Программа учебной дисциплины
Стр 1 из 11Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Введение.......................................................................................................................3
Программа учебной дисциплины ………………………………………………...4
Курс лекций 1. Труд как основа жизнедеятельности общества…………………………....11 2. Продуктивность и производительность труда…………………………….14 3. Организация, нормирование и оплата труда………………………………17 4. Трудовые ресурсы…………………………………………………………...28 5. Рынок труда и его регулирование государством………………………….31 6. Занятость и безработица…………………………………………………….34 7. Денежные доходы населения……………………………………………….37 8. Качество и уровень жизни населения……………………………………...38 9. Социальное партнерство……………………………………………………45 10. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений, роль МОТ……………………………….49
Практикум 1. Труд как основа жизнедеятельности общества…………………………….54 2. Продуктивность и производительность труда……………………………..55 3. Организация, нормирование и оплата труда……………………………….57 4. Трудовые ресурсы…………………………………………………………....61 5. Рынок труда и его регулирование государством…………………………..61 6. Занятость и безработица……………………………………………………..62 7. Денежные доходы населения………………………………………………..62 8. Качество и уровень жизни населения……………………………………....62 9. Социальное партнерство…………………………………………………….63 10. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений, роль МОТ………………………………63 Задания для самостоятельного решения ……………………………………….64 Темы и методические указания по выполнению письменной
самостоятельной работы ………………………………………………………...69 Методические указания по подготовке к компьютерному тестированию ………………………………………………..72 ТЕСТЫ …..………………………………………………………………………….73 Перечень программного обеспечения ЭВМ........................................................94 Литература……………………..…………………………………………………...95 ВВЕДЕНИЕ
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно выражать особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение. Категория труд определяется, во-первых, как целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономически организована, во-вторых, как одно из условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации. «Экономика труда» является системообразующим курсом, сформировавшимся на стыке различных отраслей знаний о труде: макро и микроэкономики, социологии, аксиологии, психологии, менеджмента и др. В данном курсе труд выступает как основной предмет изучения и анализа, а все другие факторы производства являются предпосылками, объективными условиями его существования и развития. При этом труд представляет собой самый важный фактор производства, для анализа которого требуется разработка особых методических подходов. Програмно-методический комплекс по дисциплине «Экономика труда» включает в себя программу по учебной дисциплине «Экономика труда», курс лекций, практикум с методическими указаниями по решению задач и практическими заданиями для самостоятельного решения, тематику и методические указания к выполнению письменной самостоятельной работы, методические указания по подготовке к компьютерному тестированию и тесты с перечнем вопросов и вариантами ответов, также включен список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки студентов.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика труда как наука изучает формы проявления требований экономических законов в области разделения и кооперации труда, привлечения рабочей силы к труду, воспроизводства рабочей силы; экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. Программа дисциплины Экономика труда федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080104 «Экономика труда», утвержденного 17.03.2000г., номер государственной регистрации 197эк/сп. Предметом дисциплины Экономика труда является анализ рынка труда, поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование мотивации, цены, потенциала количества и качества труда, человеческого капитала. Цельучебной дисциплины предопределена приоритетной ролью человека труда в социально-ориентированном обществе и состоит в обеспечении базовой общепрофессиональной подготовки студентов в области экономики труда, в освоении студентами методологических и методических основ регулирования этих отношений. Основными задачами курса являются: - оценка наиболее важных качественных и количественных параметров трудовой деятельности и факторов их формирования; - выявление наиболее существенных тенденций в сфере труда; - анализ и прогнозирование различных процессов в сфере труда; - изучение основных особенностей мобильности работников; - рассмотрение процессов управления трудом и их регулирования, прежде всего на уровне предприятия; - изучение механизмов проведения в жизнь государственной (федеральной и региональной) политики и оценка ее воздействия на сферу труда.
Особенность изучаемой учебной дисциплины состоит в том, что специалист в области экономики труда должен уметь организовать не только свой труд, но и труд своих подчиненных; формулировать цели и намечать пути их достижения; строить и использовать прогнозы и планы; находить рациональные подходы к решению проблем; предвидеть последствия своих решений. В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать базовые основы современной теории и методологии экономики труда; уметь выявлять и правильно интерпретировать наиболее острые экономические проблемы формирования и использования трудового потенциала, формулировать предложения по их возможному решению; владеть важнейшими методами экономического анализа, используемыми в экономике труда. Основными видами занятий являются лекционные, практические и самостоятельные. Для проверки и закрепления полученных при обучении знаний используются текущие проверочные работы, а при завершении курса – экзамен для специальности 080104 «Экономика труда» во 2 семестре; зачет для специальности 080105 «Финансы и кредит» в 6 семестре; зачет для специальности 080100 «Экономика» в 4 семестре. Курс рассчитан на 32 часа аудиторных занятий. Распределение часов по видам занятий в таблицах 1,2 и 3. Тематический план учебной дисциплины «Экономика труда» в таблице 4.
Таблица 1- Для специальности 080104 Экономика труда (очная/очно-заочная форма обучения)
Таблица 2 -Для специальности 080105 Финансы и кредит (очная/очно-заочная форма обучения)
Таблица 3 -Для направления 080100 Экономика
(очная/заочная форма обучения)
Таблица 4 - Тематический план учебной дисциплины «Экономика труда» (очная/очно-заочная форма обучения)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ТРУДА»
Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности общества Труд как объект изучения. Основные понятия курса. Экономика труда как наука. История экономики труда. Специальность «Экономика труда». Категория «труд» в экономической теории и экономике труда. Актуальные проблемы экономики труда и трудовых отношений.
