Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б№43. Позиция руководителя группы.




Взаимодействие с телом и душевным состоянием клиента.

Б№44. Основные процедуры телесноориентированной психотерапии. Работа с телом через прикосновение, а не с помощью слов (в вербальной терапии) может открыть доступ к тому, что невозможно выразить языком, особенно – к довербальному опыту. Хотя запустить воспоминания может все, что затрагивает органы чувств, – хлопок двери, рассвет, шум сыплющегося мусора, приятный аромат пирожка, – прикосновение воздействует сильнее всего, особенно когда исходное происшествие сильно подействовало на тело. Когда эта часть тела снова испытывает прикосновение при определенных условиях, происходит также прикосновение к прошлому опыту и проявляется «память тела». Как будто клетки тела помнят отдельное событие или их последовательность. Открытие этой памяти через прикосновение позволяет затем работать со скрытым материалом, недоступным языку. Прикосновение используется с различными целями: это расширение и исследование бессознательных образов; отражение; снятие панциря; удовлетворение потребности клиента в контакте, ласке, родительском тепле и сексуальности; удовлетворение тех же потребностей терапевта. Граница между этими видами прикосновения крайне тонкая и размытая, поскольку нашей культуре не хватает осознания телесного. Исследование и расширение. В большинстве случаев это отыгрывание, помогающее клиенту ощутить определенную часть тела и обратить внимание на состояние этой части. Отражение. Иногда клиенту необходимо, чтобы терапевт или другой клиент присоединились к его телесному опыту, например к отталкиванию, к танцу или крику. Часто такой опыт ценен для преодоления паттерна отчуждения, особенно если отчуждение скорее архетипично и не является проявлением невротической закрытости. Снятие панциря. Терапевт активно противостоит соматическим защитным системам клиента с помощью надавливания, которое может варьироваться от легкого прикосновения до глубокого массажа. Удовлетворение потребностей на уровне тела. С другой стороны, некоторые терапевтические модели подразумевают, что невозможно достичь здоровья до тех пор, пока ранние телесные и психические травмы (травмы, которые продолжают существовать в определенных клетках тела и используют такую защиту, как отделение от сознания и мышечный панцирь) не будут обнаружены и исцелены на примитивном уровне благодаря прикосновению. Согласно этой модели недостаточно осознать раннюю боль депривации, нужно еще и залечить старую рану. Этого можно достичь, прикасаясь к клиенту и обнимая его на прегени тальном уровне, как обнимают маленьких детей; тогда мышечный панцирь ослабнет и позволит энергии течь в зажатые ткани тела. Если это не произойдет, то, скорее всего, панцирь, защищающий от ранней боли, и дальше будет мешать человеку развивать отношения с другими людьми. Травма, полученная в раннем младенчестве, может быть компенсирована у здорового взрослого, поэтому многие люди прекрасно функционируют, понятия не имея о своих детских ранах. Однако ранние травмы могут проявляться в комплексах, которые можно преобразовать, если анализ затрагивает более глубокий опыт. Возможно, именно тем, кто был наиболее сильно травмирован в раннем детстве, для исцеления требуется телесная работа.

