Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы поиска новых идей и решений




Метод Автор Год появления
СССР
Метод элементной обработки объекта Ю.М. Соболев  
Алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер  
Метод направленного мышления Н.И. Середа  
Метод семикратного поиска Г.Я. Буш  
Метод использования библиотеки эвристических приемов А.И. Половинкин  
Метод системно-логического подхода к решению изобретательских задач В.А. Шубин  
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Г.Я. Буш  
Метод десятичных матриц поиска Р.П. Повилейко  
Обобщенный эвристический алгоритм А.И. Половинкин  
Метод «маленьких человечков» Г.С. Альтшуллер  
Германия
Метод каталога Ф. Кунце  
Метод организовывающих понятий Ф. Ханзен  
Конференция идей «Корабельный совет» В. Гильде, К.Д. Штарке  
Метод систематичной эвристики И. Мюллер  
Теория поискового конструирования на основе преобразования потоков Р. Коллер  
Великобритания
Фундаментальный метод проектирования Е. Метчетт  
Метод функционального изобретательства К. Джоунс  
Ликвидация тупиковых ситуаций К. Джоунс  
«Шесть шляп мышления» Е. Де Боно  
США
Метод морфологического анализа Ф. Цвикки  
Синектика В.Дж. Гордон  
Метод контрольных вопросов Д. Пойа  
Метод контрольных вопросов Р.П. Кроуфорд  
Метод ведомостей характерных признаков Р.П. Кроуфорд  
«Мозговой штурм» А.Ф. Осборн  
Метод анализа затрат и результатов Ю.К. Фанге  
Метод творческого инженерного конструирования Г.Р. Буль  
Метод контрольных вопросов (новая редакция) А.Ф. Осборн  
Метод рационального конструирования Р.И. Марк-Кори  
Метод ступенчатого подхода к решениям А. Фрайзер  
Коучинг Т. Голлвей  
Франция
Метод «матриц открытия» А. Моль  
Интегральный метод «Метра» И. Бувен  
Япония
Метод «Почему пять» С. Тоеда  
Причинно-следственная диаграмма К. Исикава  

Каждая из трех групп методов имеет цель облегчить поиск идей и решений для разрешения поставленных задач. Целесообразность использования того или иного метода зависит от сложности решаемого задания (рис. 6.1) и личностных предпочтений человека, который проводит исследование. Таким образом, для разрешения относительно простых задач целесообразно использовать методы ненаправленного поиска. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных заданий, и, несмотря на методологическую сложность, их использование в этом случае является достаточно оправданным, и наоборот.

Рис. 6.1. Выбор группы методов поиска новых идей и решений в зависимости от трудоемкости исследовательских работ и сложности поставленных заданий

Методы ненаправленного поиска по своей сути являются методами психологической активизации творческого мышления и направлены на устранение психологической инерции мышления, которая противодействует нахождению изобретательских решений и новых бизнес-идей, препятствует всестороннему рассмотрению исследуемой проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей, что повышает производительность данного процесса. При этом для решения сложных и нестандартных бизнес-задач, в основе которых заложено противоречие, они являются малоэффективными.

К методам наименее упорядоченного поиска относят наиболее простые приемы технического творчества: аналогия, инверсия, эмпатия и идеализация.

Метод аналогии предусматривает использование подобного известного решения, которое было позаимствовано в технической, экономической или художественной литературе, кинематографии, изобразительном искусстве или в природе. Для овладения этим методом необходимо иметь такие качества, как образность мышления, наблюдательность, «зоркость» в поиске нового решения и способность к переносу образа на исследуемый процесс. Выделяют следующие разновидности данного метода:

прямые (реальные) аналогии – наблюдая за определенными (биологическими, физическими, химическими и т.п.) системами, переносят выбранный подход в другую сферу;

субъективные (телесные) аналогии – исследователь стремится представить, как можно было бы использовать собственное тело для достижения ожидаемого результата. Например, представляет, что бы он ощущал, если бы выполнял функции определенной вещи, механизма или коллектива;

символические (абстрактные) аналогии – это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отожествляются с характеристиками другого;

фантастические (нереальные) аналогии – представить себе вещи такими, которыми они не являются, но какими мы хотели бы их видеть.

Метод инверсии (от лат. inversion – перевертывание, переустановление) – ему свойственны такие подходы к разрешению поставленной задачи, как: перевернуть «с ног на голову», вывернуть навыворот, поменять местами и т.д. Этот метод приучает к гибкости мышления, отказу от традиционных решений, помогает преодолеть психологическую инерцию исследователей.

