Цыбиков Д.В. Собриология как учебная дисциплина в образовательном процессе вуза
Sobriology as academic discipline in the educational process of the university В статье рассматриваются вопросы отнимания Трезвости у подростков в современной России. Представлен принцип работы метода Г. А. Шичко. Показаны результаты многолетней работы с будущими педагогами на основе данного метода. Для утверждения и сохранения Трезвости автор статьи предлагает включить дисциплину в учебный план общеобразовательных учреждений. Ключевые слова: статистика самоотравления подростков в России, метод Г. А. Шичко, дисциплина Собриология. This article examines issues of adolescent alcoholism in modern Russia and presents basic principles of G. A. Shichko's method. The article also displays results that were obtained throughout many years of work with future teachers, that was based on this method. To prevent child (adolescent) alcoholism, the author proposes to include this discipline in the curriculum of general education institutions. Keywords: statistics of adolescent alcoholism in Russia, method G. A. Shichko, discipline Sobriology. Введение. Общеизвестно, что сложившаяся алкогольная ситуация наряду с другими негативными факторами порождает демографический кризис, также создает угрозу национальной безопасности современной России. При этом национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства [1]. Однако очень сложно говорить о развитии личности на фоне снижения возраста людей, подверженных самоотравлению спиртосодержащими изделиями. По результатам статистических опросов, большая часть школьников, в возрасте 12-13 лет, пробовали алкоголь (пиво, вино, коктейли). 54 % учащихся 8-10 классов отравляются спиртосодержащими изделиями с периодичностью один раз в месяц. Около 10 % подростков аналогичным образом поступают несколько раз в месяц. 45 % выпускников и студентов первых курсов отравляются алкогольными изделиями раз в месяц, 20 % – каждые две недели и около 30 % молодых людей еженедельно. Только около 5 % старшеклассников и студентов ни разу не пробовали алкоголь [2, с. 53]. По данным официальной статистики, на конец 2016 года численность детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в связи с отравлением алкогольными изделиями, имеющими тяжелые последствия, достигла 25219 человек или 547, 3 на 100000 детей и подростков в возрасте до 17 лет [3, с. 271]. При этом относительно регулярного самоотравления алкоголем детьми многие родители не были информированы (в 58% случаев для возраста 10-14 лет, в 35% случаев для возраста 14-16 лет, в 11% случаев для возраста 16-18 лет) [4].
Так, статистика отнимания Трезвости у подростков в России: - систематически травятся алкогольным ядом в России каждый третий юноша и каждая пятая девушка; - родители приобщают детей к самоотравлению алкоголем в возрасте до 10 лет в 60% случаев; - подростки, занимающиеся самоотравлением алкогольными ядами, учатся неудовлетворительно (77%), удовлетворительно (22%) и хорошо (1%) [5]. Правительством Российской Федерации предпринимались неоднократные попытки ограничить самоотравление спиртосодержащими изделиями. Однако, несмотря на предпринимаемые действия, негативная тенденция кардинально не меняется. Следует отметить, что государственные программы в основном направлены на категорию граждан, имеющих большой стаж самоотравления алкогольными изделиями, а также на подрастающее поколение, вступающих во взрослую жизнь, где отравляющие вещества воспринимаются как общественная норма. Поэтому для приобщения молодежи к трезвому, здоровому образу жизни необходимо изучение дисциплины «Собриология» («sobrietas» – трезвенность, воздержанность, рассудительность) в образовательных учреждениях с применением элементов психолого-педагогического метода Г. А. Шичко.