Возвращаясь к классификации прикосновений, можно выделить следующие задачи. Установление контакта. Вероятно, большая часть бессознательных прикосновений терапевта (например, рукопожатие и хлопок по спине) мотивируется именно этим. Эмоционалъная теплота. Это означает, что нужно еще на один шаг продвинуться в «установлении контакта» и выразить свои эмоции, прикасаясь к клиенту, обнимая его и проявляя нежность без сексуальной мотивации. Поддержка. Терапевт может обнять клиента, переживающего ужас или горе ранней травмы, чтобы поддержать его и помочь ему выдержать и воспринять боль; в противном случае боль может породить так много тревоги, что не будет полностью воспринята и быстро скроется в тени. Удовлетворение потребностей терапевта. Прикосновение, мотивированное потребностью терапевта, никогда не является оправданным, потому что это эксплуатация клиента. Любой терапевт, и особенно занимающейся телесной терапией, должен уметь воспринимать и сдерживать свои догенитальные и генитальные импульсы, как гомосексуальные, так и гетеросексуальные. В нашей стране телесная психотерапия стала развиваться только в последнее время. И теория, которая объединила бы ее различные направления, сделала бы ее стройной и гармоничной системой, пока еще не создана.Подобный разрыв между большим практическим опытом и слабой теоретической базой не случаен. Создание теории телесной психотерапии весьма затруднительно, так как оно затрагивает основы психофизиологической проблемы, проблемы взаимодействия души и тела, рассмотренной в предыдущем разделе, которая так и остается неразрешенной на протяжении многовековой истории человечества.В настоящее время границы телесной психотерапии необоснованно расширены, происходит пересечение ее с другими ориентированными на тело техниками, что создает путаницу как в теории, так и в терапевтической практике. С одной стороны, к телесной психотерапии примыкают такие методы воздействия на тело, как ЛФК, психофизические тренировки, холистический массаж, а с другой стороны – хореотерапия, двигательная терапия, кинезиотерапия. К тому же в настоящее время распространена практика комбинированных методов.В разных источниках описано от пятнадцати до семидесяти различных подходов, носящих название «работа с телом». Некоторые из них являются по своей цели чисто психотерапевтическими, а другие более точно определяются как методы физической терапии, главной целью которых является телесное здоровье.

Б№45. Направления телесной терапии. Среди наиболее известных современных направлений телесной психотерапии можно отметить:

- биоэнергетическую телесную терапию Александра Лоуэна;

- метод Фельденкрайса; метод Александера;

-рольфинг (или структурную интеграцию);

- первичную терапию Артура Янова;

- терапию, ориентированную на «чувственное осознавание»; - восточные методы телесной психотерапии.

Б№ 46. Техники телесно-ориентированной психотерапии.

Б№ 47. Возможности, показания и противопоказания для участия в телесной терапии. Телесно-ориентированная терапия представляет собой интегрированное направление, совмещающее в себе элементы психологии, психотерапии, биомеханики движений (кинезиологиии), биоэнергетики и даже некоторых методов нетрадиционной медицины. Телесно-ориентированная терапия ничем не похожа на классическую «терапию разговорами», однако и просто массажем ее никак не назовешь. Телесная терапия как инструмент может использоваться при различных психосоматических расстройствах. Эта методика прекрасно подойдет людям в период жизненных кризисов, когда требуется, но не находится сил на новое начинание, потерян интерес к жизни и к себе как личности. Телесная терапия поможет обрести мотивацию и вкус к жизни. В ней активно применяются широко востребованные техники расслабления ума и настройки на позитив. Телесно ориентированная терапия работает также с серьезными патологиями, такими как депрессия, тревожное расстройство, панические приступы, нервозность, раздражительность, фобии. Телесная терапия располагает целым арсеналом техник для проживания вытесненного травматического опыта и последующей коррекции психологического состояния.Этот психотерапевтический метод практически не имеет противопоказаний, однако важно, чтобы специалист смог научиться отличать психологический комплекс симтомов от соматического. Телесно-ориентированная психотерапия помогает читать скрытые знаки тела, о которых не знает даже восточная медицина, и намного лучше понимать и определять стратегию лечения каждого отдельно взятого клиента. Результатом работы телесного терапевта, как правило, является осознание и снятие напряжений, в том числе и самых глубинных, и внутренних душевных сопротивлений, а также ликвидация последствий длительного стресс. Противопоказания: недавние операции, переломы; садомазохические наклонности.

Б№ 48. История развития, принципы и цели когнитивной психотерапии. Основы когнитивной психотерапии были заложены А.Эллисом и А.Беком. В дальнейшем эти идеи нашли благодатную почву в бихевиоризме и в настоящее время часто говорят о единой когнитивно-поведенческой терапии. Главная задача когнитивной психотерапии – изменить мышление индивида, точнее, его дисфункциональные убеждения и ошибочные способы переработки информации. Вследствие этого когнитивная психотерапия применяется, прежде всего, для лечения эмоциональных и поведенческих расстройств через воздействие на мышление индивида.
Когнитивные элементы могут быть трех уровней: 1. автоматические образы и мысли, связанные с переработкой текущей информации; 2. базисные посылки (глубинные убеждения) – система глубинных представлений индивида о себе и окружающем мире; 3. промежуточные убеждения, включающие отношения, правила и предположения. Автоматические мысли характеризуются рефлекторностью, непроизвольностью, быстротечностью и бессознательностью, они представляют собой вербальные формулировки или образы. Автоматические мысли можно считать наиболее поверхностным уровнем познавательной деятельности. Глубинные убеждения – это глубинные установки, по сути, бессознательная жизненная философия индивида, они обладают большой устойчивостью и во многом предопределяют те или иные автоматические мысли. Базисные посылки – фундаментальный уровень убеждений, они являются сверхобобщенными, всеобъемлющими, укоренившимися и плохо поддающимися изменениям когнитивными элементами.
Промежуточные убеждения формируются на основе глубинных убеждений и влияют на восприятие человеком ситуации, которое, в свою очередь, определяет его способ мышления, а затем – его эмоции и поведение.

