Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б№23. Основные принципы группцентрированной психотерапии.




1. Принцип “сейчас”. “Сейчас” – это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью “сейчас”, а то, что происходило несколько минут назад, не является “сейчас”.
2. Принцип “я – ты”. Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу – конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы (“что-то давит в груди”) на субъективизированные (“я подавляю себя”).
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Б№24. Поведение и стиль руководства группового психотерапевта в энкаунтер-группе. Авторитарный стиль руководства группой. Как следует из названия, психотерапевт такого стиля является лидером группы, ее управляющим. Нельзя сказать, что в такой группе полностью исчезает демократизм (иначе это уже была бы не групповая психотерапия).Применяя этот стиль, обязательно следует помнить, что авто­ритарный лидер в групповой терапии все равно остается одним из членов группы и не «заглушает» ее активность своей руководящей ролью, а, напротив, всячески инспирирует ее и поощряет. Демократический стиль. А в групповой психотерапии демократический стиль руково­дства - это именно стиль опоры на коллективный разум в рамках четкого соблюдения всеми членами группы добровольно приня­тых, но обязательных для всех групповых норм. Именно эти две задачи и являются главными для психотера­певта демократического стиля: максимальное стимулирование участия всех членов группы в дискуссиях и поиске решения про­блем при четком соблюдении групповых норм поведения. При этом сам он (как и любой групповой психотерапевт) ведет себя не как руководитель, а как активный член группы. Попустительский стиль. Этот стиль на первый взгляд даже трудно назвать стилем руко­водства. Можно сказать, что это стиль отстранения от руково­дства группой. Однако все не так просто. Этот стиль может быть исключительно эффективен, но лишь для психотерапевта, хорошо чувствующего не только актуальную ситуацию в группе, но и предчувствующего ее дальнейшее развитие. Недонапряжение групповой атмосферы (недостаточная эмо­циональная вовлеченность членов группы) не приведет к нужному терапевтическому эффекту. Перенапряжение, переход от эмоцио­нального обсуждения к враждебности и устойчивой неприязни -могут погубить результаты всех этапов кропотливой предвари­тельной работы и просто «развалить» группу, нанеся к тому же дополнительные психические травмы тем, кто пришел к вам, что­бы от них избавиться. Опытные терапевты, несмотря на естественную индивидуаль­но-типическую предрасположенность к одному из стилей руково­дства, имеют в своем арсенале прием всех трех стилей и даже их комбинации, оперативно переключаясь в зависимости от требо­ваний ситуации.

Б№ 25. Процесс группцентрированной психотерапии. В сфере терапевтической помощи нормальному чел-ку, истощённого ситуативными конфликтами, групповая терапия представляется более выгодной, чем индивидуальная. Индивидуальная и групповая терапия - сходства и различия. Сходства. Надежная поддержка, чувства принятия, раскрепощение в процессе самоисследования, доверие к способности отвечать за свою жизнь. Различия. Групповая ситуация сосредотачивается на адекватности межличностных отношений и обеспечивает непосредственную возможность для обнаружения новых, более удовлетворяющих способов отношений с людьми. В группе чел-к обучается давать и получать эмоциональную поддержку и формирует новое зрелое поведение. Процесс групповой терапии. Подробности организации и процедуры.Тема-это основной мотив и центр обсуждения с чётким началом и четким моментом окончания. Формальной структуры нет, но есть четкая схема развития, очевидное направление и смысл.Процесс с точки зрения участников группы. Выдержки из дневников. Процесс с точки зрения научного анализа. При некоторых подходах сильно полагаются на интерпретацию, устанавливают тему для обсуждения, лидер предпринимает активное усилие, чтобы членов группы «вызвать на откровенный разговор». На групп-центрированную терапию похожа аналитическая техника, где участникам предлагают «просто высказывать всё, что приходит на ум...». Групповой терапевт. Терапевт пытается понять, что говорит и чувствует участник группы, сообщить это понимание группе, облегчить и обезопасить групповую деятельность индивида, подтолкнуть его к активному самоисследованию. Члены группы как терапевты. В групповой терапии существует феномен взаимодействия ролей. Участник группы может выступать в качестве клиента, а может и в качестве терапевтов. Эффективность групповой терапии. Согласно опросам люди обнаруживают в групповой терапии немало пользы, и этот прогресс наблюдается в течении двух лет. Речь идёт не только о работе над определёнными проблемами и конфликтами, но и о большем принятии самого себя и готовности быть самим собой и об интернализалии и продолжительности терапевтического процесса.