Как известно, основой метода Шичко является заполнение дневника самоанализа перед сном. Дневник самоанализа представляет собой перечень вопросов, отражающих жизнедеятельность человека, в том числе и самоотравление алкогольным изделием. Следовательно, заполнение дневника – это формулирование стратегий и выбор альтернатив трезвого поведения. Ежедневное письменное повторение ответов на одни и те же вопросы, позволяет не только автоматизировать отрицательное отношение к отравляющим веществам, но и переосмыслить образ жизни и принять трезвую жизненную позицию. При этом ответы должны соответствовать определенным правилам, которые являются одним из важнейших элементов данного метода. Следует отметить, что дневник самоанализа (первоначально ежедневно, а затем по графику) сдается на проверку на предмет соответствия ответов принятым правилам. При этом необходимо иметь два дневника – один на проверке, а на другом ведется дневниковая запись. Однако это далеко не единственный способ сохранения и приобретения трезвой жизненной позиции. Поэтому государственная политика должна быть направлена на поиск методик, способствующих сохранению и восстановлению естественной Трезвости в молодежной среде в случае ее утраты. Цель – обоснование эффективности использования элементов психолого-педагогического метода Г. А. Шичко посредством дисциплины «Собриология» в образовательном процессе вуза. Методы и организация исследования. В работе представлены результаты спецкурса «Собриология» на основе элементов психолого-педагогического метода Г. А. Шичко среди студентов Педагогического института. В рамках спецкурса были прочитаны лекции по следующим темам: «Формирование алкогольной и табачной запрограммированности сознания»; «Производство алкогольных изделий»; «Метод Шичко: правила заполнения дневника самоанализа»; «Влияние алкоголя на мозг»; «Влияние алкоголя на наследственность» (просмотр видеофильма: Телегония. Код мужчины. Зачатие вне закона); «Алкоголь: мифы и реальность» [6, с. 140]. При этом для получения зачета студент должен заполнить 30 дневников самоанализа. Следует отметить, что спецкурс проводится с 2013 года внеучебное время.
Как известно, внеучебная деятельность – это различные виды самостоятельной учебной деятельности студентов: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений; факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия, техническое творчество и другие виды самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору [7]. Следовательно, студент по своему усмотрению может не посещать дополнительные занятия, которые не входят в учебный план. Однако руководство образовательным учреждением в рамках «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» может организовать посещение лекционных занятий, но заполнение 30-ти дневников самоанализа для получения зачета – это личный выбор студента, т. к. большинство современных студентов, которые запрограммированы СМИ на развлечение и получение удовольствия, порыв преподавателя воспринимают как ущемление прав человека. В этой связи, включение спецкурса «Собриология» в учебный план позволит повысить ответственное отношение студентов к выполнению требований учебной программы дисциплины. Результаты исследования и их обсуждение. По нашему мнению, использование элементов метода Г. А. Шичко позволяет студентам укрепить трезвую жизненную позицию, а некоторым восстановить утраченную Трезвость. Начиная с 2013 года лекционные занятия по спецкурсу «Собриология» прослушали 385 студентов 3 курса. Однако получили зачет всего 32 чел. (8, 3%). По результатам мониторинга, все они в большинстве случаев ведут трезвый образ жизни [8, с. 183]. Итак, по годам обучения: 2013-14 учебный год, общее количество студентов - 109 чел., получили зачет - 14 чел. (12, 8%); 2014-15 учебный год, общее количество студентов - 66 чел., получили зачет - 2 чел. (3%); 2015-16 учебный год, общее количество студентов - 59 чел., получили зачет - 5 чел. (8, 5%); 2016-17 учебный год, общее количество студентов - 75 чел., получили зачет - 6 чел. (8%); 2017-18 учебный год, общее количество студентов - 76 чел., получили зачет - 5 чел (6, 6%). Следует отметить, что в 2018-19 учебном году на третьем курсе Педагогического института обучается 33 студента. Традиционно спецкурс начнется во втором семестре и, по всей видимости, итоговые результаты не будут отличаться от их предшественников.