Б№ 49. Теоретическое основание когнитивной терапии. А. Бек при теоретическом обосновании предложенной им терапии исходил из положения о том, что эмоции и поведение человека определяются присущим каждому специфическим способом истолкования внешнего мира. Проблемы пациента вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Объективный мир при восприятии его человеком преломляется через когнитивные модели или схемы. Данные схемы подобны фильтрам или «концептуальным очкам», которые определенным образом отбирают поступающую информацию. При значительном искажении этих фильтров у индивида возникают эмоциональные проблемы, а впоследствии — и клиническая симптоматика, поэтому задача терапевта — сконцентрировать внимание клиента на том, как им осуществляется процесс отбора и интерпретации информации, после чего ему предлагается проверить обоснованность сделанных выводов и при заключении об их ошибочности заменить их на более адекватные (Федоров А. П., 2002). Терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отказаться от них или пересмотреть их. Только определив и исправив ошибки мышления, он может достигнуть более высокого уровня самоосуществления. Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим для выживания организма фактором является переработка информации. Мы не смогли бы выжить, если бы у нас не было функционального аппарата для приема информации из окружающей среды, синтезирования ее и планирования действий на основе этого синтеза.

Б№ 50. Когнитивные модели эмоциональных и личностных расстройств. Когнитивная модель депрессии. Бек описывает когнитивную триаду при депрессии:

1.Негативное представление о себе. Депрессивный индивид воспринимает себя как неприспособленного, никчемного, отверженного.

2.Негативный взгляд на мир. Депрессивный индивид убежден в том, что мир предъявляет чрезмерные требования к человеку и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей. Мир лишен удовольствия и удовлетворения.

3.Нигилистический взгляд на будущее. Депрессивный индивид убежден

втом, что переживаемые им трудности непреодолимы. Эта безнадежность нередко приводит его к суицидным мыслям.

Когнитивная модель тревожных расстройств. В мышлении тревожного пациента доминируют темы опасности, то есть он предполагает события, которые окажутся пагубными для него, для его семьи, для его имущества и для других ценностей.

Восприятие опасности тревожным пациентом основано на ложных предположениях или оно чрезмерно, в то время как нормальная реакция основана на более точной оценке риска и размеров опасности. Кроме того, нормальные индивиды могут контролировать свое неправильное восприятие, используя логику и очевидность. Тревожные индивиды испытывают трудность в распознавании сигналов безопасности и других свидетельств, которые уменьшают угрозу опасности. Таким образом, в случаях тревоги когнитивное содержание вращается вокруг темы опасности и индивид склонен преувеличивать вероятность вреда и уменьшать свою способность к совладанию.

Мания. Предубежденное мышление маниакального пациента противоположно депрессивному. Такие индивиды избирательно воспринимают преимущества всякого жизненного опыта, блокируя негативный опыт или интерпретируя его как позитивный и нереалистично ожидая благоприятные результаты от различных предприятий. Преувеличение способностей, достоинств и достижений приводит к чувству эйфории. Постоянная стимуляция, идущая от завышенной самооценки и чрезмерно оптимистических ожиданий, обеспечивает огромные источники энергии и вовлекает маниакального индивида в постоянную деятельность, направленную на достижение цели.

