Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРОГРАММА "МИРОВЕДЕНИЕ".




ПРОГРАММА " МИРОВЕДЕНИЕ".

Сурова Л. В.

 

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

В 1993-1994 учебном году в третьем классе православной гимназии Радонеж в Ясенево была предпринята попытка системной организации учебного процесса. Христианское образование авторы этого проекта понимали как комплексное развитие, многопрофильное обучение и свободное воспитание активной личности, способной к духовной жизни. Мы видели свою главную цель в том, чтобы способствовать формированию целостного мировоззрения у ребенка, которое дало бы ему возможность реально ощущать единство мира, и взаимосвязанность всех внешних и внутренних процессов жизни.

Но возможно ли это осуществить, да еще в условиях начальной школы?

Конечно, возможно. Ведь речь идет не о полноте знаний, а о закладке определенной системы связей и отношений. Нужно научить ребенка правильно рассматривать факты и явления жизни.

В сегодняшней школе предметное преподавание начинается очень рано, практически с 1 класса. Разные предметы направляют еще рассеянное внимание детей в разные, иногда даже противоположные стороны. Что в таком случае происходит с восприятием ребенка? Живая, единая картина мира дробится, расчленяется и представляется не системой взаимообусловленных процессов, а цепочками, рядами фактов. Хорошими предметниками обычно считаются те учителя, которые свой ряд умеют строго выстроить и, так сказать, вбить в память учащихся.

Но есть здесь один парадокс. Он заключается в том, что часто, стремясь вглубь предмета, мы теряем самые простые и верные ориентиры. Однажды в докладе о новом содержании образования педагог-биолог высказала мысль, что мы в школе занимаемся изучением некрологии, а не биологии, ибо сначала убиваем, а потом рассматриваем строение и пытаемся представить, как что работало. Надо бы учиться учить биологии, т. е. науке о живом, - таков был ее призыв, с которым мы не можем не согласиться.

Системный подход в образовании - это и есть попытка выстроить учебный процесс так, чтобы познание было возможно без умерщвления и расчленения, это попытка заложить те самые основы цельного знания, о которых заботился еще Владимир Соловьев. Многолетние наблюдения за развитием детей подсказали нам как это может быть осуществлено. Если мы действительно хотим сориентировать ребенка в нашем сложном, непрерывно меняющемся мире, сохранить крепость и живость его ума, развить интуицию, дать возможность хоть как-то противостоять информационному натиску, нужно в самом начале помочь ему создать в своем сознании единую структурную модель мира, вживить, если можно так выразиться, в ум пространственную решетку ключевых понятий.

Понятие - одна из форм отражения мира с помощью слова, способ обобщения предметов по совокупности признаков. Понятия - это уже философские величины, молекулы мыслительного процесса. Но понятие это еще и комплекс связей и отношений. Они ни в коем случае не могут быть просто сообщены, понятие должно быть выведено из всего имеющегося опыта ребенка, из сопоставления уже знаемого с новым опытом и откровением. И, наконец, понятие должно быть соотнесено, увязано с живым наблюдением, с личным впечатлением ребенка.

Именно через понятие, которое в возрасте 9-10 лет органично начинает дополнять чувственные переживания ребенка, и строится его внутренний мир, происходит освоение духовного пространства жизни, постижение нравственного закона. Но любой закон должен быть для ребенка не внешним императивом, а внутренним открытием. Только тогда можно надеяться на пробуждение личного нравственного чувства, совести.

Христианская жизнь, как известно, не есть жизнь по закону, но жизнь по благодати, то есть по Духу. Ребенку не только нужно осмыслить пространство живого мира, ему нужно ощутить себя в этом мире, найти свой путь и учиться им идти. В этой связи важной задачей для педагога является воспитание не только сознания, но и чувств ребенка, сохранение его живого восприятия.

