Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б№11. Групповое напряжение




Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индиви-

да в группе. В групповой психотерапии агрессию не подавляют, напротив, ее стремятся выявлять — или вербально, в форме рассказа об агрессивных чувствах, или

в символической форме, используя при этом дополнительные объекты: напри-

мер, пациент с силой бьет кулаками по подушке, символизирующей человека,

к которому он чувствует агрессию. Если напряжение в группе велико и длительно и если оно не компенсируется сплоченностью, то это приводит к негативным явлениям: может возникнуть угроза распада группы. Отрицательные последствия имеет, однако,

и слишком слабое напряжение. Если группа достаточно сплочена, ее чле-

ны довольны и удовлетворены, то они не стремятся к работе над избавле-

нием от своих невротических комплексов, они стараются их не замечать.

Группа тогда не выполняет свою основную лечебную функцию и представляет

собой лишь некую социальную организацию. Психотерапевтическая груп-

па нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронта-

ции своих членов. В психотерапевтической группе большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим

фактором: под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относи-

тельную безопасность. Напряжение, наоборот, является фактором побуж-

дающим: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то в себе

изменить. Важно, чтобы эти силы находились в динамическом равновесии.

Этот баланс находится под контролем терапевта. Он повышает или сни-

жает напряжение. Напряжение повышается молчанием терапевта, его холодностью или индифферентностью, провоцированием дискуссий с конфликтной тематикой, кри-

тическими замечаниями в адрес отдельных членов группы, отказом от ответа

на вопрос, неясными двусмысленными фразами и намеками. Сплоченности же способствуют сердечность, сочувствие, искренность терапевта, юмор и смех.

Некоторые психотерапевты работают со сплоченностью и напряжением

в нескольких фазах. Например, в начальных фазах специально фрустрируют

группу, расстраивают ее планы, намеренно поддерживают нарастание напря-

жения в расчете на то, что это напряжение и разочарование участников груп-

пы приведут к нужному конструктивному и самостоятельному функциониро-

ванию группы. Другие психотерапевты работают с напряжением только после создания в группе достаточно сплоченных отношений. Наконец, многие терапевты отдают предпочтение динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением: неприятные чувства, вызванные напряжением, компенсируются удовлетворением, получаемым в результате сплоченности. Это делает напряжение приемлемым и сносным.

 

Б№ 12. Стадии группового процесса. Психотерапевтическая группа проходит в своем развитии несколько стадий, описанных I. Yaloin. Первая стадия: ориентация и зависимость На первых сеансах участники ищут рациональные основания для терапии; они чувствуют себя сбитыми с толку и не вполне понимают, какое отношение имеет деятельность группы к их личным терапевтическим целям. Дискуссия на первых сеансах зачастую насыщена вопросами, отражающими это их непонимание. Вместе с тем, участники примеряются друг к другу и к группе в целом. Каждый ищет для себя такую роль, которая обеспечит ему благополучное существование в группе, и задается вопросом, будут его любить и уважать или игнорировать и отвергать. Вторая стадия: конфликты и протест На второй стадии — стадии «захвата позиций»по В. Tuckman — интересы участников смещаются к доминированию, контролю и власти. На этой фазе отношениям между участниками или между участниками и ведущим присуща конфликтность. Каждый старается прийти к такому уровню инициативы и власти, который является для него предпочитаемым. Чаще звучат негативные комментарии и взаимная критика участников. В этой стадии возникает враждебность по отношению к терапевту. Эта враждебность уходит своими корнями в нереалистические ожидания пациентов: каждый тайно наделяет терапевта воистину магическими свойствами. Постепенно, по мере осознания пациентами ограничений, которые у терапевта, как у любого человеческого существа, есть, реальность принимается такой, какая она есть, и враж- дебность к ведущему исчезает. Этот процесс не является вполне осознанным. Интеллектуально участники могут ратовать за демократическую группу, черпающую силу из своих собственных ресурсов. Тем не менее это не мешает им, на более глубинном уровне, жаждать зависимости и пытаться сначала создать, а потом разрушить авторитетную фигуру. Ведущие групп отказываются играть традиционную роль представителя авторитета: они не ведут за собой, не отвечают на вопросы и не дают готовых ответов и решений; вместо этого они поощряют группу к исследованию и использованию своих собственных ресурсов._ Третья стадия: развитие сплоченности. В этой стадии снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности. Теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к групповой деятельности и совместной работе. Центральной темой является разговор о себе и остальных членах группы с открытым выражением чувств. Группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он смог открыться. Хотя в этой фазе пациенты чувствуют себя более раскрепощенными и легче раскрываются, тем не менее возникают ограничения коммуникации иного сорта: часто группа подавляет всякое выражение негативного аффекта, опасаясь, что он повредит сплоченности. В каком-то смысле участники объединяются против всего остального мира.

