Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суверенность психологического пространства у старшеклассников и студентов обычных учебных заведений с разным уровнем установки на демонстративное потребление




Показатели   Уровень установки СПП СФТ СТ СВ СП СС СЦ
Высокий 49,67 8,67 7,11 9,94 9,06 4,72 12,72
Выше ср. 55,06   9,58 11,31 9,50 5,08 10,81
Ниже ср. 53,74 9,21 9,54 10,44 9,13 4,8 11,33
Низкий 51,79 8,89 10,05 10,95 8,26 4,53 9,58
t – кр. Стьюд. 1/2 р < 0,05   1/2 р < 0,01 1/3 р < 0,01 1/4 р < 0,01       3/4 р < 0,05
СПП − общий показатель суверенности психологического пространства; СФТ − суверенность физического тела; СТ − суверенность территории; СВ − суверенность вещей; СП − суверенность привычек; СС − суверенность социальных связей; СЦ − суверенность ценностей

 

В группе учащихся из обычных учебных заведений статистически значимые различия были получены по трем шкалам: суверенность психологического пространства, суверенность территории и ценностей. Статистически значимые различия в области суверенности психологического пространства (интегративный показатель - СПП) являются новым фактом в характеристике данной группы: в целом по выборке не были обнаружены существенные различия по СПП между учащимися с различной выраженностью демонстративного потребления.

В данной части выборки наиболее позитивное положение занимает группа с показателями демонстративного потребления выше среднего, а психологическое пространство группы с высокими показателями установки на демонстартивное потребление оказалось наиболее депривировано.

Группа учащихся обычных учебных заведений с высоким уровнем общей установки на демонстративное потребление в области суверенности психологического пространства обладает статистически значимо более низкими показателями, чем испытуемые с уровнем развития установки «выше среднего» (значимость различий р < 0,05). Так же, ориентированные на демонстративное потребление старшеклассники и студенты, по сравнению с остальными группами, имеют низкие показатели суверенности территории (значимость различий р < 0,05), наименьшие результаты в области суверенности физического тела и вещей (различия статистически не значимы)

Следовательно, факты демонстрации яркого, выраженного демонстративного потребления со стороны студентов и старшеклассников, принадлежащих к семьям с невысоким социально-экономическим статусом (яркое имитационное демонстративное потребление) психологу следует расценивать как вероятный признак предыдущих психологических травм, отраженных в субъективной оценке нарушения психологического пространства личности, а также как попытку совладания с посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Группа учащихся обычных учебных заведений с уровнем общей установки на демонстративное потребление выше среднего наиболее защищена в аспекте суверенности психологического пространства в целом, а так же в отношении некоторых его характеристик: суверенности ценностей, суверенности вещей, привычек и социальных связей. Следовательно, уровень установки на демонстративное потребление «выше среднего» у школьников и студентов обычных учебных заведений свидетельствует о том, что у них менее всего депривировано психологическое пространство, им комфортен временной аспект их психологического пространства, они обладают собственной системой ценностей, могут общаться со всеми друзьями и знакомыми вне зависимости от оценки близких людей, их потребность в признании права на личные вещи максимально удовлетворена.

Вероятно, психологическое благополучие данной группа основывается на успешном функционировании «позитивного» конформизма как одного из основных механизмов социализации.

Группа учащихся обычных учебных заведений с уровнем общей установки на демонстративное потребление ниже среднего благополучна лишь с точки зрения суверенности физического тела. Суверенность физического тела закладывается на самом раннем этапе развития - в младенчестве, то можно утверждать, что физический и физиологический комфорт детства не был разрушен в процессе дальнейшей социализации, следовательно, данная группа, например, не испытывала физического насилия в процессе вхождения в социум.

Группа учащихся обычных учебных заведений с низким уровнем общей установки на демонстративное потребление оказалась благополучна с точки зрения суверенности территории – следовательно, их попытки выстроить границы собственного психологического пространства наиболее успешны, а их предыдущий опыт связан с переживанием психологической независимости.

Однако представители данной группы менее благополучны по сравнению с теми школьниками и студентами обычных учебных заведений, которые обладают чуть более высоким уровнем развития установки на показное потребление («ниже среднего») в отношении суверенности ценностей (значимость различий р < 0,05).

На этом основании можно утверждать, что те молодые люди, кто как бы отказывается от демонстративного потребления, следует навязанным – не своим – ценностям.

В целом данная группа наименее благополучна в аспекте суверенности привычек, социальных связей и ценностей – они не создали для себя комфортный жизненный распорядок и собственную систему ценностей, их социальная жизнь контролируется близкими.

Таким образом, при изучении имитационного демонстративного потребления менее обеспеченных социальных слоев можно отметить, что как предельно высокие так и низкие значения установки на показное потребление наиболее вероятно свидетельствуют о поражениях в психологическом пространстве личности.

В тех случаях, когда студенты и старшеклассники обычных учебных заведений демонстрируют высокий уровень имитационного демонстративного потребления, наиболее вероятно, что знаки статуса служат инструментом компенсации. Низкие показатели демонстративного потребления в данной группе свидетельствуют о поражениях психологического пространства иного характера: таких испытуемых физически не притесняли, но навязывали ценности, мировоззрение, круг общения.

Показатели имитационного демонстративного потребления выше среднего позволяют утверждать о наибольшем благополучии психологического пространства личности учащегося обычного учебного заведения, то есть умеренный конформизм в молодежной среде данного социально-экономического уровня в области демонстративного потребления (умеренное следование за «знаками статуса») свидетельствует об успешной социализированности и вероятном психологическом благополучии.

В группе учащихся престижных гимназий и ВУЗов четыре шкалы дали статистические значимые различия при сравнении групп с различной выраженностью установки на показное потребление: суверенность психологического пространства, суверенность физического тела, территории и привычек (см. таблицу 9).

Данная часть выборки ориентирована в большей степени на относительно элитарное демонстративное потребление, так как семьи родителей у данных учащихся обладают более высоким социально-экономическим статусом.

Таблица 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...