Методы и методики исследования
Стр 1 из 15Следующая ⇒ На правах рукописи Шайдакова Наталья Викторовна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ Социальная психология Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель: доктор политических наук, кандидат психологических наук, профессор Радина Надежда Константиновна
Москва – 2014 Содержание
Введение Актуальность исследования. Конец ХХ - начало ХХI веков - время интенсивного развития социальной психологии экономического поведения, обусловленное практическими потребностями современного общества (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев и А.Б.Купрейченко, В.П.Позняков, В.А. Хащенко, Е.В. Шорохова и д.р.). Исследования экономических явлений в психологии в ХХ - ХХI веке выполнялись по двум основным направлениям: изучалось психологическое содержание экономических феноменов (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев, А.Д.Карнышев, А.И.Китов, Х.Дитмар, П.Лунт. С.Ливингстоун и др.) и экономическое наполнение феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований (Т.В. Гусева. Н.А.Журавлева, Т.В. Дробышева, Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева, М.Н. Стельмашук, В.А.Хащенко, Е.В.Щедрина, Х.Дитмар и др.).
В российской экономической психологии внимание исследователей было сконцентрировано на изучении социально-психологических последствий экономических изменений в обществе (А.Б. Бояринцева, А.П. Вяткин, О.С. Дейнека, Н.А. Журавлева, Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков и др.), в зарубежной - на потреблении. В настоящее время, как за рубежом, так и в России актуальны следующие направления исследований потребительского поведения: · принятие потребительского решения (Д. Канеман, Г. Саймон, А. Тверски, Е.В. Тугарева и д.р.); · изучение установок, влияющих на поведение потребителя (А. Ауденаэрт, Дж. Олсон, Т. Рейнолдс, Дж. Стинкамп, М. Фишбейн и др.); · культурные аспекты потребительского поведения (Х. Диттмар, П.Лунт, С. Ливингстоун, П. Льюис, А. Фенем и др.) · потребительская социализация в контексте общего процесса социализации (А.П.Вяткин, Т.В.Гусева, Т.В.Дробышева, А.Л.Журавлев, Н.К.Радина, Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева, М.Н. Стельмашук, Жилина Ж.А. Е.В.Щедрина, П.Лунт, П.Томас, А.Фёнэм и др.); · идентичность потребителя (В.А.Хащенко, Н.К.Радина, Н.К.Сарамбаева, Х.Дитмар и др.); · возрастные аспекты потребления (Б.Г.Ребзуев, А.А.Савельева и др.); · монетарные отношения в контексте потребительского поведения (С.В.Буренина, А.Б.Купрейченко, М.Ю.Семенов, А.Б.Фенько и др.); · влияние рекламной коммуникации на потребительское поведение (И.В.Грошев, А.А.Комиссаров, А.Б.Купрейченко, А.Н.Лебедев и др.). Демонстративное (показное) потребление в социологических исследованиях определяется как особое потребительское поведение личности, с помощью которого поддерживается (конструируется) социальный статус личности в группе. Особенности его знаковой природы были представлены в работах Т.Веблена, Г.Зиммеля, Э.Фромма, Г.Маркузе, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, Дж.К.Гэлбрейта, Э.Тоффлера, И.Гоффмана.
В зарубежных социально-психологических исследованиях тема демонстративного потребления представлена в русле изучения репрезентации социальной идентичности личности, а именно: · демонстративное потребление рассматривается как способ демонстрации богатства и социального статуса (Айленд Н., Багвелл Л., Бернхейм Д., Басу К., Глезер А., Джинн О., Корнео Дж., Франк Р. и др.) · демонстративное потребление характеризуют как обусловленное этнической идентичностью (Висман Дж., Кол Х., Херст Э. и др.) · демонстративное потребление связывают с гендерной идентичностью (Грискевикус В., Санди Дж., Чалдини Р и др.) · демонстративное потребление характеризуют как зависимое от профессиональной идентичности (Вудраффи Х., Вудроф-Бертон Х., Гронмо С., Пуринтон Э., Фонтс А. и др.) В России феномен демонстративного потребления представлен преимущественно в работах социологов: Е.Н.Вороновой, Д.С.Дронова, Н.А.Аранович, О.В.Понукалиной, Ю.А.Циммерман, А.В.Логунова и др. Проблема демонстративного потребления, вслед за Т.Вебленом, считавшим потребление детей вторичным, призванным подтвердить статус главы семейства, традиционно изучается на взрослой, экономически самостоятельной, выборке. Тем не менее, согласно исследованиям социологов и социальных антропологов, ориентация на демонстративное потребление у подростков и студентов является условием принятия в группе ровесников, является маркером принадлежности к различным социальным группам в рамках молодежных субкультур, а в ряде случаев – знаком психологического неблагополучия. Однако социально-психологическая составляющая демонстративного потребления, как для возрастной группы взрослых, так и подростков изучена крайне недостаточно. Психологические исследования связи демонстративного потребления и гендерной идентичности личности (В.Грискевикус, Дж.Санди, Р.Чалдини и др.) были выполнены на выборке студентов американских университетов. Специальных исследований, ориентированных на глубокое изучение социально-психологических аспектов демонстративного потребления, на возрастной группе подростков и молодежи, как за рубежом, так и России, выполнено не было.
