Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия к теме «Искусство джаза».




Вопросы.

1. Что такое джаз?

2. В какой среде возник джаз?

3. Перечислите основных предшественников джаза и их особенности.

4. Какой город стал родиной традиционного джаза?

5. Какое событие стало важной вехой в истории джаза?

6. Назовите известных вам джазовых музыкантов.

7. Назовите две главные особенности джаза, отличающие его от всех других видов музыкального искусства.

8. Познакомьтесь с джазовыми понятиями, приведенными ниже в словаре.

 

Понятия к теме «Искусство джаза».

1. Джаз (см. по тексту учебника).

2. Спиричуэлс (с английского- духовный) – духовные песни американских негров.

3. Блюз (с английского – меланхолия, хандра)- песни – жалобы, песни протеста американских негров, отражающих их обычную, повседневную жизнь; исполнялись сольно.

4. Регтайм (с английского- разорванное время)- танец, изобретенный американскими неграми, с острым синкопированным ритмом. Кейкуок- танец, основанный на регтайме.

5. Свинг – эффект «качания», возникающий из- за несовпадения ритмического рисунка в левой руке и постоянных синкоп- в правой; характерен для регтайма.

6. Биг- бенд (большой оркестр) – характерная разновидность джазового оркестра, отличающегося определенным составом инструментов (при ведущей роли духовых), своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов). Численность музыкантов в биг- бенде – 10-20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм - группа: фортепиано, гитара, бас, ударные. Хотя состав может варьироваться. Развитие биг- бенда началось в 20-е годы 20 века, а в 30-е годы, на его основе, сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

7. Бит- (с английского- удар) – в широком смысле слова – это сама метроритмическая пульсация в музыке. В джазе тип бита определяется соотношением долевых и ритмических акцентов, их совпадением или несовпадением.

8. Боп- джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х годов 20 века. Его также называют бибопом. Он пришел на смену свингу. Главное, что отличает бибоп- модернизация старого джаза, культ свободной импровизации, новаторство в области мелодики, ритмики, гармонии и других выразительных средств. Боп считается первым значительным стилем современного джаза.

9. Граул (с английского- рычание) – хриплое, «рычащее» звучание. Этот прием перенесен в джаз из фольклорной практики негритянского пения. Его часто используют в игре на медных духовых инструментах в нижнем регистре, с применением сурдин.

10. Джангл- стиль (стиль джунглей) – направление в джазе, появившееся во второй половине 20-х годов 20 века. Одним из основоположников этого стиля был Дюк Эллингтон. Главные черты джангла- необычные сочетания тембров, остро диссонирующие звучания, различные сурдинные звучания и эффекты, граул- приемы на духовых инструментах, подражание голосам диких животных и человека. Многие средства джанг- стиля нашли применение в современном джазе.

11. Джем- сешн (с английского- случайная встреча)- традиционные творческие встречи джазовых музыкантов, собирающихся в свободное время для совместного музицирования, обмена идеями или соревнования друг с другом в исполнительском мастерстве или искусстве импровизации.

12. Диксиленд (с английского- страна Дикси)- разновидность традиционного джаза. «Страна Дикси» - символическое название южных штатов США. Оно введено в обиход белыми музыкантами – создателями диксиленда, чтобы подчеркнуть его отличие от негритянского джаза.

13. Кул- джаз (от английского- прохладный, холодный) – стиль современного джаза, возникший в конце 40-х годов 20 века. Создан на основе бопа. Его рождение связывают с именем Лестера Янга, который еще в 30-е годы прошлого века разработал «холодную» манеру звукоизвлечения. Характерная черта кула- эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, сближение с академической европейской музыкой. Большинство представителей кул- джаза- белые музыканты.

14. Ритм- энд- блюз – блюзовый вокально- инструментальный стиль негритянской музыки 30-х годов 20 века. Сочетает в себе элементы классического блюза, танцевально- бытовой музыки негров. Он считается одной и ранних форм негритянской рок- музыки. Его разновидностями являются рок-н-ролл и твист.

15. Саунд (с английского- звук, звучание) – одна из важных стилевых категорий в джазе, определяющая качество звучания инструмента или голоса.

16. Соул (с английского- душа) – в широком смысле- вся негритянская музыка, связанная с блюзовой традицией. Для него характерна опора на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

17. Хард –боб (с английского – твердый, жесткий боп)- разновидность джаза, возникшая в 50-е годы 20 века из бопа. Отличается экспрессивной, жесткой ритмикой, опорой на блюз. Относится к стилям современного джаза.

 

 

Музыкальный материал к теме «Искусство джаза».

(все фрагменты – на пластинке «Ленинградский диксиленд».

 

1. Регтайм (традиционный)

2. Сент – луи блюз (В. Хенди)

3. Мороженое (Д. Уоткинс)

4. Панама (импровизация на латино – американскую тему)

5. Александер регтайм (И. Берлин)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...