Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты анонимного анкетирования родителей в 2013 – 2014, в 2014 – 2015 учебных годах




Результаты анонимного анкетирования родителей в 2013 – 2014, в 2014 – 2015 учебных годах

Вопросы, классы Кол-во %
Вы хотите, чтобы уроки Трезвости проводились в Вашей школе? Да Да Да Да Да Да Да – 78 Нет – 1
Вы хотите, чтобы территории школы и Вашего проживания были территорией Трезвости? Да Да Да Да Да Да Да – 78 Нет – 1
Нужны подобные уроки Трезвости для учителей и родителей? Да Да Да Да Да Да Да – 78 Нет – 1
Вы хотите утверждения и сохранения Трезвости в России? Да Да Да Да Да Да Да – 78 Нет – 1

С какого класса необходимо проводить уроки Трезвости?

  С 1-го класса  
  С 4-го, 5-го класса
  С 9-го класса - - - - -
  Против проведения уроков -   - - -
  Количество родителей

 

В приложениях 1, 2 и 3 данного сборника приведены сочинения, отзывы, рисунки учащихся, а также отзывы классных руководителей, родителей и работников администрации школ по итогам уроков Трезвости.

 

Список литературы

1. Мендельсон А. Л. Учебник трезвости / А. Л. Мендельсон. – СПб.: Изданiе Россiйскаго Общества борьбы съ алкоголизмомъ, 1913. – 163 с.

2. Успенский С. Е. Школа трезвости: популярный учебник трезвости для начальных училищ / С. Е. Успенский. – М., 1914. – 128 с.

3. Рачинский С. А. Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости: издание для студентов Казанской Духовной Академии / С. А. Рачинский. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898.

 

Сведения об авторе

Загумённый Владимир Афанасьевич , член ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень», zva-1950@mail. ru, тел. 8-922-043-0589.

 

 

УДК 37. 034

Ленивкина Л. Н.

 

Ленивкина Л. Н. Особенности подражания у детей дошкольного возраста и их значение в сохранении естественной Трезвости

Ключевые слова: Авторитет и родительский пример, сохранение Трезвости, подражание, интоксиканты, обособление, программа жизни в Трезвости, Трезвость как ценность.

В работе рассматривается важность авторитета и личного примера трезвой жизни родителей в воспитании детей. Особенности подражания у детей дошкольного возраста, значение семейной воспитательной среды в сохранении естественной трезвости детей. Сделаны выводы о решающей роли родителей в сохранении естественной Трезвости у детей в семье.

 

На современном этапе развития общества проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека. Кризис семьи в современном обществе выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. В тоже время, претерпевая изменения, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей. К сожалению, в наше время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, у ребенка отнимается Трезвость.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Важным условием воспитания является наличие авторитета и личного примера жизни родителей в Трезвости.

Под авторитетом в данной работе понимается глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам.

Положительное влияние примера трезвой жизни и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в их словах и поступках, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Л. Н. Толстой говорил: «Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят» [1].

Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям.

Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей. По словам Л. Н. Толстого, «Дети делают охотно только то, что делают их родители» [2, с. 303]. И еще: «…нет ничего заразительнее примера. Он вносит в нашу жизнь такие поступки, которые мы никогда не подумали бы совершить без воздействия примера» [3]. Поэтому так важно сохранять Трезвость родителям, и быть детям образцом для подражания.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления.

Подражание (имитация) в психологии является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность – основным свойством развивающейся личности.

Многочисленные исследователи подходили к пониманию подражания с разных сторон: в данной работе рассматривается связь между имитацией и морально-нравственным развитием ребенка, становлением основных структур его личности.

Вильям Штерн раскрыл динамику развития подражания. Он описал подражание другому человеку. Подражая другому человеку, ребенок как бы заражается от взрослого (В. Штерн называл это «заразительные действия»). При этом он указывал еще на одну особенность: ребенок в большей мере развивается не за счет непрестанных повторений, а за счет непроизвольного собирания впечатлений, которые, в конце концов, проецирует снова во внешний мир [4].

По словам Жана Пиаже с переходом к понятийному интеллекту (с двух до семи лет) ребенок автоматически воспроизводит все модели, которые привлекли его внимание. Лишь к концу эгоцентрического периода ребенок становится способен различить свою и чужие точки зрения и противостоять внушению. Имитация, становится осознанной и произвольной.