Б№26. Основные процедуры группцентированной психотерапии. Основы методики работы ориентированного на групповой анализ психотерапевта таковы:
1. Сущность человека является социальной, а не индивидуальной, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.
2. Источник психической болезни – в отношениях между людьми. Невроз разрушает личность и группу, потому что он происходит от несовместимости человека и его семейной группы.
3. Невротические симптомы скрывают, маскируют то, что не может быть отражено в межличностных отношениях. Они не вербализуются и, следовательно, не доступны для памяти.
4. Групповая аналитическая терапия включает в себя “перевод” того, что маскируют невротические симптомы, в сферу общей коммуникации человека. Другими словами, психические нарушения возникают в процессе общения и не могут быть отнесены к одному человеку в отдельности.
5. Невротические симптомы, точнее их проявления, размещаются в групповой матрице, представляющей собой структуру взаимоотношений между участниками группы, включая ведущего.
6. В целом, участники группы составляют норму и, следовательно, соответствующие норме реакции индивидов усиливаются, а не соответствующие – изменяются.
7. Все члены активно участвуют в лечении – отвечают, понимают, интерпретируют. Дирижер пытается углубить и расширить выразительные средства и действия каждого участника.
8. Ведущий предоставляет группе свободу действий.
9. Все, что происходит в группе, должно отражаться на ней, как на целостном образовании, и, одновременно, на каждом ее представителе.
10. Разрешается применять для групповой работы все виды коммуникаций: вербальные, невербальные, бессознательные и др.
11. Коммуникации происходят на нескольких уровнях: текущих взаимодействий, индивидуальных трансферных взаимодействий, совместных действий, архетипных образов.
12. Целью каждого участника группы является “инсайт” его закрытых, но активных психических образований и регулирование их активности.

Б№ 27. Возможности, недостатки, показания и противопоказания группцентрированной психотерапии. Противопоказания к групповой психотерапии: • низкий интеллектуальный уровень; • психозы; • садомазохистские наклонности; • выраженные физические недостатки (слепота, глухота и т.д.); • существенные различия в возрасте. Групповая психотерапия имеет прежде всего лечебные цели и в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия направлена на раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловливающих его возникновение и субъективную неразрешимость, то эта цель является общей и для индивидуальной, и для групповой психотерапии. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику.

Б№ 28. История возникновения и теоретические основания психодрамы. Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников. Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода. Задачи психодрамы: 1.Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.2. Выработка более глубокого и адекватного самопонима­ния клиентом.3. Преодоление неконструктивных поведенческих стерео­типов и способов эмоционального реагирования. 4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Б№ 29. Основные понятия психодрамы. РОЛЕВАЯ ИГРА.Ролевая игра - основной элемент психодрамы, который заключается в любительском проигрывании какой-либо ситуации участниками группы. Этот прием также широко используется в гештальт-терапии и поведенческой психотерапии.Я.Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написал автор, они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами. В отличие от театра, психодрама поощряет импровизацию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и "сценарий" и "постановка" являются результатом работы не профессионала, а самих участников группы. Психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию. СПОНТАННОСТЬ. Понятие спонтанность и родственное ему понятие творчество составляют ядро теории действия и личности Я.Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на то, насколько раскованны и непринужденны в своих играх дети. Игры и эмоции их спонтанны. Теле" - одно из основных понятий психодрамы, обозначающее двухсторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Оно также включает в себя те позитивные и негативные чувства, которые испытывают люди в отношении друг друга в процессе психодраматического действия.Я.Морено определил "теле" как "вчувствование людей друг в друга". К.Рудестам определяет понятие "теле" как "взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии".Результатом использования понятия "теле" в изучении групп является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама позволяет нам проанализировать наше восприятие других людей. Понятие "теле" особенно значимо для социодрамы. КАТАРСИС. Понятие "катарсис" восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей. ИНСАЙТ. Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющихся проблем. Групповая психотерапия ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта.

