Тема 4. Простые формы. Урок 13. Форма периода. Урок 14-15. Простые формы. 2-х и 3-х частные репризные формы. Куплетная форма.
Тема 4. Простые формы. Урок 13. Форма периода. Обычно период состоит из двух предложений. Период, в котором предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному, называется периодом повторного строения. Каданс первого предложения звучит чаще неустойчиво, а второго – устойчиво, завершенно. Период – это самая маленькая, одночастная музыкальная форма. Обозначим её буквой « А». Предложения обычно делятся на фразы, а фразы - на мотивы. Они могут повторяться, варьироваться, развиваться по секвенции и достигать кульминации.
Примеры: · Чайковский «Утреннее размышление». Здесь период имеет повторное строение, во втором предложении наступает кульминация – наиболее яркая точка формы, а затем – медленный спад. · «Прелюдия Ля мажор» Фредерика Шопена - одна из самых миниатюрных в цикле (всего 16 тактов). Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь. В ней явственно проступает ритм мазурки. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтическое воспоминание о нём. Вслушайтесь в её звучание. Прелюдия эта так невелика, что всю её целиком можно уместить на небольшом фрагменте обыкновенной страницы. Если охарактеризовать это произведение с точки зрения его композиционного строения, то выяснится, что оно относится к одной из самых простых форм, какие существуют в музыке. Период, то есть небольшое законченное музыкальное повествование, может заключать в себе всевозможные отступления, расширения, дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего этого нет. Её форму отличает повторное строение, равная продолжительность предложений, состоящих из 8 тактов (в музыке это называется квадратностью), простота фактурного изложения.
Однако означает ли такая предельная простота формы, что перед нами бесхитростная незамысловатая пьеска? Содержание здесь много глубже и объёмнее, чем может заключить в себе такая маленькая пьеса. Несмотря на свою краткость, она как будто раздвигает границы пространства и времени, вступая в диалог с животворящей традицией прежних времён, навевая образы ушедшей музыки, былых чувств и душевных стремлений. И, оживляя в нас самые глубокие пласты памяти, она перерастает свои собственные масштабы, так что её кульминация, звучащая в 12-м такте, вызывает чувство душевного порыва: не столь бурного (что естественно для такой маленькой прелюдии), но яркого и значительного. Таковы поистине невероятные глубины смысла, которые заключает в себе одно из самых простых по форме музыкальных произведений. Один период, два предложения, восемь фраз образуют подлинный музыкальный шедевр, в котором краткость изложения в сочетании с несколькими выразительными приёмами приоткрывают завесу в тот неведомый мир, откуда к нам приходят все образы и все мечты.
Урок 14-15. Простые формы. 2-х и 3-х частные репризные формы. Куплетная форма.
Рассмотрим становление простых форм на примере лирических жанров вокальной музыки – романса и песни. Самой распространённой формой вокальной музыки является куплетная форма. Она состоит из двух мелодий в форме периода: запева и припева. · Вспомним пьесу Чайковского из «Детского альбома» - «Шарманщик поёт», написанную в простой 2-х частной форме. · Аналогичным образом построен и романс Глинки «Венецианская ночь». Романс написан в жанре итальянской баркаролы (от слова barka –«лодка»), что означает песню гребца или гондольера. Здесь воспевается поэзия весенней южной ночи (стихи И. Козлова). Романс состоит из 3-х куплетов. Строение куплета – 2-х частно.
А – период в Сиb- мажоре, размере 6/8 – воссоздаёт атмосферу волшебной тишины итальянской ночи с её журчанием волн Бренты, шёпотом цветов померанцев и мирт. В – период в соль – миноре, с возвратом в исходную тональность – овеян лёгкой грустью. Иногда куплетность сочетается с варьированием. Репризные формы. Если сравнить движение музыкальной мысли с литературным произведением, то станет ясной большая близость музыки к поэзии, нежели к прозе. В музыке, как и в поэзии, основу развития составляют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Например, стихотворение А. Фета «Свеж и душист твой роскошный венок». Музыкальные формы, имеющие повторы, используются в музыке намного чаще, чем формы безрепризные.
2-х частная репризная форма – состоит из двух периодов, где второй период включает как новый материал (1-е предложение), так и повтор из первого периода (2-е предложение): а а / в а. · В такой форме написана тема первой части из «Сонаты №11» В. Моцарта. Она звучит в жанре сицилианы – старинного итальянского танца, в 3-х дольном ритме, с мягкими, плавными интонациями. Первый период состоит из двух повторных предложений, а второй – развивает мотивы первой темы, а затем повторяет её 2-е предложение с небольшим расширением. На этой теме в дальнейшем строится вариационная форма.
3-х частная репризная форма может быть простой и сложной. В простой 3-х частной форме чередуются две темы в форме периода: А - В – А. В сложной – чаще бывает три или четыре темы (смотрите схему в приложении). В таких формах часто пишут танцы и марши. Эти формы строятся на принципе симметрии, который музыка взяла из природы. Цветы, листья, люди имеют симметричное строение. В живописи, архитектуре тоже часто используют законы симметрии. Вспомним пьесы из «Детского альбома» Чайковского – «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Сладкая грёза». Все они написаны в простой 3-х частной форме. · Послушаем одну из них – пьесу «Сладкая грёза». Первая тема (А) написана в форме периода повторного строения, имеет спокойный, ласковый характер, песенные интонации. Вторая тема (В) – более солидная и уверенная, звучит в низком регистре. Реприза – точно повторяет первую тему.
Сложная трёхчастная форма. Строение этой формы основано на сложении трёх простых форм:
Средняя часть (CDC) – чаще звучит контрастно крайним частям и имеет чёткую простую 3-х частную форму. Тогда она называется трио. Если же средняя часть не имеет чёткой формы или самостоятельных тем, а лишь развивает интонации первой части, то её называют эпизодом. Репризы здесь бывают точными, а могут – варьировать темы первой части. · Пример – пьеса Чайковского из цикла «Времена года» - «Ноябрь» («На тройке»). Пьесе предшествует стихотворный эпиграф А. Некрасова, в котором говорится не только о зимней дороге, но и о чувствах путника и ямщика, раскрываемых в музыке. Первая часть: А – песнь ямщика, звонкая, энергичная (Ми-мажор с переходом в соль #--минор). В – печальная, задумчивая мелодия передаёт мысли и воспоминания путника. А – реприза варьированная – мелодия утяжелена аккордами, приобретает гимническое звучание. Вторая часть (С) – эпизод. Мелодия напоминает русскую пляску с энергичным ритмом; аккорды с форшлагами в высоком регистре имитируют звон колокольчиков в упряжке лошадей. Третья часть – варьированная реприза: мелодия ямщика(А) – помещена в басовый регистр; фигурации «шестнадцатых» в партии правой руки имитируют бег лошадей и звон колокольчиков. К концу пьесы динамика затихает, «тройка» лошадей скрывается из виду. Эта пьеса – пример программной музыки с ярким картинным содержанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|