Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики суверенности пространства участников исследования с разным уровнем установки на демонстративное потребление




Уровень установки Учебные заведения, принимающие участие в исследовании
Все, участвующие в исследовании «Обычные» «Престижные»
Высокий   В целом сохранное психологическое пространство личности Переживание депривации суверенности психологического пространства. Имитационное показное потребление служит компенсацией Благополучие психологического пространства личности: как в области физического существования, так и в области функционирования в социальном пространстве.
Выше ср. Связано с сохранными территориальными и временными границами психологического пространства   Психологическое благополучие личности Связано с сохранными территориальными границами психологического пространства
Ниже ср. Обладают собственной мировоззренческой позицией Связано с сохранными территориальными границами психологического пространства, обладают собственной мировоззренческой позицией   Нарушено соматическое благополучие
Низкий Личность пережила субъективно значимые ограничения: депривированы временные границы психологического пространства, не выстроена собственная мировоззренческая позиция   Сохранно физическое пространство. Поражения психологического пространства в области ценностей, мировоззрения, социального взаимодействия     Психологическое неблагополучие личности
ПП – показное потребление; СПП − общий показатель суверенности психологического пространства; СФТ − суверенность физического тела; СТ − суверенность территории; СВ − суверенность вещей; СП − суверенность привычек; СС − суверенность социальных связей; СЦ − суверенность ценностей

 

· Низкие показатели демонстративного потребления в данной группе свидетельствуют о характерных поражениях психологического пространства: таких испытуемых физически не притесняли, но навязывали ценности, мировоззрение, круг общения.

· Показатели имитационного демонстративного потребления несколько выше среднего являются характеристикой сохранного социально-психологического пространства личности. Умеренное следование за «знаками статуса», «умеренный конформизм» свидетельствует об успешной социализированности и вероятном психологическом благополучии.

· Высокие показатели элитарного демонстративного потребления среди юношей и девушек из обеспеченных семей, а также показатели выше среднего свидетельствуют о благополучии психологического пространства личности учащегося: благополучно как их физическое существование, так и функционирование в социальном пространстве.

· Отказ от элитарного демонстративного потребления знаков статуса в данной социальной группе свидетельствует о психологическом неблагополучии – собственный детский опыт данной группой учащихся наиболее вероятно оценивается как драматичный.

· Принятие установок на демонстративное потребление наиболее вероятно является навязанным выбором для всех старшеклассников и студентов, что проявилось в отрицательной корреляции между показателями демонстративного потребления и показателями суверенности ценностей. Данную отрицательную корреляцию мы также интерпретируем в контексте конформизма: ориентация на знаки статуса в «обществе потребления» (макроуровень) независимо от социально-экономического статуса семьи - вынужденная мера, без нее, вероятно, затруднена социально-психологическая адаптация молодых людей и принятие группой ровесников.

· Практика демонстративного потребления более вероятно положительно связана с психологическим благополучием независимо от экономического статуса испытуемого.

 


Самоотношение старшеклассников и студентов с различными установками на демонстративное потребление из обычных и престижных учебных заведений

Высокий интерес практиков к вопросу связи потребительского поведений с личностными особенностями субъекта потребления, а так же отсутствие эмпирических исследований, конкретизирующих данную связь, обуславливает острую необходимость изучения особенностей личности потребителя, влияющих на его поведение в этой области.

В данном параграфе представлены результаты изучения самоотношения личности школьников и студентов, практикующих демонстративное потребление в большей или меньшей степени.

В ходе исследования для определения данной характеристики использовался личностный тест-опросник самоотношения (ОСО) [Столин ВВ., Пантилеев С.Р., 1988].

Результаты анализа средних показателей самоотношения школьников и студентов с различной выраженностью установки на демонстративное потребление представлены в таблице 14.

Статистически значимые результаты были получены при анализе как глобального самоотношения, там и четырех его аспектов.

При анализе конкретных установок только три шкалы дали статистически значимые результаты:

· самоуверенность,

· самопринятие,

· самоинтерес.

В ходе исследования было обнаружено, что школьники и студенты с высоким уровнем демонстративного потребления более благополучны, чем испытуемые с низким уровнем демонстративного потребления с точки зрения глобального самоотношения (различия значимы, p < 0,01), самоотношения, дифференцированного по самоуважению (различия значимы, p < 0,01), аутосимпатии (различия значимы, p < 0,05), ожиданиям отношения к себе (различия значимы, p < 0,05) и самоинтересу (различия значимы, p < 0,01), а так же установки на самоинтерес (различия значимы, p < 0,01).

Таблица 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...