Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование базовых платформ трезвой жизни




Формирование базовых платформ трезвой жизни

Трезвое будущее начинает закладываться сразу после рождения ребенка. Активное формирование трезвой позиции будет происходить гораздо позже, но основы трезвой личности закладываются в раннем возрасте. И состоят из:

1. Защиты от программирования на отравление интоксикантами;

2. Создание трезвой информационно-предметной среды;

3. Введение слова и понятия Трезвость;

4. Формирование созидательной направленности личности и качеств, способствующих в дальнейшем гармоничному, естественному трезвому поведению ребенка;

5. Воспитание активной жизненной позиции, целеустремленности, настойчивости, естественности и прочих качеств, свойственных трезвому человеку;

6. Создание условий для развития здоровой психики.

Особенности взаимодействия с ребенком при формировании у него базовой платформы будущего трезвого убеждения

1. Период новорожденности.

У новорожденного ребенка (первые три месяца после рождения) есть две базовые потребности. Первая – физиологическая: кормление, гигиеническое обслуживание, обеспечение теплом. Вторая – психологическая – обеспечение безопасности.

Они обеспечиваются постоянным присутствием рядом матери. Родившийся на свет ребенок попадает в очень некомфортное для него состояние. Роль матери – постоянно менять состояние дискомфорта на комфортное. Самое главное, что нужно ребенку – чтобы мать постоянно приходила ему на помощь и устраняла дискомфортное состояние. Есть две особенности психики новорожденного. Первая – ребенку или хорошо или плохо, никаких промежуточных вариантов нет. И вторая особенность – ощущение времени новорожденным: когда ему хорошо, время летит быстро, когда плохо – тянется. Именно поэтому если мама подолгу и помногу раз в день не может справиться с дискомфортом ребенка, у него формируется основа восприятия мира, в которой «мир плох, в нем нет безопасности, помощи нет». Появляется ранняя детская депрессия, которая в будущем крайне плохо поддается коррекции. Став взрослым такой человек живет с ощущением, что ему нельзя помочь. Если такой человек в последующем подвергнется программированию на отравление интоксикантами и попадет в алкогольную зависимость, то подсознательная, идущая из новорожденности позиция «помощи нет» существенно затруднит процесс освобождения от зависимости, может даже сделать его невозможным.

В первую очередь мама ребенку нужна для формирования у него здоровой психики. В данном случае речь идет о том, что ребенку в период новорожденности нужна преданная мать. Детский психотерапевт Д. В. Винникотт именно так обозначил главное качество матери новорожденного – преданная. Это женщина, которой интересен и ценен ее ребенок, которая готова приходить ему на помощь всякий раз, будь то сто или тысяча раз за день.

Второе качество матери новорожденного – трезвая мать. Здесь речь идет не только о том, что мать ребенка должна избегать отравления интоксикантами, но и о том, что мать ребенка с первых дней его появления на свет должна быть знакома с наукой Трезвости и сформировать у себя трезвые убеждения. В противном случае невольно она может проявить поведение, которое произведет раннее запечатление ребенком процесса отравления как положительного явления. А ведь именно раннее запечатление – основа мироощущения и жизненных убеждений в будущем.

В жизни человека (и животных) есть такой период, когда все, с чем сталкивается человек, в буквальном смысле слова впечатывается в подкорковые слои мозга, оставаясь там первым и самым крепким слоем убеждения, можно сказать его краеугольным камнем. Этот период – детство, но особенно – период новорожденности. Последствия запечатления необратимы. В отличии от условных рефлексов, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности, закрепляются и так же разрушаются без подкрепления, запечатления даже в условиях отсутствия подкрепления не исчезают. Запечатление в психологии это фиксация определенной информации в памяти.

Пребывание новорожденного в определенной среде – закладывает основы представлений о мире, первые впечатления закладывают направления развития ребенка. Первые предметы, с которыми ребенок сталкивается, становятся для него наиболее яркими и узнаваемыми всю жизнь, а люди, с которыми ребенок взаимодействовал в самом начале своей жизни – родными.