Б№30. Основные процедуры психодрамы. Процедура предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист — пациент — субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как «вспомогательные "Я"». «Вспомогательные "Я"» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Выделяют несколько основных функций «вспомогательных "Я"»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
Процесс П. включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную («разогрев»); собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

Б№ 31. Фазы развития психодрамы Первая фаза психодраматической сессииразминка, или разогрев, группы. В процессе разминки режиссер с помощью спе­циальных упражнений стимулирует двигательную активность участ­ников, их эмоциональную и интеллектуальную включенность в происходящие в группе события. Ее главная задача — ослабить сопротивление участников, актуализировать у них те психологи­ческие проблемы, которые возникают в реальной жизни. В резуль­тате такой работы выявляются те члены группы, которые готовы на данном занятии выступить в роли протагониста. Его выбор мо­жет осуществляться тремя путями. Когда протагонист выявлен, группа переходит ко второй фазе психодраматического действия. Именно на этой фазе пере­живания и представления протагониста и других членов группы принимают форму реального моделирования ролевых отношений, существующих в физическом, социальном, культурном и времен­ном пространствах бытия личности. Искусственно созданное сце­ническое пространство позволяет участникам группы и прежде всего протагонисту свободно оперировать физическими объекта­ми, социальными ролями, воплощаемыми в языке культурными ценностями. Перед взорами протагониста и членов группы пред­стает сама жизнь во всей своей сложности и противоречивости. Протагонист может «здесь и теперь» изменять собственную жизнь в соответствии со своим желаниями. Режиссер и другие участники группы, выступая в различных ролях, помогают ему найти не толь­ко новое, но и адекватное решение заявленной в истории про­блемы, расширить внутреннее пространство значимых отноше­ний к действительности, интегрировать в самосознании свои пе­реживания и представления о своей жизни в качестве позитивной основы для личностного роста и развития.
Третья фаза психодрамы — это обсуждение возникавших в ходе ее переживаний или интеграция по окончании психодрама­тического действия. Режиссер организует групповую дискуссию таким образом, чтобы протагонист и другие участники группы смогли осознать происходившие на сцене события и преломить их через собственный жизненный опыт уже не на уровне действия и актуального переживания, а на уровне интеллектуальной прора­ботки. Это необходимо для последующего сознательного исполь­зования полученного опыта в реальных взаимодействиях с окру­жающим миром за пределами группы.
Четвертая фаза психодрамы, которая получила название процесс-анализа, не является необходимым компонентом психо­драматической сессии. Она проводится через некоторое время после окончания сессии — обычно на следующий день. Во время процесс-анализа разбирается динамика взаимоотношений между чле­нами группы в период психодраматической сессии и рассматри­ваются возможные варианты других решений возникавших в группе ситуаций межличностного взаимодействия. Кроме того, в ходе процесс-анализа члены группы могут поделиться друг с другом тем новым опытом, который они приобрели во время работы.
Социально-психологические технологии расширения ролевого репертуара личности
Ролевое моделирование в практике психодрамы является од­новременно и методом исследования, и методом корректировки отношений человека к себе и окружающему миру. Существуют семь базовых техник, на основе которых режиссер и группа моде­лируют поведение в реальных или воображаемых жизненных си­туациях: самопрезентация, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование, обмен ролями, зеркало.
Самопрезентация — это ролевая игра, в которой участвует только один актер — протагонист. Переходя из роли в роль, он дает ко­роткие характеристики персонажам своей истории. Я. Морено, описывая эту технику работы, отмечает, что она состоит в том, чтобы дать протагонисту самому прожить ситуации, являющиеся частью его повседневной жизни, а главное — прожить конфлик­ты, в которые он вовлечен. Он также должен максимально конк­ретно и тщательно представить каждого человека из своего окру­жения: своего отца, свою мать, жену, детей или любого человека из своего социального атома (социального круга, к которому он тяготеет). Эта технологическая процедура позволяет и самому про­тагонисту, и группе понять его переживания и представления по отношению к значимым в его жизни людям.
Исполнение роли — это технология имитации поведения персо­нажей истории протагониста им самим и «вспомогательными Я». Протагонист, входя в роли различных персонажей своей исто­рии, задает «вспомогательным Я» общую рамку поведения в роли и определяет те мысли и чувства, которые, с его точки зрения, проявляются у персонажей в тот или иной момент взаимодей­ствия на сцене. «Вспомогательные Я», с разрешения протагонис­та, могут привносить в играемые ими роли свои мысли и чувства по поводу происходящих на сцене событий. При этом протагонист имеет право корректировать их игру в соответствии со своим пред­ставлениями о поведении того или иного персонажа.
Диалог — это воспроизведение в ролевой игре взаимоотноше­ний с реальными людьми из жизни протагониста. В качестве «вспо­могательных Я» выступают люди, с которыми протагонист взаи­модействует в реальной жизни: жена, муж, дети, коллеги, роди­тели и т.д. Они играют те же самые роли, которые им присущи в обыденной жизни. Эта техника особенно эффективна в конфликт­ных ситуациях, моделирование которых на сцене позволяет нахо­дить решение проблем взаимоотношений между протагонистом и его ближайшим окружением.
Монолог — особая техника работы, которая используется для того, чтобы протагонист глубже погрузился в свои чувства и мысли, связанные с рассказанной им историей. Протагонист как бы ком­ментирует происходящие на сцене события, строит возможные варианты объяснения своего поведения и поведения других персонажей, ищет возможные пути решения встающих перед ним проблем.
Дублирование — это техника ролевого моделирования, в основе которой лежит принятие одним из членов группы роли протаго­ниста. Идентифицируясь с последним, дублер помогает ему вы­явить недоступные для осознания мысли и чувства, стимулирует открытое выражение существующих в реальной жизни проблем в пространстве сценического представления.
Обмен ролями — стержневая технология ролевого моделирова­ния. Сущность обмена ролями заключается в том, что протаго­нист в процессе игры принимает на себя роли других персонажей своей истории, а затем снова возвращается в свою и взаимодей­ствует со «вспомогательными Я», воспроизводящими его поведе­ние во взятой на себя роли. Переход из одной роли в другую по­могает ему лучше понять мысли и чувства персонажей и вырабо­тать новые способы взаимодействия с другими людьми.
Техника зеркала основана на том, что протагонист передает свою роль дублеру, а сам становится зрителем своей собственной исто­рии. В это время он как бы выходит за пределы пространства своей жизни и наблюдает за ней со стороны. Это позволяет протагонис­ту увидеть те аспекты своего поведения, которые он не замечал, будучи внутри психодраматического действия, и выработать но­вые стратегии взаимодействия с другими персонажами, для того чтобы реализовать их в реальной жизни.
На начальных этапах помощи ролевое моделирование будет спо­собствовать проектированию собственной жизни в новых услови­ях. Посредством воссоздания в психодраматическом действии воз­можных вариантов своего существования (в гражданской жизни у выходящих в отставку военнослужащих, в новой профессии у без­работных, на ином месте жительства у беженцев или эмигран­тов) можно заранее исследовать множество возможных вариантов Действий в новых условиях, используя при этом позитивный опыт, приобретенный ранее.
На основном, реабилитационном этапе в группах ролевого тре­нинга люди могут исследовать актуальные для них жизненные проблемы и помочь друг другу в их разрешении при участии веду­щих группы. Здесь психодрама и ролевое моделирование нередко носят терапевтический характер: они помогают изменить отно­шение к себе и другим, освоить новые модели поведения.
Использование ролевого моделирования позволяет психологу выстраивать программу психологической помощи личности с уче­том изменяющихся условий жизни, отношение к которым иссле­дуется и учитывается в процессе психодраматических сессий.