По результатам опроса студентов, получивших зачет (32 чел. ), нами были определены основные причины, которые не позволили их однокурсникам заполнить требуемое количество дневников самоанализа. 92, 8% отметили, что основной причиной является – лень [6, с. 140]. В одном из интервью газете АиФ проф. С. П. Капица сказал: «Культуру надо насаждать! Даже силой… иначе нас всех ждет крах» [9]. Для предотвращения угрозы национальной безопасности данный афоризм надо применить к сохранению и восстановлению Трезвости в молодежной среде. В этой связи для оптимизации учебного процесса возникла необходимость включения данной дисциплины в учебный план подготовки будущих педагогов. Благодаря руководству Педагогического института Бурятского госуниверситета, начиная с 1‑ го семестра 2018-19 учебного года для студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки 44. 05. 03 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), дисциплина «Собриология» включена в учебный план (ЛК – 18 ч.; СРС – 18 ч.; форма контроля – зачет). Предметное поле работы, помимо вышеизложенных тем, расширено за счет просмотра видеофильмов («Манипуляция сознанием: алкоголь», «Манипуляция сознанием: табак», «Технология спаивания», «Левашов об алкоголе») в качестве домашнего задания, наряду с заполнением дневника самоанализа. В Педагогический институт поступило всего 54 студента. По данному направлению подготовки было принято 22 студента (1 юноша и 21 девушки), которые изучали дисциплину «Собриология» согласно учебному плану. Также как и по другим предметам, успеваемость у одних студентов высокая, у других оставляет желать лучшего. Безусловно, благодаря зачетным требованиям повысилось количество студентов, получивших зачет по дисциплине. Это положительное явление следует считать первым шагом к сохранению и восстановлению Трезвости в молодежной среде. Следовательно, предлагается двухэтапная подготовка. Второй этап – полноценный курс по методу Шичко (со всеми его требованиями) для тех, кто проявляет истинный интерес в личном освобождении, а также в ведении активной общественной деятельности по утверждению и сохранению Трезвости в обществе. Поэтому дальнейшие исследования в этом направлении будут продолжены с учетом пожеланий студентов, прошедших курс обучения.
Заключение. Таким образом, психолого-педагогический метод Г. А. Шичко используется для сохранения и восстановления естественной Трезвости в студенческой среде. Для предотвращения угрозы национальной безопасности следует включить дисциплину «Собриология» на основе данного метода в учебный план общеобразовательных учреждений. Также необходимо обратить особое внимание на подготовку педагогов-собриологов. Список литературы 1. Понятие «Национальная безопасность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //isfic. info/ebzeev/konprav79. htm (дата обращения: 20. 02. 2019) 2. Бухало А. В. Подростковый алкоголизм как угроза жизни / А. В. Бухало, О. А. Гомазова, О. С. Булычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 1. – 2012. – С. 53. 3. Куликова О. С. Особенности Я-концепции и межличностных отношений подростков, склонных к употреблению алкоголя / О. С. Куликова, А. П. Белишова // Актуальные проблемы психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии: сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2018. – Вып. 16. - С. 271 – 272. 4. Егорченко С. П. Алкогольная зависимость: проблема биогенетическая или психосоциальная? Современные аспекты / С. П. Егорченко // Вісник ОНУ ім. І. І. Мечникова. Психологія. – 2014. – Том 19, Вип. 2(32). – С. 122-127. 5. Алкоголизм в России – статистика на 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //dispanseri. ru/alkogolizm/razvitie-v-rossii. html (дата обращения: 20. 02. 2019) 6. Цыбиков Д. В. Особенности профилактики вредных привычек среди студентов педагогического вуза (2013-14 учебный год) / Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии: материалы XXIII Международной конференции-семинара. – Нижний Новгород, 2014. – С. 138 – 141. 7. Внеурочные учебные занятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //didacts. ru/termin/vneurochnye-uchebnye-zanjatija. html (дата обращения: 20. 02. 2019) 8. Цыбиков Д. В., Лопсонова З. Б. Мониторинг профилактики вредных привычек у будущих педагогов // Вестник БГУ. Педагогика. Филология. Философия. – Улан-Удэ, 2017. Вып. 4. Педагогика. – С. 181 – 185. 9. «Культуру надо насаждать! Даже силой! » 7 гениальных цитат Сергея Капицы | Фотогалерея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. spb. aif. ru/society/science/kulturu_nado_nasazhdat_dazhe_siloy_7_genialnyh_citat_sergeya_kapicy (дата обращения: 20. 02. 2019) Сведения об авторе Цыбиков Дашинима Владимирович, канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания, Бурятский госуниверситет, dvikov64@mail. ru, тел. 8(983)-333-94-84. About author Tsybikov Dashinima Vladimirovich, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, Buryat State University, dvikov64@mail. ru, tel. 8 (983) -333-94-84. УДК 378. 172: 613 Афанасьев А. Л. Afanasev A. L.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|