В противоположность Ж. Пиаже, Анри Валлон уже само возникновение первых подражаний рассматривает в контексте взаимодействия ребенка со взрослым. Детское подражание имеет аффективный источник, ребенок подражает только тем лицам, к которым испытывает сильное влечение. Любовь, восхищение, соперничество – мотивационная основа подражания.

В 60-х годах 20 века Альберт Бэндура предложил представление об имитации как способе возникновения новых актов поведения. Предметом особо пристального изучения, указывает Бэндура, должен стать факт научения путем простого наблюдения. Результат такого обучения обнаруживается неожиданно через продолжительный промежуток времени. Модель (образец), согласно исследованиям Бэндуры, выполняет информационную функцию, сообщая, какие действия, когда и кем должны быть произведены. Таким образом, наблюдатель, в данном случае ребенок, получает символическое представление о моделируемых событиях [5, с. 11-18].

Подражание в дошкольном возрасте носит безоговорочный характер и выступает в форме простого копирования наблюдаемой жизни взрослых. Ребенок впитывает все проявления поведения родителей, которыми они живут. Сюда входят поведенческие программы, установки, запреты, ценностные ориентиры и т. п. Поскольку эти программы считываются неосознанно и откладываются в подсознании, то в дальнейшем дети, чаще всего не осознавая природу своего характера, поведения, реакций, живут ими.

По мере развития ребенка процесс подражания существенно перестраивается, приобретает все более осознанный характер. У школьника оно уже не просто копирование внешнего поведения старших, это уже копирование внутренних качеств и черт характера родителей. Примером для подражания становятся образ мыслей родителей, их суждения, отношение к выполнению общественного долга, их жизнь в целом.

Наблюдая в семье примеры отравления родителей интоксикантами ребенок, перенимая такой образец поведения, может в дальнейшем использовать его в своей жизни.

И, наоборот, через присвоение ребенком поведения трезвых родителей путем подражания у него начинает прививаться механизм обособления его на социальном уровне.

Обособление – прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание. Через обособление осуществляется укрепление и отстаивание мировоззрения человека [6, с. 28].

То, как отстаивают трезвые родители свои позиции в мире людей, как они выстраивают свои отношения с теми, кто отравляет себя интоксикантами, сохраняя при этом Трезвость как ценность, станет образцом поведения для ребенка в сложной ситуации, требующей от него обособления при отстаивании трезвых убеждений в будущем.

Передавая своему ребенку модель трезвой жизни, мама и папа тем самым закладывают в нем «программу жизни в Трезвости».

Ребенок, перенимая образец трезвой жизни родителей, став взрослым, станет использовать его в своей жизни.

Вот почему самым важным условием в семейном воспитании является жизнь родителей в Трезвости. Постепенно через призму наблюдаемого поведения трезвых взрослых, близких для ребенка, у него формируется неосознанное представление о Трезвости как ценности [7].

Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Л. Н. Толстой думая о воспитании, пришел к таким выводам: «... воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? » [2, с. 176].

Таким образом, воспитание ребенка в семье, даже при наличии общей подготовленности в этом вопросе следует начинать с сотворения себя трезвого, с сохранения в себе Трезвости.

Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества. Все люди рождаются трезвыми. Родители играют решающую роль в сохранении у детей естественной Трезвости, а значит и здоровья, благополучия, успешности.

Список литературы

1. Толстой Л. Н. Круг чтения: в 2 т. Т. 2 / Л. Н. Толстой. – М.: Издательство политическая литература, 1991. – 205 с.

2. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. 18 / Л. Н. Толстой. – М.: Худ. лит., 1965.

3. Толстой Л. Н. Круг чтения: в 2 т. Т. 1 / Л. Н. Толстой. – М.: Издательство политическая литература, 1991. – 431 с.

4. Мухина В. С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия / В. С. Мухина // Развитие личности. – 2007. – № 2. – С. 8-31.

5. Обухова Л. Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте / Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко. – Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 300 с.

6. Мухина В. С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия / В. С. Мухина // Развитие личности. – 2007. – № 3. – С. 15-48.

7. Ленивкина Л. Н. Роль семейного воспитания в сохранении естественной Трезвости у детей / Л. Н. Ленивкина // Здоровый образ жизни российской молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа! ». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 139-143.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...