8.5. Формирование источников и резервы финансирования
8. 5. Формирование источников и резервы финансирования антикризисной программы предприятия
Перед тем как приступить к проведению санации, менеджер должен проанализировать явные и неявные источники ее финансирования, включая самые невероятные и труднодоступные; составить их структуру, проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления, возможным последствиям и приоритетности использования. Перечень источников следует сделать максимально альтернативным — с тем, чтобы избежать риска устранения одного основного инвестора. Источники инвестиций для предприятия условно можно разделить на внутренние и внешние (рис. 28). К внутренним источникам обычно относятся накопленная прибыль, амортизационные отчисления, средства резервных и иных фондов, которые на убыточном предприятии крайне незначительны или отсутствуют вовсе. По этой причине представлены лишь те, которые оперативно могут быть задействованы на предприятии за счет мобилизации собственных производственных, организационных и интеллектуальных возможностей. А значит, менеджер в первую очередь должен проанализировать следующие возможности получения денежных средств: ¾ реализация или сдача в аренду неиспользуемых помещений, оборудования и других материальных активов; ¾ совершенствование работы с дебиторской задолженностью, в т. ч. использование такой эффективной финансовой операции, как факторинг — переуступки прав банку (кредитному учреждению, хозяйствующему субъекту) на взыскание долгов; ¾ организация вексельных программ. Выпуск векселей позволяет предприятию привлечь ресурсы разной срочности, стоимость которых может быть существенно ниже ставок денежного кредитования, предлагаемых банками;
¾ реализация интеллектуальной собственности и нематериальных активов с помощью франчайзинга — соглашения с другим предприятием о продаже ему торговой марки (товарный франчайзинг), технологии (производственный франчайзинг), лицензии на право открытия магазинов, киосков и т. п. (деловой франчайзинг). Фирма-франчайзер получает возможность быстрого роста своего бизнеса без использования кредитов. Франчайзинг позволяет предприятию больше контролировать условия реализации своей продукции; ¾ оптимизация налогообложения — процесс нахождения наилучшего варианта уплаты налогов из всех возможных по критерию максимального снижения налогового бремени на предприятие; ¾ реализация непрофильных услуг: обучение, юридические услуги, консалтинг, изготовление технологической оснастки, ремонт бытовой техники и т. д.
Рис. 28. Основные инвестиционные источники санационных мероприятий кризисного предприятия
Антикризисный управляющий, изучив все внутренние резервы финансирования и по возможности реструктурировав их, может обратиться к внешним инвестиционным источникам, к которым относятся: ¾ прямое кредитование партнером по бизнесу;
¾ банковский кредит — наиболее распространенный способ привлечения компанией дополнительного капитала; ¾ бюджетное кредитование; т. е. субсидирование предприятий за счет средств государственного или регионального бюджета; ¾ лизинг технологического оборудования длительного срока службы. Обычно лизинговыми операциями занимаются специализированные посреднические фирмы, в т. ч. созданные при крупных коммерческих банках; ¾ эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций). В развитых странах эмиссия ценных бумаг позволяет предприятию аккумулировать более 50% инвестиционных ресурсов. В России вероятность привлечения данного источника инвестиций крайне мала вследствие недостаточного развития фондового рынка, трудности размещения ценных бумаг и значительной недокапитализации эмитентов; ¾ иностранные инвестиции. Для иностранного инвестора представляют интерес в основном добывающая и пищевая отрасли промышленности, а препятствием являются высокая изменчивость нормативно-правовой базы, низкая деловая культура, неэффективный менеджмент, непрозрачность финансов и низкое качество продукции. Иностранный инвестор обычно требует участия в капитале компании. Повышение жизнеспособности фирмы, в т. ч. в условиях кризиса, эффективность разработки и реализации программы санации в решающей степени определяются и качеством имеющегося персонала — его квалификацией, профессионализмом, степенью сплоченности, лояльности к переменам, а также уровнем мотивации. Санация кадрового потенциала — сложная, но необходимая процедура антикризисного управления, формирующая кадровое обеспечение разработки и реализации программы оздоровительных мероприятий. Реструктуризация персонала связана со множеством правовых, организационных и социально-психологических аспектов. Процедура усложняется еще и тем, что антикризисное управление чаще всего осуществляет новый, не знакомый коллективу руководитель, назначенный собственниками предприятия, арбитражным судом, или предложенный внешним инвестором, кредиторами. Качество персонала на неплатежеспособном предприятии обычно оценивается невысоко. К отрицательным характеристикам кадрового потенциала можно отнести[147]:
¾ низкую квалификацию; ¾ низкую мотивацию персонала (лучшие работники уже ушли с предприятия). К положительным характеристикам кадрового потенциала относятся: ¾ умение работать в экстремальных условиях; ¾ преданность своему предприятию. При реструктуризации персонала руководитель должен минимизировать отрицательные характеристики, умело используя при этом положительные. Целями санации кадрового потенциала является освобождение предприятия от кадрового «балласта» и вовлечение оставшегося персонала в осуществление перемен (рис. 29). Начальным мероприятием при кадровой санации является аттестация персонала: т. е. определение уровня профессионализма, квалификации, практических навыков и деловых качеств каждого работника, установление его соответствия занимаемой должности. Для выявленной «балластной» группы кадров используются особые методы работы: ¾ оперативная переподготовка на рабочем месте; ¾ переобучение и трудоустройство работников через региональный центр занятости; ¾ увольнение работников. Целесообразно использовать щадящий режим высвобождения персонала: ¾ выплачивать повышенную, по сравнению с требованиями законодательства, компенсацию; ¾ организовать краткосрочные курсы по переподготовке кадров; ¾ ярмарку вакансий; ¾ обеспечить юридическое сопровождение спорных вопросов. Для кадровых изменений, избавления от нерадивых работников следует использовать резонанс общественного мнения и гибкие формы организации труда. При проведении санации кадрового потенциала важно изменить устоявшийся порядок работы на предприятии. Следует помнить, что даже позитивные изменения приводят к определенному дискомфорту. Каждый работник должен четко знать, что от него ожидают, представлять связь своей деятельности с предыдущими и последующими технологическими переделами, с качеством продукции в целом, как соотносится его работа с долгосрочными и краткосрочными целями организации. Для этого все рабочие задания должны быть согласованы и зафиксированы на бумаге. Если работники, особенно менеджеры среднего и нижнего уровней, не поддерживают планируемые изменения, то программа санации реализована не будет. Проведение санации должно быть максимально прозрачным. Плакаты, лозунги, информационные бюллетени, встречи с сотрудниками на рабочих местах — необходимые организационные инструменты антикризисного управляющего для разработки и реализации санационных мероприятий.
Грамотно проведенная процедура санации кадрового потенциала предприятия обеспечит коллективную поддержку оздоровительных мероприятий и повысит жизнестойкость компании.
пер
Рис. 29. Схема санации кадрового потенциала предприятия[148]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|