Именно поэтому присутствие ритуального самоотравления алкоголем и табаком в доме, где живет новорожденный ребёнок, способствует запечатлению и соответственно программированию на будущее положительное отношение к процессу отравления и восприятию процесса отравления, как допустимого и привлекательного.

Источником информации о мире и его безопасности для новорожденного, прежде всего, является обоняние. Именно через обоняние новорожденные в первый месяц жизни получает больше, чем через зрение. Точкой комфорта в данном случае является запах мамы. Под запахом мамы имеется в виду запах ее тела, который состоит из тех же химических элементов, что и околоплодная жидкость. Именно поэтому самое комфортное место пребывания новорожденного – на руках у мамы, а положенная рядом с малышом мамина футболка помогает успокоить ребенка в ее отсутствие. Более того, наиболее сильно новорожденный ребенок использует именно распознавание запахов для ориентации в жизненном пространстве. Он успокаивается, когда чувствует запах матери, запах молока, настораживается и тревожится при появлении посторонних запахов. Учитывая то, что восприятие запахов у новорожденного очень сильное, естественно, что запахи табака и алкоголя тревожат ребенка, они для него, как и другие химические запахи мучительны. И первые два месяца его жизни доставляют тот самый не устранённый дискомфорт, о котором написано выше.

Но присутствуя в его жизни постоянно, данные запахи постепенно связываются с образами и чувствами, возникающими в процессе самых разных контактов. Если отец и мать, будучи заботливыми и обеспечивающими потребности ребенка, при этом отравляются табаком и алкоголем, они создают для своего ребенка условия запечатлевания через обоняние, прежде всего. Постепенно образ матери или отца связывается с запахами алкоголя и табака. В дальнейшем жизненный путь ребенка будет выстраиваться с учетом этого факта. Такой фактор, как запах от родителя, имеющий значение в глубинной детской психологии, влияет на предпочтения ещё до того как будет сформирована способность выносить оценочные суждения. Более того, предпочтения в раннем возрасте обратно пропорциональны развитию оценочной способности, они глубоко запечатлеваются, минуя анализ, способность к которому ещё не сформирована.

2. Младенческий возраст. Начало младенчества – 3 месяца от рождения и до 1 года. В этот период базовые потребности расширяются. Ребенку уже не достаточно только кормления, гигиены, тепла и обеспечивающего безопасность ношения на руках. Младенец проявляет потребность в общении со взрослыми. В первую очередь с отцом и матерью. На обращение к нему взрослого он отвечает комплексом оживления, появляется фиксация взгляда на лице взрослого, улыбка, гуление. Младенчество – период запечатления и фиксации информации, связывание наблюдаемых явлений с переживаемыми ощущениями. Уже в этот период ребенок способен наблюдать за взрослым и именно в это время у него происходит запечатление впервые увиденных форм поведения других людей.

Информация, полученная в данный период жизни человека, впечатывается и ложится в основу будущего мироощущения и жизненной установки. Именно поэтому включенный телевизор, где ребенок может увидеть сюжет табачно-алкогольного отравления или рекламу интоксикантов, разговоры взрослых на темы, которые как они правильно считают, еще не понятны ребенку и, самое главное, наблюдаемое поведение взрослых непременно станет источником первых и самых сильных представлений о мире.

Люди давно знали, что все, что увидит, услышит, ощутит ребенок в раннем возрасте, оставит след в формировании его личности. Именно поэтому младенца оберегали от любого неожиданного информационного воздействия. В связи с этим малыша довольно долго не показывали не только соседям, но и даже своим домашним. Была традиция заворачивать младенца в одеяло на уголок, так, чтобы прикрывать образовавшимся уголком его лицо. Тщательно оберегались дети от дурного глаза и плохого слова. Всё это служило защитой ребенка от случайных вредных воздействий окружающей среды и плохих впечатлений раннего детства. При этом существовали порядки и обряды, которые давали нужные запечатления, направляющие ребенка на здоровую жизнь, на формирование доброго нрава, на любовь к своей семье. Как пример, традиция заворачивать новорожденного в ношенную рубаху отца, пестование, пение колыбельных песен и много другое.

