Международные трудовые нормы
Одна из самых давних и важных функций МОТ - принятие трехсторонней Международной конференцией труда (с участием представители правительств, работодателей и трудящихся) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательство последовательно проводить в жизнь их положения. Рекомендации служат руководство в области политики, законодательства и практики. Конвенции и рекомендации, принятые начиная с 1919 года, затрагивают фактически весь круг проблем труда, включая некоторые основные права человека (в первую очередь, свободу объединения, право на организацию и коллективные переговоры, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в занятости), регулирование вопросов труда, трудовые отношения, политика занятости, охрана и гигиена, условия труда, социальное обеспечение, занятость женщин и особых категорий, таких как трудящиеся-мигранты и моряки. Государства-члены должны представлять все конвенции и рекомендации, принимаемые Конференцией, компетентным национальным органам, которые решают, какие меры следует по ним принять. Число ратификаций конвенций продолжает увеличиваться. Нормотворчество сегодня — не самое главное в деятельности МОТ. Наряду с принятием конвенций МОТ стала использовать техническое сотрудничество, помогая внедрить принципы, установленные нормами. Национальные парламенты продолжают принимать законы в социальной области, на которую распространяются многие конвенции, с учетом новых требований и идей. Трехсторонний характер деятельности МОТ (трипартизм), позволяющий МОТ находиться в прямом контакте с рынком труда, не только не устарел, но придает ей дополнительную силу, привлекая к совместному обсуждению общественной политики правительства, представителей трудящихся и предпринимателей.
ПРАКТИКУМ Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности общества Задание 1. Ознакомиться с классификацией социально-трудовых отношений и обсудить следующие вопросы: 1. Можно ли определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы без знания данной классификации? Обоснуйте. 2. Каким образом данная классификация является связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами? 3. Могут ли существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий группы работников и отдельные их члены? Обоснуйте на примерах. 4. Приведите конкретные примеры по каждому виду социально-трудовых отношений.
Классификация видов социально-трудовых отношений в сфере труда: 1. По содержанию деятельности: · производственно-функциональные · профессионально-квалификационные · социально-психологические · общественно-организационные 2. По способу общения: · Безличные · Межличностные 3. По субъекту: · Межорганизационные (организация – организация) · Внутриорганизационные (организационная структура предприятия) · Внутрипроизводственные (организация – личность; личность – личность) 4. По объему властных полномочий: · Отношения по горизонтали · Отношения по вертикали 5. По характеру распределения доходов: · В соответствии с трудовым вкладом · Не в соответствии с трудовым вкладом 6. По степени регламентированности: · Формальные (официально оформленные) · Неформальные (официально неоформленные).
Тема 2. Продуктивность и производительность труда
При решении задач необходимо помнить, что показатели роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции связаны между собой как обратные величины: , где А – процент повышения производительности труда (ПТ) при снижении трудоемкости на в %. , где В – процент снижения трудоемкости (Те)при росте ПТ на а %.
Производительность труда может определяться как отношение объема продукции к числу рабочих на производстве данной продукции (выработка на 1 рабочего).
Задача 1. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1 – Показатели предприятия
Задача 2. Вариант 1. По данным таблицы определить: - среднегодовую и среднечасовую производительность труда; - снижение трудоемкости и рост производительности труда;
Вариант 2. По данным таблицы определить:
- среднегодовую и среднечасовую производительность труда; - снижение трудоемкости и рост производительности труда;
Вариант 3. По данным таблицы определить: - среднегодовую и среднечасовую производительность труда; - снижение трудоемкости и рост производительности труда;
Вариант 4.. По данным таблицы определить: - среднегодовую и среднечасовую производительность труда; - снижение трудоемкости и рост производительности труда;
Задача 3.
В результате внедрения нового оборудования на предприятии трудоемкость одного изделия снизилась с 41 чел-час до 38 чел-час. Определить рост производительности труда.
Задача 4. В результате снижения трудоемкости производительность труда повысилась с 28 изделий в час до 31 изделия в час. Определить на сколько процентов была снижена трудоемкость.
Тема 3. Организация, нормирование и оплата труда
1. Расчет сдельной расценки и индивидуального сдельного заработка Расчет сдельной расценки (Рс)проводится по следующей формуле
Рс = Т час * Н вр или Р с = Т час/В час,
Где Т час – часовая тарифная ставка, устанавливаемая в соответствии с разрядом выполняемой работы, руб/час; Н вр – норма времени на единицу продукции (работы), час; В час – часовая норма выработки данной продукции.
