Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия к теме «Представители российского музыкального авангарда».




Понятия к теме «Представители российского музыкального авангарда».

Авангардизм - см. по тексту учебника.

 

Серийная музыка. Серия - последовательность 12 звуков хроматической гаммы, где каждый звук равноправен: нет звуков опорных и неопорных, то есть нет ладовых внутритональных связей. Повторение уже использованного звука запрещается, пока не прозвучат остальные 11. Такой ряд звуков может быть и неполным, то есть может включать не все 12 звуков. Тогда он носит название субсерия. Принципы организации серии распространяются и на созвучия. Для каждого произведения избирается определенная серия, путем многократного повторения которой оно и выстраивается.

 

Алеаторика – течение, возникшее в 50-е годы 20 века, основной установкой которого является принцип случайности в процессе творчества и исполнительства. Создаваемая композиция может  строится на основе числовых комбинаций или схем, по приемам какой- либо игры, например, шахмат, путем разбрызгивания чернил по нотной бумаге, в результате комбинирования чисел при бросании игральных костей. Такой же свободный «метод» предлагается и исполнителю. Он может переставлять нотные листы, по - разному комбинировать различные фрагменты произведения, свободно импровизировать.

 

Соноризм, сонорная техника - от латинского sonorous - звучный, шумный. Так называют вид композиторской техники, использующий красочные звучания и, практически, отрицающий точные звуковые связи. К числу сонористических приемов принадлежат всевозможные музыкальные шумы, тембровые наслоения, красочные созвучия. Они широко используются в прикладной музыке, особенно в кино и драматическом театре.

 

Пуантилизм- от французского pointiller - писать точками. Особенность пуантилизма в том, что музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, то есть мелодий, а с помощью отрывистых, как бы изолированных, звуков, окруженных паузами, а также коротких, из 2-3 звуков, мотивов. Для пуантилизма характерна пестрая и красочная россыпь ярких звуков.

 

Конкретная музыка - звуковые композиции, создаваемые записью на магнитофонную ленту различных шумов, главным образом, искусственных звучаний, а также их преобразований и смешений. Термин конкретная музыка введен в 1948 году французским инженером – акустиком П. Шеффером. Конкретная музыка применяется, чаще всего, с прикладными, чисто иллюстративными целями (например, в театре, кино). В ней также отсутствует система высотной организации звуков.

 

Додекафония –см. тему «Игорь Федорович Стравинский».

 

Полистилистика - сочетание и взаимодействие разных исторических и индивидуальных стилей внутри одного произведения.

 

Музыкальный материал к теме «Представители российского музыкального авангарда».

1. Э. Денисов. Пьеса для фортепиано «Знаки на белом» (диск №8).

2. Э. Денисов «Диана в осеннем ветре» (1 раздел, каденция, 2 раздел)- диск №8.

3. А. Шнитке. Симфония № 1, 2 часть «Скерцо» (диск №8).

4. А. Шнитке. Хоровой концерт, 1 часть (фрагмент)- диск №8.

5. С. Губайдуллина. Vivente – non vivente (для электронного синтезатора и магнитофона (диск №9).

 

 

Тема №13. Искусство джаза.

 

Как разновидность музыки джаз является явлением уникальным. Его нельзя сравнить ни с одним классическим жанром. Ведь становление любого из жанров музыки совершалось веками, а джаз всего за каких- нибудь сто лет проделал грандиозный путь. Он возник в замкнутой социальной среде, сначала был чисто бытовой, прикладной музыкой, а потом двинулся семимильными шагами, каждое десятилетие рождая все новые и новые формы. Он преобразил музыкальный быт мира и стал интернациональным. Без джаза уже просто невозможно представить культуру 20 века.

Джаз- род профессионального музыкального искусства, сложившегося на рубеже 19 и 20 веков в южных штатах США. Джаз возник среди потомков чернокожих африканцев, когда – то насильно завезенных в Америку. Еще в 17 веке в Америку прибыли первые невольники. Их быстро раскупали богачи американского Юга и использовали для работ на своих плантациях. Оторванные от родины и близких, чернокожие невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. В минуты редкого отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, по всему, что попадалось под руку.

Поначалу это была чисто африканская музыка. Но прошли десятилетия, и новые поколения негров забывали мелодии далекой родины. Запоминалось то, что звучало вокруг, - музыка белых. Чаще всего, это были религиозные христианские гимны. Негры тоже стали их петь, но по- своему. Так возникли духовные песни американских негров - спиричуэлс.

Прошли годы, и появились другие песни негров, отражающие их обычную жизнь – блюзы (песни – жалобы, песни протеста). Блюзы - это сольные песни.

