Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение капитализма, начало промышленной революции и великие достижения буржуазной эпохи в области общественных наук и культуры




Современное буржуазное (буквально: городское, мещанское) общество, которое для подавляющего большинства всех наших патриотов и националистов является вершиной, завершением и пределом развития человеческой цивилизации, по крайней мере в одном отношении бесспорно является историческим феноменом, а именно: оно существовало не всегда. Его летоисчисление начинается с той эпохи, которую французы называют Ренессансом, немцы — Реформацией, а итальянцы — Чинквеченто (пятисотые годы).

Можно спорить о том, какому из западноевропейских народов принадлежит решающий вклад в дело возникновения капитализма: итальянцам или голландцам, португальцам или испанцам, англичанам или французам..., но бесспорным является тот факт, что ни украинцам, ни россиянам не принадлежит эта заслуга. Украинцы и россияне только в ХХ ст., одними из последних в Европе, полностью разделались с сословно-самодержавно-помещичьими порядками.

Именно свободное население западно-европейских городов, сословие горожан из которого выделилась, вышла, появилась на свет современная буржуазия, открытием и колонизацией Америки, морского пути вокруг Африки, торговлей, судоходством, колоссальным увеличением средств обмена и средств производства товаров, посредством создания мирового рынка создало мировую историю, в on-line режиме которой мы и живем сегодня.

Именно западно-европейские народы первыми проложили путь человечеству от ремесла через мануфактуру к крупной промышленности современного типа, создали современные буржуазные государства с четким разделением на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти.

Стоит ли удивляться после этого, что именно здесь возникает классическая политическая экономия (У. Петти, А. Смит, Д Рикардо — Англия, П. Буагильбер, Ф. Кенэ, Ж. Сисмонди — Франция, К. Маркс — Германия). Классическая политическая экономия, посредством создания трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости позволила не только постичь законы развития буржуазного общества, но и дать ученым ключ для понимания всех докапиталистических формаций и укладов, заложила твердую основу для научного, то есть материалистического понимания истории в целом, краеугольным камнем которого является понимание того, что труд, производство является не только субстанцией стоимости, но и всей человеческой культуры как таковой, включая духовную.

Согласно материалистическому пониманию истории (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества начинается с овладения самой простой формой движения материи — механической. Наибольшим достижением этой эпохи, которая заняла огромный период от родоплеменного строя до конца феодализма, было, несомненно, превращение механического движения в теплоту, - добывание огня трением. Промышленная революция и тем самым развитие капитализма на своей собственной основе, начинается с овладения человечеством обратным процессом, - с превращения теплоты в механическое движение, то есть с создания парового двигателя (См. Ф.Энгельс.Т.20, с.116-117).

Конструкцию паровой машины (с цилиндром и поршнем) французскому физику и механику Дени Папену, подсказал немецкий философ и математик Г. Лейбниц, а ее окончательное усовершенствование принадлежит Дж. Уатту — Англия. Это изобретение положило начало овладению человечеством физической, химической, органической и биологической формами движения материи, которое осуществляется в пределах капиталистического способа производства.

Что касается овладения человечеством своей собственной, общественной формой движения материи, то согласно материалистическому пониманию истории оно будет означать конец капитализма и тем самым конец всей экономической формации в целом, которая начинается с возникновения эксплуатации, классов и государства и заканчивается их упразднением.

Говоря о великих достижениях буржуазной эпохи, нельзя не сказать несколько слов о немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс, Энгельс), которая является вершиной развития классической философии как таковой. Каждый, кто желает проникнуть в тайну человеческого духа, постичь законы человеческого мышления и познания, вынужден будет обращаться к трудам вышеуказанных великих немецких философов и мыслителей, в особенности к «Науке Логики» Гегеля, в которой нашло наиболее всестороннее отражение и логическое выражение развития «абсолютной идеи», «абсолютного разума», то есть разума не отдельного ограниченного, смертного человеческого индивидуума, а «бессмертного», «божественного» разума человечества в целом, человеческого познания как такового.

Как известно, «Наука логики» Гегеля делится на три больших части: Учение о бытии, Учение о сущности и Учение о понятии, которое отвечает трем большим периодам, этапам развития человеческого познания.

Не начинается познание ни отдельного индивида, ни всего общества с познания сущности, а тем более с познания сущности самого познания, мышления, понятия. Оно начинается с самого простого.

Первый период, самый длительный в истории — это овладение человечеством отдельными формами бытия, познание отдельных свойств, качественной и количественной определенности предметов и явлений, основой которого является простой механический ручной труд, земледелие и ремесло.

Второй период — это переход от познания форм бытия к постижению законов движения материи, переход от обыденного сознания к научно-теоретическому мышлению, от ручного труда к эпохе естествознания и промышленности.

