9.3.3. Методика балльных оценок прогнозирования банкротства
9. 3. 3. Методика балльных оценок прогнозирования банкротства
Альтернативным методом прогнозирования банкротства является субъективный анализ, предполагающий экспертную оценку риска предприятия на основе разработанных стандартов. Это так называемый метод балльной оценки, или метод А-счета (показатель Аргенти). К достоинствам этой методики можно отнести системность и комплексный подход к пониманию финансового состояния предприятия. Трудности в применении этих рекомендаций на практике заключаются в многокритериальности используемых параметров, субъективности принимаемых решений, необходимости составления экономического баланса, включая бухгалтерскую отчетность. Многие отечественные и зарубежные экономисты, учитывая многообразие показателей и различие в уровне их критических оценок, рекомендуют проводить интегральную балльную оценку финансового состояния. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска, исходя из фактического уровня показателей и рейтинга каждого показателя в баллах. В качестве примера приводится следующая система показателей и их рейтинговая оценка (табл. 16)[163].
Таблица 16 Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния
I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости; II класс — предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматривающиеся как рискованные; III класс — проблемные предприятия; IV класс — предприятия с высоким риском банкротства; V класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению; VI класс — предприятия высочайшего риска банкротства — практически несостоятельные. Кроме анализа финансового состояния, исследуется и весь процесс функционирования предприятия. При анализе вопросов, относящихся непосредственно к организации производства продукции, антикризисный управляющий должен проанализировать состояние оборудования: его происхождение, уровень технологии, характер износа, качество обслуживания и потенциальные возможности. На этом этапе управляющий определяет, в какой мере имеющееся оборудование позволяет вывести предприятие из кризиса. Затем он переходит к анализу вопросов, непосредственно связанных с использованием оборудования. Это виды применяемого сырья, состояние складского хозяйства, недвижимости, учета и отчетности, организации управления, работы службы безопасности и т. д. Одним из главнейших, на сегодняшний день, вопросов является кадровый: порой необходима полная замена аппарата. Необходимо провести работу по изучению поставщиков сырья, цен на необходимое сырье и оборудование, возможности перебоя в их поставке, отсрочек по платежам, готовности поставщиков работать и в дальнейшем. Кроме того, нужно исследовать вопросы снабжения электроэнергией, теплом и водой.
После анализа этих проблем необходимо проанализировать положение на рынке предприятия и спрос на его продукцию. Результатом такого анализа должен стать план по выведению предприятия из кризиса. План внешнего управления, согласно ст. 82 главы V Закона о банкротстве, должен быть разработан внешним управляющим не позднее 1 мес. с момента своего назначения и предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки внешнего управления. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Раскройте практику использования критериев для прогнозирования банкротства предприятия. 2. Какова особенность российских и зарубежных методов прогнозирования банкротства? 3. Дайте характеристику российской и западным моделям диагностики банкротства. 4. Назовите альтернативные методы прогнозирования вероятности банкротства предприятия. 5. Опишите отечественные дискриминантные модели прогнозирования банкротств. 6. Охарактеризуйте достоинство и недостатки модели Альтмана. 7. Охарактеризуйте диагностику банкротства по системе Бивера. 8. На основе каких трех показателей оценка неудовлетворительной структуры баланса проводится по методическому положению структуры баланса предприятия?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|