Французский материализм XVIII-начала XIX века
Французский материализм XVIII-начала XIX века
Идеи Локка (сенсуализм),
Идеи Декарта (объективизм)
Успехи естествознания
Эмпирическая психология
Этьен Боно де Кондильяк (1715-1780)
Чем кто невежественнее, тем нетерпеливее он порывается судить
|
Сенсуализм
Главное в познании мира - осязание
Разнообразие ощущений = сложность психики
Источник развития психики - потребности
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751)
Ничто лучше не доказывает существования счастья, вытекающего из темперамента, чем то, что все мы знаем счастливых дураков, тогда как столько умных людей несчастны
|
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image091.jpg)
Человек часть природы
Единство происхождения растительного и животного мира. (существование зоофитов)
Душа – способность к чувствованию – источник движения механизма психики
Потребности – мерило ума (у человека их больше, чем у животных)
Преемственность в развитии от животного к человеку («Человек-растение»)
Модель «человек – машина» (психика –продукт машиноподобных действий)
Неизменно помни, что природа не Бог, человек – не машина, гипотеза — не факт
|
Дени Дидро (1713-1784)
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image092.png)
Живая и неживая материя. Живая обладает чувствительностью
Психика и поведение человека следствие воспитания и ситуаций
Энциклопедист
Поль Анри Тири Гольба́ х (барон д’Ольба́ х); немецкое имя – Пауль Генрих Дитрих фон Го́ льбах (1723-1789)
Энциклопедист, материалист, атеист
Вибрации-сотрясения и их усложнение – основа психики
Мысли, страсти, желания отслеживаются по внешним проявлениям
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)
Воспитание делает нас тем, чем мы являемся
Счастье заключается не столько в обладании, сколько в процессе обладания предметом наших желаний. Для того чтобы мы были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-то не хватать
|
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image094.png)
Мир материален, бесконечен во времени, пространстве, движении
Мышление и ощущение – свойства материи
Страсти – движущая сила развития общества
Личность – результат социальных воздействий
Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808)
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image095.jpg)
Мышление производит мысль
Воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа
Витализм
Немецкая философия и психология XVIII – начала ХIXвека
(формулировка основных проблем психологического познания)
Христиан Вольф (1679-1754)
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image096.jpg)
Энциклопедист, атеист, последователь Лейбница
Термин «психология», для определения науки о душе
Термин «психометрия»
В любой науке столько истины, сколько в ней математики
|
Иммануил Кант (1724-1804)
Психология не может быть экспериментальной наукой
Априорные (внеопытные) формы – начало чувственного познания
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений
Человек— это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание
Трихотомия души по И. Канту
Критика чистого разума
Закон этики – категорический императив
Поступать всегда так, чтобы максима поступка могла в то же время стать принципом всеобщего законодательства.
Человек есть высшая ценность. У каждого человека есть своё достоинство. Он оберегает своё достоинство. Достоинство другого человека тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Понятие добра дано свыше. Бог – символ нравственного идеала.
|
Мемориальная доска на стене дома, где жил И. Кант в Калининграде:
«Две вещи наполняют душу всё новым и растущим восхищением по мере того, как задумываешься над ними всё глубже и дольше: звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»
ИммануилКант
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: