Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Направления педагогики Трезвости




Наряду с уроками Трезвости, которые являются формой целенаправленного педагогического воздействия на детско-юношескую аудиторию для формирования у молодежи трезвых убеждений, выделяется такое направление, как обеспечение безопасности информационной среды. Данный вид защиты можно условно назвать дошкольной педагогикой Трезвости, так как она начинается с того возраста детей, когда передача знаний «в чистом виде» еще затруднена, и воспитание происходит в основном на эмоциональном уровне. Тем не менее, этот вид деятельности по защите Трезвости продолжается, в идеале, на протяжении всей жизни человека.

Е. В. Богословская выделяет 4 вида информационной среды [17]:

1) разрушительная среда (активно-программирующая на саморазрушение);

2) опасная (спорная, смежная с разрушительной; её «вторичные атрибуты»: развязное поведение, поиск острых ощущений ради них самих, или установка на то, что нужно менять своё физическое состояние посредством веществ или лекарств, чтобы попасть в «сказочный мир», как, например, в сказке «Алиса в Стране Чудес»);

3) безопасная (нейтральная);

4) созидательная, т. е. предполагающая наличие активной защиты на основе сформированных убеждений, наличие различения и приобретённого иммунитета к агрессивной информационной среде (критичность мышления, основы анализа).

Признаками разрушительной и опасной среды по отношению к Трезвости детей выступают такие информационные объекты, как:

- детская литература (иллюстрации в книгах с изображением процесса самоотравления персонажей алкоголем, табаком и другими интоксикантами или наличие в сюжете сцен самоотравления) [18–20];

- мультфильмы (множество продуктов данного вида закладывает образ алкоголя и табака, как обязательных элементов человеческой жизни, а также образцы поведения, связанные с самоотравлением) [21];

- игрушки и игры для детей (куклы неестественного вида, персонажи популярных мультфильмов, кукольные кухонные наборы с ритуальной посудой для самоотравления – все это в изобилии присутствует на полках магазинов и оказывается в руках детей, незаметно формируя их ценности и образцы поведения) [22];

- песни (разложение морально-эстетического и физического состояния человека через некоторые жанры музыки и их словесное наполнение, закладывающие установку на саморазрушение) [23];

- поведение окружающих (в первую очередь взрослых, которые своим примером формируют поведение детей через подражание).

Обеспечение безопасной и созидательной информационной среды основано на двух условиях:

- Трезвость взрослого окружения;

- создание трезвой предметно-информационной среды (свободной от перечисленных выше приемов программирования детей на самоотравление).

Формирование трезвой личности ребенка осуществляется в 3 этапа (классификация предложена Е. В. Богословской в 2006 году на семинаре «От трезвости естественной к трезвости сознательной») [24]:

1. До 5 лет – полная защита от программирования на самоотравление интоксикантами. Самые первые впечатления детей о предметах и явлениях всегда ярко запечатлеваются и становятся ведущими в их последующей оценке (явление «импринтинга»), поэтому, по возможности, исключаются ситуации, в которых ребенок может увидеть сцены самоотравления других людей. Введение понятия Трезвости начинается с самого раннего возраста через слова и эмоциональные отклики взрослых на данное слово. И без привязки к отравлению интоксикантами. Дети дошкольного возраста должны воспринимать слово «Трезвость» услышанным и изображенным исключительно в связи с положительными явлениями жизни, в одном ряду со словами «доброта», «любовь», «смелость», «трудолюбие», «радость» и др. Окружение ребенка – исключительно трезвые взрослые, в отношении которых часто произносится слово «трезвый», окрашенное в положительные эмоции [17].

2. От 5 до 12 лет – максимальная защита от программирования на самоотравление с разъяснениями. Осознанное введение понятия Трезвости в основном через уроки Трезвости, а также через занятия в культурных, спортивных, творческих, образовательных секциях и кружках, ставящих своей целью формирование основ трезвой личности. Ребенок постепенно открывает для себя явление отсутствия, а позже и отнимания Трезвости. Говорить на тему отнимания Трезвости с ребенком можно только после того, как он сам извлек эту информацию из окружающей среды и задался вопросом о её сути. Это происходит в возрасте 6-7 лет. С 7 лет, то есть в школьном возрасте, разъяснения принимают организованный характер, что выражается в уроках Трезвости.