Метод эмпатии означает отождествление себя с разрабатываемым предметом или идеей. При этом разработчик как будто ставит себя на место, например, детали, процесса, машины, подразделения или организации в целом, и стремится всесторонне ощутить все действия, которые над ним могут осуществляться.

Метод идеализации связан с желанием получить представление об идеальном решении, которое полностью отвечает поставленной цели. Рассматривать идеальные решения достаточно часто является полезным, даже если это соединяется с определенной долей фантазии или фантастики, благодаря тому, что данные решения могут натолкнуть исследователей на новую идею, которая приведет к реальному и практически осуществимому решению.

К методам ненаправленного поиска с небольшим уровнем упорядоченности умственного процесса относят «мозговой штурм», синектику, метод «маленьких человечков», коучинг, «корабельный совет», метод коллективного блокнота, оператора РВС и т.д. Эти методы основаны на использовании разного рода «активаторов» творческого мышления человека, в состав которых входят:

правило «двадцати четырех» – предусматривает творческое отношение ко всем заданиям, с которыми человек встречается все 24 часа в сутки. Все идеи, которые возникают во время решения исследуемых задач, необходимо тщательно записывать. Ежедневно в наиболее удобное время эти идеи дополняются новыми в ходе краткосрочных совещаний членов творческого коллектива;

правило «двадцати пяти» – означает, что для качественного решения определенного задания необходимо выдвинуть не менее 25 идей. Так как достичь такого результата достаточно сложно, рекомендуется обращаться к личному опыту человека, его воспоминаниям об увиденном, прочитанном, услышанном;

правило «двадцати шести» – сформировано по количеству букв в английском алфавите и предлагает поступательно придумывать на каждую букву слово, которое может направить на генерирование новой идеи или решения. Пользуясь этим правилом, можно пересматривать словари («метод наводящих слов») и с их помощью «бомбардивать мозг» словами – какое-нибудь из них может вызвать в сознании неожиданную ассоциацию, пробудить воображение и вдохновение.

При применении методов ненаправленного поиска большое внимание уделяют созданию благоприятной для творческой работы обстановке, использованию определенных закономерностей умственного процесса. Так, психологи утверждают, что исследователь или разработчик, прежде чем найти оригинальное решение, определенное время только накапливает информацию и внешне как бы отвлечен от проблемы. Это процесс так называемого вынашивания идеи. Рождение оригинальной идеи происходит достаточно часто неожиданно (в виде «озарения»), причем не при напряженном осмыслении задачи, а случайно, иногда во время отдыха, игры или сна.

Методы ненаправленного поиска учитывают особенности человеческой психики. Сама процедура осуществления поиска решений внешне носит как будто несерьезный характер, оставляет впечатление детской игры. Между тем именно эти качества позволяют специалистам приобрести ощущение расслабленности, интеллектуального подъема, преодолевается психологическая инерция, появляются творческий энтузиазм и заинтересованность. Перед решением любой задачи рекомендуется проводить непродолжительную умственную «разминку» – потренировать мозг несколькими головоломками, кроссвордами, шарадами, захватывающими физическими или математическими задачами. Это позволяет отказаться от устоявшихся в сознании стереотипов, преодолеть инерцию мышления человека, который стремится найти новое решение или идею.

Интенсифицировать процесс творческого поиска новых решений можно с помощью разных нетрадиционных методов, наиболее распространенным среди которых является метод «мозгового штурма»,или «мозговой атаки». Этот метод было разработан в 1953 г. американским предпринимателем и изобретателем, одним из учредителей агентства BBD&O, в прошлом – морским офицером, Алексом Осборном. Это эмпирически найденный эффективный способ решения творческих задач, сеансы которого стимулируют процессы творческого мышления человека. В основе метода лежит тезис о том, что процесс генерирования идей должен быть отделенным от процесса их оценки. Он применяется для получения новых идей в науке, технике, управленческой, административной и торговой деятельности.

Особенности использования метода состоят в стимулировании группы лиц (специалистов) к быстрому генерированию большого количества идей. Метод основан на том, что одна высказанная мысль базируется на другой, комбинируется с ней и порождает следующую, в результате возникает целый поток продуктивных идей. Методом «мозгового штурма» можно решать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована. Метод можно использовать на любой стадии проектирования и внедрения продукции, а также использовать для генерирования не только идей, но и необходимой для предприятия информации.

Существуют модификации метода – прямой, индивидуальный, массовый, письменный, двойной, с оценкой идей, обратный штурм и конференция идей.

