Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б№54. История развития, основные идеи и цель экзистенциальной терапии




Основателем экзистенциализма как философского течения считается С. Кьеркегор. К представителям экзистенциального направления в психотерапии относят таких психологов, как Джеймс Бьюдженталь, Абрахам Маслоу, Ирвин Ялом и ряд других.

В центре внимания психотерапевта этого направления – внутренний мир человека, смысл его жизни, его выбор, ценности, проблемы ответственности и мотивации.

В противовес психоанализу, делающему акцент на «низших» слоях психики, экзистенционалисты возводят во главу угла «высшие» ее слои.

Одно из ключевых понятий экзистенциальной психотерапии – самоактуализация.

Считается, что в процессе жизни человек реализует свое внутреннее ядро, свою самость, тот личностный потенциал, что в нем заложен. И задачи психотерапевта – помочь человеку в поисках этого потенциала и устранении помех в его реализации.

Другое важнейшее понятие экзистенциальной психологии – аутентичность. Это жизнь, бытие, не скованное какой-то концепцией, стереотипами, рамками, навязанными извне и определяющими жизнь человека, это свободная реализация собственных внутренних потребностей и выборов.

Это искренность по отношению к себе и другим, соответствие внешних проявлений собственным глубинным чувствам, а не внешним рамкам и ожиданиям.

Аутентичность – одна из ценностей человеческой жизни, по мнению экзистенциальных психологов.

В целом экзистенциалисты полагают, что человек рождается личностью и в течение жизни лишь раскрывает свой потенциал, если ничто не мешает этому.

Основная цель экзистенциальной психотерапии – помочь человеку обрести смысл жизни, осознать личную свободу и ответственность за собственный жизненный путь, раскрыть свой потенциал.

Одна из ведущих задач психотерапевта – показать клиенту, что его личность уникальна, заслуживает принятия и признания, а его жизнь – ценность сама по себе.

Б№55. Позиция терапевта в экзистенциальной терапии.

Цель психотерапевта, с одной стороны, понять тот уникальный внутренний мир, что преподносит ему клиент, с другой – не вмешиваться в него, чтобы человек мог сам формулировать свои ценности и цели, вне влияния психотерапевта.

Экзистенциальный психотерапевт верит в человека, много внимания уделяет поддержке клиента в его сложных переживаниях, жизненных выборах, не влияя на саму суть этих решений.

От клиента ожидается, что он заинтересован и глубоко включен в работу над сущностными вопросами своей жизни – жизнь и смерть, любовь, ответственность, смысл и т.д., – готов работать именно с этими понятиями, хотя работа с ними не приносит явных рациональных ответов. Экзистенциальный психотерапевт много работает с понятиями свободы и ответственности, обращая внимание на моменты, когда человек избегает брать ответственность за собственный выбор, и поощряя риск более свободного и ответственного поведения.

Психотерапевт всегда старается показать человеку ситуацию с точки зрения его личного выбора, возможностей в любых условиях выбирать для себя тот или иной путь.

Особое внимание уделяется работе с тревогой клиента. При этом, в отличие от других направлений психотерапии, в данном случае не ставится задача непременно снизить или убрать тревогу. Тревога рассматривается как неизбежное ощущение человека, имеющего дело с вопросами жизни и смерти, смысла жизни и собственной свободы.

Психотерапевт, скорее, использует тревогу клиента как еще один путь к сущностным моментам в жизни человека, поддерживает его в переживании этой тревоги, разделяет ее.

Главным результатом экзистенциальной психотерапии становится ощущение клиента, что он стал ближе к себе, повышение его жизнеустойчивости и готовности нести ответственность за собственный выбор. Если психоанализ работает с прошлым, то экзистенциальная психотерапия – с настоящим и будущим.

 

Б№ 56. Основные идеи логотерапии В. Франкла Логотерапия - метод психотерапии и экзистенциального анализа, представляющий собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности. Созданная Виктором Франклом, логотерапия, как одно из влиятельных направлений современной психотерапии, помогает человеку в поисках смысла жизни. Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии.Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли. Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить. Так как смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими, то из этого следует, согласно логике В. Франкла, что нет таких ситуаций и обстоятельств, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Важно: смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя. Деятельность человека в реализации смысла должна быть абсолютно свободной.

Б№57. Основные техники логотерапии. Для того чтобы помочь человеку в решении его проблемах, Франкл предлагает два основных метода:

- метод дерефлексии;

- метод парадоксальной интенции *.

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях - то, что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение. Собственный опыт В. Франкла в качестве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге "Психолог в концлагере" В логотерапии также используются следующие приемы персональное осмысление жизни; "сократовский диалог".

3. Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него

59 теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.

4. "Сократовский диалог". Задача данного приема - вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. "Сократовский диалог" - своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.

Б№ 58. Возможности, показания и применение логотерапии. Франкл рассматривает пять сфер применения логотерапии:

1. Прежде всего, она показана в случаях ноогенного невроза, возникшего в следствие утраты смысла. В этом пункте логотерапия рассматривается как специфическая терапия, которая помогает пациентам вновь обрести утраченный смысл жизни.

2. Психогенные неврозы. В этом случае она применяется в качестве дерефлексии и парадоксальной интенции. Франкл настаивает, что и в этом случае логотерапию необходимо рассматривать не только как симптоматическую терапию, поскольку и в этом случае логотерапия воздействует непосредственно на причины невроза.

3. Неизлечимые соматогенные заболевания. В этом случае она принимается для того, чтобы помочь больному обрести смысл в своем страдании, за счет реализации ценности установки.

4. Социогенные явления: ощущение бессмысленности, чувство опустошенности, экзистенциальный вакуум,проявляющиеся в экзистенциальном вакууме и чувстве опустошенности, которые могут служить предвестниками ноогенного невроза.

5. Сфера социогенного сомнения и отчаяния. Здесь Франкл говорит о профилактике ятрогенных неврозов, проявляющейся в «утешении страждущим». Имеются в виду случаи, когда врач в силу своих личных редукционстких установок усиливает экзистенциальную фрустрацию пациента.Тем не менее, хотя и довольно условно, основные методы психотерапевтической работы Франкла можно подразделить на три большие группы: терапию клиентов, находящихся в состоянии экзистенциально вакуума (в том числе и ноогенного невроза); терапию психогенных неврозов; терапию так называемых соматогенных неврозов.

Б№59. Основные понятия и история возникновения арттерапии

Арт-терапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники. Основная цель арт терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арт-терапии является изо-терапия. В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыко-терапия, драма-терапия, терапия танцем и движениями и т. д. Некоторые авторы относят к терапии творчеством (или терапии творческим самовыражением) также и терапию творческим общением с искусством и наукой, терапию творческим коллекционированием и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение. Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Для Арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах пациентов.

Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...