Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распознавание и практика демонстративного потребления у юношей и девушек




Группы   Показатели Вся выборка Юноши Девушки Значимость различий; t-кр. Стьюдента
Ср. σ Ср. σ Ср. σ
Общая установка 40,74 8,04 37,74 9,25 42,72 6,44 р≤0,001
Распознавание 23,57 5,14   6,14 24,61 4,06 р≤0,001
Практика 17,44 3,89 16,31 4,02 18,19 3,62 р≤0,001

 

Таким образом, девушки больше юношей ориентированы на повышение собственного статуса посредством демонстративного потребления, лучше разбираются в символах статуса и активнее их используют.

Данные представленного анализа согласуются с результатами предыдущих исследований, где женщины представляются более материально-ориентированными [Фенько А.Б, 2004]. Однако необходимо подчеркнуть, что данное поведение реализует не индивидуальные стратегии, а социокультурную норму, навязываемую социумом и принимаемую девушками в процессе гендерной социализации.

Так же вероятно, такая высокая ориентация на показное потребление вызвана стремлением найти высоко партнёра на брачном рынке по принципу сходства (Г. Беккер): высокая ориентация девушки на знаки статуса повышает её привлекательность в глазах потенциального высокостатусного партнера. Кроме этого модель Беккера позволяет предположить, что ориентация девушек на демонстративное потребление отражает особенности российского общества, где численность женщин превышает численность мужчин, и показное потребление девушки может стать символом её «богатого приданного».

На основе данных анкетирования все испытуемые были разделены на четыре группы в зависимости от выраженности установки: лица с высоким уровнем выраженности установки, выше среднего, ниже среднего и низким уровнем выраженности данной установки. Сравним различные группы испытуемых по уровню установки на демонстративное потребление, его распознавание и практику (см. таблицу 3).

Таблица 3

Демонстративное потребление у юношей и девушек

Уровень Общая установка Распознавание Практика   Критерий Фишера
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
           
n % n % n % n % n % n %
    15,3   17,8   12,9   20,2   12,9   12,4  
    22,4**   48,8**   30,6   35,6   28,2**   49,6** ½ р≤0,01 5/6 р≤0,01
    31,7   28,7   27,1*   38*   31,8   30,2 ¾ р≤0,05
    30,6**   4,7**   29,4**   6,2**   27,1**   7,8** ½ р≤0,01 ¾ р≤0,01 5/6 р≤0,01
итого                          
  1 – высокий; 2 – выше среднего; 3 – ниже среднего; 4 – низкий

 

Тех, кто высоко ориентирован на демонстративное потребление, распознает и реализует потребление «знаков статуса» оказалось одинаковое количество, как среди юношей, так и среди девушек.

При рассмотрении тех испытуемых, кто ориентирован на демонстративное потребление и его практику несколько выше среднего, значимо больше среди девушек (различия значимы; p≤0,01). Количественных различий среди тех, кто распознает знаки статуса на уровне выше среднего, обнаружено не было (то есть, число девушек и юношей, успешно распознающих «знаки статуса» примерно одинаково).

Около трети испытуемых, как среди юношей, так и среди девушек обладают уровнем ориентации на демонстративное потребление и его практику «ниже среднего». Тем не менее, девушек, распознающих знаки статуса на таком уровне значимо больше, чем юношей, поскольку девушек практически нет среди тех, кто вообще практически не распознает «знаки статуса»).

Наиболее интересно соотношение юношей и девушек, ориентированных на демонстративное потребление, распознающих и практикующих его на низком уровне. Если среди юношей доля таких испытуемых составляет около трети, то среди девушек – только около десятой части.

Таким образом, ориентированных на демонстративное потребление «высокого уровня» (распознавание и практика) примерно одинаково среди юношей и девушек, однако среди девушек больше тех, кто обладает средними показателями (как выше, так и ниже среднего) демонстративного потребления, а среди юношей – тех, кто от него отказывается. Очевидно, что гендерный фактор является не единственным, который «управляет» ориентацией молодых людей на потребление «знаков статуса».

Итак, анализ результатов используемой анкеты, направленной на изучение особенностей демонстративного потребления, позволил выявить общее и различное в показателях демонстративного потребления юношей и девушек.

· Девушки более ориентированы на демонстрацию социального статуса посредством демонстративного потребления, лучше разбираются в «телесных» символах статуса и активнее их используют, так как показное потребление более плотно встроено в процесс гендерной социализации женщин. «Конструирование гендера» для женской группы в российском социокультурном пространстве непосредственно связано с привлекательной внешностью и «инструментами красоты» и реализуется средствами потребительской активности в целом и демонстративным потреблением в частности.

· Анализ количественных различий в выраженности демонстративного потребления у юношей и девушек показал, что в обеих гендерных группах равное число тех, кто высоко ориентирован на показное потребление, девушки больше ориентированы на среднике показатели, а юноши чаще отказываются о демонстративного потребления. Следовательно, гендерный фактор, управляя ориентацией молодых людей на потребление «знаков статуса», является не единственным важным условием формирования демонстративного потребления, а интегрирован в некую систему, определяющую развитие изучаемого феномена.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...