Б№ 32. Методики, используемые в процессе психодраматического действия. Дублирование - технический прием, состоящий в присоединении к протагонисту другого члена группы, который с этого момента становится активным участником драматического действия, находится в непосредственной близости от протагониста и получает необходимые ключи к его бессознательному через телесное восприятие, точно, даже синхронно повторяя каждое его движение и каждую позу. Функция дубля заключается в том, чтобы поддержать протагониста и помочь ему выразить актуальное физическое состояние и реальные чувства. Развивая эмпатическую связь с протагонистом, дубль может выразить его мысли и чувства, которые возникают в ходе психодраматической сессии или которые тот в себе подавляет. Произнесенные вслух, по крайней мере, один раз, эти мысли и чувства могут быть протагонистом приняты (в этом случае он повторяет сказанное дублем, перефразируя и подбирая более привычные для себя слова и выражения) или отвергнуты - если он не считает их подходящими. Зеркало. Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве. Этот технический прием дает возможность протагонисту повысить степень объективности при осознании своих отношений с окружающими. Обмен ролями, во время которого протагонист играет «другого», тогда как вспомогательное «я» выступает в роли протагониста. Такой обмен вносит определенный вклад в психодраматический процесс и дает возможность другим участникам группы получить представление об отношениях протагониста со значимыми для него людьми через сценическое ролевое разыгрывание этих отношений. Он позволяет протагонисту взглянуть на мир глазами другого человека и, находясь в его роли, услышать собственную реакцию (которую в этот момент воспроизводит вспомогательное «я») на окружающую действительность. Это переживание может оказаться очень сильным, желанным и обладать терапевтическим эффектом. Кроме того, очень полезным может стать обмен ролями, так как помогает протагонисту развить самоконтроль, если он испытывает сильные или даже неистовые чувства по отношению к другому человеку. Монолог. Эта техника выглядит как комментирование
своих действий в середине сцены, перед ее началом или в конце. Монолог представляет собой реплику автора проблемы. В нем он выражает суть проблемы, высказывает свои мысли и чувства. Представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лицам, а к самому себе. Это полезный прием позволяет протагонисту взгля­нуть на свои эмоции как бы со стороны и таким образом проанализировать свои реакции на текущую ситуацию. Пустой» стул и «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста си­дящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим со­бой.При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делает­ся для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом дей­ствии или с другими людьми, важными для него, но кото­рые обычно подавляют его в реальной жизни. «За спиной». Техника «За спиной» заключается в том,
что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.

