Б№23. Основные принципы группцентрированной психотерапии.
1. Принцип “сейчас”. “Сейчас” – это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью “сейчас”, а то, что происходило несколько минут назад, не является “сейчас”. Б№24. Поведение и стиль руководства группового психотерапевта в энкаунтер-группе. Авторитарный стиль руководства группой. Как следует из названия, психотерапевт такого стиля является лидером группы, ее управляющим. Нельзя сказать, что в такой группе полностью исчезает демократизм (иначе это уже была бы не групповая психотерапия).Применяя этот стиль, обязательно следует помнить, что авторитарный лидер в групповой терапии все равно остается одним из членов группы и не «заглушает» ее активность своей руководящей ролью, а, напротив, всячески инспирирует ее и поощряет. Демократический стиль. А в групповой психотерапии демократический стиль руководства - это именно стиль опоры на коллективный разум в рамках четкого соблюдения всеми членами группы добровольно принятых, но обязательных для всех групповых норм. Именно эти две задачи и являются главными для психотерапевта демократического стиля: максимальное стимулирование участия всех членов группы в дискуссиях и поиске решения проблем при четком соблюдении групповых норм поведения. При этом сам он (как и любой групповой психотерапевт) ведет себя не как руководитель, а как активный член группы. Попустительский стиль. Этот стиль на первый взгляд даже трудно назвать стилем руководства. Можно сказать, что это стиль отстранения от руководства группой. Однако все не так просто. Этот стиль может быть исключительно эффективен, но лишь для психотерапевта, хорошо чувствующего не только актуальную ситуацию в группе, но и предчувствующего ее дальнейшее развитие. Недонапряжение групповой атмосферы (недостаточная эмоциональная вовлеченность членов группы) не приведет к нужному терапевтическому эффекту. Перенапряжение, переход от эмоционального обсуждения к враждебности и устойчивой неприязни -могут погубить результаты всех этапов кропотливой предварительной работы и просто «развалить» группу, нанеся к тому же дополнительные психические травмы тем, кто пришел к вам, чтобы от них избавиться. Опытные терапевты, несмотря на естественную индивидуально-типическую предрасположенность к одному из стилей руководства, имеют в своем арсенале прием всех трех стилей и даже их комбинации, оперативно переключаясь в зависимости от требований ситуации.
Б№ 25. Процесс группцентрированной психотерапии. В сфере терапевтической помощи нормальному чел-ку, истощённого ситуативными конфликтами, групповая терапия представляется более выгодной, чем индивидуальная. Индивидуальная и групповая терапия - сходства и различия. Сходства. Надежная поддержка, чувства принятия, раскрепощение в процессе самоисследования, доверие к способности отвечать за свою жизнь. Различия. Групповая ситуация сосредотачивается на адекватности межличностных отношений и обеспечивает непосредственную возможность для обнаружения новых, более удовлетворяющих способов отношений с людьми. В группе чел-к обучается давать и получать эмоциональную поддержку и формирует новое зрелое поведение. Процесс групповой терапии. Подробности организации и процедуры.Тема-это основной мотив и центр обсуждения с чётким началом и четким моментом окончания. Формальной структуры нет, но есть четкая схема развития, очевидное направление и смысл.Процесс с точки зрения участников группы. Выдержки из дневников. Процесс с точки зрения научного анализа. При некоторых подходах сильно полагаются на интерпретацию, устанавливают тему для обсуждения, лидер предпринимает активное усилие, чтобы членов группы «вызвать на откровенный разговор». На групп-центрированную терапию похожа аналитическая техника, где участникам предлагают «просто высказывать всё, что приходит на ум...». Групповой терапевт. Терапевт пытается понять, что говорит и чувствует участник группы, сообщить это понимание группе, облегчить и обезопасить групповую деятельность индивида, подтолкнуть его к активному самоисследованию. Члены группы как терапевты. В групповой терапии существует феномен взаимодействия ролей. Участник группы может выступать в качестве клиента, а может и в качестве терапевтов. Эффективность групповой терапии. Согласно опросам люди обнаруживают в групповой терапии немало пользы, и этот прогресс наблюдается в течении двух лет. Речь идёт не только о работе над определёнными проблемами и конфликтами, но и о большем принятии самого себя и готовности быть самим собой и об интернализалии и продолжительности терапевтического процесса.
