Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественные и количественные изменения лейкоцитов.




Название задания: Патологические формы лейкоцитов. Ядерные сдвиги нейтрофиловпри различных анемиях и у больных некоторыми инфекционными заболеваниями. Лейкоцитозы и лейкопении.

Общая цель занятия: Изучить количественные и качественные изменения лейкоцитовпри некоторых патологических процессах

Конкретные цели занятия:

 

Знать: Уметь:
1. Патологические формы лейкоцитов, их классификацию. 2. Лейкоцитозы и лейкопении, их классификацию. 3. Классификацию ядерных сдвигов нейтрофилов, признаки регенеративного, дегенеративного, смешанного ядерных сдвигов. 1. Различать в мазке крови патологические формы лейкоцитов. 2. Интерпретировать основные проявления реактивных состояний крови -появление регенеративных и дегенеративных форм лейкоцитов. 3. Определение тяжести состояния больного по данным клинического анализа крови. 4. Оценивать динамику картины крови и состояния больного по анализам периферической крови. 5. Справляться с тестовыми заданиями.

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Лейкоциты, их виды, количество. Лейкоцитарная формула.

2. Гранулоциты – нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, их содержание, размеры, форма, строение, основные функции.

3. Агаранулоциты – моноциты, лимфоциты, их содержание, размеры, форма, строение, основные функции.

4. Физиологический лейкоцитоз, условия и механизмы.

5. Какие патологические формы лейкоцитов, Вы знаете?

6. Классификация патологических форм лейкоцитов.

7. Причины и механизмы развития патологических концетрационных лейкоцитозов.

8. Причины и механизмы развития патологических продуктивных лейкоцитозов.

9. Дайте определение, что такое – лейкоцитоз.

10. Дайте определение, что такое – лейкопения.

11. Лейкоцитоз. Классификация. Этиология. Патогенез.

12. Изменение лейкоцитраной формулы при различных лейкоцитозах.

13. Лейкопения. Классификация. Этиология. Патогенез.

14. Изменение лейкоцитраной формулы при различных лейкопениях.

15. При каких заболеваниях возникает нейтрофильный лейкоцитоз и нейтрофильная лейкопения.

16. При каких заболеваниях возникает эозинофильный лейкоцитоз и эозинофильная лейкопения.

17. При каких заболеваниях возникает базофильный лейкоцитоз и базофильная лейкопения.

18. При каких заболеваниях возникает моноцитарный лейкоцитоз и моноцитарная лейкопения.

19. При каких заболеваниях возникает лимфоцитарный лейкоцитоз и лимфоцитарная лейкопения.

20. Дайте определение понятию – абсолютный лейкоцитоз и относительный лейкоцитоз.

21. Агранулоцитозы. Этиология. Патогенез. Изменение лейкоцитраной формулы.

22. Клинические проявления и осложнения лейкопений.

23. Что такое ядерный сдвиг. Классификация. Характеристика.

24. Составьте схему ядерных сдвигов.

25. Что такое реактивное состояние белой крови.

26. Перечислите признаки указывающие на ухудшение состояния больного по картине белой крови.

 

Задания:

1. Ответить на тестовые задания, типовые и ситуационные задачи в руководстве.

2. Составьте 4-5 тестовых задания.

3. Составьте 3-4 типовых задач.

4. Составьте 2-3 ситуационных задач.

План последовательного разбора анализа белой крови.

1. Определить в анализе белой крови реактивное состояние крови или лейкоз. Если в анализе в лейкоцитарной формуле нет бластных клеток (миелобласты, промиелоциты, лисфобласты, пролимфоциты, монобласты, промоноциты), то это реактивное состояние белой крови.

2. По общему количеству лейкоцитов определить увеличение или уменьшение общего числа лейкоцитов (лейкоцитоз или лейкопения).

3. Определить ядерный сдвиг по Шиллингу (регенеративный или дегенеративный или смешанный ядерный сдвиг).

4. Оценить степень тяжести пациента по картине белой крови.

 

Признаки неблагоприятного состояния пациента по картине белой крови:

1. анэозинофелия

2. лимфопения

3. появились миелоциты

4. индекс ядерного сдвига стремится к единице.

Тестовые задания

1. Какие заболевания сопровождаются эозинофилией?

а) поллинозы

б) эхинококкоз печени

в) хронический лимфолейкоз

г) бактериальная пневмония

д) аллергический ринит

е) хронический миелолейкоз

Ответы:_____________

 

2. Для каких состояний характерно развитие эозинопении?