Основные правила проведения прямого (коллективного) «мозгового штурма» следующие. Процессом решения поставленной задачи управляет руководитель «штурма», который в совершенстве знает все особенности технологии метода и обеспечивает четкое соблюдение его условий и правил. Руководитель должен создать гармоничную благоприятную для преодоления психологической инерции атмосферу, четко и ясно сформулировать задачи и грамотно довести их до исполнителей. Для метода отбираются задачи, требующие нетрадиционного подхода. При постановке задачи перед творческой группой должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить или иметь и что мешает получению желаемого. В обязанности руководителя также входит стимуляция членов групп к творческой работе путем морального и финансового поощрения. Конечный успех проведения сессии во многом зависит от руководителя, который должен обладать необходимыми приемами организации коллективной работы, уметь формулировать вопросы, подсказывать и уточнять поданные идеи и т.п.

Поставленную задачу последовательно решают 2 группы специалистов, состоящие из представителей научно-исследовательских, конструкторских, производственных и других подразделений предприятия, по 4-15 человек в каждой (оптимальный состав группы 6-12 человек). Привлечение в состав группы специалистов различного профиля позволит создать максимально возможный спектр идей и мыслей. Предназначением первой группы является исключительно предложение различных идей, которые позволят решить поставленную задачу – это группа «генераторов идей». Желательно, чтобы в ее состав входили люди с богатой фантазией. Вторая группа – «экспертов», по окончании работы первой группы (непосредственно «мозгового штурма») выносит конструктивные суждения и анализирует ценность каждой из выдвинутых первой группой идей. Желательно, чтобы в состав этой группы входили люди с аналитическим складом ума. Две группы работают попеременно, при этом продолжительность работы каждой не должна превышать 10-15 минут.

Основная задача группы «генераторов» заключается в разработке в течение отведенного времени большего количества идей. Начинать надо с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Потом еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения и переходят к генерированию идей. Каждую идею необходимо без доказательств сформулировать не более чем за 2 минуты. Весь процесс генерирования идеи записывается на диктофон или стенографируется. При генерировании идей запрещено их критиковать, не только явно словесно, но и скрыто – в виде скептических улыбок, мимики или жестов (считается, что критические замечания вводят в подробности, прерывают творческий процесс и препятствуют генерированию новых идей). Допускается развитие, дополнение, уточнение и комбинирование чужих идей. На этой стадии преимущество отдается не качеству, а количеству. Если генерирование идей проходит только в реалистическом направлении, то руководитель должен самостоятельно предложить определенную фантастическую идею или объявить пятиминутку для выдвижения только нереальных идей.

Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования необходимо проводить тщательно. Полученные идеи систематизируются по общим принципам и подходам. При их оценке надо тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, фантастическими, нереальными или даже абсурдными. Эксперты проводят оценку с помощью специальных таблиц критериев, разработанных заранее. Далее рассматриваются различные возможные препятствия по реализации каждой идеи. Большую часть высказанных предложений исключают, а те идеи, наибольшим образом соответствующие всем критериям, передают на дальнейшую разработку и внедрение.

Вопрос об авторстве может быть решен двумя путями: нужно либо признать всех участников авторами при одинаковых условиях, или считать авторами лиц, сделавших «окончательный шаг» в формировании новой идеи или решения.

Если задача не была решена в ходе штурма, можно повторить процесс, при этом вероятность получения более высоких результатов повысится, если руководитель заменит членов обеих групп или поменяет их местами. Если повторный штурм осуществляется тем же коллективом, задачи необходимо сформулировать иначе или шире. Тогда участники смогут его воспринять как новые, что будет способствовать появлению других подходов к решению.

Эффективность метода уменьшается, если в группе есть сильная личность, которая доминирует над остальными, если недостаточная квалификация участников или если их слишком много.

Установлено, что чем сложнее проблема, тем более длительной будет реакция на поставленную задачу с целью достижения положительного эффекта. Поэтому лучшие результаты данный метод дает при рассмотрении проблем организационного характера (например, найти новое применение выпускаемой продукции, найти новую форму рекламы и т.д.) и при решении относительно несложных изобретательских задач. При решении более сложной проблемы необходимо иметь не менее 400-500 идей, которые могут быть получены только во время нескольких сессий «мозгового штурма».

 

Индивидуальный «мозговой штурм» проводится по тем же правилам, что и коллективный, но одним специалистом, который одновременно генерирует идеи, дает им объективную оценку и критикует их, выступает как секретарь сессии и фиксирует все собственные идеи. Продолжительность сессии не должна превышать 3-10 минут, что требует высокой самодисциплины. К оценке качества выдвинутых идей целесообразно приступать через несколько дней. В тех случаях, когда лицо, проводящее индивидуальный «мозговой штурм», не является узким специалистом по данной проблематике, целесообразно передавать результаты эксперту для оценки и дальнейшей работы.

