Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальный материал к теме «Георгий Васильевич Свиридов».




Вопросы.

1. Назовите годы жизни Свиридова.

2. Как называли Свиридова?

3. Что роднит Свиридова с русскими классиками 19 века?

4. Каков герой произведений Свиридова?

5. Каковы главные темы и основные образы творчества Свиридова?

6. Какие жанры занимают главное место в творчестве Свиридова?

7. Назовите известные вам произведения Свиридова.

 

Музыкальный материал к теме «Георгий Васильевич Свиридов».

1. Г. В. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина»: 1 часть «Край ты мой заброшенный», 5 часть «Ночь под Ивана Купала», 10 часть «Небо как колокол» (диск №7).

2. Г. В. Свиридов. Музыка к повести Пушкина «Метель»: Вальс, Романс. Венчание (пластинка).

 

Тема № 11. Родион Константинович Щедрин.

(1932-2000).

 

Произведения Щедрина очень часто оказывались для слушателей и музыкальных критиков настоящими сюрпризами. Действительно, своими дерзкими замыслами, непредвиденными решениями он часто будоражил воображение слушателей.

Выйдя из плеяды российских «шестидесятников» (так называют композиторов, начинавших свою творческую деятельность в шестидесятые годы), сегодня он входит в число выдающихся композиторов современности. Он удивительно плодотворен, как бы оправдывая свою очередную шутку: «После шестидесяти- не успех, а успеть».

 Многогранно и изобретательно творчество Щедрина. Многое в российской музыке он начинал первым: первым написал мюзикл, первым ввел в инструментальный жанр частушку (в Первом фортепианном концерте), первым использовал коллаж (один из современных приемов композиции, основанный на использовании небольших фрагментов чужих или ранее написанных собственных произведений), введя во Второй фортепианный концерт джазовые фрагменты, а в Третий концерт- фрагмент из Первого концерта Чайковского, который, по желанию солиста, может быть заменен на отрывок из любого репертуарного концерта (Грига, Рахманинова, Шопена, Шумана, Скрябина, Прокофьева). Лучшие произведения Щедрина увлекают свежестью звучаний, смелостью замыслов, новизной музыкального языка.

Многие источники питают творчество Щедрина. В нем преломились традиции русской музыкальной классики 19 века и некоторые черты современных западно- европейских течений, но главное пристрастие композитора – русский национальный фольклор: и протяжная лирическая песня, и суровый старинный напев, и задорная частушка.

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года. Отец будущего композитора, окончивший Московскую консерваторию, был прекрасным лектором и играл на скрипке, старшие братья – на виолончели и фортепиано. Поэтому с раннего детства, в исполнении этого домашнего трио, мальчик слушал музыку Брамса, Чайковского, Рахманинова. Так началось его музыкальное развитие. Война прервала обучение. Принятый в Центральную музыкальную школу, он вынужден был вместе с родителями эвакуироваться в Куйбышев. В это время там же, в Куйбышеве, Шостакович дописывал свою Седьмую симфонию. Он был председателем Союза композиторов, а отец Щедрина – ответственным секретарем. В 1945 году Родион Щедрин поступил в Московское хоровое училище. К этому же времени относятся первые композиторские опыты – хоры a capella, среди которых- знаменитый хор «Тиха украинская ночь» на стихи Пушкина, обработки народных песен, Поэма для фортепиано.

В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию в класс композиции Ю. Шапорина и фортепиано Я. Флиэра. Уже тогда педагог предсказал ему большое будущее, назвав его «одним из самых талантливых среди нынешней композиторской молодежи». В годы учебы Щедрин пробовал себя в самых разных жанрах. Это были программные фортепианные пьесы («Юмореска» и «В подражание Альбенису»), Симфоническая поэма, этюды, два квартета, фортепианный квинтет. В 1951 году Щедрин побывал в глухих уголках Белоруссии. Самым ярким впечатлением от этой поездки стали частушки. Он включил частушки в свой первый фортепианный концерт – дипломную работу в консерватории. Произведение поразило использованием в финале «Семеновны», общей динамикой образов.

Фольклорные истоки проявились в балете «Конек- горбунок», который привлек внимание яркостью и самобытностью. В 1955 году Щедрин поступил в аспирантуру, в класс Шапорина. Вершина его творчества этого времени – Первая симфония, отмеченная премией на консерваторском конкурсе.

Наиболее крупными фольклорными произведениями этих лет стали опера «Не только любовь» и концерт для оркестра «Озорные частушки». Они как бы подводили итог первому десятилетию творчества композитора.

В «Озорных частушках» композитор использовал подлинные народные мелодии частушек, записанных в разных уголках России – на Урале, в Рязани, Пинеже, Сибири. Духу частушек, которые поются по- очереди, очень подходит форма концерта- соревнования, где поочередно солируют все инструменты, как бы «выхваляясь» друг перед другом, как на деревенском песенном турнире. Композитор не зря назвал эти частушки «озорными». В них ярко проявились композиторская изобретательность и юмор. Препарированное фортепиано подражает сопровождению на гармонике или балалайке, тембры инструментов передают задиристую разноголосицу участников веселья, которые стараются друг друга перекричать. В общем, инструментальный концерт превращается в театрализованное действие с живыми персонажами, народным говором, полным лукавства и юмора.

Фольклорная линия в творчестве Щедрина продолжала развиваться и дальше, правда, он как бы расширил ее жанровый диапазон, используя в «Поэтории», «Звонах» народные песни разных жанров. Параллельно с этим развивалась лирико- драматическая линия его творчества в театральных жанрах: балетах «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Эти балеты писались в расчете на исполнение главных партий выдающейся балериной 20 века Майей Плисецкой, женой композитора. К этому же времени относится опера на сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души».

Щедрин признался как- то, что самое главное для него- это Бах. В своем «восхождении» к Баху композитор прошел несколько этапов. Это была пьеса «Basso ostinato» со свободным решением жанра вариаций на неизменный бас. Следующим произведением неоклассической линии творчества композитора стал цикл «Прелюдии и фуги». Первая его тетрадь (диезные тональности) была написана в 1963 году, вторая (бемольные тональности) – в 1970-м. следует также назвать «Полифоническую тетрадь», «Музыку для города Кетена» и «Музыкальное приношение».

Премьера «Приношения» состоялась 5 апреля 1984 года в Ленинграде. Произведение написано к трехсотлетию со дня рождения Баха. Реакция слушателей на это сочинение, которое длилось более двух часов, была различной. Многие уходили с концерта.  Кто –то корил Щедрина за длинноты, а финский критик и музыкальный ученый Э. Тавастшерна считал, что это сочинение замечательное, только в нем есть один недостаток: «оно слишком коротко». Так что трудно было угодить всем.

Авторитет композитора в мире очень велик. В 1997 году юбилею мастера был посвящен фестиваль «Музыка и время», ставший событием в отечественном музыкальном искусстве. На всех концертах фестиваля (в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт- Петербурге) были полные залы. Это еще раз убеждает, что «нутро настоящего артиста повернуто не столько к себе, сколько к миру». Завершая наш разговор о нем, хочется привести слова композитора: «Большое искусство должно иметь большую аудиторию, музыка должна всегда оставаться музыкой».

В этих словах – сущность искусства выдающегося художника современности, ушедшего из жизни в 2000 году.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...