Тема 2. Продуктивность и производительность труда Труд как экономическая категория. Показатели и методы измерения производительности труда. Обеспечение безопасности труда. Эффективность и интенсивность труда и факторы их определяющие. Резервы роста производительности труда.
Тема 3. Организация, нормирование и оплата труда Труд как процесс. Цели организации труда и требования к ней. Формы организации труда. Организация рабочих мест. Задачи научной организации труда. Нормирование труда. Методы нормирования труда. Виды норм. Методы определения затрат рабочего времени. Системы оплаты труда работников. Методы стимулирования работников к труду.
Тема 4. Трудовые ресурсы Население: деление на категории, состав и структура. Требования к качеству кадров. Временной оборот и возрастная структура рабочей силы. Динамика экономической активности населения. Трудовые ресурсы: структура по различным показателям и элементам. Проблема принудительного труда. Дискриминация в сфере труда. Трудовая мобильность и миграция населения. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы.
Тема 5. Рынок труда и его регулирование государством Спрос на труд, предложение труда, цена труда. Государственное регулирование рынка труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Внутрифирменные рынки труда. Роль профессионального обучения в развитии рынка труда.
Тема 6. Занятость и безработица Социально-экономическая ситуация в России и проблема занятости. Гарантии занятости: правовые, социальные, экономические. Факторы, влияющие на экономическую активность и уровень занятости. Неформальная занятость. Безработица. Проблемы ее регулирования. Уровень безработицы. Методы борьбы с безработицей. Динамика и структура безработицы в мире, России, Кемеровской области. Государственная политика занятости. Закон о занятости населения в РФ.
Тема 7. Денежные доходы населения Виды, структура и источники доходов населения. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Дифференциация доходов населения. Политика доходов и ее типология. Государственное регулирование доходов населения.
Тема 8. Качество и уровень жизни населения Уровень жизни населения. Система показателей уровня жизни населения. Стоимость жизни: потребительская корзина и прожиточный минимум. Система социального страхования и пенсионного обеспечения.
Тема 9. Социальное партнерство Социальное партнерство как тип и система отношений между работодателем и работниками. Социальная ответственность организации. Профсоюзное движение: основные задачи и функции. Государство в системе социального партнерства.
Тема 10. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений, роль МОТ Создание и развитие Международной организации труда (МОТ) и принципы ее деятельности. Структура МОТ и методы ее работы. Россия и МОТ. Основные сферы организационно-практической деятельности МОТ: занятость и безработица, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, права человека, социальное обеспечение, заработная плата. Международный опыт программного регулирования социально-трудовых отношений. Трудовой кодекс как регулятор системы социально-трудовых отношений.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Классификация видов социально-трудовых отношений в сфере труда. 2. Расчет производительности труда. 3. Расчет сдельной расценки и индивидуального сдельного заработка. 4. Построение структуры трудовых ресурсов. 5. Семинар «Рынок труда». 6. Семинар «Качество и уровень жизни населения». 7. Семинар «Социальное партнерство». 8. Оформление трудового договора на предприятиях.
ЛИТЕРАТУРА 1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук и др. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407с. 2. Аверин А.Н. Миграция населения. Учебное пособие для вузов. - М.: РАГС, 2006. – 251с. 3. Бычин В. Б., Малинин С. В., Шубенков Е. В. Организация и нормирование труда. - Учебник под ред. Одегова Ю. Г., Москва 2005. – 463с. 4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 416с. 5. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 464с. 6. Головачев А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. Пособие / А.С.Головачев и др. – М.: Новое знание, 2005. – 539с. 7. Масленникова Л.А. Система оплаты труда: как сделать выбор // Российский налоговый курьер. 2006. - №6 – с. 67––71. 8. Олейник А.Н. Институциальная экономика: Учеб./ А.Н. Олейник. – М.: Инфра – М, 2000 - 290с. 9. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие. - М.: КНОРУС, 2005 г. - с. 360. 10. Разработка Положения об оплате труда. // Справочник экономиста: №2(32) февраль, 2006. –с. 108–115. 11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002 - 304с. 12. Середа К.Н. Новый расчет заработной платы в соответствии с нормативными и законодательными актами. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382с. 13. Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. – М.: «Экономика», 2004. – 321с. 14. Трудовой кодекс РФ, Сибирское Университетское издательство Новосибирск. 2006г. – 240с. 15. Шлендер П.Э. Экономика труда: Учеб./ П.Э. Шлендер. – М.: Юристъ, 2002. -560с. 16. Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации / под ред. В.А.Швандара. – 3-е изд., пераб. доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 254с. 17. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: «Экзамен», 2003. - 736с. 18. Экономика труда / под ред. Винокурова М.А. – СПб.: Питер, 2004. – 656с.
Составитель:
Ст. преподаватель Кафедры экономики и менеджмента Т.В.Баскакова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента __________, протокол №________
Зав. кафедрой экономики и менеджмента к.э.н., доцент Р.Я.Шарафутдинов
Согласовано: Декан экономического факультета К.э.н., доцент П.П.Баранов
Зав. кафедрой финансы и кредит К.э.н., доцент Ю.В.Лунева
Старший методист методического отдела Е.А.Логунова
КУРС ЛЕКЦИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|