Суверенность психологического пространства у старшеклассников и студентов престижных учебных заведений с разным уровнем установки на демонстративное потребление
При изучении элитарного типа демонстративного потребления по четырем шкалам были получены статистически значимые результаты: суверенность психологического пространства, физического тела, территории, привычек. Различия по суверенности физического тела и привычек между испытуемыми с различным уровнем элитарного демонстративного потребления характерны только для данного типа показного потребления. Группа учащихся из престижных учебных заведений с высоким уровнем демонстративного потребления - наиболее защищенная группа в целом относительно суверенности психологического пространства, по сравнению в группой с низким уровнем демонстративного потребления (значимость различий р < 0,05). В аспекте суверенности физического тела представители данной группы более защищены, чем испытуемые с уровнем показного потребления ниже среднего и низким (значимость различий р < 0,05). Так же данная группа более благополучна в области территории, привычек, по сравнению с низким уровнем демонстративного потребления (значимость различий р < 0,05). Кроме этого, учащиеся престижных учебных заведений с высокими показателями установки на демонстративное потребление более защищены в области суверенности вещей и социальных связей.
Группа учащихся из престижных учебных заведений с уровнем демонстративного потребления выше среднего в свою очередь благополучнее, чем испытуемые с низким уровнем демонстративного потребления в аспекте суверенности территории (значимость различий р < 0,05). Так же такие испытуемые наименее защищены в аспекте суверенности вещей - им отказано в признании права бесконтрольно владеть личными вещами и распоряжаться ими. Группа учащихся из престижных учебных заведений с уровнем демонстративного потребления ниже среднего менее защищена с точки зрения суверенности физического тела, чем испытуемые с высокими показателями установки на демонстративное потребление (значимость различий р < 0,05).Данная группа наиболее благополучна в аспекте суверенности ценностей. Следовательно, у таких юношей и девушек сформированы собственные идеи, ценности, взгляды на жизнь. Группа учащихся из престижных учебных заведений с низким уровнем демонстративного потребления оказалась самой неблагополучной в этой части выборки. Она менее благополучна, чем группа с высокими показателями установки в области суверенности психологического пространства в целом (значимость различий р < 0,05) и суверенности физического тела (значимость различий р < 0,05). В области суверенности территории представители данной группы также менее благополучны чем испытуемые с высоким и выше среднего уровнем демонстративного потребления (значимость различий р < 0,05); в области суверенности привычек – менее благополучна по сравнению со школьниками и студентами из престижных учебных заведений с высоким уровнем демонстративного потребления(значимость различий р < 0,05).
На основании представленных данных можно утверждать, что у юношей и девушек с низким уровнем элитарного демонстративного потребления психологическое пространство более депривировано, то есть в ходе социализации присутствовали попытки нарушения соматического благополучия личности (возможно, их наказывали физически), временных и территориальных границ психологического пространства (их лишали личностной свободы и самостоятельности), им отказывали в праве иметь друзей и собственную систему ценностей, «неугодных» ближайшему окружению. Таким образом, высокие показатели элитарного демонстративного потребления среди представителей обеспеченных семей (как самые высокие показатели, так и выше среднего) свидетельствуют о психологическом благополучии учащихся: благополучно как их физическое существование, так и функционирование в социальном пространстве. Отказ от потребления знаков статуса в данной социальной группе свидетельствует о субъективно оцениваемом психологическом неблагополучии. В настоящее время социологи обсуждают феномен отказа от ценностей «общества потребления» у наиболее обеспеченных представителей общества, представляемый в форме «социальных движений» (Гладков П.А, Мерзлякова В., Невельская-Гордеева Е.П., Приходько А.И. и др.). С психологической позиции возможно усомниться, что «бунтарей» среди обеспеченной молодежи окажется достаточно для действительных социальных изменений, при этом возможно утверждать, что собственный детский опыт данной группой «реформаторов» наиболее вероятно оценивается как драматичный. Для более полного понимания суверенности психологического пространства учащихся с различным уровнем показного потребления рассмотрим связь выраженности установки на демонстративное потребление и различных аспектов суверенности психологического пространства личности в изучаемых группах. При проведении корреляционного анализа демонстративного потребления и суверенности психологического пространства среди учащихся обычных и престижных учебных заведений были получены следующие результаты (см. таблицу 10): Таблица 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|