Мы должны помнить, что все понятия, которые могут быть предложены ребенку, есть только зерна, которые должны прорасти, расцвести и принести плоды. Водой для этого сада сердца будут живые детские впечатления и те непредсказуемые естественные откровения, которые Господь посылает каждому из нас. Поэтому главное, что нам нужно, это настроить восприятие ребенка, как настраивают струнный инструмент, и заложить в него систему развивающихся понятий.

Не следует бояться, что при таком подходе мы не сможем дать ребенку все, что нужно для его возраста. Наоборот, у него появится возможность взять все, что он может. Имея основы системных знаний, то есть гибкую структурную решетку основных понятий и связей, ребенок всегда сможет восполнить фактический пробел, ведь осмысление любого факта начинается с установления его места в общей структуре. К тому же не забудем, что ничто так не подавляет творческих мыслительных способностей человека, как знание большого количества верных, но разрозненных фактов. Фрагментарные знания никогда не смогут в сознании ребенка срастись в целостную картину мира, и он невольно окажется в положении человека, который за деревьями не видит леса, а, стало быть, не знает, куда идти и что делать?

Задача системного воспитания - сохранить и развить тот творческий потенциал, который есть в ребенке. Все знания должны быть положены под ноги человеку, стать его фундаментом, а не лечь тяжелой плитой на его голову.

В основу нашей учебной программы был положен курс Мироведение, в котором и представлена избранная нами лестница понятий. Все многообразие фактических знаний, приходящихся на начальную школу, и конкретно на третий класс, мы пытались организовать так, чтобы они иллюстрировали и подкрепляли осваиваемые в этот период понятия. На всех уроках постоянно вводились элементы системных обобщений. Кроме того, в учебный процесс было внесено сквозное упражнение - запись впечатлений и наблюдений, что давало возможность иметь постоянную обратную связь с учениками.

Рассмотрение каждой новой темы начиналось с обобщения того, что дети уже знают; мы наблюдали, уточняли свой личный опыт, соотносили его с опытом человечества. Все понятия выводились в открытой системе диалога.

Участие детей в самом движении урока дает принципиально новые возможности для развития их мышления, становления речи и активизации творческих способностей. Управляют же этим движением (действием) урока своевременные целенаправленные вопросы учителя. Именно учитель в одни моменты предлагает наблюдать, в другие - самостоятельно искать решения, в третьи - делать логические обобщения.

Темы Мироведения были началом общего разговора, который в той или иной мере продолжался на других уроках. От общего переходили к частному, обращались к отдельным областям человеческих знаний, к отдельным фактам жизни, все время связывая их между собой, пытаясь определить их место в общей картине мира. История и природоведение расширяли курс Мироведения конкретными примерами. Изучение русского языка и математики также строилось на наблюдении. Ребятам предлагалось сначала самим обнаружить те или иные закономерности и попытаться сделать первичные обобщения, затем уже учитель уточнял их открытия. По литературе в программных произведениях акцентировались моменты, иллюстрирующие и развивающие положения Мироведения, подбирались необходимые дополнительные материалы.

Наша работа только начата, но есть уже первые положительные результаты. Можно с уверенностью сказать, что когда детям предлагается живой разговор, даже те из них, которые всегда с трудом вступают в общение, пробуждаются, внимание же повышается у всех без исключения. Диалог дал детям незаменимый опыт слушания другого, опыт поиска соборного решения. Кроме того, диалог естественным образом развивает речь ребенка, ведь надо сформулировать свою мысль, найти точное выражение вдруг вспыхнувшей догадке.

Мы не можем еще представить полных системных разработок по всем предметам начальной школы. Пока нам ясны лишь основные принципы и узлы единой программы на основе курса Мироведения, который мы и предлагаем вашему вниманию как авторскую разработку.

Теперь непосредственно о программе.