Б№26. Основные процедуры группцентированной психотерапии. Основы методики работы ориентированного на групповой анализ психотерапевта таковы:
Б№ 27. Возможности, недостатки, показания и противопоказания группцентрированной психотерапии. Противопоказания к групповой психотерапии: • низкий интеллектуальный уровень; • психозы; • садомазохистские наклонности; • выраженные физические недостатки (слепота, глухота и т.д.); • существенные различия в возрасте. Групповая психотерапия имеет прежде всего лечебные цели и в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия направлена на раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловливающих его возникновение и субъективную неразрешимость, то эта цель является общей и для индивидуальной, и для групповой психотерапии. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику.
Б№ 28. История возникновения и теоретические основания психодрамы. Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников. Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода. Задачи психодрамы: 1.Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования. 4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Б№ 29. Основные понятия психодрамы. РОЛЕВАЯ ИГРА.Ролевая игра - основной элемент психодрамы, который заключается в любительском проигрывании какой-либо ситуации участниками группы. Этот прием также широко используется в гештальт-терапии и поведенческой психотерапии.Я.Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написал автор, они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами. В отличие от театра, психодрама поощряет импровизацию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и "сценарий" и "постановка" являются результатом работы не профессионала, а самих участников группы. Психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию. СПОНТАННОСТЬ. Понятие спонтанность и родственное ему понятие творчество составляют ядро теории действия и личности Я.Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на то, насколько раскованны и непринужденны в своих играх дети. Игры и эмоции их спонтанны. Теле" - одно из основных понятий психодрамы, обозначающее двухсторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Оно также включает в себя те позитивные и негативные чувства, которые испытывают люди в отношении друг друга в процессе психодраматического действия.Я.Морено определил "теле" как "вчувствование людей друг в друга". К.Рудестам определяет понятие "теле" как "взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии".Результатом использования понятия "теле" в изучении групп является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама позволяет нам проанализировать наше восприятие других людей. Понятие "теле" особенно значимо для социодрамы. КАТАРСИС. Понятие "катарсис" восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей. ИНСАЙТ. Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющихся проблем. Групповая психотерапия ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Б№30. Основные процедуры психодрамы. Процедура предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист — пациент — субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как «вспомогательные "Я"». «Вспомогательные "Я"» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Выделяют несколько основных функций «вспомогательных "Я"»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство. Б№ 31. Фазы развития психодрамы Первая фаза психодраматической сессии — разминка, или разогрев, группы. В процессе разминки режиссер с помощью специальных упражнений стимулирует двигательную активность участников, их эмоциональную и интеллектуальную включенность в происходящие в группе события. Ее главная задача — ослабить сопротивление участников, актуализировать у них те психологические проблемы, которые возникают в реальной жизни. В результате такой работы выявляются те члены группы, которые готовы на данном занятии выступить в роли протагониста. Его выбор может осуществляться тремя путями. Когда протагонист выявлен, группа переходит ко второй фазе психодраматического действия. Именно на этой фазе переживания и представления протагониста и других членов группы принимают форму реального моделирования ролевых отношений, существующих в физическом, социальном, культурном и временном пространствах бытия личности. Искусственно созданное сценическое пространство позволяет участникам группы и прежде всего протагонисту свободно оперировать физическими объектами, социальными ролями, воплощаемыми в языке культурными ценностями. Перед взорами протагониста и членов группы предстает сама жизнь во всей своей сложности и противоречивости. Протагонист может «здесь и теперь» изменять собственную жизнь в соответствии со своим желаниями. Режиссер и другие участники группы, выступая в различных ролях, помогают ему найти не только новое, но и адекватное решение заявленной в истории проблемы, расширить внутреннее пространство значимых отношений к действительности, интегрировать в самосознании свои переживания и представления о своей жизни в качестве позитивной основы для личностного роста и развития. Б№ 32. Методики, используемые в процессе психодраматического действия. Дублирование - технический прием, состоящий в присоединении к протагонисту другого члена группы, который с этого момента становится активным участником драматического действия, находится в непосредственной близости от протагониста и получает необходимые ключи к его бессознательному через телесное восприятие, точно, даже синхронно повторяя каждое его движение и каждую позу. Функция дубля заключается в том, чтобы поддержать протагониста и помочь ему выразить актуальное физическое состояние и реальные чувства. Развивая эмпатическую связь с протагонистом, дубль может выразить его мысли и чувства, которые возникают в ходе психодраматической сессии или которые тот в себе подавляет. Произнесенные вслух, по крайней мере, один раз, эти мысли и чувства могут быть протагонистом приняты (в этом случае он повторяет сказанное дублем, перефразируя и подбирая более привычные для себя слова и выражения) или отвергнуты - если он не считает их подходящими. Зеркало. Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве. Этот технический прием дает возможность протагонисту повысить степень объективности при осознании своих отношений с окружающими. Обмен ролями, во время которого протагонист играет «другого», тогда как вспомогательное «я» выступает в роли протагониста. Такой обмен вносит определенный вклад в психодраматический процесс и дает возможность другим участникам группы получить представление об отношениях протагониста со значимыми для него людьми через сценическое ролевое разыгрывание этих отношений. Он позволяет протагонисту взглянуть на мир глазами другого человека и, находясь в его роли, услышать собственную реакцию (которую в этот момент воспроизводит вспомогательное «я») на окружающую действительность. Это переживание может оказаться очень сильным, желанным и обладать терапевтическим эффектом. Кроме того, очень полезным может стать обмен ролями, так как помогает протагонисту развить самоконтроль, если он испытывает сильные или даже неистовые чувства по отношению к другому человеку. Монолог. Эта техника выглядит как комментирование Б№33. Возможности и риски психодрамы. Психодраматические методы психологической помощи как нельзя лучше соответствуют как особенностям подросткового возраста, так и задачам работы с жертвами насилия: они основаны на реальном взаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении, что помогает усилить активность ребенка, повысить спонтанность его поведения и уменьшить сопротивление. Они помогают подростку с новым, более ресурсным завершением прожить и пережить трагические сцены жизни. Психодраматические методы позволяют построить пространственно-временной конструкт в операциональной системе «здесь и сейчас». Помещая в систему «здесь и сейчас» свое прошлое, настоящее и будущее, основываясь на личном опыте, дети могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим. Наделяя протагониста правом и обязанностью быть автором и режиссером свой драмы, эти методы позволяют ему развернуть вовне содержание своего внутреннего мира и справиться со своей травмой на символическом уровне в условиях минимального риска. Таким образом, изменяется восприятие той или иной ситуации, реконструируются фрагменты суьъективного образа мира подростка-жертвы, а его поведение становится все более осмысленным и гибким. Но это далеко не все достоинства психодраматических методов. Они: — включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации; — рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия; — фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия; — способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения. ‑ позволяют моделировать в специально созданных условиях групповой работы реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли. Б№34. История развития гештальттерапии Создатель гештальт-терапии - Фриц Перлз, в прошлом психоаналитик, впоследствии расширивший свои взгляды.Талантливый и смелый исследователь, Перлз не достиг больших успехов в качестве психоаналитика и много лет искал свой подход. Многие годы его искания (иногда и метания) к успеху не приводили, во многом ему мешал его слишком творческий, а прямее сказать - психопатический склад характера. Только в последние годы его жизни, в тусовке на Эсалене, группа энтузиастов помогла ему раскрутить бренд его подхода, используя в том числе известный и симпатичный в среде психологов подход гештальт-психологов.Из гештальт-психологии Перлзу оказались близки идеи Вертгеймера,Кёлера и Левина. Перлз отмечал: «Наиболее важной для меня была мысль о незаконченной ситуации, о неполном гештальте». Проблема соотношения фигуры и фона, разрабатывавшаяся гештальтистами в области познавательных процессов, была перенесена Перлзом в область мироощущения в целом.Следует отметить, что авторитеты гештальтпсихологии к новациям Перлза отнеслись неодобрительно.У Курта Гольдштейна Перлз взял идеи холистического подхода, в соответствии с которым гештальт-терапия рассматривает и анализирует взаимоотношения "организм-окружающая среда", "человек и его окружение" — как единую систему. Стоит заметить, что холистический подход - скореегуманитарный, нежели естествено-научный подход, и таким образом Перлз выстроил гештальт-терапию какгуманитарную психотерапию- понятную людям, но далекую от науки, по крайней мере от научнойклинической психотерапии. По крайней мере, популярное в гештальте понятие "поле" наблюдаемых признаков не имеет и предметом научных экспериментов являться не может.На становление гештальт-терапии также повлияли идеи Вильгельма Райха, который придавал большое значение телесным реакциям человека. У В.Райха, в частности, взято представление о наличии у индивидуума «защитного панциря», благодаря которому сопротивление становится общей функцией организма.В гештальте используются некоторые методы и идеи Якоба Морено - основателя психодрамы, в частности техники работы с "горячим стулом".Кроме того, в гештальт-терапии отмечается влияние некоторых восточных философий. Б№35. Теоретические основания гештальттерапии Основателем гештальттерапии является Ф.С.Перлз. В отличие от З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера и других, он внес вклад в психологию личности скорее в области психотерапевтической практики, нежели в области собственно теории личности. К концу своей жизни он начал понимать, что, несмотря на опасности излишней интеллектуализации, нужно все же дать некоторое теоретическое обоснование его подхода. Теоретические основы и истоки Гештальт-терапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|