - напевная, плавная мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Мелодия довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

· Другая эпическая картина - «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)» - последняя пьеса из цикла Мусоргского «Картинки с выставки».   Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра. В заключении вновь звучит первая тема в ритмическом увеличении, она полна силы и жизнеутверждения.

    Эта пьеса заставляет вспомнить могучие народные величальные хоры из русских опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», воспевающих богатырскую силу русского народа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...