Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прямые и обратные операции теории Р. Коллера




Прямая операция Обратная операция
       
Излучение Отождествляется с источником энергии, вещества или информа-ции (солнце, топливо, генераторы) Поглощение Место входа энергии вещества или информации (покрытие, заземление)
Проводимость Проводимое пространство, обеспечивающее движение или распространение потока от источника до места впадения (поглощения) – воздушное пространство для света или звука Изолирование Пространство, исключающее или усложняющее движение, распространение потока: непрозрачное стекло – для света, изолятор – для тока
      Продолжение табл. 6.2
       
Сбор Служит для того, чтобы заставить поток энергии, вещества или информации, распространяю-щийся во всех направлениях, протекать в одном направлении или сфокусироваться в точке (антенна, линза) Рассеивание Служит для того, чтобы имеющийся сконцентриро-ванный или упорядоченный поток рассеять по всем направлениям или следовать более широким фронтом (антенна)
Проведение Обеспечивает движение сконцентрированного потока по определенной траектории с помощью технических средств (трубопровод, шарнир) Непроведение Не осуществляет никакого влияния на естественное направление движения и распространение потока технического объекта
Преобразование Наиболее распространена основ-ная операция, обеспечивающая смену свойств энергии, вещества и информации Обратное преобразование Наиболее распространена обратная операция преобразования свойств энергии, вещества и информации
Увеличение Основная операция изменения состава потока (трансформатор, бинокль, рычаг) Уменьшение Операция, достаточно часто встречающаяся, для изменения состава потока
Смена направления Обеспечивает смену направления векторной физической величины, значение которой не изменяется (зеркала, повороты реек, водопроводов) Смена направления Аналогично прямой операции
Выравнивание Преобразует колеблющийся поток энергии или вещества в ориентированный по направлению поток (лифты свободного хода) Колебание Преобразует ориенти-рованный по направлению поток на колеблющийся (кривошипный механизм, колебательный контур)
Связь Возобновляет движение или передачу энергии, вещества и информации в потенциально существующем потоке (затворы, лифты, засовы) Прерывание Прерывает поток энергии, вещества или информации и соответственно прекращает их передачу между двумя пунктами (затворы, лифты, засовы)
Соединение Соединение неоднородных пото-ков, имеющих разные значения физических веществ (вес, плот-ность, амплитуда, геометрическая форма и т.п.). Реализуется с помощью карбюраторов, насосов Разъединение Разъединение неоднородных потоков (сепараторы, центрифуги, фильтры и т.п.)
      Окончание табл. 6.2
       
Сочетание Объединение нескольких однородных потоков энергии, вещества и информации в один поток Разделение Разделение одного потока на несколько однородных потоков (тройники в водородных, тепловых, газовых, электрических и измерительных сетях)
Накопление Накопление потока энергии, вещества, информации (маховики, пружины, конденсаторы; банки, резервуары; диски, пленка) Выдача Выдача потоков по требованию с накопителя (маховики, пружины, конденсаторы; банки, резервуары; диски, пленка)

 

Р. Коллер также разработал справочник физических эффектов и их носителей, реализующих отдельные основные операции. Он представляет собой систематизированный подбор эффектов для отдельных основных операций. Специализированный информационный справочник является важным вспомогательным средством для реализации элементарных функций.

Преимуществами метода является удобство справочника при поиске нового принципа действия объекта. Однако отсутствие четких критериев для выбора лучших вариантов среди их множества ведет к необходимости рассмотрения достаточного количества вариантов, что является весьма трудоемким процессом.

 

Теория решения изобретательских задач была создана в качестве альтернативы многочисленным и малоэффективным методам активизации перебора вариантов, позволяющей превратить процесс решения изобретательских задач в точную науку. Представляет собой набор методов, объединенных общей теорией, помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным; способствует поиску идеи более высокого изобретательского уровня.

Основным инструментом теории является алгоритм решения изобретательских задач, те есть перечень последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее усовершенствованию. Кроме того, метод использует также следующие инструменты для решения задач:

таблица устранения технических противоречий – противоречия представляются двумя конфликтными параметрами, которые избираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречий, которых всего насчитывается 40. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений;

стандарты решения задач – сформулированы стандартные проблемные ситуации, для решения которых предлагаются типовые решения;

репольний (вещественно-полевой) анализ – определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе данного анализа были расширены стандарты решения задач;

указатель физических эффектов – определены наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач;

методы развития творческого мышления – используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов является метод «маленьких человечков» и оператор РВС.

В рамках теории принято делить задачи на пять уровней. Решение задач первого уровня не связано с устранением технических противоречий и ведет к незначительным совершенствованиям (не более десяти). Объект незначительно изменяется. Задачу такого уровня может решить любой специалист.

Задача второго уровня – с техническими противоречиями, которые легко преодолеть с помощью способов, известных по подобным системам. Меняется (и то частично) только один элемент системы, в результате можно получить незначительные изобретения, для получения которых необходимо было рассмотреть несколько десятков вариантов решений.

Задача третьего уровня – противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки. Полностью меняется один из элементов системы, частично изменяются другие. Количество вариантов, рассматриваемых при принятии решения, измеряется сотнями. В результате получается добротное среднее изобретение.

При решении задач четвертого уровня синтезируется новая техническая система. Противоречия устраняются способами, выходящими далеко за пределы науки, к которой относится задача. Число вариантов измеряется десятками тысяч. В результате получается крупное изобретение. При этом найденный принцип – это база для решения задач второго-четвертого уровней.