Количество произведенной продукции за месяц (ОП мес)определяется произведением месячной нормы выработки (В мес) и коэффициента выполнения норм за месяц (К вн): ОП мес = В мес * К вн
Сдельный заработок (Зсд) работника определяется путем умножения сдельной расценки (Рс) на количество произведенной продукции за расчетный период (ОП) по формуле З сд = Рс * ОП Задача 1. Норма времени на изготовление одного изделия составляет 60 минут. Часовая тариная ставка при данной сложности труда соответствует 4 разряду (взять конкретную ставку за час по действующей на данный момент тарифной сетке для нормальных условий труда). В месяце 12 рабочих смен, продолжительность смены 10 часов. Определить: 1) Сдельную расценку на единицу продукции (руб); 2) Сумму сдельного заработка рабочему в месяц при перевыполнении норм на 9%.
Задача 2. Норма времени на изготовление одного изделия составляет 28 минут. Часовая тарифная ставка при данной сложности труда соответствует 6 разряду (применять конкретную ставку за час по действующей на данный момент тарифной сетке для нормальных условий труда). В месяце 22 рабочих дня, продолжительность смены 8 часов.
Определить: 1) Сдельную расценку на единицу продукции (руб); 2) Сумму сдельного заработка рабочему в месяц при перевыполнении норм на 7%.
Задача 3. Вариант 1. Распределить коллективный заработок в бригаде из четырех человек(нормальные условия труда). Сдельный заработок по единому наряду составил 48000 рублей, премия – 3500 рублей. В месяце 22 рабочих дня. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Данные для расчета в таблице 4.
Вариант 2. Распределить общий заработок в бригаде из 4 человек (нормальные условия труда). Сдельная зарплата по единому наряду составила 38000 рублей, премия за опережение сроков выполнения составила 12000 рублей. В месяце 19 рабочих смен, продолжительность смены – 6 часов. Данные для расчета в таблице 5.
Таблица 4 – Данные для распределения коллективного заработка
К1 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.6)
К2 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.9)
Таблица 5 – Данные для распределения коллективного заработка
К1 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.6)
К2 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.9)
Тема 4. Трудовые ресурсы
Задание 1. По рисункам 1, 2 привести конкретные примеры причин влияющих на показатели структуры трудовых ресурсов:
Рисунок 1 – Схема состава трудовых ресурсов
Рисунок 2 - Структура трудовых ресурсов
Тема 5. Рынок труда и его регулирование государством
Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут):
1. Государственное регулирование рынка труда. 2. Инфраструктура рынка труда. 3. Гибкость и мобильность рынка труда. 4. Миграция населения и рынок труда. 5. Рынок труда: механизм и цикличность функционирования. 6. Экономико-математическое моделирование и прогнозирование рынка труда. Доклады оформить в виде рефератов с титульным листом и списком использованных источников.
Тема 6. Занятость и безработица Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут): 1. Безработица: виды, показатели и пути минимизации. 2. Государственная политика в области занятости. 3. Биржи труда и Рекрутинговые агентства. 4. Социально-экономическая ситуация в России и проблема занятости. 5. Влияние налогообложения и программ социальной помощи на предложение труда. 6. Динамика и структура безработицы в России и Кемеровской области (Новокузнецке). Доклады оформить в виде рефератов с титульным листом и списком использованных источников.
Тема 7. Денежные доходы населения Задание1. Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут): 1. Виды, структура и источники доходов населения. 2. Методы формирования потребительского бюджета. 3. Дифференциация доходов населения. 4. Формы и системы заработной платы. 5. Государственное регулирование доходов населения. Тема 8. Качество и уровень жизни населения Задание 1. Раздаточный материал: «Потребительская корзина – как социальный стандарт» состав потребительской корзины (ПК) на текущий период в РФ. Обсудить следующие вопросы: 1) Сколько частей в потребительской корзине? 2) Для каких категорий граждан разработана ПК? 3) Кем и на основе чего разрабатываются конкретные величины показателей в ПК? 4) По данным прожиточного минимума по Кемеровской области на текущий период проанализировать структуру ПК для нашего региона.
Тема 9. Социальное партнерство Задание 1. Раздаточный материал: коллективные договора предприятий г.Новокузнецка. Ознакомиться со структурой коллективных договоров, их содержанием и обсудить следующие вопросы: 1) Что общего во всех коллективных договорах? 2) В чем конкретное выражение функций коллективного договора (оптимизирующей, защитной, регулирующей)? 3) Кем определяется конкретное содержание колдоговора и на основании чего? 4) Субъекты колдоговора. 5) Роль профсоюзов в системе социального партнерства.
Тема 10. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений, роль МОТ Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут): 1. Международная организация труда и принципы ее деятельности. 2. Структура МОТ. 3. Методы работы МОТ. 4. Основные сферы деятельности МОТ. 5. Трудовой кодекс как регулятор системы социально-трудовых отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|