Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б№3. Потребности членов терапевтических групп




Б№1. Понятие, цели задачи и методы групповой психотерапии

«Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма». Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии D. Bernstein, E. Roy формулируют как оказание помощи пациентам в изменении своего мышления и поведения таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно, терапевт:

1) помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

2) устраняет эмоциональный дискомфорт;

3) поощряет свободное выражение чувств;

4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.

1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в помощи паци- енту осознать и использовать свои силы и умения.

2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

3. И, наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Б№ 2. Исторический очерк развития групповой психотерапии В истории психотерапии можно выделить два больших (основных) периода. Первый, донаучный, охватывающий тысячелетия, и второй — всего два столетия, XIX-XX века — научный период психотерапии. История отечественной психотерапевтической мысли включена составляющей частью в развитие мировой психотерапии. Описание истории психотерапии опирается на два основных критерия — внутреннюю логику развития самой науки и влияние внешних социально-экономических, культурных факторов (так называемый исторический фон) на развитие психотерапии, как аспекта психиатрии, а в широком смысле и медицины, психологии, педагогики, социологии, философии.

 

Б№3. Потребности членов терапевтических групп

Позитивным, наградой за членство в терапевтической группе может стать удовлетворение группой различных потребностей ее членов. В качестве наград или детерминант групповой сплоченности, которые имеют отношение к отбору клиентов для групповой терапии, И.Ялом предлагает следующее:
1) восприятие участниками группы как места, где они могут удовлетворить свои личные потребности, т. е. достигнуть цели в терапии;
2) получение удовлетворения от отношений с другими участниками группы;
3) получение удовлетворения от участия в выполнении задач группы;
4) получение удовлетворения из членства в группе в противовес неудовольствию внешним миром.
При выполнении этих условий, как правило, участники останутся довольными своими группами, будут тяготеть к ним и, по всей вероятности, останутся в них.
Отсутствие или негативная оценка любого из названных факторов может перевесить положительную ценность остальных и привести к уходу клиента из группы.

Б№ 4. Лечебные факторы психотерапии Как помогает психотерапия, с помощью каких механизмов психотерапевт добивается желаемых изменений в мышлении и поведении пациента? Мы рассмотрим сборную классификацию, составленную на основе описанных R. Corsini и В. Rosenberg, I. Yalom, S. Kratochvil. Одни из рассматриваемых факторов характерны и для индивидуальной, и для групповой психотерапии, другие — только для групповой.

1. Универсальность. Другие обозначения этого механизма — «чувство общности» и «участие в группе»— говорят о том, что этот фактор наблюдается в групповой психотерапии и отсутствует в индивидуальной.

2. Акцептация (принятие). S. Kratochvil называет этот фактор ≪эмоцио-

нальной поддержкой≫. Этот последний термин закрепился в нашей психоте-

рапии. 3. Альтруизм.

Положительный терапевтический эффект может оказывать не только то, что

пациент получает поддержку и ему помогают другие, но также и то, что он сам

помогает другим, сочувствует им, обсуждает вместе с ними их проблемы. Этот механизм специфичен для групповой психотерапии. Он отсутствует

в индивидуальной психотерапии, ибо там пациент находится исключительно

в позиции человека, которому помогают. 4. Отреагирование (катарсис). Эмоциональное отреагирование подкрепляется спе-

циальными приемами в психодраме и в «группах встреч». В «группах встреч» часто стимулируют злость и ее отреагирование путем сильных ударов по подушке, символизирующей противника. 5. Самораскрытие (самоэксплорация).

Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психотера-

пии. Групповая психотерапия стимулирует откровенность, проявление скрытых

мыслей, желаний и переживаний. 6. Обратная связь, или конфронтация Этот механизм, по-

нятно, имеет место и в индивидуальной психотерапии, но в групповой психоте-

рапии его значение во много раз увеличивается. Это, пожалуй, главный лечебный

фактор групповой психотерапии. 7. Инсайт (осознание).

Инсайт означает понимание, осознание пациентом неосознаваемых прежде

связей между особенностями своей личности с неадаптивными способами по-

ведения. 8. Коррективный эмоциональный опыт.

Коррективный эмоциональный опыт представляет собой интенсивное пере-

живание актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происхо-

дит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе прошлых тя-

желых переживаний.

9. Проверка нового поведения «проверка реальност» и обучение но-

вым способам поведения. 10. Предоставление информации (обучение наблюдением В группе пациент получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптив-

ных интерперсональных стратегиях. ).

Б№5. Механизмы групповой психотерапии Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие: 1) сообщение информации; 2) внушение надежды; 3) универсальность страданий; 4) альтруизм; 5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы; 6) развитие техники межличностного общения; 7) имитационное поведение; 8) интерперсональное влияние; 9) групповая сплоченность; 10) катарсис.

Б№6. Руководство группой: стили и функции руководителя. Основные стили руководства: Авторитарный стиль — характеризуется концентра­цией власти у одного руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчи­ненных. При этом они получают минимум необходимой информации. Руководитель применяет в основном пря­мые методы побуждения: приказ, команду, распоряже­ние, требование. Деятельность подчиненных строго кон­тролируется. Вступает с подчиненными только в деловые контакты, не принимает критику со стороны подчинен­ных. Преобладает власть, основанная на принуждении. Демократический стиль — руководитель децентрали­зует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, что­бы иметь представление о перспективах своей работы. Их инициатива всячески стимулируется, руководитель до­пускает элементы коллективного самоуправления. Чаще применяет косвенные методы побуждения: совет, реко­мендация, предложение, пожелание и т.п. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и в доверитель­ные личные отношения, принимает критику со стороны подчиненных, стараясь учитывать ее в дальнейшей рабо­те. Использует все виды власти, но особенно власть, ос­нованную на поощрении, и власть примера. Либеральный стиль — характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятель­ность, возможность для творчества. Властные полномо­чия используются слабо. Воздействие на работников осу­ществляется просьбами, иногда уговорами.