Задача пятого уровня – изобретательская ситуация, представляющая собой клубок сложных проблем (например, очистка океанов и морей от нефтяных и других загрязнений). Число вариантов, которые необходимо взять для решения, является практически неограниченным. В результате получается крупное изобретение, создается принципиально новая система, которая постепенно будет сопровождаться менее значительными изобретениями. Возникает новая отрасль техники. Условия задач данного уровня практически не содержат прямых указаний на противоречия. Они возникают в процессе синтеза принципиально новой системы.

Преимущество метода заключается в том, что в нем была предпринята попытка использовать для решения исследовательских задач диалектические подходы, связанные с выявлением и решением противоречий. Однако теория имеет несколько недостатков, затрудняющих ее практическое применение: сложность в использовании и то, что большинство из сформулированных законов таковыми не являются, а представляют закономерности развития техники.

ТестовЫЕ задания

 

1. Наука о творческом мышлении – это:

а) андрагогика;

б) дидактика;

в) эвристика;

г) синектика.

 

2. Метод «маленьких человечков» был разработан учеными:

а) Франции;

б) Германии;

в) СССР;

г) Японии.

 

3. Для решения самых простых задач целесообразно использовать метод:

а) направленного поиска;

б) ненаправленного поиска;

в) систематического поиска;

г) информационного поиска.

 

4. Поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, это:

а) прямая аналогия;

б) субъективная аналогия;

в) символическая аналогия;

г) фантастическая аналогия.

 

5. Для какого метода присущи такие подходы к решению поставленной задачи, как перевернуть «с ног на голову»; вывернуть навыворот; поменять местами:

а) аналогии;

б) инверсии;

в) эмпатии;

г) идеализации.

6. Какое правило оговаривает творческое отношение ко всем заданиям, с которыми человек встречается на протяжении суток:

а) правило «двадцати четырех»;

б) правило «двадцати пяти»;

в) правило «двадцати шести».

 

7. Какой основной принцип осуществления «мозгового штурма»:

а) ограничение количества выдвигаемых идей;

б) приглашение в группу только высокопрофессиональных специалистов;

в) запрет на критику выдвигаемых идей;

г) четкое соблюдение продолжительности сессии.

 

8. Какой из вариантов проведения «мозгового штурма» допускает осуществление доброжелательной конструктивной критики:

а) письменный;

б) индивидуальный;

в) двойной;

г) с оценкой идей;

д) обратный.

 

9. В рамках какого из методов каждый из шести членов творческой группы должен в течение 5 минут записать не менее трех вариантов решения проблемы:

а) конференция идей;

б) сессия «звенящих голосов»;

в) «метод 635»;

г) синектика;

д) оператор РВС.

 

10. Какой из методов дает возможность проанализировать проблему на уровне наиболее мелких элементов и микродействий:

а) «шесть шляп мышления»;

б) метод «маленьких человечков»;

в) «мозговой штурм»;

г) синектика.

11. В рамках метода «шесть шляп мышления» шляпа какого цвета символизирует сферу позитивного мышления, стремление найти преимущества и достоинства предложения, перспективы и возможные выигрыши, скрытые ресурсы:

а) черный;

б) красный;

в) желтый;

г) зеленый;

д) белый.

 

12. Целью какого метода является максимальное повышение результативности личности в ее профессиональной деятельности:

а) синектика;

б) метод «маленьких человечков»;

в) «коучинг»;

г) «корабельный совет»;

д) оператор РВС.

 

13. Какой из методов оговаривает возможность трансформации времени, размера и стоимости объекта, который необходимо модифицировать:

а) метод «коллективного блокнота»;

б) оператор РВС;

в) «коучинг»;

г) «корабельный совет»;

д) синектика.

 

14. Какой из методов базируется на многократной «фильтрации» морфологического множества путем пошагового снижения степени агрегированности описания исследуемых технических систем с соответствующим отсевом вариантов на каждом шаге «фильтрации»:

а) морфологический анализ;

б) метод многократной последовательной классификации;

в) метод контрольных вопросов;

г) метод «матриц открытия»;

д) функционально-стоимостной анализ.

15. Какой из методов позволяет на основе глубокого анализа функций исследуемого объекта установить излишние и дублирующие функции, сравнить значимость и стоимость каждой функции:

а) морфологический анализ;

б) фундаментальный метод проектирования Е. Метчетта;

в) функционально-стоимостной анализ;

г) метод поэлементной обработки конструктивных решений;

д) оператор РВС.

 

16. Какой из методов построен по аналогии с поведением маленького ребенка, который постоянно ставить уточняющие вопросы:

а) метод синтеза оптимальных форм;

б) метод гирлянд ассоциаций и метафор;

в) метод фокальных объектов;

г) метод «почему пять»;

д) функционально-стоимостной анализ.

 

17. Какой из методов предполагает необходимость построения диаграммы, на которую специальным образом наносятся все факторы влияния:

а) причинно-следственная диаграмма К. Исикавы;

б) метод гирлянд ассоциаций и метафор;

в) функционально-стоимостной анализ;

г) метод синтеза оптимальных форм;

д) оператор РВС.

 

18. Какие из методов относятся к направленному поиску:

а) причинно-следственная диаграмма К. Исикавы;

б) теория решения изобретательских задач;

в) функционально-стоимостной анализ;

г) теория поискового конструирования Р. Коллера;

д) метод поэлементной обработки конструктивных решений.


РАздЕл 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...