Каковы основные функции и полномочия Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?
Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является структурным подразделением центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица и осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в соответствии с Положением о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959. В своей деятельности Департамент взаимодействует со специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры,профсоюзами. Основными задачами Департамента являются: • осуществление государственного надзора и контроля засоблюдением законодательства о труде; • выявление и пресечение нарушений законодательства о труде; • координация деятельности органов государственного надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде, в том числе по обеспечению своевременной выплаты заработной платы. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: • проверяет работу государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, выполнения уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам;
• заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства • вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей; • контролирует проведение государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам; • информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений; в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью работников и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты; участвует в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и дает заключение о возможности их производства;
• участвует в приемке законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения, дает заключение о возможности их ввода в эксплуатацию; • осуществляет предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил по охране труда; • требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда; • проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет контроль за соблюдением нанимателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; • согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных актов; • осуществляет контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты; • осуществляет анализ нарушений законодательства о труде, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению; ежегодно подготавливает проект доклада Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде в Республике Беларусь; • ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц нанимателей по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; • применяет в установленном законодательством порядке санкции к нанимателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц нанимателей, допустивших нарушения законодательства о труде; • рассматривает в пределах своей компетенции обращения, предложения, заявления, жалобы работников и иных граждан, нанимателей и их уполномоченных должностных лиц в порядке, установленном законодательством;
• содействует изучению нанимателями и работниками законодательства о труде, норм и требований по охране труда; • выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер; • устанавливает факты совершения правонарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности; • налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности; • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством. Департамент для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право: • вносить на рассмотрение Министерства предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам для их утверждения; • привлекать при необходимости соответствующих специалистов и нанимателей к участию в проведении проверок состояния безопасности труда на производстве; • получать от государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей необходимую информацию по вопросам, входящим в его компетенцию; • требовать путем выдачи предписания от проектных организаций, организаций-производителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции станков, машин и другого оборудования, не соответствующие требованиям нормативной технической документации, и вносить в установленном порядке предложения о прекращении их производства;
• проводить при необходимости экспертизу проектов строящихся (реконструируемых) объектов производственного и непроизводственного назначения на их соответствие требованиям по охране труда и в установленном порядке вносить предложения о внесе • содействовать в установленном порядке в формировании государственных программ в пределах своей компетенции; • организовывать обучение и повышение квалификации государственных инспекторов труда и других работников Департамента, формировать его кадровый реестр; • вносить предложения в регистрирующий орган о ликвидации организации, в которой выявлено систематическое грубое нарушение законодательства о труде; • привлекать на договорной основе научные коллективы, учреждения образования для разработки проектов нормативных правовых актов; • рассматривать в установленном законодательством порядке обращения республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, средств массовой информации, депутатов и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; • осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством; • осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством. Государственный инспектор труда имеет право: • по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде; • знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения; • направлять запросы в соответствующие государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, получать информацию и материалы по вопросам, входящим в их компетенцию; • получать от нанимателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы; • требовать от нанимателей путем выдачи предписаний проведения независимой экспертизы производственных зданий, технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работников и окружающих;
• запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных актов, технической документации; • изымать для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя, уполномоченного должностного лица нанимателя и отсутствия ограничений на изъятие; • устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта); • выдавать нанимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде; • требовать от нанимателей отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших в установленном порядке проверку знаний, обучение и (или) инструктаж по охране труда либо медицинский осмотр; • приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений; • проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, устанавливать лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства о труде; • участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых (реконструируемых) объектов производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию; • налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде штрафы на уполномоченных должностных лиц нанимателя, применять к нанимателям санкции или выносить им предупреждения; • составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц нанимателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд; • требовать от нанимателей создания необходимых условий для осуществления государственными инспекторами труда своих полномочий; • участвовать в работе комиссий для проверки знаний законодательства о труде; • осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством. Государственный инспектор труда осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства. В случае инспекционного посещения организаций государственный инспектор труда при необходимости уведомляет об этом нанимателя или уполномоченное должностное лицо нанимателя, а также профсоюз (ы), действующий (ие) у нанимателя, если такое уведомление не нанесет ущерба эффективности контроля. Государственный инспектор труда в своей деятельности независим при принятии решения в соответствии с законодательством. Государственному инспектору труда запрещается разглашать сведения об источнике получения