Когнитивная модель панического расстройства. Пациенты с паническим расстройством склонны рассматривать любой необъяснимый симптом или ощущение как признак неминуемой катастрофы. Главной чертой людей с паническими реакциями является наличие убеждения в том, что их витальные систе мы — кардиоваскулярная, респираторная, центральная нервная — потерпят крах. Из-засвоего страха они постоянно прислушиваются к внутренним ощущениям и поэтому замечают и преувеличивают ощущения, которые проходят незамеченными у других людей.

Пациенты с паническими расстройствами имеют специфический когнитивный дефицит: они неспособны реалистически воспринимать свои ощущения и катастрофически их интерпретируют.

Пациенты, у которых был один или несколько приступов паники в конкретной ситуации, начинают избегать этих ситуаций. Предчувствие такого приступа запускает множество вегетативных симптомов, которые затем неправильно интерпретируются как признаки неминуемого несчастья (сердечного приступа, потери сознания, удушья), что может привести к полному разворачиванию панического приступа. У пациентов с паническим расстройством часто развивается агорафобия. Они в конце концов не покидают своего дома или так ограничивают свою деятельность, что не могут отходить далеко от дома и нуждаются в сопровождаемом.

Когнитивная модель фобии. При фобиях имеется предчувствие физического или психологического ущерба в специфических ситуациях. Если пациент в состоянии избежать подобной ситуации, он не ощутит угрозы и сохранит спокойствие. Если же он попадет в такую ситуацию, то почувствует субъективные и физиологические симптомы тревоги.

Страх перед отдельными ситуациями основан на преувеличенном представлении пациента об особых пагубных свойствах этих ситуаций. Так, пациент с фобией тоннелей испытывает страх перед крушением в тоннеле и собственной смертью от удушья; другого пациента будет ужасать возможность наступления острого, смертельно опасного заболевания, если ему вовремя не окажут помощи.

При оценочных фобиях имеется страх неудачи в социальных ситуациях, на экзамене или публичном выступлении. Поведенческие и физиологические реакции на потенциальную «опасность» (отвержение, недооценка, неудача) могут мешать функционированию пациента до такой степени, что могут вызывать как раз то, чего боится пациент.

Когнитивная модель параноидных состояний. Параноидный индивид приписывает другим людям предубедительное отношение к себе. Другие люди преднамеренно оскорбляют, вмешиваются, критикуют. В отличие от депрессивных пациентов, которые считают, что предполагаемые оскорбления или отвержение справедливы, параноидные пациенты считают, что другие третируют их несправедливо.

В отличие от депрессивных пациентов, параноидные не отличаются низкой самооценкой. Они больше озабочены несправедливостью предполагаемых нападок и вторжений, чем действительными потерями.

Когнитивная модель обсессий и компулъсий. Пациенты с обсессиями подвергают сомнению ситуации, которые большинством людей считаются безопасными. Сомнение обычно касается ситуаций, которые являются потенциально опасными. Когнитивная модель истерии. При истерии пациент убежден, что у него имеется соматическое расстройство. Так как воображаемое расстройство не смертельно, он склонен принимать его без особой тревоги. Пациенты, страдающие фобией, по существу являются «сенсорными фантастами», то есть они воображают себекакую-тоболезнь, а затем испытывают сенсорное ощущение как доказательство, подтверждающее наличие этой болезни. Пациент, как правило, ощущает сенсорные или моторные аномалии, которые соответствуют его ошибочному представлению об органической патологии.

Когнитивная модель нервной анорексии. Нервная анорексия и булимия представляют констелляции дезадаптивных убеждений, которые вращаются вокруг одного центрального предположения: «Вес и форма моего тела определяют мою ценность и мою социальную приемлемость». Вокруг этого предположения вращаются, например, такие убеждения: «Я буду безобразной, если буду больше весить», «Единственная вещь в моей жизни, которую я могу контролировать, — это мой вес» и «Если я не буду голодать, я начну полнеть — а это катастрофа!»

Пациенты с нервной анорексией обнаруживают типичное искажение в переработке информации. Они неправильно интерпретируют симптомы наполнения желудка после приема пищи как признаки того, что они полнеют. Кроме того, они неправильно воспринимают свой образ в зеркале или на фотографии как более объемный, чем есть на самом деле.

Когнитивная модель расстройств личности. В основе нарушенной личности лежит генетическая предрасположенность и полученный опыт научения. Каждое нарушение личности характеризуется базисным убеждением и соответствующей поведенческой стратегией (Beck и соавт.). Описание базисных убеждений («схем») и поведенческих стратегий при различных типах нарушений личности.