Б№33. Возможности и риски психодрамы. Психодраматические методы психологической помощи как нельзя лучше соответствуют как особенностям подросткового возраста, так и задачам работы с жертвами насилия: они основаны на реальном взаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении, что помогает усилить активность ребенка, повысить спонтанность его поведения и уменьшить сопротивление. Они помогают подростку с новым, более ресурсным завершением прожить и пережить трагические сцены жизни. Психодраматические методы позволяют построить пространственно-временной конструкт в операциональной системе «здесь и сейчас». Помещая в систему «здесь и сейчас» свое прошлое, настоящее и будущее, основываясь на личном опыте, дети могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим. Наделяя протагониста правом и обязанностью быть автором и режиссером свой драмы, эти методы позволяют ему развернуть вовне содержание своего внутреннего мира и справиться со своей травмой на символическом уровне в условиях минимального риска. Таким образом, изменяется восприятие той или иной ситуации, реконструируются фрагменты суьъективного образа мира подростка-жертвы, а его поведение становится все более осмысленным и гибким. Но это далеко не все достоинства психодраматических методов. Они:

— включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;

— рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;

— фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;

— способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения.

‑ позволяют моделировать в специально созданных условиях групповой работы реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли.

Б№34. История развития гештальттерапии Создатель гештальт-терапии - Фриц Перлз, в прошлом психоаналитик, впоследствии расширивший свои взгляды.Талантливый и смелый исследователь, Перлз не достиг больших успехов в качестве психоаналитика и много лет искал свой подход. Многие годы его искания (иногда и метания) к успеху не приводили, во многом ему мешал его слишком творческий, а прямее сказать - психопатический склад характера. Только в последние годы его жизни, в тусовке на Эсалене, группа энтузиастов помогла ему раскрутить бренд его подхода, используя в том числе известный и симпатичный в среде психологов подход гештальт-психологов.Из гештальт-психологии Перлзу оказались близки идеи Вертгеймера,Кёлера и Левина. Перлз отмечал: «Наиболее важной для меня была мысль о незаконченной ситуации, о неполном гештальте». Проблема соотношения фигуры и фона, разрабатывавшаяся гештальтистами в области познавательных процессов, была перенесена Перлзом в область мироощущения в целом.Следует отметить, что авторитеты гештальтпсихологии к новациям Перлза отнеслись неодобрительно.У Курта Гольдштейна Перлз взял идеи холистического подхода, в соответствии с которым гештальт-терапия рассматривает и анализирует взаимоотношения "организм-окружающая среда", "человек и его окружение" — как единую систему. Стоит заметить, что холистический подход - скореегуманитарный, нежели естествено-научный подход, и таким образом Перлз выстроил гештальт-терапию какгуманитарную психотерапию- понятную людям, но далекую от науки, по крайней мере от научнойклинической психотерапии. По крайней мере, популярное в гештальте понятие "поле" наблюдаемых признаков не имеет и предметом научных экспериментов являться не может.На становление гештальт-терапии также повлияли идеи Вильгельма Райха, который придавал большое значение телесным реакциям человека. У В.Райха, в частности, взято представление о наличии у индивидуума «защитного панциря», благодаря которому сопротивление становится общей функцией организма.В гештальте используются некоторые методы и идеи Якоба Морено - основателя психодрамы, в частности техники работы с "горячим стулом".Кроме того, в гештальт-терапии отмечается влияние некоторых восточных философий.