3. С 12 лет – активная защита от программирования на самоотравление, то есть с вовлечением ребёнка в защиту «территории Трезвости», которую он должен воспринимать как свою зону ответственности. Активные действия по утверждению и сохранению Трезвости обязательны, потому что самый верный способ закрепить полученный результат – это применить знания в жизненных ситуациях, в том числе и в специально созданной обстановке. Уроки Трезвости в этом возрасте приобретают большую исследовательскую направленность, а также становятся для каждого ребенка теоретической базой формирования трезвой среды обитания и трезвого окружения для себя лично [24].

Еще одним направлением педагогики Трезвости (на этот раз «взрослым») является обучающий курс по освобождению от табачно-алкогольной зависимости и формированию трезвых убеждений (курс ФТУ). Данный курс имеет двойное назначение:

1. Дать возможность освободиться от табачно-алкогольной зависимости и любой вредной привычки тем, кто уже осознал такую потребность;

2. Дать действенный инструмент – знания в области науки Трезвости – тем, кто стремится помочь своим друзьям и близким, защитить своих детей от отнимания Трезвости, а также подготовить учителей для проведения уроков Трезвости в образовательных учреждениях.

Курс основан на методе выдающегося советского ученого Геннадия Андреевича Шичко (кандидат биологических наук, психофизиолог, участник Великой Отечественной Войны, получивший тяжёлые ранения при обороне Сталинграда, за свои подвиги имеет правительственные награды). Автор метода сделал величайшее открытие: причина табачно-алкогольной зависимости лежит вне свойств этих ядов, в целенаправленном искажении сознания людей в корыстных интересах. Люди начинают отравляться под действием информационного воздействия, проще говоря, под действием обучения, следовательно и обратный процесс возвращения человека в естественное состояние Трезвости совершается так же через обучение. Точно к таким же выводам пришел скандинавский исследователь Ханс Олаф Фекьяер, автор книги «Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? » [25].

Г. А. Шичко, основываясь на этой центральной мысли, разработал метод возвращения Трезвости или метод освобождения от табачно-алкогольной зависимости, который оказался чисто педагогическим. В процессе обучения слушатели, работая с конспектами, выполняя домашние задания, постигают науку Трезвости, изучают свои индивидуальные заблуждения, переходят на новый понятийный аппарат, правдиво отражающий действительность.

Геннадий Андреевич оставил после себя учеников. Нужно отметить, что на долю ученого выпала редкостная удача – его научная школа, его обучающий метод продолжает жить и развиваться в самом народе [26].

В ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» курсы ФТУ проводятся с 1998 года (более 20 лет). За это время их прошли тысячи людей, которые обрели сознательную Трезвость. Для подготовки и повышения квалификации в Тюмень регулярно приезжают соратники из других регионов. Проводятся выездные курсы ФТУ в других городах, после чего там, как правило, возникают новые ячейки – инициативные группы и общественные организации утверждения и сохранения Трезвости. Такие организации получают от «Трезвой Тюмени» не только знания, но и методическую помощь в организации своей деятельности.

Группы по формированию трезвых убеждений в Тюмени собираются разновозрастные (от 11 до 76 лет), статус слушателей – от учеников до пенсионеров и от безработных до директоров производств и образовательных учреждений. Все слушатели отмечают, что такие занятия необходимы всем, и поэтому чаще всего рекомендуют своим родным и знакомым пройти учёбу в «Трезвой Тюмени» [27]. А с 2017 года появилась возможность прохождения дистанционного курса ФТУ, который организует РООО УСТ «Трезвый Дон» в режиме прямых трансляций.

Таким образом, существующие наработки в области педагогики Трезвости содержат не только методику формирования трезвых убеждений у детей и взрослых, но и устоявшуюся систему подготовки трезвых педагогических кадров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...