Научное обоснование этому сделал австрийский ученый Конрад Лоренц (1903–1989), основатель этологии – науки о поведении животных. В 1973 г. К. Лоренцу, К. фон Фришу и Н. Тинбергену была присуждена Нобелевская премия за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных. Утята, вылупившись из яиц, запечатлевают того, кого первым увидят, и потом ходят только за ним. Утята, родившиеся естественным путем в гнезде под уткой, ходят за ней, но утята, родившиеся в инкубаторе и в первые минуты своего появления на свет попавшие в руки человека, потом неотступно следуют за человеком, приучить их к утке позже уже невозможно.

Выявив определенные закономерности в поведении животных, К. Лоренц показал, что и у человеческого детеныша тоже есть такой особый период жизни, когда его мозг находится в состоянии, открытом для быстрого сильного запечатления (импринтинг) объектов действительности. Импринтинг рождает практически неизгладимые образы, не основанные на логике, которые закладываются только в определенные ранние моменты жизни. В дальнейшем запечатленные образы играют ведущую роль в их специфических поведенческих реакциях.

Именно поэтому формирование базовой платформы Трезвости начинается с создания трезвой информационной среды.

3. Ранний возраст. Дети от 1 года до 3 лет.

Этот возраст характеризуется высокой зависимостью развития психических процессов от наглядной ситуации. Они находятся в неразрывной связи с практическими действиями. В этом возрасте ведущим является предметно-манипуляционная деятельность и овладение через ситуативно-деловое общение со взрослыми способами применения предметов. Именно поэтому контроль попавших в поле зрения предметов со стороны взрослых должен быть очень тщательным. Во-первых, формируя предпосылки трезвой личности, родители должны позаботиться о том, чтобы уже с раннего возраста в местах жизни и развития ребенка не было предметов, связанных с табачно-алкогольными отравлениями и особенно игрушек, программирующих на отравление. Во-вторых, родители и воспитатели создают трезвую предметно-информационную среду и наполняют жизненное пространство ребенка красивыми предметами природного и рукотворного мира.

Ранний возраст также характеризуется активным наполнением словарного запаса. Здесь же важно ввести слово и понятие Трезвость. Слово должно быть услышанное многократно в положительном контексте. И обязательно без привязки к таким понятиям, как табак и алкоголь. В этом возрасте слова, обозначающие алкогольные и табачные изделия, процесс отравления – полностью исключены. Слово Трезвость вводится в словарный запас наряду и в связке с такими словами как любовь, доброта, радость, счастье, мама, папа и т. п.

В возрасте до 3 лет у детей появляются эмоции. Эмоции важны для приобретения жизненного опыта, индивидуального для каждого. Осуществляя функцию подкрепления (положительного или отрицательного), они способствуют получению положительных форм поведения и устранению отрицательных.

Эмоции раннего возраста неустойчивые, быстропроходящие и бурные. С 1, 5 лет у ребенка начинают появляться эмоции нравственного порядка. Они формируются вследствие одобрения или порицания со стороны взрослых, что формирует основу различения (хорошо/плохо).

В раннем возрасте ребенок основывает свои эмоциональные проявления на основе оценок, которые дают взрослые. Поэтому для родителей и воспитателей важно внимательно следить за проявлением, прежде всего своих эмоций по отношению к информации об отравлениях, а так же по отношению к информации о Трезвости.

Чем младше ребенок, тем сильнее должна быть охранительная направленность педагогического процесса. Защита ребенка от информации, способствующей формированию программы отравления интоксикантами до 3 лет является абсолютно необходимой. Родители ребенка раннего возраста вполне могут обеспечить главное правило дошкольной педагогики Трезвости – полная защита от программирующей на отравление информации.

4. Дошкольный возраст. От 3 до 7 лет. Дошкольный возраст разделяется на младший и старший дошкольный возраст. Младший от 3 до 5 лет так же является возрастом полной и безусловной защиты ребенка от информации о табаке и алкоголе. Старше 5 лет постепенно вводятся разъяснительные беседы и беседы в ответ на обращение.