 

Массовый «мозговой штурм» проводится участниками сессии - массовой (до нескольких сотен участников) аудиторией, решающей определенную сложную задачу. Отбор идей осуществляется на промежуточных этапах. Участники делятся на оперативные группы по 6-8 человек. При комплектовании группы важно, чтобы непосредственное отношение к проблеме имел исключительно ее руководитель, а остальные ее члены были бы только знакомы с ней (в противном случае могут сыграть негативную роль элементы амбиций специалистов, ранее разрабатывавших этот проект).

За 2-3 дня до сессии руководитель группы предупреждается в письменной форме о проведении массового «мозгового штурма», знакомится с его процедурой и составом группы. Штурм проводится в два этапа. На первом этапе, продолжительность которого не должна превышать 10-15 минут, оперативными группами проводится прямой коллективный «мозговой штурм». Желательно, чтобы задача касалась того участка работ, на котором работают члены группы. Постановка проблемы таким образом, что она имеет много не связанных между собой аспектов, или не интересует группу, резко снижает эффективность работы. На втором этапе по окончании сессии руководители каждой группы в течение нескольких минут оценивают выдвинутые идеи, отбирают из них наиболее интересные и объявляют их на «пленарном заседании». После завершения работы идеи, получившие положительные оценки, немедленно внедряются на практике, а остальные передаются экспертам для дальнейшей доработки и внедрения.

 

Письменный «мозговой штурм» используется тогда, когда нет возможности собрать специалистов в одном месте (в отделе, на предприятии, городе или стране). Для организации и непосредственного проведения сессии создается комиссия из наиболее компетентных в данном вопросе специалистов.

Первый вариант организации работы. Комиссия формулирует творческое задание, цели; рассылает материалы на те предприятия и в организации, чьих специалистов предполагается привлечь. Такая методика используется достаточно редко, так как ее результативность довольно низка. Присылают, как правило, стереотипные ответы, число оригинальных идей незначительно.

Второй вариант организации работы. Комиссия формулирует творческое задание в форме достаточно подробного вопросника, который отражает в альтернативной форме основные проблемы, требующие решения. Далее процедура аналогична прямому «мозговому штурму».

Метод письменного «мозгового штурма» исключает возможность обмена идеями, часто активизирует проявление оригинальных идей. Исключает психологические барьеры при генерировании идей.

 

Двойной «мозговой штурм» органично сочетает процессы генерирования идей и их доброжелательную положительную критику. В соответствии с процедурой всем участникам направляются письменные приглашения, в которых предоставляется вся информация о целях и конкретизируется ожидаемая помощь от каждого участника. К приглашению рекомендуется добавлять правила проведения сессии. Оптимальная численность участников сессии до 30 человек. Продолжительность сессии до трех часов. Сессия делится на два формальных этапа с перерывом между ними в 45 минут.

Первый этап – постановка творческой задачи, формулировка участниками (по правилам прямого «мозгового штурма») своих предложений – продолжается в течение одного часа. На втором этапе – во время перерыва – проводится неофициальная часть сессии, непринужденное свободное обсуждение. Поощряется обсуждение предложенных идей, их позитивная критика, генерирование новых идей. Работа на этом этапе длится примерно 45 минут. Третий этап – выдвижение более конкретных идей, которые можно практически реализовать (с учетом результатов предыдущих двух этапов). Регламент выступлений – 2-3 минуты, продолжительность работы – до одного часа.

По окончании сессии экспертами проводится оценка идей по правилам прямого «мозгового штурма». Отобранные идеи рекомендуются к внедрению, направляются на дальнейшую детальную проработку в соответствующие службы.

Особенность проведения «мозгового штурма» с оценкой идей заключается в более радикальном подходе к устранению негативных последствий, отсутствие критики при проведении метода. Сфера использования метода – решение задач повышенной сложности, которые требуют знаний и опыта творческого коллектива.

Этапы работы:

1) прямой коллективный «мозговой штурм»;

2) размноженный перечень предложенных в ходе первого этапа идей в несколько развернутом виде передается каждому участнику сессии для предварительной оценки;

3) каждый участник в индивидуальном порядке выбирает и рекомендует для дальнейшей разработки 3-5 идей;

4) участники сессии вновь собираются для рассмотрения отобранных идей. Выводы обобщаются руководителем в виде таблицы;

5) каждый участник выбирает лучший подход к решению задачи, предлагает схемы решения, которые коллективно обсуждаются;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...