Суверенность психологического пространства у старшеклассников и студентов обычных учебных заведений с разным уровнем установки на демонстративное потребление
В группе учащихся из обычных учебных заведений статистически значимые различия были получены по трем шкалам: суверенность психологического пространства, суверенность территории и ценностей. Статистически значимые различия в области суверенности психологического пространства (интегративный показатель - СПП) являются новым фактом в характеристике данной группы: в целом по выборке не были обнаружены существенные различия по СПП между учащимися с различной выраженностью демонстративного потребления. В данной части выборки наиболее позитивное положение занимает группа с показателями демонстративного потребления выше среднего, а психологическое пространство группы с высокими показателями установки на демонстартивное потребление оказалось наиболее депривировано. Группа учащихся обычных учебных заведений с высоким уровнем общей установки на демонстративное потребление в области суверенности психологического пространства обладает статистически значимо более низкими показателями, чем испытуемые с уровнем развития установки «выше среднего» (значимость различий р < 0,05). Так же, ориентированные на демонстративное потребление старшеклассники и студенты, по сравнению с остальными группами, имеют низкие показатели суверенности территории (значимость различий р < 0,05), наименьшие результаты в области суверенности физического тела и вещей (различия статистически не значимы)
Следовательно, факты демонстрации яркого, выраженного демонстративного потребления со стороны студентов и старшеклассников, принадлежащих к семьям с невысоким социально-экономическим статусом (яркое имитационное демонстративное потребление) психологу следует расценивать как вероятный признак предыдущих психологических травм, отраженных в субъективной оценке нарушения психологического пространства личности, а также как попытку совладания с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Группа учащихся обычных учебных заведений с уровнем общей установки на демонстративное потребление выше среднего наиболее защищена в аспекте суверенности психологического пространства в целом, а так же в отношении некоторых его характеристик: суверенности ценностей, суверенности вещей, привычек и социальных связей. Следовательно, уровень установки на демонстративное потребление «выше среднего» у школьников и студентов обычных учебных заведений свидетельствует о том, что у них менее всего депривировано психологическое пространство, им комфортен временной аспект их психологического пространства, они обладают собственной системой ценностей, могут общаться со всеми друзьями и знакомыми вне зависимости от оценки близких людей, их потребность в признании права на личные вещи максимально удовлетворена. Вероятно, психологическое благополучие данной группа основывается на успешном функционировании «позитивного» конформизма как одного из основных механизмов социализации.
Группа учащихся обычных учебных заведений с уровнем общей установки на демонстративное потребление ниже среднего благополучна лишь с точки зрения суверенности физического тела. Суверенность физического тела закладывается на самом раннем этапе развития - в младенчестве, то можно утверждать, что физический и физиологический комфорт детства не был разрушен в процессе дальнейшей социализации, следовательно, данная группа, например, не испытывала физического насилия в процессе вхождения в социум. Группа учащихся обычных учебных заведений с низким уровнем общей установки на демонстративное потребление оказалась благополучна с точки зрения суверенности территории – следовательно, их попытки выстроить границы собственного психологического пространства наиболее успешны, а их предыдущий опыт связан с переживанием психологической независимости. Однако представители данной группы менее благополучны по сравнению с теми школьниками и студентами обычных учебных заведений, которые обладают чуть более высоким уровнем развития установки на показное потребление («ниже среднего») в отношении суверенности ценностей (значимость различий р < 0,05). На этом основании можно утверждать, что те молодые люди, кто как бы отказывается от демонстративного потребления, следует навязанным – не своим – ценностям. В целом данная группа наименее благополучна в аспекте суверенности привычек, социальных связей и ценностей – они не создали для себя комфортный жизненный распорядок и собственную систему ценностей, их социальная жизнь контролируется близкими. Таким образом, при изучении имитационного демонстративного потребления менее обеспеченных социальных слоев можно отметить, что как предельно высокие так и низкие значения установки на показное потребление наиболее вероятно свидетельствуют о поражениях в психологическом пространстве личности. В тех случаях, когда студенты и старшеклассники обычных учебных заведений демонстрируют высокий уровень имитационного демонстративного потребления, наиболее вероятно, что знаки статуса служат инструментом компенсации. Низкие показатели демонстративного потребления в данной группе свидетельствуют о поражениях психологического пространства иного характера: таких испытуемых физически не притесняли, но навязывали ценности, мировоззрение, круг общения.
Показатели имитационного демонстративного потребления выше среднего позволяют утверждать о наибольшем благополучии психологического пространства личности учащегося обычного учебного заведения, то есть умеренный конформизм в молодежной среде данного социально-экономического уровня в области демонстративного потребления (умеренное следование за «знаками статуса») свидетельствует об успешной социализированности и вероятном психологическом благополучии. В группе учащихся престижных гимназий и ВУЗов четыре шкалы дали статистические значимые различия при сравнении групп с различной выраженностью установки на показное потребление: суверенность психологического пространства, суверенность физического тела, территории и привычек (см. таблицу 9). Данная часть выборки ориентирована в большей степени на относительно элитарное демонстративное потребление, так как семьи родителей у данных учащихся обладают более высоким социально-экономическим статусом. Таблица 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|