Б№3. Потребности членов терапевтических групп
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Б№1. Понятие, цели задачи и методы групповой психотерапии «Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма». Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии D. Bernstein, E. Roy формулируют как оказание помощи пациентам в изменении своего мышления и поведения таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно, терапевт: 1) помогает пациенту лучше понять свои проблемы; 2) устраняет эмоциональный дискомфорт; 3) поощряет свободное выражение чувств; 4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы; 5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации. При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам. 1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в помощи паци- енту осознать и использовать свои силы и умения. 2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов. 3. И, наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности. Б№ 2. Исторический очерк развития групповой психотерапии В истории психотерапии можно выделить два больших (основных) периода. Первый, донаучный, охватывающий тысячелетия, и второй — всего два столетия, XIX-XX века — научный период психотерапии. История отечественной психотерапевтической мысли включена составляющей частью в развитие мировой психотерапии. Описание истории психотерапии опирается на два основных критерия — внутреннюю логику развития самой науки и влияние внешних социально-экономических, культурных факторов (так называемый исторический фон) на развитие психотерапии, как аспекта психиатрии, а в широком смысле и медицины, психологии, педагогики, социологии, философии.
Б№3. Потребности членов терапевтических групп Позитивным, наградой за членство в терапевтической группе может стать удовлетворение группой различных потребностей ее членов. В качестве наград или детерминант групповой сплоченности, которые имеют отношение к отбору клиентов для групповой терапии, И.Ялом предлагает следующее: Б№ 4. Лечебные факторы психотерапии Как помогает психотерапия, с помощью каких механизмов психотерапевт добивается желаемых изменений в мышлении и поведении пациента? Мы рассмотрим сборную классификацию, составленную на основе описанных R. Corsini и В. Rosenberg, I. Yalom, S. Kratochvil. Одни из рассматриваемых факторов характерны и для индивидуальной, и для групповой психотерапии, другие — только для групповой.
1. Универсальность. Другие обозначения этого механизма — «чувство общности» и «участие в группе»— говорят о том, что этот фактор наблюдается в групповой психотерапии и отсутствует в индивидуальной. 2. Акцептация (принятие). S. Kratochvil называет этот фактор ≪эмоцио- нальной поддержкой≫. Этот последний термин закрепился в нашей психоте- рапии. 3. Альтруизм. Положительный терапевтический эффект может оказывать не только то, что пациент получает поддержку и ему помогают другие, но также и то, что он сам помогает другим, сочувствует им, обсуждает вместе с ними их проблемы. Этот механизм специфичен для групповой психотерапии. Он отсутствует в индивидуальной психотерапии, ибо там пациент находится исключительно в позиции человека, которому помогают. 4. Отреагирование (катарсис). Эмоциональное отреагирование подкрепляется спе- циальными приемами в психодраме и в «группах встреч». В «группах встреч» часто стимулируют злость и ее отреагирование путем сильных ударов по подушке, символизирующей противника. 5. Самораскрытие (самоэксплорация). Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психотера- пии. Групповая психотерапия стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний и переживаний. 6. Обратная связь, или конфронтация Этот механизм, по- нятно, имеет место и в индивидуальной психотерапии, но в групповой психоте- рапии его значение во много раз увеличивается. Это, пожалуй, главный лечебный фактор групповой психотерапии. 7. Инсайт (осознание). Инсайт означает понимание, осознание пациентом неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности с неадаптивными способами по- ведения. 8. Коррективный эмоциональный опыт. Коррективный эмоциональный опыт представляет собой интенсивное пере- живание актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происхо- дит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе прошлых тя- желых переживаний. 9. Проверка нового поведения «проверка реальност» и обучение но- вым способам поведения. 10. Предоставление информации (обучение наблюдением В группе пациент получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптив-
ных интерперсональных стратегиях. ). Б№5. Механизмы групповой психотерапии Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие: 1) сообщение информации; 2) внушение надежды; 3) универсальность страданий; 4) альтруизм; 5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы; 6) развитие техники межличностного общения; 7) имитационное поведение; 8) интерперсональное влияние; 9) групповая сплоченность; 10) катарсис. Б№6. Руководство группой: стили и функции руководителя. Основные стили руководства: Авторитарный стиль — характеризуется концентрацией власти у одного руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчиненных. При этом они получают минимум необходимой информации. Руководитель применяет в основном прямые методы побуждения: приказ, команду, распоряжение, требование. Деятельность подчиненных строго контролируется. Вступает с подчиненными только в деловые контакты, не принимает критику со стороны подчиненных. Преобладает власть, основанная на принуждении. Демократический стиль — руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Их инициатива всячески стимулируется, руководитель допускает элементы коллективного самоуправления. Чаще применяет косвенные методы побуждения: совет, рекомендация, предложение, пожелание и т.п. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и в доверительные личные отношения, принимает критику со стороны подчиненных, стараясь учитывать ее в дальнейшей работе. Использует все виды власти, но особенно власть, основанную на поощрении, и власть примера. Либеральный стиль — характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятельность, возможность для творчества. Властные полномочия используются слабо. Воздействие на работников осуществляется просьбами, иногда уговорами.