Психологические особенности детей 3-4 лет включают в себя переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Ребенок продолжает сравнивать и анализировать при помощи действий с предметами, но уже начинает решать кое-какие задачи, опираясь на зрительное восприятие. В этот период жизни слово Трезвость должно быть не только услышанным, но и увиденным, то есть написанным. В возрасте 3-4 лет, пока ребенок еще не умеет читать, он воспринимает слово целиком, вместе с сопровождающей его картинкой. Плакаты, открытки, иллюстрированные сказки на тему Трезвости должны быть частью трезвой информационно-предметной среды развития ребенка.

Позже, когда ребенок учится читать, это слово входит в состав первых прочитанных слов, наравне со словами «мама», «папа», «Родина». Таким образом, формируется отношение к слову Трезвость как к чему-то важному и первоначальному.

Дошкольный возраст это тот период, когда воспроизведение наблюдаемых и впечатливших явлений жизни наиболее ярко воплощается в играх. Вообще, игра становится ведущим видом деятельности, и в связи с этим игровая деятельность должна быть взята под контроль и руководство взрослого.

Игра может стать богатым источником информации о развитии личности ребенка, его интересах, его мечтах и страхах. Наблюдая за играми детей проще всего распознать первые знаки формирующегося трезвого (или нетрезвого) убеждения.

Игра станет так же инструментом введения новых понятий и смысловых форм, при грамотном руководстве взрослого человека (родителя или воспитателя).

Формирование трезвых убеждений в игре под руководством взрослого: главное правило – желая нацелить ребенка на Трезвость, абсолютно исключено упоминание об интоксикантах в любом контексте.

Сюжетно-ролевые игры могут включать в себя любые жизненные сюжеты, в которых ненавязчиво упоминается Трезвость, как качество важное для достижения результата игрового сюжета. В сюжетно-ролевых играх очень важно проигрывать сюжеты созидательного труда, достижений, добрых отношений и всего того, что дает трезвая жизнь. И тогда дети, нацеленные в играх на созидание, достижения и добрые отношения, взрослея, будут отвергать все то, что мешает достигнуть поставленных целей (отравление интоксикантами), и охотно принимать то, что способствует этому (Трезвость). Информация о том, что Трезвость – основа всех добрых дел и достижений будет приниматься с легкостью.

Подвижные игры. Во время их проведения воспитатель указывает на то, что в такой игре очень важны такие качества, как ясность ума, сообразительность, способность удерживать равновесие, проявлять ловкость – все, что дают возможность получить наилучший результат. Аналогичные качества, запечатленные в детстве как ценные, станут в будущем гарантией сохранения Трезвости, потому что отсутствие Трезвости отнимает и эти качества. А приняв их как ценность, ребенок будет всегда стремиться сохранить их, избегая всего того, что может их отнять.

Дидактические и развивающие игры. В таких играх, особенно в играх по речевому развитию, воспитатель включает словосочетания о ценности и важности Трезвости. Загадки, ребусы и кроссворды включают в себя слова и понятия о Трезвости, что формирует положительное отношение к этому понятию.

Одним из основных личностных механизмов, которые формируются в возрасте 5-6 лет является соподчинение мотивов. Появляются мотивы достижение успеха и мотивы, связанные с нормами морали. Этот период отличается созданием индивидуальной мотивационной системы ребенка.

Как раз в этот период родители и воспитатели уже не могут обеспечивать полной защиты ребенка от информации, программирующей на отравление табаком и алкоголем, и поэтому наступает тот самый период, когда взрослые начинают формировать у ребенка трезвые убеждения не опосредованно, как ранее, а целенаправленно. Приемы и методы такого педагогического воздействия на ребенка могут быть самыми разными, но подчинены следующим правилам:

- говорить только о Трезвости. Трезвость – естественное состояние, в котором человек сможет реализовать все данные ему от природы способности и воплотить все мечты. Трезвость – основа всех добрых дел и хороших поступков. Трезвость – ценность, обладая которой, человек открывает большие возможности. Трезвость – спутник детства. Все дети имеют Трезвость по факту рождения;

