Характеристики суверенности пространства участников исследования с разным уровнем установки на демонстративное потребление
· Низкие показатели демонстративного потребления в данной группе свидетельствуют о характерных поражениях психологического пространства: таких испытуемых физически не притесняли, но навязывали ценности, мировоззрение, круг общения. · Показатели имитационного демонстративного потребления несколько выше среднего являются характеристикой сохранного социально-психологического пространства личности. Умеренное следование за «знаками статуса», «умеренный конформизм» свидетельствует об успешной социализированности и вероятном психологическом благополучии. · Высокие показатели элитарного демонстративного потребления среди юношей и девушек из обеспеченных семей, а также показатели выше среднего свидетельствуют о благополучии психологического пространства личности учащегося: благополучно как их физическое существование, так и функционирование в социальном пространстве. · Отказ от элитарного демонстративного потребления знаков статуса в данной социальной группе свидетельствует о психологическом неблагополучии – собственный детский опыт данной группой учащихся наиболее вероятно оценивается как драматичный. · Принятие установок на демонстративное потребление наиболее вероятно является навязанным выбором для всех старшеклассников и студентов, что проявилось в отрицательной корреляции между показателями демонстративного потребления и показателями суверенности ценностей. Данную отрицательную корреляцию мы также интерпретируем в контексте конформизма: ориентация на знаки статуса в «обществе потребления» (макроуровень) независимо от социально-экономического статуса семьи - вынужденная мера, без нее, вероятно, затруднена социально-психологическая адаптация молодых людей и принятие группой ровесников. · Практика демонстративного потребления более вероятно положительно связана с психологическим благополучием независимо от экономического статуса испытуемого.
Самоотношение старшеклассников и студентов с различными установками на демонстративное потребление из обычных и престижных учебных заведений Высокий интерес практиков к вопросу связи потребительского поведений с личностными особенностями субъекта потребления, а так же отсутствие эмпирических исследований, конкретизирующих данную связь, обуславливает острую необходимость изучения особенностей личности потребителя, влияющих на его поведение в этой области. В данном параграфе представлены результаты изучения самоотношения личности школьников и студентов, практикующих демонстративное потребление в большей или меньшей степени. В ходе исследования для определения данной характеристики использовался личностный тест-опросник самоотношения (ОСО) [Столин ВВ., Пантилеев С.Р., 1988]. Результаты анализа средних показателей самоотношения школьников и студентов с различной выраженностью установки на демонстративное потребление представлены в таблице 14. Статистически значимые результаты были получены при анализе как глобального самоотношения, там и четырех его аспектов. При анализе конкретных установок только три шкалы дали статистически значимые результаты: · самоуверенность, · самопринятие, · самоинтерес. В ходе исследования было обнаружено, что школьники и студенты с высоким уровнем демонстративного потребления более благополучны, чем испытуемые с низким уровнем демонстративного потребления с точки зрения глобального самоотношения (различия значимы, p < 0,01), самоотношения, дифференцированного по самоуважению (различия значимы, p < 0,01), аутосимпатии (различия значимы, p < 0,05), ожиданиям отношения к себе (различия значимы, p < 0,05) и самоинтересу (различия значимы, p < 0,01), а так же установки на самоинтерес (различия значимы, p < 0,01). Таблица 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|