Какой стиль управления лучший — вопрос некорректный. Одно дело — управление производственным коллективом или армейским подразделением, и другое — коллективом ученых или других творческих работников. Более того, на практике стиль руководства часто представляет собой сочетание элементов нескольких стилей. Выделенные стили руководства — это всего лишь теоретические модели. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Б№ 7. Этические принципы группового психотерапевта. Понятие групповой динамики и ее законы. Одно из важнейших условий эффективности психотерапевтической группы, как и любой психотерапии, – свободное и добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, а также возможность покинуть ее. Только тогда участники могут принять на себя ответственность за результаты своей работы в психотерапевтической группе.Информирование участниковПеред началом работы с психотерапевтической группой терапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы. 1.Одной из важнейших вещей, о которой должны знать участники, является возможный психологический риск, связанный с участием в группе, и способы его снижения. В группе действуют мощные силы. Их воздействие может быть конструктивным, побуждающим к позитивным изменениям установок и поведения участников, однако может быть и рискованным. Поэтому следует предупредить участников о возможных опасностях, с которыми они могут столкнуться в психотерапевтической группе.Конфиденциальность.Терапевт группы должен постоянно подчеркивать требование конфиденциальности, начиная с предварительной беседы. Если выясняется, что кто-либо из участников нарушает данное требование, это должно стать предметом обсуждения в группе. Не считаются нарушением конфиденциальности случаи, когда участник рассказывает посторонним людям о том, чему он научился на групповых встречах. Но требование конфиденциальности нарушается, когда участник рассказывает другим людям, как учился и что конкретно происходит в группе. Также категорически запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе.Групповой терапевт обязан:
1. Иметь развитое чувство личной идентичности, знать свои психологические потребности (напр., что дает ему работа с группами), стиль поведения, их влияние на участников и работу всей группы. 2. Ясно понимать свои роль и функции в группе; ознакомить с этим участников. 3. Быть достаточно подготовленным к работе с группами определенного характера, т.е. иметь подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации. 4. Знать и понимать теоретические принципы работы с психотерапевтическими группами. Это означает умение терапевта объяснить участникам и коллегам, почему он так или иначе ведет себя в группе, к каким изменениям побуждает участников, как понимает работу группы и ее результаты. 5. Знать систему своих ценностей и не навязывать ее участникам; уважать право участников быть уникальными, самостоятельно мыслить. 6. Ознакомить участников с целями группы и разъяснить их. Стремиться к тому, чтобы используемые методы работы соответствовали этим целям. 7. Быть всегда психологически и физически готовым к работе, чтобы каждая встреча была для участников продуктивной. 8. Не делать в группе того, к чему не готов, не имеет опыта ни как участник, ни как терапевт группы. 9. Обеспечить и уважать права участников: позволять им выбирать, когда и о чем говорить в группе; предотвратить любые формы давления на группу, нарушающие право самоопределения участников; пресекать попытки высмеивания, унижения, вытеснения из группы участников. 10. Воздержаться от эксплуатации участников группы в целях удовлетворения своих психологических потребностей и доверять их способности распоряжаться и направлять свою жизнь. 11. Избегать "привязывания" группы к себе, манипулирования участниками, эротических и сексуальных связей с ними. 12. Предупредить участников о возможном психологическом риске, связанном с применением отдельных методов. 13. Строго соблюдать принцип конфиденциальности, вместе с группой обсудить границы конфиденциальности – как свои, так и участников – на весь период работы группы. 14. Принять на себя ответственность за более объективную оценку эффективности используемых методов. Б№ 8. Цели и нормы группы Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности. Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием. Нормы групп— это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренинговой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал. Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе: 1.нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы; 2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы. Б№ 9. Структура группы и групповые роли Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности. Основные характеристики социометрической структуры малой группы: 1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; 2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; 3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними; 4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных. Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой. Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей. При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются: 1) роли, связанные с решением задач: а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы; б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений; в) координатор – координирует деятельность членов группы; г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям; д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи; е) погонщик – стимулирует группу; 2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы: а) вдохновитель – поддерживает начинания других; б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях; в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения; г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы; д) ведомый – пассивно следует за группой. Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния. Б № 10. Групповая сплоченность и факторы, ее определяющие Сплочение группы — это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы. 1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу. 2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное — ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга.. 3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества. 4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели. Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. К сожалению, этому условию групповые цели отвечают далеко не всегда.5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий. 6. Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на формах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|