Какой стиль управления лучший — вопрос некоррект­ный. Одно дело — управление производственным коллек­тивом или армейским подразделением, и другое — коллек­тивом ученых или других творческих работников. Более того, на практике стиль руководства часто представляет собой сочетание элементов нескольких стилей. Выделенные стили руководства — это всего лишь теоретические модели. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Б№ 7. Этические принципы группового психотерапевта. Понятие групповой динамики и ее законы. Одно из важнейших условий эффективности психотерапевтической группы, как и любой психотерапии, – свободное и добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, а также возможность покинуть ее. Только тогда участники могут принять на себя ответственность за результаты своей работы в психотерапевтической группе.Информирование участниковПеред началом работы с психотерапевтической группой терапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы.

1.Одной из важнейших вещей, о которой должны знать участники, является возможный психологический риск, связанный с участием в группе, и способы его снижения. В группе действуют мощные силы. Их воздействие может быть конструктивным, побуждающим к позитивным изменениям установок и поведения участников, однако может быть и рискованным. Поэтому следует предупредить участников о возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться в психотерапевтической группе.Конфиденциальность.Терапевт группы должен постоянно подчеркивать требование конфиденциальности, начиная с предварительной беседы. Если выясняется, что кто-либо из участников нарушает данное требование, это должно стать предметом обсуждения в группе. Не считаются нарушением конфиденциальности случаи, когда участник рассказывает посторонним людям о том, чему он научился на групповых встречах. Но требование конфиденциальности нарушается, когда участник рассказывает другим людям, как учился и что конкретно происходит в группе. Также категорически запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе.Групповой терапевт обязан:

1. Иметь развитое чувство личной идентичности, знать свои психологические потребности (напр., что дает ему работа с группами), стиль поведения, их влияние на участников и работу всей группы.

2. Ясно понимать свои роль и функции в группе; ознакомить с этим участников.

3. Быть достаточно подготовленным к работе с группами определенного характера, т.е. иметь подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации.

4. Знать и понимать теоретические принципы работы с психотерапевтическими группами. Это означает умение терапевта объяснить участникам и коллегам, почему он так или иначе ведет себя в группе, к каким изменениям побуждает участников, как понимает работу группы и ее результаты.

5. Знать систему своих ценностей и не навязывать ее участникам; уважать право участников быть уникальными, самостоятельно мыслить.

6. Ознакомить участников с целями группы и разъяснить их. Стремиться к тому, чтобы используемые методы работы соответствовали этим целям.

7. Быть всегда психологически и физически готовым к работе, чтобы каждая встреча была для участников продуктивной.

8. Не делать в группе того, к чему не готов, не имеет опыта ни как участник, ни как терапевт группы.

9. Обеспечить и уважать права участников: позволять им выбирать, когда и о чем говорить в группе; предотвратить любые формы давления на группу, нарушающие право самоопределения участников; пресекать попытки высмеивания, унижения, вытеснения из группы участников.

10. Воздержаться от эксплуатации участников группы в целях удовлетворения своих психологических потребностей и доверять их способности распоряжаться и направлять свою жизнь.

11. Избегать "привязывания" группы к себе, манипулирования участниками, эротических и сексуальных связей с ними.

12. Предупредить участников о возможном психологическом риске, связанном с применением отдельных методов.

13. Строго соблюдать принцип конфиденциальности, вместе с группой обсудить границы конфиденциальности – как свои, так и участников – на весь период работы группы.

14. Принять на себя ответственность за более объективную оценку эффективности используемых методов.

Б№ 8. Цели и нормы группы Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности. Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием. Нормы групп— это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренинговой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал. Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе:

1.нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы; 2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы.

Б№ 9. Структура группы и групповые роли Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

Основные характеристики социометрической структуры малой группы:

1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;

2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;

3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Б № 10. Групповая сплоченность и факторы, ее определяющие Сплочение группы — это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формирова­нии особого типа связей в группе, которые позволяют фор­мальную структуру, задаваемую извне, превратить в психо­логическую общность. Сплоченность имеет различные про­явления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения. Оста­новимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы. 1. Эмоциональная привлекательность членов группы. От­метим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С дру­гой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу. 2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о раз­личных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и эт­ническое, однако главное — ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В дан­ном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг дру­га.. 3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества. 4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руко­водителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каж­дый участник видит личный смысл в том, что делает вся груп­па), а также если группа может рассчитывать на успех в до­стижении цели. Другой очень важной характеристикой груп­повой цели должна быть четкость и однозначность ее по­становки. К сожалению, этому условию групповые цели отве­чают далеко не всегда.5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена груп­повой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий. 6. Сплоченность группы зависит также от характера ру­ководства и стиля принятия решений, характерного для груп­пы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль ру­ководства и возможность для каждого члена группы прини­мать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на фор­мах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...