Таким образом, изучение феномена демонстративного потребления, как взрослых, так и молодежи, в российской социальной психологии на данный момент находится на начальном этапе. Сложность и неоднозначность проблемы потребления в целом (например, формирование психологической зависимости от «шопинга», снятие напряжения при помощи потребления и т.п.) требуют дальнейшего внимания со стороны психологов. Цель исследования – выявить социальные и социально-психологические факторы демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов. Объект исследования – феномен демонстративного потребления у старшеклассников и студентов. Предмет исследования – социально-психологические особенности демонстративного потребления личности у старшеклассников и студентов. Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что «демонстративное потребление» старшеклассников и студентов является феноменом, обусловленным как социальными, так и социально-психологическими характеристиками. Основная гипотеза обусловливает следующие частные гипотезы: 1. Количественные и качественные различия в демонстративном потреблении индивидов формируются в процессе развития социальной идентичности личности и определяются интериоризованными нормами социализации, заданными социокультурной средой и проявляющимися в виде соответствующих социальных установок. 2. Уровень когнитивной составляющей демонстративного потребления (распознавание) может не соответствовать уровню поведенческой составляющей демонстративного потребления. 3.Практика демонстративного потребления (поведенческая составляющая демонстративного потребления) коррелирует с показателями психологического благополучия личности у старшеклассников и студентов (а именно с суверенностью психологического пространства, самоотношением, жизнестойкостью, коммуникативными способностями). 4. Умеренное демонстративное потребление возможно характеризовать как маркер социально-психологической адаптированности личности в социуме у старшеклассников и студентов. Задачи исследования: 1. Провести анализ психологических, социологических и экономических исследований по проблеме потребительского поведения и демонстративного потребления. 2. На основании теоретического анализа проблемы сформулировать гипотезы и разработать программу эмпирического исследования влияния социальных и социально-психологических детерминант, определяющих установки на демонстративное потребление и личностное развитие.
3. Разработать анкету, направленную на изучение установок на демонстративное потребительское поведение, и изучить феномен показного/демонстративного потребления на возрастной группе старшеклассников и студентов ВУЗов. 4. Изучить влияние средовых условий на развитие установок старшеклассников и студентов в области показного потребления (разные гендерные группы, социально-экономический уровень семьи) и социально-психологические особенности участников исследования с различными установками на практику показного потребления (суверенность психологического пространства, самоотношение, жизнестойкость, коммуникативные способностей и эмоциональный интеллект личности). 5. Выявить, проанализировать и проинтерпретировать взаимосвязи демонстративного потребительского поведения, средовых и социально-психологических характеристик участников исследования. 6. Разработать рекомендации, разъясняющие особенности и закономерности формирования социального феномена «демонстративное потребление личности» на этапе оформления первичной идентичности личности для педагогов и психологов, сопровождающих социальное развитие старшеклассников и студентов. Теоретико-методологические основы исследования были сформулированы на основе: - положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, выдвигающей принцип развития личности в процессе интериоризации социокультурного материала; - положений субъектно-деятельностного подхода (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В.., Журавлев А.Л. и др.); - гендерной методологии в социальных науках, рассматривающей гендерную социализацию и гендерную идентичность личности в контексте социального конструирования (Бем С., Воронина О.А., Здравомыслова Е.А., Клецина И.С, Радина Н.К., Семенова Л.Э., Темкина А.А. и др.); - концепции социальной идентичности в изучении социально-психологических аспектов экономических явлений (Тэджфел А., Тернер Дж., Акерлоф Г., Крэнтон Р. и др.). - концепции «демонстративного потребления» как социального феномена в контексте социально-экономической стратификации общества (Веблен Т., Зиммель Г., Фромм Э., Бодрийяр Ж., Бурдье П., Гэлбрейт Дж., Тоффлер Э., Гоффман И. и др.) Методы и методики исследования Для решения задач, поставленных в исследовании в качестве методов изучения теоретических и эмпирических исследований в философии, экономике, социологии, социальной психологии, культурологии по проблемам потребительского поведения личности в процессе конструирования социальной идентичности были применены методы теоретического исследования. Также в диссертационной работе в процессе эмпирического исследования применялись: анкета «Демонстративное потребление» (Радина Н.