Еще один предок джаза- регтайм. Он представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать при исполнении полек, кадрилей и других танцев ритмы африканской музыки. В конце концов, регтайм стал самостоятельным, появился новый танец, основанный на регтайме, - кейкуок. Именно из регтайма пришел в джаз характерный ритмический рисунок. Одна из особенностей регтайма – несовпадение ритмического рисунка в левой руке и постоянных синкоп – в правой. Такое синкопирование порождало эффект «качания», который по – английски называется свинг. Это было незнакомо европейской музыке. Хотя синкопы давно применялись в ней, они никогда не стояли на первом месте.

После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты за бесценок продавались в лавках старьевщиков. Так негры приобрели настоящие инструменты (до этого они аккомпанировали себе на самодельных инструментах, приспосабливали гриф и струны к пустым ящикам, использовали гребенки, обернутые в папиросную бумагу, жилы, натянутые на палку, стиральные доски). Теперь негритянские духовые оркестры стали появляться повсюду. Но нот черные музыканты не знали. Они играли по слуху, учились у опытных музыкантов, прислушивались к их советам, перенимали их приемы. Сочиняли они тоже по слуху.

Вот и получилось, что джаз стал сплавом элементов двух культур: в мелодии и гармонии чувствуется влияние «белой» культуры; сложная ритмика, неустойчивая высота звуков, грубоватый, «нечистый» тембр звучания идут от африканской музыки.

Блюз, спиричуэлс, регтайм – это еще не джаз, а только подступы к нему. Чтобы возник джаз, нужно было существование такого города, как Новый Орлеан.

Новый Орлеан- город- легенда, город легенд. Одна из них – джаз. Орлеан был населен выходцами из Франции и Испании. В Новом Орлеане любили танцевать, петь, веселиться. Три оперные труппы на население всего в пятьдесят тысяч человек, несколько симфонических оркестров, десятки танцевальных. Музыка белых и негров смешалась в единое целое. В результате получилась новая музыка, получившая название джаз.

Важной вехой в истории джаза стала запись первой грампластинки. Она была записана 26 октября 1917 года и стала бестселлером; ее тираж превысил миллион экземпляров. Каждое новое поколение джазменов стало осваивать джаз благодаря фонозаписям. Представьте себе, что было бы, если бы искусство джаза родилось на полвека раньше, когда не было фонографа? Наверное, тогда оно бы не дошло до нас или развивалось гораздо медленнее. А так, каждое десятилетие рождались новые направления в джазе, одни исполнители и оркестры уходили в тень, на их место приходили другие.

Новоорлеанский стиль лег в основу традиционного джаза. Одним из самых ярких его представителей является Луи Армстронг. Он первым сменил корнет на трубу и ошеломил своим владением этим инструментом всех музыкантов. Он был и замечательным певцом. Песня «Hello, Dollу» стала частью жизни нескольких поколений людей. С Армстронга началась эра джазовых солистов- виртуозов. Его называли гением. И это было совершенно верно, ведь гений – это тот, чье творчество выше всех, выше всякого анализа.

Вслед за Армстронгом в джаз пришли замечательные белые музыканты; джаз перестал быть искусством негров. Сегодня всему миру известны имена Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Глена Миллера, певиц Эллы Фитцджералд, Беси Смит. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Юрия Саульского, Георгия Гараняна, Игоря Бриля, Алексея Козлова и многих других.

Одна из главных особенностей джазового искусства – диссонансы. Дело в том, что музыка африканских негров, привезенных в Америку, состояла из пяти тонов (пентатоника). Полутонов негры не знали. Поэтому, когда чернокожие музыканты столкнулись с европейской музыкой, у них возникла проблема- что делать с третьей и седьмой ступенью? Поэтому они пели и играли то малую терцию, то большую, то малу септиму, то большую. А позже появилась и уменьшенная квинта – пониженная пятая ступень. Но ведь негры не знали полутонов, они понизили эти три ступени где- то на четверть тона. Поэтому блюзовая терция в джазе слышится одновременно и как ми- бекар, и как ми- бемоль. На клавишах пианино нет четвертитоновых интервалов, и пианисты берут одновременно обе эти ноты – и ми – бекар, и ми бемоль. Тем самым, они ищут ноту, которой нет совсем, но которая лежит между ними. А на духовом инструменте или голосом эту четверть тона вполне можно извлечь.

Другая важная особенность джаза- импровизация. В джазе музыку не исполняют, ее творят. Музыканты джаза должны уметь импровизировать или коллективно, или соло на фоне отрепетированного аккомпанемента. А по поводу свинга один известный американский музыкант сказал: «Это - чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

Конечно, искусство джаза сложно и разнообразно. Для того, чтобы вам было легче путешествовать в этом удивительном и увлекательном мире джаза, приводим наш небольшой джазовый словарь, включивший основные джазовые понятия.

Говорить о джазе бесполезно, если его не слушать. А потому предлагаем вам послушать следующие произведения в исполнении «Ленинградского диксиленда»:

Регтайм (традиционный)

Сент – луи блюз (В. Хенди)

Мороженое (Д. Уоткинс)

Панама (импровизация на латино – американскую тему)

Александер регтайм (И. Берлин)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...