Музыкальный материал к теме «Родион Константинович Щедрин».
Вопросы. 1. Назовите годы жизни Щедрина. 2. Перечислите главные черты творчества Щедрина. 3. Назовите произведения Щедрина, в которых проявились неоклассические тенденции. 4. В каких произведениях щедрина использованы подлинные народные мелодии?
Музыкальный материал к теме «Родион Константинович Щедрин». 1. Р. К. Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки» (диск №8). 2. Р. К. Щедрин. Юмореска (пластинка). 3. Р. К. Щедрин. «Basso ostinato» (пластинка).
Тема № 12. Представители российского музыкального авангарда.
Авангардизм – условное название различных направлений 20 века. Этот термин появился в 20 годы 20 века и прочно утвердился в искусствознании. Французское avant-garde означает передовой отряд. Авангардисты – действительно передовой отряд искусства. Новые выразительные средства стали у них основой для создания необычных по стилю и художественным приемам произведений. К музыкальному авангардизму относят, обычно, следующие приемы композиторской техники: · Серийная музыка, · Алеаторика, · Соноризм, · Пуантилизм, · Конкретная музыка, · Додекафония.
Эдисон Васильевич Денисов. (1929-1996) Денисов принадлежит к лидерам российского музыкального авангарда. Он родился 6 апреля, в Томске. Отец композитора, радиофизик, страстно увлеченный своей специальностью, тайком от жены назвал своего сына в честь выдающегося американского изобретателя Томаса Эдисона. Когда родители хотели отдать сына в музыкальную школу, мальчик категорически отказался, сказав о музыке как о «девчоночьем занятии». Заниматься музыкой он начал неожиданно для себя и родителей. В общежитии аспирантов Сибирского физико- технического института, где жила семья Денисовых, он однажды услышал звуки мандолины. Это произвело на мальчика такое впечатление, что он начал брать уроки у соседа. Потом научился играть на кларнете и гитаре. В 16 лет он стал заниматься на курсах общего музыкального образования. Но пока музыка была для него лишь любимым увлечением.
В 1946 году Денисов поступил в Томский государственный университет на физико- математический факультет, а параллельно начал учиться на фортепианном отделении музыкального училища. Первые композиторские опыты музыканта - прелюдии, романсы, Классическая сюита в пяти частях и комическая сценка по Чехову «Неудача» - мини- опера с четырьмя персонажами. Юмор и яркая характеристичность образов этого сочинения, повествующего о неудачной женитьбе, очень напоминали традиции Даргомыжского и Мусоргского. Перед молодым человеком стояла сложная проблема – что выбрать, математику или музыку? И он решился на смелый шаг: послал свои сочинения Д. Шостаковичу, который высоко оценил дарование начинающего композитора. Вскоре Денисов приехал в Москву и попробовал поступить в консерваторию, но не выдержал экзаменов из-за слабой музыкально- теоретической подготовки. Он вернулся в Томск, блестяще окончил университет, поступил в аспирантуру и… вновь поехал в Москву. Летом 1951 года он был зачислен на композиторское отделение Московской консерватории. По совету Шостаковича, Денисов поступил в класс В. Г. Шебалина. В первые годы учебы его кумиром был Шостакович. Они были хорошо знакомы. Денисов занимался математикой с сыном Дмитрия Дмитриевича, бывал у них на даче, показывая свои произведения. Для формирования композиторского мышления Денисова немалое значение имело университетское образование. Оно породило в композиторе сочетание художника с аналитиком – ученым. Это сказалось на его произведениях той поры: Трио для скрипки, кларнета и фагота, Сонате для двух скрипок, вокальном цикле «Веселый час» на стихи русских поэтов 18 века.
С самого начала 60-х годов он заинтересовался современными композиторскими приемами- додекафонией, серийной техникой. В этой манере был написан целый ряд инструментальных произведений. Этапной для творчества композитора стала кантата «Солнце инков» на стихи чилийской поэтессы Г. Мистраль. Это произведение принесло композитору международную известность. Оно было издано в Вене и исполнено в Германии и Франции. Следующим этапом в творчестве стали «Плачи» для сопрано, ударных и фортепиано на народные тексты – музыкальное воплощение народно- погребального обряда, отражающего всю глубину человеческой драмы. 60- е годы- время поисков собственной композиторской системы. Композитор экспериментирует в сочетаниях тембров различных инструментов, почти каждое сочинение этого времени- новый вариант инструментального ансамбля. В них рождалась денисовская сонористика. В начале 70-х годов творчество Денисова выходит на мировую арену. Но на родине его музыка почти не исполнялась. Дело в том, что на 6 съезде композиторов Т. Хренников выступил против семи молодых композиторов – авангардистов, по его мнению, не «представляющих подлинного лица советской музыки». В их число вошли С. Губайдуллина и Э. Денисов. Их творчество стало «запрещенным». В произведениях этих лет воплотилась идея синтеза музыки и живописи («Силуэты», «Живопись», «Знаки на белом», «Акварели», «Листья», «Боль и тишина» и др. ). Вершиной этого периода стал «Реквием» на текст поэмы Ф. Танцера, в котором ощутим намек на жанр «Страстей», правда, «страстей» не только Иисуса Христа, но и всего человечества. В 80-90 –е годы основу творчества Денисова составляет религиозно- духовная тематика («Рождественская звезда», «Свете тихий», «Три отрывка из Ветхого Завета», «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», «Kуrie»). В 1996 году Э. Денисов ушел из жизни. Всю свою жизнь композитор посвятил тому, чтобы выполнить высокую миссию композитора, как он ее понимал – уловить в своих произведениях «неуловимый» внутренний свет и передать его слушателям как очищающую и возвышающую силу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|