При каждом расстройстве личности можно обнаружить как чрезмерно развитые, так и слаборазвитые стратегии. Например, при параноидном расстройстве «недоверие» является чрезмерно развитой стратегией, а «доверие» — слаборазвитой. Дисфункциональные схемы, характерные для нарушений личности, являются чрезвычайно стойкими, поэтому когнитивное реструктурирование занимает у этих пациентов больше времени и предполагает более глубокое исследование происхождения схем, чем у пациентов с эмоциональными нарушениями.

 

 

Б№51. Когнитивные ошибки Когнитивные ошибки — это ошибки, влияющие на ощущение, восприятие, представление и мышление человека. При этом под когнитивными ошибками понимаются только систематические ошибки, а также шаблоны (образцы) и стереотипы (устоявшиеся отношения к чему-либо), которые мешают мыслить рационально. Ошибки, связанные с поведением и принятием решений:

1. Искажение в восприятии сделанного выбора— тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.

2. Эффект повального увлечения, конформизм— тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это).

3. Отклонение в сторону результата— тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («Победителей не судят»).

4. Ошибка при планировании — тенденция недооценивать время выполнения задач. Также известно как следствие закона Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».

5. Подчинение авторитету— склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.

6. Потребность в завершении— потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок.

7. Предвзятость подтверждения — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.

8. Селективное восприятие— тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие.

Ошибки, связанные с вероятностями и стереотипами:

1. Иллюзия корреляции— ошибочная вера во взаимосвязь определённых действий и результатов.

2. Стереотипизация — ожидание от члена группы определённых характеристик, без знания какой-либо дополнительной информации о его индивидуальности.

3. Субъективное придание значимости— восприятие чего-либо, как истинного, если верования субъекта требуют, чтобы это было истинным. Сюда также входит восприятие совпадений как взаимосвязи.

4. Эффект сверхуверенности— тенденция переоценивать свои собственные способности.

Социально обусловленные ошибки:

1. Иллюзия прозрачности— люди переоценивают способность других понимать их, и они также переоценивают свою способность понимать других

2. Фундаментальная ошибка атрибуции— тенденция людей объяснять поведение других людей их личностными качествами, недооценивая ситуационные факторы, и в то же время переоценивать роль и силу ситуационных влияний на собственное поведение, недооценивая личностный аспект

3. Эффект ореола— имеет место при восприятии одного человека другим и состоит в том, что позитивные и негативные черты человека «перетекают», с точки зрения воспринимающего, из одной области его личности в другую.

Появление ошибок ведёт к неправильности принимаемых решений и действий. Как указывает Крамаренко В.П. допускаемые следователем ошибки могут создать угрозу наступления негативных последствий, то есть могут привести к таковым последствиям, а могут быть вовремя устранены, либо же по иным причинам не привести к негативным последствиям, однако реальную угрозу наступления этих последствий создать. Это относится, в первую очередь, к ошибкам в тактико-психологическом обеспечении расследования. Ошибки в познании (как составляющие психологического компонента следственных ошибок) обуславливают ошибочный выбор направлений и путей решения, возникающих проблем, что в свою очередь, проявляется в ошибочных формах моторной реализации принятых решений (ошибочные действия), ошибочных формах обратной связи и т.д. А.Ю.Попов, А.А.Вихман подтвердили влияние когнитивных ошибок на принятие решений следователями на практике. Эксперимент состоял в предоставлении для ознакомления следователям со стажем работы 20-30 лет личных дел осуждённых, отбывающих наказание. При этом из них было исключено только положение о том, за что осуждённый отбывает наказание, однако было указано, что из 12 дел по шесть дел об убийстве и мошенничестве. Следователям было предложено изучить личные дела и определить кто является убийцей, а кто мошенником. Результатом стали данные о том, что профессионально опытные следователи уверены в правильности своего решения, основанного на предоставленной для изучения информации, в то время как точность их результата практически не отличается от ожидаемого результата при случайном угадывании и в выборке студентов педагогического вуза, с той лишь разницей, что последние в своём выборе не уверены.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...