Б №13. Сопротивление в групповой терапии Групповое сопротивление может выражаться в скрытой ненависти или любви, направленных, как правило, на аналитика. Редко, когда сопротивление можно легко распознать, чаще всего оно сложно опознаётся и отношения между участниками группы создают групповое напряжение. Сопротивление вызвало появление термина «терапевтический контракт». Сопротивление – это когда группа игнорирует, пропускает, наблюдает, одобряет или терпит нарушение терапевтического контракта одним или несколькими участниками группы. Согласно этому контракту каждый из участников должен:

1. Рассказывать эмоционально значимую историю своей жизни, когда это уместно, своё прошлое, настоящее и планы на будущее.

2. Не делать критических заключений о своей жизни не обсудив это предварительно на группе.

3. Понимать других членов группы и общаться с ними на понятном языке.

4. Принимать равное участие в разговоре.

5. Сохранять общение в эмоциональном направлении течения группы.

6. Воздерживаться от действий во время сессии (опаздывать на занятия, курить, пить или использовать другие способы удовлетворения, характерные для оральной стадии, копить долги по оплате, нарушать конфиденциальность группы, допускать во время сессии физические формы контакта: удары, поцелуи и т.п.).

Аналитик не ожидает от участников группы полного подчинения контракту, напротив, он ожидает отклонений. Но каждое отклонение должно быть исследовано. Когда группа коллективно игнорирует, когда группа коллективно игнорирует, соболезнует или просто наблюдает отклонение от терапевтического контракта, она вовлечена в групповое сопротивление. Девиантный участник выражает сопротивление открыто, коллектив – скрыто. Девиантному участнику позволительно продолжать оставаться в заблуждении, т.к. он открыт для наблюдения других членов группы.

Б№14. Перенос в групповой психотерапии 1. Анализ переноса является главной терапевтической задачей терапевта; 2. Поскольку раскрытие (и затем анализ) переноса играет решающую роль, терапевт облегчает его раскрытие, нейтрализуя настоящее «я» пациента так, что он может использовать перенос так же легко, как одевать платье на манекен (это, конечно, рационализация, лежащая в основе традиционного представления о роли аналитика, как о «чистом экране».) 3. Наиболее важным типом интерпретации, который производит терапевт, это интерпретация, проясняющая некоторые аспекты переноса «изменяющаяся интерпретация» Стречера. Однако за последние пять лет многие аналитики заметно изменили свою позицию, признав важность других факторов терапевтического процесса. Например, в передовице Американского журнала психиатрии, написанной одним выдающимся аналитиком, утверждается: «Психоаналитики в целом начали чувствовать большую свободу, вступая в активные коммуникативные диалоги с пациентами, вместо того, чтобы продолжать следовать модели безличного «нейтрального зеркала», в той или иной мере сохраняя молчание и пассивность». Он продолжает, отмечая, что терапия представляет собой процесс обучения, в рамках которого пациенты осваивают новые модели мышления, восприятия и поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...