- пользоваться языком утверждения и сохранения Трезвости (языком УСТ) – слова из языка УСТ защищают ребенка от программирования на самоотравление и формируют трезвые убеждения;

- разговоры о табаке и алкоголе могут вестись только в случае, если ребенок сам задал вопрос о них. Взрослый игнорирует тему отнимания Трезвости и причин табачно-алкогольных отравлений вплоть до школьного возраста;

- разговоры о табаке и алкоголе с ребенком-дошкольником, если их не удается проигнорировать, должны быть короткие, без подробностей, с последующим переходом на тему Трезвости.

Ребенок 6-7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Под воздействием программирующей на отравление интоксикантами информации ребенок старшего дошкольного возраста начинает сопоставлять полученную ранее от родителей информацию о Трезвости и ту, что приходит ему из социальной запрограммированной среды и уже не во всех случаях, как раньше, ищет ответы на возникшие вопросы у взрослых. Часто ребенок самостоятельно анализирует и делает выводы. В данном случае внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых очень важно.

Чтобы быть в курсе того, как ребенок оценивает ситуацию, какие делает выводы и на что нацеливается (о чем переживает и мечтает), родители и воспитатели используют следующие воспитательные методы и приемы:

- Беседы на разные темы с отслеживанием содержания детских высказываний. На что надо обратить внимание: как часто ребенок упоминает в разговоре табак и алкоголь. Независимо от контекста само по себе упоминание интоксикантов – тревожный сигнал. Частое упоминание этих веществ и связанных с ними действий говорит о включенности ребенка в тему, которая постепенно приведет к интересу, а значит и мотиву первой пробы.

- Наблюдение за играми. Достаточно просто наблюдать и при появлении сюжета, связанного с отравлением интоксикантами, соответственно реагировать.

- Просмотр и анализ книг, которые читает ребенок, репертуара песен и его рисунков.

Ребенок, получивший базовую платформу Трезвости в раннем и младшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам проявляет сопротивление по отношению к программирующей на отравление интоксикантами информации, высказывает свою нацеленность на трезвую жизнь в будущем.

Формирование базовой платформы Трезвости у детей дошкольного возраста вызывает наибольшую трудность у родителей и воспитателей. Но именно в раннем возрасте закладываются основы, на которых педагогам в школе будет легко проводить уроки Трезвости и в целом сформировать трезвые убеждения. В этом большим подспорьем является знание особенностей развития детей с самого раннего возраста.

Список литературы

1. Богословская Е. В. От Трезвости естественной к Трезвости сознательной: педагогическая концепция формирования трезвых убеждений у детей / Е. В. Богословская. – Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017. – 144 с.

2. Винникотт Д. В. Теория родительско-младенческих отношений // «Журнал практической психологии и психоанализа», 2005, №2.

3. Мельник Н. Б. От импринтинга к «естественному родительству»: Конрад Лоренц и его влияние на идеологии материнства в ХХ в. / Н. Б. Мельник, Н. А. Черняева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. – 2015. – № 1 (137). – С. 44-58.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: педагогическое общество России. – 1999-442с.

5. Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1953.

6. Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России: материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 149-175.

Сведения об авторе

Богословская Елена Васильевна, педагог-психолог, преподаватель курса сознательной Трезвости в г. Ставрополе, председатель СГОО КУСТ «Трезвый Ставрополь», Автор методики «От Трезвости естественной к Трезвости сознательной», trezvstav@list. ru, 8-918-863-78-67.

About author

Bogoslovskaya Elena Vasilievna, teacher – psychologist, teacher of the course of conscious Sobriety in the city of Stavropol, chairman of the Stavropol City Public Organization Club Sobriety Statement and Protection “Sober Stavropol”, Author of the technique “From Natural Sobriety to Sobriety Conscious”, tresvstav@list. ru,
8-918-863-78-67.

УДК 37. 034

Загумённый В. А.

Zagumenniy V. A.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...