а) злокачественная опухоль

б) ответа острой фазы

в) атопический дерматит

г) стрессовых состояний

д) миелотоксического агранулоцитоза

Ответы:_____________

 

3. Какие заболевания часто сопровождаются развитием моноцитоза?

а) корь

б) брюшной тиф

в) инфаркт миокарда

г) инфекционный мононуклеоз

д) краснуха Ответы:_____________

 

4. Укажите, какие заболевания сопровождаются

1) абсолютным лимфоцитозом, 2) относительным лимфоцитозом:

а) иммунная форма лимфоцитоза,

б) вирусные инфекции

в) туберкулез

г) гипопластическая анемия

д) инфекционный мононуклез

Ответы:_____________

5. Какие состояния сопровождаются развитием абсолютной нейтропении?

а) острая лучевая болезнь

б) острый инфаркт миокарда

в) ответ острой фазы

г) анемия Аддисона-Бирмера

д) стрессовые состояния

е) острая гемолитическая анемия

Ответы:_____________

6. Какие изменения гемограммы характерны для нейтрофильного лейкоцитоза с регенеративным ядерным сдвигом влево?

а) увеличение процентного содержания палочкоядерных нейтрофилов на фоне нейтрофилии

б) значительное увеличение процентного содержания нейтрофилов на фоне нейтропении

в) наличие в крови полисегментированных нейтрофилов

г) появление в крови нейтрофильных метамиелоцитов

д) появление в крови единичных промиелоцитов

е) уменьшение в крови относительного содержания лимфоцитов

Ответы:_____________

 

7. Какие изменения в нейтрфилах являются проявлением их дегенерации?

а) полисегментированное ядро

б) подковообразное ядро

в) пылевидная зернистость цитоплазмы

г) вакуолизация цитоплазмы

д) токсогенная зернистость цитоплазмы

Ответы:_____________

 

8. Какие признаки характерны для иммунного агранулоцитоза?

а) осложнение язвенно-некротической ангиной, сопровождающейся выраженной лихорадочной реакцией

б) осложнение язвенно-некротической ангиной, сопровождающейся нормальной температурой тела

в) возможное осложнение пневмонией со скудной симптоматикой

г) возможное осложнение пневмонией с характерными симптомами, выявленными физикальными и рентгенологическими методами исследования

д) инфильтрация клетками крови печени и селезенки

е) морфологический и биохимический атипизм лейкоцитов

Ответы:_____________

Типовые задачи.

Задача № 1 Лейкоциты - 1000 (1´109/л) Эозинофилы 4% Нейтрофилы: Палочкоядерные 6% Сегментоядерные– 8% Лимфоциты – 72% Моноциты – 10%   Задача № 2 Лейкоциты - 12000 (12´109/л) Нейтрофилы: Палочкоядерные– 12% Сегментоядерные- 5% Лимфоциты– 5% Моноциты– 6% Клетки раздражения – плазмоциты – 2%. Найдены спирохеты Обермайера.
  Задача № 3
1.Лейкоцитов - 13000 (13´1012/л) Нейтрофилы: Юные - 8% Палочкоядерные – 25%: Сегментоядерные – 50% Лимфоциты – 12% Моноциты – 5% Базофилы – 0% Эозинофилы - 0% 2. Через несколько дней: Лейкоциты - 8000 (8´109/л) Нейтрофилы Миэлоциты – 1% Юные - 10% Палочкоядерные – 35 % Сегментоядерные - 40% Лимфоциты - 9% Моноциты - 5%

Ситуационные задачи

Задача № 4

В приемный покой поступила больная с острой болью в правой подвздошной области, температура тела 38,5 0С. При осмотре – острый живот. Проведена операция.

Анализ крови при поступлении:

Лейкоцитов – 16200

Базофилов – 0%

Эозинофилов – 0%

Нейтрофилов: юных - 10%

палочкоядерных – 26%

сегментоядерных – 47%

Лимфоцитов – 10%

Моноцитов – 7%

Анализ крови после операции:

Лейкоциты – 15000

Базофилы - 0%

Эозинофилов – 0%

Нейтрофилы: миэлоциты - 2%

юные 22%

палочкоядерные – 20%

сегментоядерные- 44%

Лимфоциты - 10 % Моноциты - 2%

Оценить состояние больного по картине крови до и после лечения

Задача №5

У ребенка вечером появилась боль в горле, ночью поднялась температура – 39,80 С. При осмотре ротовой полости – гиперемия зева, миндалины отечны с гнойными изъявлениями, язык обложен. Отмечается увеличение околочелюстных лимфоузлов.