информации о нарушениях законодательства о труде в случаях, определенных законодательством. Департамент осуществляет полномочия в соответствии с законодательством и не является органом по рассмотрению трудовых споров; в функции государственных инспекторов труда не входит выступление в качестве посредников или арбитров при разрешении трудовых споров. Каковы основные функции и полномочия Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзора)? Согласно Положению о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 756, Проматомнадзор осуществляет специальные функции в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр. Проматомнадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор за: • объектами с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смеси газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями), аммиачно-холодильными и хлораторными установками, объектами хранения взрывоопасных химических веществ в составе этих производств; • металлургическими (сталеплавильными, литейными, трубными, прокатными) производствами; • обращением с источниками ионизирующего излучения, в том числе ядерными материалами и радиоактивными отходами; • оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефте- и нефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа; • горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подземными и гидротехническими сооружениями, бурением скважин, геофизическими работами, добычей твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в том числе питьевой воды из скважин глубиной более 20 м; • охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых, в том числе подземных питьевых вод, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения; • подъемными сооружениями, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды; • перевозкой опасных грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным и внутренним водным транспортом; • геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей таких ископаемых, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения; • производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов; • промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реализацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов; • проектированием (конструированием), изготовлением и эксплуатацией технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах; • ходом строительства потенциально опасных объектов. Наряду с этим Проматомнадзор: • в установленном порядке проводит техническую экспертизу, техническое освидетельствование и диагностирование технических устройств, используемых на потенциально опасных объектах, а также экспертизу их проектной и проектно-конструкторской документации; • осуществляет сбор, накопление и анализ информации о несчастных случаях, подлежащих специальному расследованию, авариях на потенциально опасных объектах, а также инцидентах, которые могут привести к авариям, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, принимает меры по предупреждению указанных несчастных случаев, аварий, инцидентов; • проводит техническое расследование причин аварий, инцидентов, специальное расследование несчастных случаев, произошедших на потенциально опасных объектах; • разрабатывает и направляет республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам и иным организациям обязательные для рассмотрения предложения по вопросам повышения устойчивости функционирования потенциально опасных объектов; • участвует в лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, в установленном порядке выдает разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ и услуг, связанных с потенциально опасными объектами, изготовления (разработки) оборудования, технологий, материалов, в том числе на их поставку в Республику Беларусь, а также сертификаты соответствия, аттестаты аккредитации; • аккредитовывает специализированные организации для выполнения экспертной оценки технического состояния технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах; • регистрирует опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов; • обеспечивает ведение единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения; • принимает участие в работе комиссий по предварительным, периодическим, сертификационным и приемочным испытаниям технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, взрывчатых материалов и изделий на их основе, а также в работе специальных комиссий по выбору мест захоронения радиоактивных отходов. Проматомнадзор осуществляет контроль за: • организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах; • реализацией мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости и безопасности работы потенциально опасных объектов. Проматомнадзор подготавливает проект ежегодного доклада Совету Министров Республики Беларусь о состоянии промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр. Для выполнения своих задач и функций Проматомнадзор и его должностные лица имеют соответствующие права, аналогичные правам других государственных органов надзора и контроля и их должностных лиц. 1.13. Каковы основные функции и полномочия государственного пожарного надзора? Государственный пожарный надзор в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-ХП «О пожарной безопасности» органами пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Органы государственного пожарного надзора Республики Беларусь: • осуществляют надзор за соблюдением требований законодательства, нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации; • дают заключения по проектам нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации; • осуществляют выборочный контроль за выполнением противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов; • участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов; • оказывают помощь в обучении учащихся, студентов и работников требованиям пожарной безопасности; • информируют население о состоянии пожарной безопасности объектов и результатах надзорной деятельности; • осуществляют производство дознания по уголовным делам о пожарах и (или) нарушении противопожарных правил, а также производство по делам об административных правонарушениях. Органам государственного пожарного надзора для выполнения возложенных на них обязанностей предоставлено право: • проводить пожарно-технические обследования объектов, выдавать предписания, предупреждения, заключения и рекомендации по устранению нарушений требований нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации; • утверждать нормы и правила пожарной безопасности; • приостанавливать действие нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, не согласованных с органами государственного пожарного надзора и противоречащих требованиям пожарной безопасности; • согласовывать проекты на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований; • требовать и получать сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений и выпускаемой продукции, а также о пожарах и их последствиях; • осуществлять проверку знания вопросов пожарной безопасности работниками и гражданами в предусмотренных законодательством случаях; • координировать и проводить научные исследования, государственные испытания, сертификацию и лицензирование в области пожарной безопасности; • приостанавливать полностью или частично при невыполнении соответствующих предупреждений работу организаций, строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ при нарушении требований нормативных актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и проектной документации; • запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением противопожарных требований. Приостановка осуществляется без соответствующего предупреждения, если создается непосредственная угроза возникновения пожара; • запрещать выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации; • осуществлять производство дознания по уголовным делам о пожарах, нарушениях противопожарных правил, а также производство по делам об административных правонарушениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|