Цель курса Мироведение - познакомить ребенка с жизнью в свете христианского Предания. Рассказать о мире, о Боге, о человеке, раскрыть многообразие жизни, дать ощутить свободу выбора человека и ответственность его за свои дела. И наконец, необходимо ввести ребенка в духовную проблематику, объяснить основные догматические положения Православной Церкви, связать их с каждодневной жизнью ребенка, подготовить его к таинственной жизни в Церкви.

Курс представляет собой цикл тематических сократических диалогов, которые охватывают собой 12 главных разделов: Мир, Смысл жизни, Свобода человека, Два пути жизни, Церковь, Любовь, Добро, Благодарение, Братство, Семья, Человечество и искусство, Религия и искусство.

Все разделы, за исключением раздела Церковь, представлены целостными блоками, объединяющими несколько тем. В блоке задается понятие, которое рассматривается с разных сторон, насколько позволяет уровень учеников, ставится проблема, актуальная для нашей сегодняшней жизни. Внутри каждого блока есть, так сказать, обязательная программа, а есть произвольная. Первое - это те новые понятия и проблемы, с которыми мы знакомим детей. Второе - свободное историческое, психологическое и культурное осмысление данной проблемы в разные времена. Свободную часть учитель организует сам, в зависимости от его возможностей.

Важно понять, что разговор с детьми на серьезные темы необходим, - но начинать его надо не с примеров должного поведения, а со свободного знакомства с тем или иным теоретическим понятием, с разговора о нем. Только потом можно это понятие укоренять в истории, то есть приводить примеры того, как эти вопросы решали наши предшественники, что они для них значили, устанавливать причинно-следственные связи. После этого мы уже невольно чувствуем себя их преемниками, и на наших плечах оказывается нравственный груз истории.

Количество тем в каждом конкретном блоке различно. Это определяется значимостью самого разбираемого понятия и возможностями восприятия детей. Последовательность тем в блоке диктуется внутренней логикой самого расширяющегося понятия. Каждый учитель эту логику слышит по-своему. Можно заметить, что блоки в нашей программе последовательно связаны, есть четкие логические скрепы, нетрудно обнаружить продолжающиеся информационные и стилевые нити. Мы пытаемся не прерывать нашей мысли, чтобы все звенья цепочки были видны. Это особенность начального теоретического обучения: ум ученика вначале должен видеть путь, который проделала его мысль.

Раздел Церковь и церковные праздники организован принципиально по-другому. В общем ряду разбираемых понятий есть тема Церковь, кроме того, в соответствии с богослужебным календарем проводятся несколько объединенных занятий по двунадесятым праздникам, но главное - в другом. Тема Церковь растворена во всех других темах, она является как бы системой координат всего курса и, храня единый церковный дух, задает направление общим поискам.

Следует заметить, что наша программа по своей структурной модели не линейна, а спиралевидна: внутри блоков и во всей последовательности курса запланированы повторы и возвраты к уже освоенным понятиям. Это не случайное, а сознательное построение, которое позволяет актуализировать все нравственно-догматическое пространство охваченное учебным диалогом, - ученики оказываются погруженными в ту среду, которую познавали в последнее время.

Еще раз хочется напомнить, что наша программа лишь начинает воцерковление детей, она - первая ступень введения в Предание Православной Церкви.

В данный вариант программы уже внесены поправки и дополнения, учтен опыт первой апробации. И все-таки хотелось бы предостеречь педагогов от скрупулезно точного следования всем нашим разработкам. В одну реку нельзя войти дважды. В процессе работы может оказаться, что та или иная тема не укладывается в урок, а продолжается 2-3 занятия, или сама лестница понятий какого-либо раздела оказывается для данной учебной группы слишком сложной и прочее.

Все эти вопросы решаемы: нашу программу можно использовать целиком или частично. Она может быть перегруппирована и дополнена, но дорабатывать ее лучше совместно с автором, готовым помочь педагогам правильно скорректировать уже имеющиеся методические разработки, учесть личные возможности и особенности конкретной аудитории.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...