Анализ крови: Лейкоцитов – 12000(12´1012/л)

Базофилы – 0,2%

Эозинофилы - 0.8%

Нейтрофилы: юные - 2%

палочкоядерные – 40%

сегментоядерные – 40%

Лимфоциты – 13% Моноциты – 4%

Назначено лечение.

Через несколько дней повторный анализ крови:

Лейкоциты - 9000 (9´109/л)

Эозинофилы - 1%

Нейтрофилы: палочкоядерные – 20 %

сегментоядерные - 40%

Лимфоциты - 30%

Моноциты - 9%

Оценить состояние больного по картине крови до и после лечения.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

 

Дополнительная:

13. Гематология детского возраста./под ред. Г.А.Алексеева. -С.Пб., 1998.-543 с.

14. Н.А.Кассирский, Г.А. Алексеев. Клиническая гематология. -М., 1979.

15. Патофизиология крови. Экстремальные случаи. –Под ред.А.И.Воробьева. –М.:Изд.МИА, 2004.-268с.

16. Шиффман Ф. Патофизиология крови. –М.:Изд. «Бином», 2007. -448с.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17

Тема: Патология системы белой крови.

Общая ц ель занятия: Ознакомить студентов с морфологическими изменениями периферической крови при различных лейкозах. Дать представления о лейкемоидных реакциях.

 

Конкретные цели занятия:

Знать: Уметь:  
1. Лейкемоидные реакции, их разновидности. 2. Лейкозы. Определение понятия. 3. Принципы классификации лейкозов. 4. Этиологию и патогенез лейкозов. 5. Картину крови при различных формах лейкозов. 6. Признаки острого лейкоза. 7. Дифференциальную лабораторную диагностику острых лейкозов 1. Интерпретировать картину периферической крови в мазках с различными формами хронических лейкозов. 2. Ставить пероксидазную реакцию и оценить результат. 3. Интерпретировать типовые анализы крови. 4. Выполнить тестовые задания и решить ситуационные задачи.  
 
 

 

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Лейкемоидные реакции. Виды. Этиология.

2. Составьте схему патогенеза лейкемоидных реакций. Лабораторная диагностика.

3. Дайте определение понятия «лейкоз».

4. Опишите этиологию лейкозов. Отобразите ее в виде схемы.

5. Патогенез лейкозов.

6. Классификация лейкозов.

7. Какова картина крови при различных лейкозах.

8. Опишите картину острого лейкоза.

9. Опишите картину хронического лейкоза.

10. Какую лабораторную диагностику лейкозов Вы знаете.?

11. Патогенетическая терапия лейкозов.

 

Задание.

1. Ответить на тестовые задания, типовые и ситуационные задачи в руководстве.

2. Составьте 4-5 тестовых задания.

3. Составьте 3-4 типовых задач.

4. Составьте 2-3 ситуационных задач.

План последовательного разбора анализа белой крови

1. Определить в анализе белой крови реактивное состояние крови или лейкоз. Если в анализе в лейкоцитарной формуле есть бластные клеток (миелобласты, промиелоциты, лисфобласты, пролимфоциты, монобласты, промоноциты), то это лейкоз – системное поражение крови.

2. Далее разбор проводят по классификации лейкозов.

Тестовые задания

1. Какие изменения гематологических показателей характерны для

1) лейкемоидной реакции миелоидного типа, например, при сепсисе;

2) нейтрофильного лейкоцитоза, например, при остром аппендиците:

а) увеличение содержания лейкоцитов до 10 х 10 9 /л крови

б) увеличение содержания лейкоцитов до 15-20 х 10 9 /л крови

в) сдвиг лейкоцитарной формулы до метамиелоцитов

г) сдвиг лейкоцитарной формулы нейтрофилов до миелоцитов и промиелоцитов

д) инфильтрация клетками крови печени и селезенки

е) морфологический и биохимический атипизм лейкоцитов

Ответ:

 

2. Какие изменения периферической крови характерны для острого миелобластного лейкоза?

а) появление бластных клеток с отрицательной реакцией на липиды

б) появление бластных клеток с положительной реакцией на липиды

в) появление промиелоцитов, миелоцитов и метамиелоцитов

г) отсутствие промиелоцитов, миелоцитов и метамиелоцитов

д) увеличение содержания эозинофилов и базофилов

е) анемия и тромбоцитопения

Ответ:

 

3. Какие изменения в периферической крови характерны для острого лимфобластного лейкоза?