Б№35. Теоретические основания гештальттерапии Основателем гештальттерапии является Ф.С.Перлз. В отличие от З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера и других, он внес вклад в психологию личности скорее в области психотерапевтической практики, нежели в области собственно теории личности. К концу своей жизни он начал понимать, что, несмотря на опасности излишней интеллектуализации, нужно все же дать некоторое теоретическое обоснование его подхода. Теоретические основы и истоки Гештальт-терапии.
1. Психоанализ.
Не смотря на то, что Перлз активно критиковал психоанализ, именно эта критика позволила сформироваться гештальт-терапии как направлению. Перлзом заимствована, в пересмотренном виде, психоаналитическая теория личности с трехкомпонентной структу-рой, представление о сопротивлении, описания некоторых механизмов, называемых в анализе защитами, представления В.Райха о панцире характера, как основе невроза. Меж-ду аналитиками и гештальтистами идет активный обмен идеями и техниками: принцип «здесь и сейчас» давно активно используется аналитиками, некоторые гештальт-терапевты начинают приходить к необходимости соблюдения принципа нейтральности в терапии и в дополнение к теоретическим положениям гештальта используют и аналитиче-ские модели (например, теорию нарциссизма Кохута, аналитические теории развития Ма-лер, Эриксона, Штерна). Многие в настоящее время рассматривают гештальт-терапию, как терапию психоаналитического направления.
2. Теория поля и гештальт-психология.
Перлз в своем стремлении ревизии психоанализа использовал в качестве опоры теоретические положения гештальт-психологии и теории поля Курта Левина. В частности, Перлз опирался на позиции холизма, отрицая деление человека на психику и тело, подчеркивая, что не у человека есть тело, но человек и есть это тело и его психические процессы - отражение телесных. В результате этого гештальттерапия занимает уникальное положение среди других направлений, фокусируясь не на мыслях, фантазиях, влечениях, эмоциях, телесных процессах или поведении клиента, а изначально уделяет внимание всем им, в их взаимосвязях. Второй важной особенностью теоретического подхода гештальттерапии стало представление о том, что человек не существует сам по себе, а его существование может быть рассмотрено как единое поле организм/среда, регулируемое и направляемое силами процессов существующих в этом поле. Разность этих процессов формирует между ними границу, которая в гештальттерапии называется контактной границей или границей контакта. 3. Экзистенциальная философия и феноменология.
Экзистенциально-феноменологический подход, основателем которого считается такой известный философ как Гуссерль, а в психологии, психотерапии и психиатрии его развитием занимались не менее известные фигуры, такие как Бинсвангер, Мэй, Ясперс и другие, оказал большое влияние на психологию и психотерапию новой волны. Экзистенциально-феноменологический подход предполагает, что единой для всех реальности не существует. Каждый человек существует в своей реальности, которая отличается от реальностей других людей. Кроме того, эта реальность не является некоей константой, но меняется с течением времени, а также под влиянием пережитого человеком опыта. Таким образом, задачей психотерапии является помочь понять субъекту, как именно организована его собственная реальность, как он ее организовал таким образом и как эта картина ре-альности помогает или мешает ему во взаимодействии с другими людьми. Задачей гештальттерапии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...