Николай Рыленков
Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда-то, В пригоршнях приносила мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, Суровой ласки редкие мгновенья. Я становился лучше и сильней От каждого её прикосновенья. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете! Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково. По-русски «мама», По-грузински «нана», А по-аварски ласково «баба» Из тысяч слов земли и океана У этого особая судьба! Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов. · А. Дейнека «Мать». Это картина русского художника Александра Дейнеки Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках. · К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде». И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. · О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми». А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.
А теперь перед вами портрет русского композитора П. И. Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес. Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку. · Чайковский «Мама» - самый добрый и любимый человек в жизни каждого. Музыка передаёт её ласковые интонации речи через мажорный лад, неторопливый темп, закругленный рисунок мелодических фраз (legato). Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная). Когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира. Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди. Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте вспомним пословицы о матери. 1. Птица рада весне, а младенец – матери. 2. Нет милее дружка, чем родима матушка. 3. При солнышке тепло, при матушке добро. 4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви. · Пример из вокальной лирики - Гаврилин Песня «Мама».
Ласковые эмоции могут быть обращены к любому живому существу. · Свиридов «Ласковая просьба». Ласковая просьба Котик мой любимый, Котик добрый Вася! Прислонись головкой К моему плечу! Не вздыхай так грустно И не вырывайся! – Я с тобою вместе Так побыть хочу!
Ласковый мой котик, Скучно тебе разве? Ты меня царапнул – Это ведь любя? У меня есть просьба: Ты не вырывайся! – Я из рук не выпущу Всё равно тебя Урок 4. Эпические портреты в музыке. В переводе с греческого " эпос" имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы представляют конкретных героев, события, истории, природу. Эпос тоже опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. · Познакомимся с певцом-гусляром из оперы-былины Римского-Корсакова. Песня Садко " Ой ты, темная дубравушка" - напевная, плавная мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Мелодия довольно грустная, тоскливая и задумчивая.
· Другая эпическая картина - «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)» - последняя пьеса из цикла Мусоргского «Картинки с выставки». Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра. В заключении вновь звучит первая тема в ритмическом увеличении, она полна силы и жизнеутверждения. Эта пьеса заставляет вспомнить могучие народные величальные хоры из русских опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», воспевающих богатырскую силу русского народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|