К., Шайдакова Н.В.), личностный опросник «Суверенность психологического пространства» (Нартова-Бочавер С.К.); тест-опросник самоотношения (ОСО) (Столин В.В., Пантилеев С.Р.); «Тест жизнестойкости», (Мадди С.; адаптирован Леонтьевым Д.А., Рассказовой Е.И.); методика «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС2) (Федоришин Б.А., Синявский В.В.); диагностика эмоционального интеллекта (Холл Н.). Математическая обработка данных исследования проводилась при помощи коэффициента ранговой корреляции Rs Спирмена, углового преобразования Фишера, t – критерия Стьюдента и факторного анализа с использование Varimax - вращения. Для математической обработки данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 19. Достоверность данных определяется научно-методической обоснованностью программы исследования, использованием адекватных цели, предмету и задачам исследования методов получения и обработки данных; соотнесением полученных данных с имеющимися результатами других исследований. Выборка. В исследовании приняло участие 214 человек (85 юношей и 129 девушек) из семей с различным социально-экономическим статусом. Статус семьи определялся образовательными возможностями, которые были предоставлены старшеклассникам и студентам, принимающим участие в исследовании. Старшеклассники обычных общеобразовательных школ и студенты-бюджетники ВУЗов с низкими рейтингами престижа составили 112 человек. Старшеклассников и студентов из «престижных» образовательных учреждений - 86 человек. Престижность учебного заведения определялась стоимостью обучения (или величиной добровольного «родительского взноса» для гимназий и лицеев), локализацией образовательного учреждения в городском пространстве (центр – периферия), региональным рейтингом «престижа», отраженным в статусе учреждения (гимназия, лицей или рейтинг вузов и факультетов у абитуриентов). Научная новизна работы. В рамках данного исследования: - систематизированы социально-психологические знания о потребительском поведении, связи потребительского поведения с социальной идентичностью личности, особенностях формирования феномена демонстративного потребления в социологических и психологических исследованиях за рубежом и в России; - социально-психологический феномен «демонстративное потребление» рассмотрен с точки зрения распознавания показного поведения и его практики; - получены оригинальные факты, конкретизирующие специфику демонстративного потребления представителей различных социально-экономических и гендерных групп; - идентифицированы и описаны основные варианты демонстративного потребления старшеклассников и студентов, принадлежащих к различным социально-экономическим группам; - произведен комплексный анализ социальных и социально-психологических характеристик личности старшеклассников и студентов с различной выраженностью установки на демонстративное потребление; - выделены социальные и социально-психологические факторы, определяющие развитие демонстративного потребления у старшеклассников и студентов. Теоретическая значимость работы заключается в следующем: - уточнено определение потребительской социализации как трехстороннего процесса усвоения, воспроизводства и трансформации культуры потребления группы членства личности в контексте экономической социализации; - уточнено определение демонстративного потребления в социально-психологическом контексте, при этом демонстративное потребление представлено как сложно-структурированное социально-психологическое образование; - в исследовании получил развитие деятельностый подход в понимании потребительского поведения личности; - предложены комплексные модели, включающие как социальные, так и социально-психологические факторы, описывающие различные тенденции развития демонстративного потребления. Практическая значимость исследования состоит в следующем: - разработан психодиагностический инструментарий для изучения демонстративного потребления личности; - результаты исследования могут быть востребованы при психологическом консультировании лиц с девиациями в области потребительского поведения; - материалы данного исследования могут быть отражены в учебных курсах программ высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области психологии потребления, психологии маркетинга и рекламы, а также для психологов, ориентированных на работу с подростками в области экономической социализации; - результаты исследования могут быть использованы при разработке маркетинговых программ для компаний, реализующих «престижные» товары и услуги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|