Третий период — эпоха овладения человечеством не только внешними формами, но и своей собственной, общественной формой движения материи, предпосылкой чего является универсальное развитие производительных сил, господство человека над внешней природой и проникновение человечества в тайну самого «абсолютного духа», постижение своей человеческой сущности, своего мышления и познания.

Нужно отметить, что самому Гегелю так и не удалось довести в этом вопросе дело до конца, поскольку идеализм ставит во главу угла деятельность духовную и мыслительную, а предметно-практическую деятельность рассматривает как производную от нее. Решающий вклад в этом пункте принадлежит великим немецким мыслителям К. Марксу и Ф. Энгельсу, ученым, которые свободно ориентировались как в классической философии, так и в классической политической экономии.

Изучение английской политической экономии с точки зрения немецкой классической философии и наоборот, — изучение немецкой классической философии с точки зрения английской политической экономии привело их к осознанию того, что и английская политэкономия и немецкая классическая философия бьются над одной и той же загадкой — природой идеального. В конце-концов они приходят к выводу о том, что у денежной, то есть идеальной формы стоимости и у идеальных форм мышления, сознания одна и та же природа, одна и та же субстанция — всеобщий, то есть общественно необходимый человеческий труд. Другими словами, что труд, деньги и мышление есть одно и то же, что их субстанция одна и та же.

Орудия труда и инструменты, станки и машины, здания и мосты, заводы и фабрики, корабли и летательные аппараты... — есть опредмеченный человеческий конкретный труд и конкретное человеческое мышление.

Деньги — есть застывший, отчужденный и овеществленный абстрактный, всеобщий человеческий труд, то есть труд вообще, представленный в форме вещи. Мощь и власть денег есть мощь и власть над человеком его же собственного труда. «Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане» (К. Маркс. Т.46. Ч.I, с.100).

Что касается философии, логики, то она есть не что иное, как труд, деятельность человека, представленная в абстрактно-всеобщей форме, как связь самих форм мышления свободных от любых его отдельных предметно-практических проявлений и воплощений.

Труд, производство, практика — есть реальный, материальный предметно-практический процесс познания человеком, как внешнего мира, так и самого себя, а мышление (как обыденное, так и научно-теоретическое) есть «идеальный» труд, производство, деятельность, то есть та же практика, только в идеальной форме, в форме деятельности с представлениями, образами, моделями, понятиями... как идеальными формами реальной человеческой деятельности и, тем самым, опосредствованно, с реальными формами самой объективной действительности.

Мышление есть процесс познания, но процесс познания это не только и не столько одно мышление, сколько реальная предметно-практическая, трудовая, производственная деятельность.

Трудовая теория стоимости составляет краеугольный камень классической политэкономии, а трудовая теория мышления — итог, резюме развития немецкой классической философии и краеугольный камень научной теории познания.

Ф. Энгельс: «Как естествознание, так и философия до сих пор совершенно пренебрегали исследованием влияния деятельности человека на его мышление. Они знают, с одной стороны, только природу, а с другой - только мысль. Но существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» (Т.20, с. 545). Более подробно эта мысль Энгельса развернута в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Человеческое мышление, как бы далеко оно не отрывалось от действительности, в конечном счете, направлено на решение практических задач, вплетено в реальную предметно-практическую деятельность и вне ее не имеет никакого самостоятельного значения и смысла, подобно тому, как сфера денежного обращения, сфера финансов, в конечном счете, обслуживает реальный процесс производства материального богатства общества, вплетено в него и вне этого реального процесса производства также не имеет никакого самостоятельного значения и смысла, как бы далеко она от него не отрывалась и какие бы иллюзии на этот счет не создавали себе ее агенты и адепты.

К сказанному остается только добавить, что и в других областях человеческой деятельности буржуазной эпохи, к великому огорчению как украинских, так и российских патриотов, приоритет принадлежит не нам, а западноевропейцам.

Классическая живопись — это, прежде всего, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ботичелли, Дюрер, Рембрандт... и уже потом Брюлов, Шишкин, Шевченко, Айвазовский, передвижники...

Классическая, симфоническая музыка — это Альбинони, Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен... и уже потом Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Гулак-Артемовский, Лысенко...

Классическая литература — это Данте, Бокаччо, Сервантес, Рабле, Шекспир, Филдинг, Мольер, Гете, Шиллер... и уже затем Котляревский, Гоголь, Шевченко, Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов...

Ни к открытию перспективы в живописи, ни к созданию инструментов для исполнения академической музыки, ни к изобретению музыкальной нотации, ни к открытию контрапункта, ни к созданию романа как литературного жанра (буржуазной эпопеи — Георг Лукач), ни к созданию оперы как рода музыкально-драматического произведения, ни к возникновению балета, — ни украинцы, ни россияне не причастны. Все это было сделано и открыто задолго до того, как мы написали свои первые романы, сочинили первые симфонии и оперы, нарисовали свои первые живописные полотна светского характера, создали свои шедевры классического танца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...