а) появление бластных клеток с отрицательной реакцией на липиды

б) появление бластных клеток с положительной реакцией на липиды

в) появление бластных клеток с положительной реакцией на полисахариды

г) наличие в крови промиелоцитов и миелоцитов

д) анемия и тромбоцитопения

Ответ:

 

4. Укажите, какие изменения в периферической крови характерны для

1) хронического миелоидного лейкоза;

2) лейкемоидной реакции миелоидного типа:

а) появление в крови единичных миелобластов

б) увеличение содержания лейкоцитов до 10 х 10 9 /л крови

в) появление в крови нейтрофильных метамиелоцитов

г) увеличение содержания в крови п/я и с/я

д) тромбоцитопения

е) появление лейкемических инфильтратов

Ответ:

 

 

5. Какой из перечисленных вариантов наиболее характерен для типичного течения хронического лимфолейкоза?

а) лейкопения с относительным лимфоцитозом

б) нормальное количество лейкоцитов с абсолютным лимфоцитозом

в) значительное увеличение кол-ва лейкоцитов с лимфоцитозом до 40%

г) значительное увеличение кол-во лейкоцитов с лимфоцитозом до 80%

Ответ: ____________

 

6. Укажите, какие изменения в периферической крови характерны для

1) острого миелобластного миелолейкоза,

2) хронического миелолейкоза:

а) наличие в крови миелобластов

б) наличие в крови миелоцитов и метамиелоцитов

в) увеличение содержания в крови п/ядерных и с/ядерных нейтрофилов

г) абсолютная эозинофилия и базофилия

д) увеличение содержания лейкоцитов в 1 л крови

е) наличие в клетках миелоидного ростка филадельфийской хромосомы

Ответ:______________

 

7. Укажите, какие изменения в периферической крови характерны для

1) хронического миелолейкоза,

2) лейкемоидной реакции миелоидного типа:

а) появление бластных клеток с отрицательной реакцией на липиды

б) появление бластных клеток с положительной реакцией на липиды

в) появление в крови промиелоцитов и миелоцитов

г) абсолютная нейтрофилия

д) относительная нейтрофилия

е) анемия и тромбоцитопения

Ответ: ______________

 

8. Какой тип лейкоза чаще всего встречается в детском возрасте?

а) хронический миелолейкоз

б) хронический лимфолейкоз

в) острый лимфобластный лейкоз

Ответ: _______________

 

Типовые задачи.

Задача №1 Гемоглобин - 15% (30г/л) Эритроциы - 800000 (0,8´1012/л) Тромбоциты - 11000 (11 ´109/л) Лейкоциты - 30000 (30´109/л) Базофилы – 2% Эозинофилы - 4% Миэлобласты – 76% Промиэлоциты - 1% Нейтрофилы: Миэлоциты – 1% Юные – 2% п/я – 5% с/я – 2% Лимфоциты - 3% Реакция на пероксидазу в части бластов положительная. Задача № 2 Гемоглобин - 36% (55г/л) Эритроциты - 2000000 (2´1012/л) Тромбоциты - 190000 (190 ´109/л) Лейкоциты - 150000 (150´109/л) Нейтрофилы: п/я – 3% с/я – 3% Лимфобласты - 8% Пролимфоцит - 26% Лимфоциты - 56% Моноциты – 4% В большом количестве встречаются «раздавленные клетки» - тельца Боткина – Гумпрехта.

Ситуационные задачи

Задача № 3

У больного после перенесенного эмоционального стресса, отмечается резкая слабость, снижение аппетита, субфебрильная температура, кровоточивость десен. В анамнезе мать больного умерла от лейкоза. При осмотре – кожные покровы бледные, точечные кровоизлияния.

Анализ крови: Гемоглобин - 20% (40г/л)

Эритроциты - 1000000 (1´1012/л)

Тромбоциты - 20150 (20,15 ´109/л)

Лейкоциты - 200000 (200´109/л)

Миэлобласты – 73%

Миэлоциты – 0%

Промиэлоциты – 0,5%

Метамиэлоциты – 0%

Палочкоядерные – 1%

Сегментоядерные – 8%

Базофилы – 4%

Эозинофилы – 6 %

Лимфоциты – 6%

Моноциты – 0,5%

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...