Урок 7. Драматический музыкальный образ.
Упрямец Мама хочет в чём-то сильно Убедить упрямца - сына, А в ответ ей, как в трубу: «Не бу-бу! » и «Не бу-бу! » Настроенья нет у мамы: Сын растёт такой упрямый! А упрямство - это зло. Но что-то вдруг произошло! Быть может, мышка подоспела! – Упрямство... вместо сыра съела!
Три волшебника злых – Не Могу. Не Хочу и Не Буду Нашу девочку Киру Преследуют всюду. Мама фартук подвяжет, Мама девочке скажет: - Я на кухню пойду, Поиграй-ка одна. - Не могу, - отвечает она. Просит мама: «Помой посуду! » Отвернётся она: «Не буду! » Надо Кире идти к врачу, А она своё: «Не хочу! » Так всегда и повсюду: - Не хочу и не буду! И на каждом шагу: - Не могу! А других и не знает слов она, Сразу видно – заколдована!
· Слонимский «Ябедник» – озорная, гротесковая пьеса – портрет надоедливого болтливого мальчишки, который торопится рассказать то, что у него «наболело». Выразительные интонации навязчиво повторяются, постоянно меняющийся темп точно передаёт сценку с незадачливым героем.
Урок 7. Драматический музыкальный образ. В переводе с греческого " драма" обозначает " действие". С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки. Драматического героя зрители видят в постоянной борьбе, что приводит его либо к победе, либо к гибели. На первое место в драме выступают действия, а не чувства. Самыми яркими драматическими персонажами являются шекспировские - Макбет, Отелло, Гамлет. Отелло.
Гамлета одолевает желание мести убийцам своего отца. Сильная жажда власти у Макбета заставляет его убить короля. Без драматического музыкального образа в музыке драма немыслима. Он является нервом, источником, средоточием произведения. Драматический герой представляется рабом страсти, которая приводит его к катастрофе. Обратимся к балету Прокофьева «Ромео и Джульетта». · «Танец рыцарей» - олицетворяет в балете силы зла, вражды двух семейств – Монтекки и Капулетти. «Шаги» этого танца – жёсткие, неумолимые, как удары тяжёлого молота – звучат в пунктирном ритме по звукам минорного трезвучия вверх и вниз. Ровное, непреклонное звучание аккордов передают поступь неумолимой судьбы, губящей влюблённых. Контрастом к этой теме звучат теьы Джульетты. Нередко в инструментальных пьесах композитор противопоставляет контрастные образы-персонажи, которые «выясняют отношения» в наряженном диалоге. · Пример - бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея — богатый и бедный» (№6) из цикла Мусоргского «Картинки с выставки». Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций в унисонах деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной — с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Речь богатого еврея звучит важно и самоуверенно. Речь бедного еврея основана на жалобных, суетливых интонациях мольбы, горестного причитания. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт. Тема богача звучит в басу грозно, в ритмическом увеличении, тема бедняка проходит в верхнем голосе ещё более отчаянно и безнадёжно.
Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый — богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу... » Урок 8. Интонация изобразительная. Нередко в музыкальных произведениях композиторы пытаются изобразить движения или действия героев (персонажей): бег, прыжки, пантомиму, ужимки, кривлянья. · Свиридов «Попрыгунья». Само название говорит о подвижном, неугомонном характере девочки. Вот стихи Агнии Барто, выражающие суть её характера. Галдят грачи на дереве, Гремят грузовики, Весна, весна на улице, Весенние деньки! Тут прохожим не пройти: Тут верёвка на пути. Хором девочки считают Десять раз по десяти. Это с нашего двора Чемпионы, мастера Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра. Вышла Лидочка вперёд, Лида прыгалку берёт - Лида, Лида! Вот так Лида! - Раздаются голоса. - Посмотрите, это Лида Скачет целых полчаса! -Я и прямо, Я и боком, С поворотом, И с прискоком, И с разбега, И на месте, И двумя ногами вместе… Доскакала до угла. -Я б не так ещё могла! Агния Барто
Прыгаю я! Прыгаю я! – Стала волшебной скакалка моя! - Весело мне прыгать, скакать! - Снова и снова! Опять и опять! А вот «портрет» из фортепианного альбома Шумана с непривычно длинным названием: · «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Само название говорит о том, что этот крестьянин идёт. Или бежит? Или, может быть, приплясывает? Это мы попробуем выяснить из музыки. Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная. Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение (два совершенно одинаковых предложения) напоминает народную песню. Ну да, это песня, которую поёт мужской голос (регистр мелодии). А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент. Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку. · «Смелый наездник» - совсем другой характер, это «портрет» всадника. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки. Тяжёлые четверти sforzandoв сочетании с короткими лигами в мелодии вносят в общее движение ощущение толчков и неровностей.
Интонации движения наиболее выразительны в музыке танцев, темах балетных героев. · Тема «Джульетты-девочки» - полна беззаботной игры; резвый, неукротимый нрав героини слышен в быстрых гаммообразных пассажах мелодии. · Танец Меркуцио из того же балета - полон огня и гротеска. Его герой – балагур и насмешник – погибает в драме Шекспира в уличном бою нелепой смертью. Музыка состоит из ломаных арпеджио с резкими акцентами. Урок 9. Контрольный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|